Российские железные дороги
РЖД
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
107174, Новая Басманная ул., д. 2
7(499) 262-99-01
+7 (499) 262-66-70
Топ-менеджеры:
Бесхмельницын Михаил Иванович
Белозеров Олег Валентинович
Ярковский Федор Викторович
Чаркин Евгений Игоревич
Чабунин Анатолий Михайлович
Зимин Виктор Михайлович
Краснощек Анатолий Анисимович
Михайлов Вадим Валерьевич
Мишарин Александр Сергеевич
Верховых Геннадий Викторович
Гнедкова Ольга Эдуардовна
Кобзев Сергей Алексеевич
Валинский Олег Сергеевич
Иванов Павел Алексеевич
Мещеряков Анатолий Анатольевич
Павловский Вячеслав Альфредович
Старков Андрей Краснославович
Федосеев Николай Владимирович
Шайдуллин Шевкет Нургалиевич
Шаханов Дмитрий Сергеевич
Проекты (2)
Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.Заказчик | Продукт | Технология | Год | Проект |
---|---|---|---|---|
- Содружество | Инновационная мобильность (платформа для покупки билетов) | 2023.04 | ![]() | |
- РЖД Логистика | РЖД CRM | CRM | --- | ![]() |
Продукты (14)
Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.Цифровой паспорт (156 проектов)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Активы | Конечные собственники |
+ Российские железные дороги (РЖД) |
Основная функция РЖД — эксплуатация железнодорожной инфраструктуры, находящейся в собственности государства.
Железные дороги
- Калининградская железная дорога, РЖД
- Октябрьская железная дорога, РЖД
- Северная железная дорога (СЖД), РЖД
- Московская железная дорога (МЖД), РЖД
- Горьковская железная дорога, РЖД
- Приволжская железная дорога, РЖД
- Куйбышевская железная дорога, РЖД
- Западно-Сибирская железная дорога, РЖД
- Забайкальская железная дорога, РЖД
- Красноярская железная дорога, РЖД
- Восточно-Сибирская железная дорога, РЖД
- Юго-Восточная железная дорога, РЖД
- Дальневосточная железная дорога, РЖД
Совет директоров РЖД
Основная статья: Совет директоров РЖД
Финансовые показатели
Основная статья: Финансовые показатели РЖД
Цифровизация
Основная статья: Информационные технологии в РЖД
РЖД управляют одной из крупнейших информационных систем в мире.
Стратегия цифровой трансформации
Основная статья: Стратегия цифровой трансформации РЖД
ИТ-инсорсинг в РЖД
Основная статья: ИТ-инсорсинг в РЖД
Информационная безопасность
Основная статья: Информационная безопасность в РЖД
Квантовые технологии
Основная статья: Квантовые технологии в РЖД
Беспилотные поезда в РЖД
Основная статья: Беспилотные поезда в РЖД
История
2025
Покупка недвижимости у Siemens Mobility за ₽1,57 млрд
ОАО «РЖД» в мае 2025 года завершило сделку по приобретению арестованных объектов недвижимости ООО «Сименс мобильность» в Санкт-Петербурге на сумму ₽1,567 млрд без учета НДС. Активы перешли в собственность Дирекции скоростного сообщения, филиала железнодорожной компании. Подробнее здесь.
РЖД выкупили недвижимость Siemens в Ленобласти
Дирекция скоростного сообщения (ДОСС, филиал ОАО «РЖД») приобрела на торгах недостроенный объект в поселке Металлострой в Ленинградской области, который принадлежал ООО «Сименс Мобильность» (принадлежит германской «Сименс Мобилити Гмбх» и нидерландскому «Сименс Мобилити Холдинг Б. В.»). ДОСС купила актив почти за 114 млн руб. Об этом свидетельствуют данные торгов, обнародованные в феврале 2025 года. В новый лот вошел недостроенный объект готовностью 68% площадью 3600 кв. м. Подробнее здесь
Покупка за 1,45 млрд рублей у Simenes компании по ремонту «Сапсанов» и «Ласточек»
16 января 2025 года стало известно о том, что ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приобрело на аукционе сервисный цех по ремонту и обслуживанию поездов «Сапсан» и «Ласточка», построенный немецкой компанией Siemens. Стоимость объекта составила 1,45 млрд рублей. Подробнее здесь.
2024
Покупка 350 тыс. кв. метров в небоскребе в «Москва-Сити»
24 октября 2024 года стало известно о том, что ОАО РЖД закрыло сделку по приобретению 350 тыс. квадратных метров в небоскребе международного делового центра «Москва-Сити». Здесь расположится новая штаб-квартира железнодорожного перевозчика, которую изначально планировалось построить на месте Рижского грузового двора столицы.
О сделке рассказала газета «Коммерсантъ». РЖД приобрели помещения в здании Moscow Towers, общая площадь которого составляет около 411 тыс. квадратных метров. Таким образом, компания практически полностью выкупила этот небоскреб. Moscow Towers состоит из двух башен, объединенных общей стилобатной частью. Башни связаны переходными мостами, образующими скай-лобби высотой более 20 метров.
Одним из консультантов сделки выступила компания Core.XP. Говорится, что РЖД купили офисы общей площадью более 200 тыс. квадратных метров, а также апартаменты и парковку на 100 тыс. квадратных метров. При этом немногим более 60 тыс. квадратных метров площадей, отведенных под ретейл, заведения общепита и другую сопутствующую инфраструктуру, в периметр сделки не вошли.Константин Мушовец, УЦСБ SOC: Хакеры активно используют AI и OSINT для создания индивидуальных сценариев атак
Генеральный директор консалтинговой компании Remain Дмитрий Клапша оценивает стоимость купленной недвижимости в 160 млрд рублей. А руководитель департамента по работе с офисными площадями IBC Real Estate Екатерина Белова полагает, что цена актива может достигать 227 млрд рублей. Гендиректор Core.XP Владимир Пинаев говорит, что площади в Moscow Towers приобретены для размещения сотрудников основных подразделений РЖД. При этом купленные апартаменты компания в перспективе также может перепроектировать в офисные пространства. Пинаев отмечает, что главным преимуществом Moscow Towers для РЖД является возможность быстрого размещения штаб-квартиры и максимизации операционной эффективности за счет консолидации бизнеса.[1]
Сокращение на треть инвестпрограммы до 2030 года. Куда пойдут ₽5,7 трлн
В ноябре 2024 года стало известно о решении Министерства экономического развития сократить долгосрочную инвестиционную программу РЖД до ₽5,7 трлн на период до 2030 года, что на 54% меньше первоначально заявленной суммы в ₽12,41 трлн. Данная инициатива вошла в стратегию развития железнодорожной инфраструктуры.
Как передает «Коммерсантъ», наиболее существенное сокращение затронет развитие Восточного полигона, где финансирование может уменьшиться в 6,7 раза — до ₽558,7 млрд вместо планировавшихся ₽3,84 трлн.
![]() | Руководитель «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил: РЖД в 2024 году уступила значительную часть грузовой базы автотранспорту, что требует пересмотра инвестиционных приоритетов, особенно в части Восточного полигона. | ![]() |
Развитие подходов к портам Северо-Запада также подвергнется значительному сокращению — с ₽882,5 млрд до ₽105,9 млрд на завершение текущих работ, а финансирование достижения целевых показателей уменьшится с ₽262,7 млрд до ₽9,2 млрд.
Инвестиции в подходы к портам Азово-Черноморского бассейна планируется снизить с ₽211 млрд до ₽151,2 млрд по текущим проектам, а средства на достижение целевых показателей сократятся с ₽511,6 млрд до ₽13,3 млрд.
Неизменным останется финансирование высокоскоростной магистрали Москва—Петербург в размере ₽264,7 млрд. Инвестиции в модернизацию и закупку подвижного состава претерпят минимальное сокращение — с ₽1,87 трлн до ₽1,85 трлн.
РЖД также сохранит финансирование в размере ₽48,8 млрд на централизованное размещение сотрудников в комплексе Moscow Towers в «Москва-Сити». В компании заявили, что средства будут получены от реализации высвобождаемой недвижимости и непрофильных активов.
По информации РЖД, корректировка инвестиционной программы не повлияет на запланированную индексацию тарифов на грузоперевозки, которая составит 13,8% с 1 декабря 2024 года.[2]
2023
Разработка инвестпрограммы на 11 трлн рублей до 2030 года
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) разработали инвестиционную программу объемом 11 трлн рублей до 2030 года. Об этом в середине декабря 2023 года рассказал первый вице-премьер Андрей Белоусов, который в Правительстве РФ курирует транспортную отрасль. По его словам, основными направлениями развития железнодорожной отрасли, вошедшими в документ, стали:
- переориентация грузовых потоков в интересах всех грузоотправителей;
- обеспечение перевозок пассажиров, где «важно находить баланс между грузовыми и пассажирскими перевозками, и перевозками отдельных видов грузов»;
- технологическая независимость. По словам Белоусова, железнодорожный комплекс страны должен опираться на собственные российские разработки и решения.
![]() | Все обозначенные направления найдут отражение в финансовом плане и инвестиционной программе РЖД в период до 2030 года, - подчеркнул первый вице-премьер на открытии IV железнодорожного съезда в середине декабря 2023 года. | ![]() |
Минэкономразвития предлагает направлять средства ФНБ на финансирование дефицита инвестпрограммы РЖД до 2030 года, поскольку, как отмечают в ведомстве, тарифы монополии в 2024–2030 годах будут расти медленнее инфляции, Данная инициатива, как считают в министерстве, сократит издержки грузоотправителей, уточняется в пояснительной записке к документу. Но при росте тарифа РЖД медленнее инфляции дефицит собственных и бюджетных средств (включая средства ФНБ) для финансирования инвестиционной программы РЖД может составить около 40% (или 11–13% выручки), отмечает Минэкономразвития. Дефицит восполнят заимствования и дополнительные средства ФНБ. Какой объем средств ФНБ Минэкономразвития предлагает направлять на финансирование дефицита инвестпрограммы монополии, к декабрю 2023 года непонятно.[3]
Найм осужденных на работу
В ноябре 2023 год стало известно о решении РЖД нанимать осужденных к принудительным работам и иностранных граждан. Как уточнил заместитель генерального директора компании Дмитрий Шаханов, в первую очередь РЖД нужны такие работники в труднодоступных районах Забайкальского края.
По словам Шаханова, РЖД уже начали взаимодействие с Федеральной службой исполнения наказаний по вопросу трудоустройства осужденных к принудительным работам. При этом компания понимает все риски таких людей, но считает это дополнительной возможностью.
Вторым вариантом восполнения кадрового дефицита может быть привлечение иностранных граждан. Хотя тут, как отметил Шаханов, с их привлечением есть целый ряд проблем, в том числе и то, что касается заработной платы в пересчете на рубли. Потребность в таких работниках будут определять в разрезе конкретных предприятий.
Как отметил замглавы РЖД, к ноябрю 2023 года всей российской промышленности и всем компаниям приходится работать в беспрецедентных условиях.
![]() | По-другому, кроме как кадровым голодом, эти процессы не назовешь, - подчеркнул Шаханов, добавив, что свободного персонала на рынке нет, и приоритет для кадровых подразделений - привлечение персонала. | ![]() |
Причины дефицита рабочей силы, по его мнению, кроются в демографии и активном развитии промышленности, в том числе оборонной. Топ-менеджер подчеркнул, что ситуация ведет к «гонке» заработных плат.
![]() | Реально происходит «гонка» заработных плат. Этот процесс, безусловно, нужно остановить, причем на государственном уровне, - считает он. | ![]() |
РЖД для привлечения и удержания работников используют такие методы, как изменение корпоративной культуры, повышение оплаты труда, эффективности подбора и обучения персонала, улучшение социальной поддержки, пояснил Шаханов.[4]
Докапитализация от государства на 162 млрд рублей
Правительство РФ докапитализирует «Российские железные дороги» (РЖД) на 162 млрд рублей. Об этом в начале ноября 2023 года сообщил министр транспорта России Виталий Савельев на заседании кабмина.
![]() | Российскими железными дорогами будет обеспечено рекордное выполнение инвестиционной программы в объеме 1,2 трлн рублей. При этом следует отметить, что более 90 млрд рублей – это опережающее выполнение следующих лет, - сообщил Савельев. | ![]() |
По его словам, увеличение уставного капитала РЖД на 162 млрд рублей состоится до конца 2023 года с целью формирования дополнительных источников инвестиций. При этом есть возможность использовать по решению правительства с 2024 года 45,5 млрд рублей для инвестирования в 2023-м, добавил он.
![]() | Указанные средства будут направлены на дальнейшую реализацию проекта развития Центрального транспортного узла, квантовых коммуникаций и приобретение нового современного подвижного состава, – пояснил министр (цитата по «Интерфаксу»). | ![]() |
В основу формирования инвестиционной программы на 2024 год легли прогнозные параметры социально-экономического развития России. Все показатели деятельности РЖД запланированы с ростом. Так, погрузка на следующий год оценивается в 1,265 млрд тонн (+1,7% к уровню 2023 года). Грузооборот составит 3,4 трлн ткм (+3,4%). Кроме того, прогнозируется дальнейший рост пассажирооборота до 128 млрд пасс.-км (+1%).
На обновление подвижного состава запланировано 230 млрд рублей. Планируется приобрести свыше 500 локомотивов, более 280 вагонов электропоездов «Ласточка» и прочего моторвагонного подвижного состава, что, в свою очередь, обеспечит занятость комплекса отечественного машиностроения. Также в инвестпрограмме закладываются средства на реализацию программы по обновлению инфраструктурного комплекса, в рамках которой будет отремонтировано более 5,5 тыс. км пути.[5]
Инвестиции РЖД за 20 лет достигли 9,3 трлн рублей
Инвестиции РЖД за 20 лет работы достигли 9,3 трлн рублей. ОБ этом генеральный директор компании Олег Белозеров рассказал в начале октября 2023 года.
![]() | Мы последние годы идем с очень серьезным приростом. Купили за 20 лет почти 21 тыс. новых пассажирских вагонов. Приобрели порядка 9,5 тыс. локомотивов. Цифры грандиозные, — сообщил глава РЖД в интервью «РИА Новости». | ![]() |
По его словам, только в 2023 году РЖД инвестировали около 1,2 трлн рублей, а на 2024-й компания готовит инвестпрограмму на 1,3 трлн рублей.
![]() | Общее мнение: если будет возможность, нас нужно максимально поддержать, чтобы мы, в свою очередь, не сдерживали экономику, - добавил Белозеров. | ![]() |
Как отмечает «РИА Новости», капитальные расходы РЖД на 2023 год изначально составляли свыше 1,07 трлн рублей. Это был рекордный объем. Инвестпрограммы госмонополии, созданной в 2003 году, в предыдущие годы не превышали эту планку.
В начале октября 2023 года Олег Белозеров также рассказал, что длина главных путей Российских железных дорог составляет порядка 86 тыс. километров, но, если брать развернутую длину, то она составляет 127 тыс. километров.
![]() | Например, мы строим вторые пути на БАМе и Транссибе. По общей длине основных путей прирастаем не сильно, но по развернутой длине рост очень заметен. Из нового — у нас построены подходы к Крымскому мосту, обход Украины, уникальная дорога к горному кластеру в Сочи и многое другое, — перечислил он. | ![]() |
Также Белозеров отметил, что РЖД регулярно бьют рекорды СССР и видят, что спрос на перевозки по железной дороге превышает возможности инфраструктуры.
![]() | Регулярно бьем рекордные показатели времен Советского Союза. У нас выше грузооборот, скорость и ряд других показателей. Мы поднялись на верхние позиции в мировом рейтинге железных дорог. Российские железные дороги сегодня самые грузонапряженные в мире, занимают второе место по грузообороту, третье место — по протяженности, — добавил он.[6] | ![]() |
Выделение 20 млрд рублей на железные дороги к портам Азово-Черноморского бассейна
РЖД выделяют 20 млрд рублей на железные дороги к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). Об этом 10 июля 2023 года сообщил замглавы компании Андрей Макаров. По его словам, речь идет о средствах на 2023 года, причем их объем больше расходов за 2022-й (насколько он, не уточнил).
Как сообщил Макаров, к июлю 2023 года провозная способность железнодорожных подходов к портам АЧБ составляет 125 млн тонн против 100 млн тонн двумя годами ранее. К 2025 году провозная способность должна достигнуть 131 млн т в год, а к 2030 г. – 150 млн т.
![]() | Это целевой показатель программы развития АЧБ до 2030 года, которая в данный момент разрабатывается нашими институтами, – добавил топ-менеджер РЖД. | ![]() |
Он отметил, что холдинг уже модернизировал станцию Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги, пропускная мощность участка выросла на 27% по отношению к 2022 году. Холдинг продолжает модернизацию других участков.
![]() | Мы работаем по Тимашевской, мы работаем на Приволжской, по Максиму Горькому, мы работаем по Волжскому по станциям для того, чтобы дополнительно те мероприятия, которые у нас остаются по АЧБ, чтобы их завершить, - пояснил Макаров (цитата по ТАСС). | ![]() |
Источник «Коммерсанта» на рынке отмечает, что планируемого объема в 150 млн тонн к 2030 году будет недостаточно. Уже к июлю 2023 года, по словам собеседника, необходимо около 180 млн тонн и не менее 200–220 млн тонн в год к 2030 году.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, объем перевозок через порты АЧБ будет расти быстрее, чем прогнозировалось до начала спецоперации. Он отмечает, что сейчас существуют серьезные проблемы с инфраструктурой на подходах к портам юга. Одним из примеров являются ограничения по экспорту угля из Тамани и по вывозу контейнеров из Новороссийска. Спрос на перевозки увеличивается из-за роста объема грузовых перевозок, пассажирского движения и спроса на экспортные и импортные перевозки через южные порты.[7]
2022
Правительство одобрило масштабный ремонт инфраструктуры РЖД на 7,6 трлн рублей
В конце декабря 2022 года правительство одобрило программу приведения железнодорожных путей в «нормативное состояние», затраты на которую с учетом закупок техники должны составить в 2023–2035 годах 7,6 трлн рублей.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий документ, программа предполагает капитальный ремонт 82,2 тыс. км железнодорожного пути. Более половины придется на Северо-Западный полигон (44,2 тыс. км). На Южном полигоне предполагается отремонтировать 15,5 тыс. км, на Восточном — 22,6 тыс. км. Также планируется реконструировать более 4 тыс. искусственных сооружений.
Инвестиции с учетом расходов 2022 года, но без учета вложений в путевую технику оцениваются в 6,6 трлн рублей. С 2023 года и с учетом путевой техники эта цифра составит 7,6 трлн рублей. В ОАО «РЖД» изданию подтвердили, что программа утверждена властями.
В то же время отмечается, что в период с 2023 по 2035 год на капитальный ремонт путей будет потрачено порядка 3,8 трлн рублей, порядка 2,6 трлн рублей — на реконструкцию искусственных сооружений и оздоровление земляного полотна, и ещё 1,1 трлн рублей планируется вложить в обновление парка путевой и дорожно-строительной техники.
В программе поэтапного вывода путевого комплекса ОАО «РЖД» на нормативный уровень до 2035 года отмечается, что все работы должны быть профинансированы монополией, но нет детального плана финансирования.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что главный вопрос в том, насколько ОАО РЖД в состоянии реализовать такие масштабные планы без ущерба для ключевых проектов, в первую очередь Восточного полигона, то есть мобилизовать трудовые ресурсы, технику и так далее. Распределение работ по направлениям в краткосрочной перспективе целесообразно было бы скорректировать, полагает он: сейчас вопросы вызывает недостаточное внимание к финансированию на подходах к портам юга, где работы следовало бы активизировать, тогда как на северо-западе их можно отнести на более поздний срок.[8]
Мишустин утвердил инвестпрограмму РЖД в 1,07 трлн рублей
В ноябре 2022 года Правительство РФ одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 год объемом 1,074 трлн рублей, что практически на треть больше, чем в 2022-м. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу кабмина, аппарат правительства утвердил основные параметры финплана и инвестпрограммы монополии, а примет их уже совет директоров компании.
Министр транспорта Виталий Савельев перечислил основные направления инвестиций в 2023 году. По его словам, 440 млрд рублей, или более 40% от объема инвестпрограммы, предусмотрено на реализацию проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, из них на развитие второго этапа Восточного полигона будет выделено 250 млрд рублей.
На проекты обновления железнодорожной инфраструктуры в 2023 году полагается 350 млрд рублей, из которых 160 млрд рублей будет направлено на ремонт более 4,8 тыс. км путей. Средства на закупку подвижного состава увеличены в 1,5 раза относительно ранее утвержденных параметров и составят более 202 млрд рублей.
Еще 15 млрд рублей придется взнос в уставный капитал Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД, занимающаяся поездами дальнего следования) на приобретение 225 пассажирских вагонов, почти 9 млрд рублей – на проекты социального развития.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин обратил внимание на то, что железнодорожный транспорт является стратегической отраслью, которая "способствует росту национальной экономики, содействует увеличению торгового оборота и загрузке отечественной промышленности, расширению производственной кооперации".
![]() | Компания РЖД является одним из крупнейших заказчиков для малого и среднего бизнеса, создает дополнительные рабочие места в машиностроении, добывающей, обрабатывающей промышленности, а также в сфере информационных технологий, - отметил глава кабмина.[9] | ![]() |
Инвестпрограмма в 2023-2025 годах превысит 3 трлн рублей
Инвестиционная программа РЖД в 2023-2025 годах превысит 3 трлн рублей. Об этом стало известно 18 октября 2022 года.
![]() | Для финансирования приоритетных инвестпроектов объем инвестиционной программы РЖД в текущем году составит свыше 800 млрд руб. На следующие три года ее размер суммарно превысит 3 трлн руб., что также поможет развитию смежных отраслей и предприятий, которые обеспечивают производство и поставку необходимой продукции, — заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании по вопросам развития ж/д инфраструктуры в РФ. | ![]() |
Совет директоров РЖД 12 октября 2022 года утвердил скорректированную инвестиционную программу на 2022 год в размере 847 млрд рублей, дополнительно планируется профинансировать модернизацию локомотивов, обновление путевой инфраструктуры и моторвагонного подвижного состава.
По словам премьер-министра, в условиях беспрецедентных санкций в центре особого внимания правительства находится создание новых транспортных маршрутов, прежде всего коридоров Восточного и Азово-Черноморского направлений, а также международного «Север-Юг».
![]() | Для выстраивания новой экспортно-импортной логистики правительство сформировало комплексный план мероприятий и проектов, который направлен на строительство высокотехнологичной инфраструктуры. Все дорожные карты рассчитаны до 2030-года с общим объемом финансирования свыше 4,5 трлн рублей, в том числе около 300 млрд из федерального бюджета, - отметил Мишустин. | ![]() |
Он добавил, что по консервативному варианту прогноза объем грузопотока всеми видами транспорта по направлению «Север-Юг» вырастет за этот период на 135% к уровню 2021 года, примерно до 32,5 млн тонн, по Азово-Черноморскому направлению - почти на 70%, и составит около 300 млн тонн, а по восточному - увеличится на четверть, достигнув порядка 350 млн тонн.[10]
Кабмин увеличил уставный капитал РЖД на 22 млрд рублей
В августе 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым увеличил уставной капитал «Российских железных дорог» (РЖД) на 21,88 млрд рублей. Наращивание произойдет в том числе:
- На 18,3 млрд рублей путем размещения 18,3 млн дополнительных привилегированных акций типа Б номинальной стоимостью 1 тыс. рублей за акцию, которые подлежат использованию для развития инфраструктуры Центрального транспортного узла;
- На 3,58 млрд рублей путем размещения 3,6 млн дополнительных обыкновенных акций стоимостью 1 тыс. рублей Из них 2,05 млрд рублей — на проведение реконструкции пункта «Лианозово» Московских центральных диаметров (МЦД-1); 1,5 млрд рублей — на транспортное обслуживание МЦД-4; 0,03 млрд рублей — на пешеходный переход через ж/д ветку в аэропорт Внуково.
По данным на сайте РЖД, на 19 апреля 2022 года уставный капитал компании составлял 2 трлн 723,302181 млрд рублей, и был разделен на 2 млрд 573 млн 302 тыс. 181 обыкновенных и 150 млн привилегированных акций номиналом 1000 рублей каждая.
В марте 2022 года «Известия» писали, что на реализацию первоочередных мер по поддержке российской экономики из федерального бюджета выделят более 1 трлн рублей. Одна из крупных статей расходов – транспорт. На докапитализацию РЖД для поддержки реализации инвестиционной программы и цифровизации планируется направить 250 млрд рублей, еще 25 млрд рублей пойдет на помощь авиакомпаниям, включая субсидирование кредитования, лизинговых платежей и текущей деятельности.
По данным «Ведомостей», Минэкономразвития инициировало обсуждение плана-графика разработки новой системы железнодорожных тарифов и 9 августа 2022 года провело заседание комитета по вопросам тарифного регулирования Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД. [11]
2021
Средняя скорость поездов - 104,2 км/ч
Третье место в рейтинге крупнейших российских компаний по капитальным вложениям
В ноябре 2022 года журнал Forbes опубликовал рейтинг крупнейших российских компаний по объему капитальных вложений за пять лет — 2017-2021 гг. За этот период компании рейтинга суммарно инвестировали почти 42 трлн рублей. Подробнее здесь.
Правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 3 трлн рублей
Правительство РФ на заседании 2 декабря 2021 года утвердило инвестиционную программу РЖД на 3 трлн рублей. Она рассчитана на три года.
Согласно финансовому плану РЖД, компания потратит 1,02 трлн рублей в 2022 году, 1,14 трлн рублей – в 2023-м и 1,1 трлн рублей – в 2024-м.
Объем действующей к началу 2021 года инвестпрограммы РЖД до 2023 года, утвержденной в начале 2021-го, составляет около 2,3 трлн рублей, в том числе на 2021-й – 731,6 млрд рублей, 2022-й – 807,4 млрд рублей и 2023-й – 760,6 млрд рублей.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин назвал РЖД целой отраслью, важной для экономики и инфраструктурного развития регионов. По его словам, более 3 трлн рублей средств железнодорожники получат впервые, однако и задачи, которые стоят перед ними, являются масштабными.
В числе первоочередных председатель Правительства РФ назвал продолжение работ в рамках проекта восточного коридора, который включает БАМ и Транссиб. Также в планах создание Северного широтного хода для развития транспортной инфраструктуры в Арктике, обновление железнодорожного сообщения центрального транспортного узла и целого ряда других направлений.
![]() | Особое внимание будет уделено качеству подвижного состава. Пассажиры должны ездить в комфортных, современных вагонах со всеми удобствами, включая доступ к цифровым сервисам, будь то маршруты дальнего следования или пригородные поезда. Кроме того, важно продолжать ремонт и обновление железнодорожных путей, строительство мостов и других объектов, — перечислил премьер. | ![]() |
Ранее правительство опубликовало проект постановления о выделении РЖД субсидии в 140 млрд рублей в 2025–2026 годах. Выделяя средства на операционную деятельность в будущем, правительство пополняет EBITDA компании и соотношение с ней долга уже в настоящем, что позволит ОАО «РЖД» уже в 2022 году занять дополнительные средства, чтобы покрыть дефицит инвестпрограммы.[12]
Строительство новой штаб-квартиры за 127 млрд рублей
25 февраля 2021 года ВЭБ.РФ сообщил, что госкорпорация назначена организатором синдицированного кредита на строительство новой штаб-квартиры РЖД.
Речь идет о многофункциональном комплексе, который должен быть построен на территории Рижского грузового двора в Москве. Ожидаемый размер финансирования общественно-деловой части проекта составит около 127 млрд рублей.
По данному синдицированному кредиту уже есть банки-интересанты, «которым важно организовать этот проект через механизм «Фабрики проектного финансирования». Данный механизм подразумевает, что синдикат кредиторов, организованный госкорпорацией, возьмет на себя 80% финансирования, то есть 101,6 млрд рублей.
Общая площадь застройки составит 457,1 тыс. кв. м, проект будет возведен на территории Рижского грузового двора в Москве. Новый общественно-деловой район будет включать в себя объекты культуры, спорта, образования, современные форматы офисных пространств и торговли и рекреационные зоны, отметили в госкорпорации ВЭБ.РФ.
![]() | Строительство штаб-квартиры РЖД станет крупнейшим проектом развития городской территории в рамках Фабрики проектного финансирования. ВЭБ.РФ как оператор этой правительственной программы не только производит отбор инвестиционных проектов для участия в программе, но и является одним из участников синдиката, — заявил первый заместитель председателя – член правления ВЭБ.РФ Николай Цехомский. | ![]() |
По его словам, проект позволит превратить привокзальную территорию в современное городское пространство, что созвучно со стратегическим вектором ВЭБ.РФ по развитию городской экономики.
Со стороны ОАО РЖД проект курирует заместитель гендиректора госкомпании Александр Плутник, возглавлявший ранее компанию «Дом.РФ». Строительство комплекса планируется начать в 2022 году.[13]
2020
ИТ-директора РЖД Евгения Чаркина повысили до заместителя гендиректора компании
В декабре 2020 года Евгений Чаркин, с 2015 года занимавший должность директора по ИТ РЖД, решением совета директоров был назначен заместителем гендиректора компании. Подробнее здесь.
На 200 млрд. рублей будет сокращена инвестиционная программа РЖД в 2020 году за счет уменьшения затрат на проектирование
На 200 млрд. рублей будет сокращена инвестиционная программа РЖД в 2020 году за счет уменьшения затрат на проектирование, сообщает Интерфакс.
Первоначально финансирование предполагалось в 820 млрд. рублей.
Сокращение инвестиций, прежде всего, затронули проекты, где есть возможность сдвинуть сроки их реализаций и не увольнять персонал.
Также предприятие будет продолжать вести строительные работы по проектам, реализуемым по поручению Правительства РФ, в том числе по модернизации БАМа и Транссиба, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту рабочих и служащих в неблагоприятных эпидемиологических условиях.
Кроме того, будут реализовываться и строительные проекты, связанные с организацией непрерывного перевозочного процесса.
2019: Утверждена долгосрочная программа развития РЖД до 2025 года
Распоряжением правительства от 19 марта 2019 года утверждена долгосрочная программа развития «Российских железных дорог» до 2025 года.[14] В рамках реализации программы, в частности, предусматривается переход на «цифровую железную дорогу».
TAdviser изучил материал и выделил моменты, связанные с цифровизацией ЖД-компании. Подробнее здесь.
2018: План увольнения 42 тыс сотрудников к 2025 году
29 июня 2018 года было объявлено, что "Российские железные дороги" к 2025 г. планируют сократить численность сотрудников на 42 тыс. человек, следует из долгосрочной программы развития компании.
В это время в РЖД работают 737,4 тыс. человек. Численность сотрудников планируется снизить за счет естественного оттока персонала, перераспределения трудовых ресурсов и внедрения новых технологий.
Отмечается, что после такого шага средняя зарплата в компании вырастет примерно до 80 тыс. руб., тогда как сейчас она составляет 55 тыс[15].
2013
План выделения 150 млрд руб на модернизацию БАМа
На август 2013 года свершившимся фактом можно считать выделение из Фонда национального благосостояния 150 миллиардов рублей на реконструкцию БАМа и Транссиба.
План либерализации железнодорожных перевозок провалился
На август 2013 года частных дорог в России почти нет, а те, что есть или планируются, лишь подтверждают правило: без РЖД в России можно построить разве что локальную ветку от месторождения до завода.
В рамках реформы РЖД, предполагавшей либерализацию перевозок по железным дорогам, госмонополия уступила только парк вагонов (да и те были приватизированы лишь частично), а остальное (собственно инфраструктуру и локомотивы) оставила себе. Разделения отрасли, подобно дроблению РАО «ЕЭС России», не получилось.
Большой объем непрофильных активов, включая «Желдорипотеку» и «Транстелеком»
На 2013 год у РЖД есть десятки и сотни непрофильных активов, имеющих лишь отдаленное отношение к железным дорогам. Так, монополия владеет стопроцентной «дочкой» «Желдорипотека», которая за последние 10 лет построила 1,4 миллиона квадратных метров жилья. Главным образом эта компания обеспечивает жильем сотрудников РЖД, но этим ее функции далеко не исчерпываются: купить квартиру у «Желдорипотеки» может любой желающий.
Другой «непрофильный» актив РЖД — компания «Транстелеком», которая проложила сеть вдоль железных дорог и сейчас входит в число крупнейших операторов связи в России. К 2015 году компания хотела бы занять до 15 процентов рынка широкополосного доступа в интернет в стране.
Список можно продолжать практически бесконечно — в ряду активов РЖД окажутся компании, занимающиеся производством щебня, сбором металлолома, предоставляющие разного рода туристические услуги, с полтысячи кафе и столовых, спортивные клубы и многое-многое другое. По сути, РЖД так и осталась министерством, маленьким (вернее, не таким уж и маленьким: в компании, по данным на 2009 год, работает около миллиона человек) государством в государстве.
РЖД регулярно распродает непрофильные активы — по итогам 2012 года выручка от этого вида деятельности составила почти 79 миллиардов рублей (большая часть пришлась на две сделки — выход из «Первой грузовой компании» и Транскредитбанка, который был продан также государственному ВТБ), в 2013-м планируется на уровне 34 миллиардов. Цифры вполне внушительные, но такими темпами распродажа затянется на долгие годы, тем более что в РЖД не скрывают: в некоторых случаях они сознательно тормозят процесс отчуждения имущества, например, когда актив является градообразующим.
Не надо думать, что компания занимается исключительно продажами активов, совсем не участвуя в сделках в качестве покупателя. Только в 2013 году монополии перешли 50 процентов уже упоминавшейся «Желдорипотеки», а также 75 процентов французского логистического оператора Gefco. Сумма сделки составила 800 миллионов евро[16].
2012: 1,49 млрд рублей на выплаты членам правления
В 2012 году из зарплатного фонда 1,49 миллиарда рублей монополия потратила на выплаты 24 членам правления РЖД, остальные сотрудники компании вынуждены довольствоваться гораздо меньшими зарплатами. Если предположить, что в монополии по-прежнему работает около миллиона человек, то получится в среднем по 54 тысячи на человека в месяц «грязными»; если взять на веру просочившийся в интернет закрытый документ РЖД о численности сотрудников и условиях труда в монополии, то тогда средние зарплаты увеличатся до 60 тысяч.
2003: Создание РЖД через передачу от государства активов 987 организаций
ОАО "РЖД" было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание Компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта.
1916
Обратите внимание на редкий сейчас тип пылесоса — "пневматический", работающий от сжатого воздуха. В нём нет никаких электромоторов — всасывание осуществляется за счёт эжекции от струи сжатого воздуха, пылесос подключается не к электросети, а к сети сжатого воздуха, наподобие тех, что устанавливаются в автосервисах, для работы с пневмоинструментом. В сравнении с электрическим очень тихий, не гудит, а тихонько шипит. Полная электробезопасность. И большая энергия всасывания.
Снова пневмопылесосы без электропривода в России появились спустя почти сто лет.
1905: Двухэтажные вагоны
1891: Начало строительства Транссиба
Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб), Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога между Челябинском и Владивостоком, соединяющая европейскую часть России с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами. Построена в 1891—1916 годы.
Длина магистрали по окончании строительства составляла 8,3 тыс. км.
1851: Открыто сквозное железнодорожное движение между Москвой и Санкт-Петербургом
В августе 1851 года было открыто сквозное железнодорожное движение между Москвой и Санкт-Петербургом.
На 9 поездах были перевезены два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков и дивизион гвардейской артиллерии.
13 ноября 1851 года, было открыто железнодорожное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом.
Первый поезд из 6 вагонов отправился из Санкт-Петербурга в день открытия 1 ноября 1851 года в 11 часов 15 минут, и через 21 час 45 минут прибыл в Москву. Именовался в то время этот участок железной дороги Петербургско-Московским.
1843: Начало строительства железной дороги между Петербургом и Москвой
Решение о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой было принято в связи с необходимостью разгрузить водный и гужевой транспорт. 27 мая 1843 года началось строительство старейшей в России и самой длинной двухпутной железной дороги в мире, длиной в 604 версты (645км). Построены были вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге, 34 станции и 190 мостов.
Смотрите также
- Российские железные дороги, Департамент финансов
- Центральная станция связи, филиал ОАО РЖД
- Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом, филиал ОАО РЖД
- Филиал ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорог
- Филиал ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога
- Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога
- Самарский проектно-изыскательский институт Желдорпроект Поволжья (РЖД)
- Лискинский песчаный карьер, филиал ОАО РЖД
- ТрансТелеКом
- ТТК-Северо-Запад
Примечания
- ↑ РЖД поднимается на башню
- ↑ Рельсы разгружают от денег
- ↑ [РЖД разработали инвестпрограмму на 11 трлн рублей до 2030 года https://www.interfax.ru/russia/936360]
- ↑ РЖД решила нанимать осужденных и мигрантов
- ↑ РФ докапитализирует РЖД на 162 млрд рублей – глава Минтранса
- ↑ Инвестиции РЖД за 20 лет превысили девять триллионов рублей
- ↑ На развитие ж/д сети Азово-Черноморского бассейна направят более 20 млрд рублей
- ↑ Пути программы неисповедимы
- ↑ Правительство одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 год в размере 1,074 трлн рублей
- ↑ Мишустин: суммарный объем инвестпрограммы РЖД в следующие три года превысит 3 трлн рублей
- ↑ Кабмин увеличил уставный капитал РЖД почти на 22 млрд рублей
- ↑ Заседание Правительства
- ↑ РЖД найдут деньги на новую штаб-квартиру за счет продажи недвижимости и банковских займов
- ↑ Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года
- ↑ РЖД сократит 42 тысячи рабочих мест
- ↑ Министерство путей умножения