2025/06/26 16:41:56

Карта российского рынка программного обеспечения 2025

Аналитический центр TAdviser выпустил новую версию инфографики «Карта российского рынка программного обеспечения», на которой отметил ключевых отечественных разработчиков ПО.

На карту добавлены свыше 400 наиболее крупных и заметных отечественных разработчиков программного обеспечения. Все они распределены по 30 категориям в трех основных разделах: инфраструктурное ПО, прикладное ПО и информационная безопасность.

Партнерами нового проекта выступили компании «Газинформсервис», «Анлимитед Продакшен» (eXpress), SMART technologies, «РЕД СОФТ» и «Бизнес Решения» (Compass).

ООО «Газинформсервис» — отечественный разработчик программных и программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности и комплексной инженерно-технической охраны.

Компания специализируется на создании систем обеспечения информационной безопасности объектов и ИБ-систем для корпораций энергетической и транспортной отраслей, органов государственной власти, промышленных предприятий, а также учреждений финансового сектора и телекоммуникационных компаний.
eXpress – суперапп для бизнеса, который объединяет современные инструменты для коммуникации и цифровизации рабочих процессов: ВКС, мессенджер и мини-приложения SmartApps для онлайн-доступа к корпоративным системам.

eXpress входит в реестр отечественного ПО и является полнофункциональной альтернативой MS Teams, Zoom, Slack и других зарубежных инструментов. Это единственный суперапп в классе «онлайн-коммуникации», обладающий сертификатом ФСТЭК России 4-го уровня доверия. Федерация eXpress насчитывает почти 2 млн пользователей.
SMART technologies - разработчик инфраструктурных решений и системный интегратор.

Экспертиза в поддержке, доработке и внедрении open source продуктов, собственная и заказная разработка. Флагманские продукты: система мониторинга и управления СТ.Монитор, ПАК «Боцман Клик» для использования и управления кластерами баз данных внутри организации, распределенное хранилище данных Haribda и операционная система SMART Linux.
РЕД СОФТ - российский разработчик программного обеспечения.

Портфель компании включает экосистему решений для организации и управления ИТ-инфраструктурой, основу которой составляют РЕД ОС, РЕД АДМ, РЕД Виртуализация, РЕД ВРМ, РЕД База Данных, а также мобильная операционная система РЕД ОС М. Продукты РЕД СОФТ входят в Реестр российского ПО Минцифры России и сертифицированы ФСТЭК России. Заказчики РЕД СОФТ — это госпредприятия и корпорации, органы государственной власти, представители бизнеса из всех отраслей экономики.
Compass – безопасный корпоративный мессенджер для крупных компаний и среднего бизнеса. Можно использовать в облаке или установить на свой сервер по модели on-premise.

  • Быстрый и безопасный корпоративный мессенджер.
  • Видеоконференции на 1000+ активных участников.
  • Интеграции с 100+ сервисами для работы.
  • Шифрование данных на сервере и устройствах.
  • Контроль и защита конфиденциальной информации.


Карта российского рынка программного обеспечения 2025. Кликните, чтобы увеличить

По просьбе TAdviser эксперты компаний-партнеров проекта поделились своими мнениями об основных трендах российского рынка ПО и перспективах, в случае ослабления санкционного режима и возвращения в нашу страну крупных иностранных разработчиков софта.


О ключевых трендах российского рынка ПО


Евгений Перов, директор по продукту корпоративного мессенджера Compass:

Первый тренд российского ИТ-рынка – создание all-in-one продуктов для работы.

Это глобальный мировой тренд в B2B-продуктах. Вспомните Zoom в 2020 году – это просто отличные видеоконференции. Сейчас это полноценное рабочее пространство с чатами, ВКС, календарем, документами, почтой и многим другим.

Российские вендоры идут тем же путем, но ждать приложение все в одном от одного разработчика в ближайшее время не стоит – рынок, а следовательно и ресурсы, ограничены. Небольшим ИТ-компаниям выгоднее сотрудничать между собой, чем пытаться захватить соседние сегменты конкурентов.

Монолитного российского Microsoft в ближайшее время не предвидится – на это потребуется много денег, времени и готовность рынка. Бизнес сейчас собирает all-in-one workspace, как конструктор. Core-продуктом чаще всего выступает корпоративный мессенджер и видеоконференции, а остальные сервисы для работы добавляются в интерфейс с помощью Smart Apps и прямых интеграций. На российском рынке есть три таких продукта, включая корпоративный мессенджер Compass, которые пошли этим путем.

Второй тренд – фокус на защите корпоративной информации и безопасности.

Этот тренд был актуален еще в первую волну импортозамещения, актуален и сейчас. Бизнес предъявляет высокие требования с точки зрения безопасности, и вендоры достигли большого прогресса в этом поле. Если мы говорим о мессенджерах, сложно найти какой-либо продукт для big enterprise, который нельзя было бы развернуть on-premise. У многих продуктов качественное шифрование данных при передаче или хранении на сервере и устройстве.

Также важна конфиденциальность данных, например, дистанционный разлогин при потере устройства, удаление данных сотрудника при увольнении. Мы в Compass пошли дальше – приложение отслеживает взлом устройства и блокирует доступ к данным компании. За годы работы с крупными заказчиками российские продукты с точки зрения безопасности часто даже перегоняют привычных мировых лидеров.

Третий тренд – гибкость в создании функций.

Попробуйте написать в Slack или Microsoft с просьбой добавить возможность, которой очень не хватает для работы. В лучшем случае вы получите формальную отписку с благодарностью за обратную связь и обещанием когда-нибудь это сделать. Российские вендоры в этом плане более гибкие. Они понимают специфику бизнеса и готовы реализовать функцию под запросы определенной отрасли. Это довольно частая история взаимодействия с крупными заказчиками. Бизнес легко может дотянуться не до техподдержки, а до владельца компании, поделиться обратной связью, оставить запрос на ту или иную и получить конкретный срок ее реализации.


Денис Хориков, директор Технического департамента SMART technologies, о критически важной роли интеграторов:

Из нашего опыта, большинство российских производителей применяют Open Source ПО в своих продуктах, стараясь сделать из них «коробочный» вариант. Но в реальности не хватает времени и ресурсов, в связи с этим даже ведущие отечественные продукты требуют «доработки напильником»: интерфейсы непривычны, функциональность часто нуждается в адаптации, интеграции и обучении персонала. Поэтому роль интеграторов становится критически важной — без них заказчики не всегда справляются даже с привычными действиями.

Проекты становятся более сложными, и теперь любое внедрение требует полноценной архитектурной проработки. Простых решений больше нет — даже малобюджетные инициативы нуждаются в бизнес-обосновании: раньше ROI считали в общем, теперь — под каждый проект. Ключевой критерий — конкретная выгода, выраженная в цифрах и сроках.

Также наблюдается переход к модели перевода ИТ-затрат из капитальных в операционные — например, в SaaS. Это повышает гибкость, позволяя останавливать проекты без последствий для баланса, но порождает риски, связанные с накоплением издержек и ростом требований к информационной безопасности: контроль доступа, защита данных и интеграция с другими сервисами выходят на первый план.

Наконец, интеграторы все чаще создают собственные команды для тестирования российских продуктов и «отлова багов» — именно доработка стала самым ресурсоемким этапом. Это особенно актуально, поскольку заказчики требуют быстрых и предсказуемых результатов, а первоначальный этап — это боль.


Сергей Никитин, руководитель группы управления продуктами компании «Газинформсервис», о трендах рынка ПО для сферы информационной безопасности:

Все больше вендоров понимают, что западные решения, скорее всего, в обозримом будущем не вернутся, а спрос остался. Например, три года назад у одного из наших продуктов не было российских конкурентов, а сейчас их где-то пять или даже больше. Но конкуренция держит в тонусе. Из последнего — «в тренде», разумеется, искусственный интеллект: причем используют его и атакующие, и защищающиеся. Мы входим в Консорциум исследований безопасности технологий ИИ, разрабатываем решения, которые позволяют применять модели машинного обучения в кибербезопасности. Мы «упаковали» наш опыт в продукты, которые могут использоваться как корпоративным сектором, так и интеграторами, например в составе SOC.


Рустам Рустамов, заместитель генерального директора РЕД СОФТ:

Сегодня российский рынок программного обеспечения ориентирован на удовлетворение растущего спроса и потребностей заказчиков, стремящихся заменить зарубежные аналоги надежными и качественными отечественными решениями. Заказчики ждут функциональных и стабильных продуктов. Чтобы соответствовать ожиданиям наших клиентов, мы развиваем линейку продуктов. В этому году выпустили на рынок новый продукт РЕД ВРМ — систему виртуализации рабочих мест. Расширяем экосистему технологической совместимости, в нее уже вошли более 3000 решений российских вендоров. Активно развиваем образовательные проекты, направленные на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Мы также понимаем важность технической совместимости отечественных разработок с существующей инфраструктурой предприятий. Создаем механизмы для интеграции и мягкой миграции. Такие решения востребованы не только внутри страны, но и за рубежом. Для создания таких решений требуется комплексный подход: объединение технологий, экспертизы и поддержки партнеров для создания целостной экосистемы программных продуктов, способной успешно конкурировать на международном рынке.


О перспективах импортозамещения зарубежных ИТ-решений в случае ослабления санкционного режима и возвращения крупных иностранных разработчиков софта


Денис Хориков, директор Технического департамента SMART technologies:

Возвращение западных вендоров не приведет к массовому откату назад — скорее начнутся разнонаправленные процессы. Одни заказчики, остававшиеся на иностранных решениях и поддерживавшие их через параллельный импорт, продолжат этот путь. Но те, кто перешел на отечественные продукты и остался ими доволен, назад уже не вернутся.

Такая ситуация создаёт «испытание на прочность» для российских разработчиков: за последние годы они получили «кредит доверия», но теперь должны либо закрепить результат, либо проиграть. Важно, что одной России большинству продуктов мало. Настоящее развитие — это выход на внешние рынки, и именно в этом направлении теперь смотрят отечественные вендоры.

Таким образом, даже при снижении санкционного давления российский рынок не вернётся в состояние 2021 года. Он стал более зрелым, прагматичным и ориентированным на экономическую эффективность и технологическую независимость.


Сергей Артемов, директор по развитию супераппа eXpress:

В 2025 году российские вендоры придерживаются трех основных технологических векторов: безопасность, инновации и ИИ, а также интеграции в единую экосистему. На фоне перспектив возвращения зарубежных вендоров на российский рынок, уже сейчас отечественные разработчики смогут гарантировать им достойную конкуренцию, особенно в классе мобильных платформ, систем ВКС и IT-безопасности.


Евгений Перов, директор по продукту корпоративного мессенджера Compass:

Потенциальное возвращение западных вендоров вряд ли глобально перевернет российский рынок.

Во-первых, крупные компании не хотят снова рисковать и полагаться на продукты, которые однажды ушли. Кроме того, переход на российские продукты уже вписан в долгосрочные стратегии. Обратный переход на тот же Teams – большие риски и большие деньги, которые бизнес однажды заплатил при импортозамещении и будет вынужден заплатить еще раз.

Во-вторых, бизнес уже привык к качеству клиентского сервиса и не готов от него отказываться. Компании могут влиять на дорожные карты развития отечественных продуктов и договариваться с разработчиками.

В-третьих, в российских продуктах уже есть уникальный отраслевой функционал, который подходит для определенной сферы или рынка в целом. Теперь перейти обратно в зарубежный продукт = отказаться от эксклюзивных возможностей, которые есть только у российских вендоров.

Конечно, не будет сценария, что западные вендоры вернулись, а клиенты их полностью игнорируют. Часть небольших компаний, которые используют облачные решения, возможно, перейдут. Крупный бизнес, который привык к on-premise, сервису и функциям, торопиться с переходом не будет.


Сергей Никитин, руководитель группы управления продуктами компании «Газинформсервис»:

Не секрет, что некоторые заказчики продолжают пользоваться зарубежными продуктами, но даже они все более пристально смотрят на российские разработки — просто потому, что отечественные продукты уже очень близко подошли по качеству к импортным. Если три, пять лет назад мы практически всегда смотрели снизу вверх, то сегодня уже зарубежные заказчики с интересом смотрят на наши продукты — потому что соотношение «цена/качество» становится более приятным. Конечно, нельзя исключать риск того, что кто-то снова может перейти на зарубежное ПО, но, скорее всего, это будет просто невыгодным, учитывая стоимость такой обратной миграции и опасения в надежности поставщика.


Рустам Рустамов, заместитель генерального директора РЕД СОФТ:

Процесс импортозамещения ИТ-решений не остановится даже при ослаблении санкционного режима и возвращении крупных иностранных поставщиков. До 2030 года перед нами стоят четкие задачи от государства: обеспечить независимость и безопасность информационных систем страны. Наши заказчики понимают необходимость перехода на отечественное программное обеспечение: использование зарубежных решений несет риск сбоев и утраты контроля над ключевыми процессами.

Скачать карту в высоком разрешении можно по ссылке.

Заявки на печатную версию карты можно направлять на адрес editor@tadviser.ru. Бесплатная доставка осуществляется по Москве ИТ-руководителям компаний и государственных организациях. Также возможно приобретение карты.

Новая карта – это 20-й продукт TAdviser из этой серии. Ранее были подготовлены:

Смотрите также