Разработчики: | Российские железные дороги (РЖД) |
Отрасли: | Транспорт |
Содержание |
2024
РЖД запустили первую беспилотную «Ласточку» на МЦК. На ней может ездить любой желающий
28 августа 2024 года РЖД объявили о запуске первого в истории железнодорожного транспорта России беспилотного электропоезда. Специально оборудованная «Ласточка» будет перевозить пассажиров по Московскому центральному кольцу (МЦК). Подробнее здесь.
РЖД назвали сроки запуска полностью беспилотного поезда
В январе 2024 года в РЖД назвали сроки запуска полностью беспилотного поезда. По словам главы холдинга Олега Белозерова, эксплуатация такого транспортного средства должна начаться в 2026 году, а на лето 2024-го намечен запуск частично самоуправляемого состава (он будет курсировать по Московскому центральному кольцу/МЦК).
Полностью беспилотный поезд мы планируем запустить в 2026 году. Сдвижка некоторая связана с тем, что «Финист», полностью замещенный электропоезд, буквально сейчас появился, и мы, соответственно, на него сейчас навешиваем необходимое оборудование, которое у нас уже разработано, — сказал глава РЖД 19 января 2024 года. |
«Финист» — импортзамещенная версия «Ласточки». Эти поезда были построены на платформе немецкого электропоезда Siemens Desiro, в России они выпускались с 2014 года на заводе «Уральские локомотивы». Российский аналог имеет пять вагонов и 416 мест (в «Ласточке» их 346), сиденья в салоне расположены по три и по два в ряду друг за другом, мест друг напротив друга нет. Также было увеличено число туалетов — три вместо двух.
Согласно ГОСТу в сфере беспилотного транспорта, существует пять уровней автоматизации (УА), где УА0 – отсутствие автоматизации, УА1 – частичная автоматизация, УА2 – условная автоматизация, УА3 – высокая автоматизация и УА4 – полная автоматизация.Цифровизация ритейла: тренды, инновации, крупнейшие ИТ-поставщики. Обзор TAdviser
Третий уровень подразумевает внедрение бортового технического зрения, основанного на системе искусственного интеллекта. Таким образом, у машиниста появляется больше свободы и улучшается контроль за обстановкой на путях перед поездом. Система распознает объекты и препятствия и призвана реагировать быстрее, чем человек.
При УА4 управление осуществляется в полностью автоматическом режиме без присутствия машиниста в кабине поезда. Вся электрика, тормозная система и другие агрегаты, управление которыми обычно осуществляется машинистом в ручном режиме, должны управляться либо автоматически, либо дистанционно.[1]
2021: РЖД готовится к запуску беспилотного поезда в Москве
В конце 2021 года на Московском центральном кольце (МЦК) планируется запустить в тестовую эксплуатацию беспилотный электропоезд, соответствующий самому высокому уровню автоматизации, когда машинист в поезде может отсутствовать. Об этом в феврале рассказал Павел Попов, заместитель гендиректора, технический руководитель проектов по беспилотным поездам Санкт-Петербургского филиала НИИАС, «дочки» РЖД.
Павел Попов уточнил, что разработки, связанные с беспилотными поездами, в НИИАС начались в 2015 году. В 2017-м был запущен первый беспилотный локомотив на станции Лужская, в 2019-м РЖД начали тестировать электропоезда на МЦК, оснащенные системами технического зрения и дистанционного управления. Есть два таких поезда. Кроме того, поезда «Ласточка» на МЦК оснащены системами по второму уровню автоматизации: когда находящийся в поезде машинист может запустить движение поезда и осуществлять контроль тяги и торможения автоматически.
А теперь проектируется финальная версия электропоезда, которая будет полностью соответствовать требованиям по автоматизации четвертого уровня, когда машинист отсутствует в поезде, рассказал Павел Попов.
Беспилотный электропоезд – это комплексная система, которая взаимоувязана с системами контроля посадки и высадки, интервального регулирования, цифровой радиосвязи, центром дистанционного контроля и управления и др. Дополнительно продумывается депо для обслуживания беспилотных поездов и фактически меняется вся технология обслуживания, отметил представитель НИИАС.
Он пояснил, что обычно при возникновении нештатной ситуации диспетчер должен связаться с машинистом поезда, сообщить, что произошло. Здесь, бывает, возникают задержки и не всегда правильное восприятие. Но теперь все подобные ситуации пересматриваются, анализируются все возможные сценарии, и фактически при возникновении того или иного события система совместно с диспетчером должна распознать, что произошло, и отдать команду всем поездам, как действовать.
Для обеспечения цифровой связи беспилотных поездов планируется использовать LTE, рассказал Павел Попов. Он добавил, что у РЖД с Минтрансом есть выделенная частота, и по состоянию на 2021 года строится и вводится в эксплуатацию сеть LTE.
Один оператор контролирует до 10 поездов и при необходимости может управлять одним дистанционно. По словам Попова, уже отработана технология перехода из автоматического режима в режим дистанционного управления и обратно. Кроме того, создается центр дистанционного контроля и управления движением электропоездов.
Система технического зрения, которой оснащен поезд, на последних испытаниях детектировала все в пределах 700 метров в зимних условиях. Но будет произведено обновление, которое должно увеличить эту дистанцию до 1 тыс. метров.
Дополнительно в зонах ограниченной видимости по пути движения поезда устанавливаются стационарные комплексы, с которых информация о препятствиях автоматически передается на поезд.
Один из сложных вопросов – обеспечение безопасного входа и выхода пассажиров, особенно сложно это в часы пик, отметил Павел Попов. Сейчас за это отвечает бригада электропоезда, и случались инциденты. В связи с этим по состоянию на начало года ведется комплект работ, чтобы можно было контролировать все ситуации.
Представитель НИИАС добавил, что на момент запуска беспилотного электропоезда на МЦК сначала в нем все-таки будет присутствовать машинист, который, впрочем, не будет никак задействован. В течение 2021 года планируется разработать нормативные документы, позволяющие обходиться совсем без машиниста.
2020
РЖД начали тестировать первые поезда с искусственным интеллектом от Cognitive Technologies
В начале сентября 2020 года о тестировании РЖД первых поездов с искусственным интеллектом. Для этого проекта было организовано сотрудничество с компанией Cognitive Technologies. Подробнее здесь.
Минтранс и РЖД создают виртуальный полигон для беспилотных поездов
20 июля 2020 года Минтранс РФ и РЖД сообщили о создании виртуального полигона для беспилотных поездов. Компьютерный симулятор, представленный ведомством, предназначен для тестирования технологии компьютерного зрения в беспилотной технологии на ж/д транспорте.
Задача полигона – проверить корректность работы систем виртуального машиниста на поездах с реализацией технологии компьютерного зрения. Виртуальный полигон должен обеспечить имитацию различных условий движения, возникающих на железной дороге, в том числе модели угроз физических средств в сложных метеорологических условиях и незаконное вмешательство в инфраструктурные объекты.
Результаты аналитики и проектирования будут рассматриваться в конце года. Общая стоимость проекта будет определена после разработки и апробации технического решения полигона.
Необходимо проверить надежность, устойчивость и точность работы программных модулей, реализующих технологии компьютерного зрения на беспилотных транспортных средствах и подающих соответствующие сигналы на системы управления транспортных средств, – говорит директор департамента цифровой трансформации Минтранса Дмитрий Баканов. – Обеспечить проверку таких систем в реальных физических условиях может быть не просто дорого и долго, но и труднореализуемо. Снег, дождь, туман, сумерки, внезапные препятствия, опасные сближения с другими участниками движения – всё это нужно проверить в виртуальных условиях, прежде чем выпускать оснащенные системами компьютерного зрения беспилотники в реальный мир. |
К 20 июля 2020 года, как сообщил директор направления «Информационная безопасность» организации «Цифровая экономика» Николай Зубарев, в федеральном проекте «Информационная безопасность» на достижение результата определено 25 млн рублей в 2021 году из внебюджетных источников и 75 млн рублей из федерального бюджета в 2020-2021 гг.[2]
Робототехника
- Роботы (робототехника)
- Робототехника (мировой рынок)
- Обзор: Российский рынок промышленной робототехники 2019
- Карта российского рынка промышленной робототехники
- Промышленные роботы в России
- Каталог систем и проектов Роботы Промышленные
- Топ-30 интеграторов промышленных роботов в России
- Карта российского рынка промышленной робототехники: 4 ключевых сегмента, 170 компаний
- Технологические тенденции развития промышленных роботов
- В промышленности, медицине, боевые (Кибервойны)
- Сервисные роботы
- Каталог систем и проектов Роботы Сервисные
- Collaborative robot, cobot (Коллаборативный робот, кобот)
- IoT - IIoT - Цифровой двойник (Digital Twin)
- Компьютерное зрение (машинное зрение)
- Компьютерное зрение: технологии, рынок, перспективы
- Как роботы заменяют людей
- Секс-роботы
- Роботы-пылесосы
- Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
- Обзор: Искусственный интеллект 2018
- Искусственный интеллект (рынок России)
- Искусственный интеллект (мировой рынок)
- Искусственный интеллект (рынок Украины)
- В банках, медицине, радиологии, ритейле, ВПК, производственной сфере, образовании, Автопилот, транспорте, логистике, спорте, СМИ и литература, видео (DeepFake, FakeApp), музыке
- Национальная стратегия развития искусственного интеллекта
- Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР)
- Российская ассоциация искусственного интеллекта
- Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники
- Международный Центр по робототехнике (IRC) на базе НИТУ МИСиС
- Машинное обучение, Вредоносное машинное обучение, Разметка данных (data labeling)
- RPA - Роботизированная автоматизация процессов
- Видеоаналитика (машинное зрение)
- Машинный интеллект
- Когнитивный компьютинг
- Наука о данных (Data Science)
- DataLake (Озеро данных)
- BigData
- Нейросети
- Чатботы
- Умные колонки Голосовые помощники
- Безэкипажное судовождение (БЭС)
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Беспилотные грузовики
- Беспилотные грузовики в России
- В мире и России
- Летающие автомобили
- Электромобили
Примечания
Заказчик | Интегратор | Год | Проект |
---|---|---|---|
- Российские железные дороги (РЖД) | Без привлечения консультанта или нет данных | --- |