Цифровизация в Ашане
Статья посвящена внедрению и развитию цифровых технологий в «Ашан Ритейл Россия».
2025: «Ашан Россия» на TAdviser SummIT: Автономизация ИТ — это долго, сложно и дорого
В «Ашан Ритейл Россия» около половины из примерно 270 информационных систем подлежат импортозамещению или локализации на фоне геополитических событий. В связи с этим в компании были выделены дополнительные бюджеты и нанят дополнительный персонал. И к середине 2024 года «Ашан» перешёл в активную фазу автономного от материнской компании использования ИТ. Выступая на конференции TAdviser SummIT 29 мая, о мифах и реальности автономизации ИТ в компании рассказал Максим Строгий, директор по информационным технологиям «Ашан», на основе уже полученного опыта. Речь по сути об импортозамещении, но в компании называют это автономизацией, потому что «не замещением единым...», отметил докладчик.
Ранее в компании применялись в том числе решения вендоров, ушедших из России после 2022 года. В российском «Ашане» решили, что смогут, например, сохранить ERP-систему, построенную на базе импортного ПО, и продолжить развивать её. Это у компании получается, отметил Максим Строгий. А замещать пришлось всё, из чего складывается экосистема приложений, работающих на благо бизнеса.
И первый миф связан с тем, что автономизация — это ИТ-проект. По факту же это долгая история, которой заниматься должна вся компания совместно. Причём для бизнеса это, в том числе возможность посмотреть, где компания была ранее, куда она хочет прийти в будущем, и сделать то, что для этого нужно. Как использование IDP-платформы гарантирует соответствие ГОСТам
Второй миф — все это делают, и можно просто сделать так же, как другие. На самом деле стартовая точка у всех своя, свой багаж знаний и опыт, и сделать всё сразу не получится, важно определиться с приоритетами. Пристально посмотрев на различные свои бизнес-процессы, в «Ашан Россия» поняли, что это возможность сделать то, чего раньше не делали, что можно сделать по-другому и работающим более эффективно.
Третий миф — на рынке ПО уйма, и точно получится найти то, что нужно компании. Но в реальности рынок ИТ-систем не успевает за потребностями бизнеса. Систем на рынке действительно много, но уровня enterprise мало, и надо быть готовым готовы к тому, что многое придется доделывать самим. «Ашан» сталкивался с тем, что какие-то российские решения на его масштабах не «взлетают».
При переходе со старого ПО на новое в «Ашане» применяют подход MVP, чётко определяя с бизнес-экспертами достаточный уровень функционала. Это возможность попутно пересмотреть бизнес-функции и оптимизировать их. Первичен бизнес-процесс, а не система, подчеркивает Максим Строгий.
Причём перед любым ИТ-директором встаёт вопрос — покупать какое-то решение или делать его самим. Директор по информационным технологиям «Ашана» констатирует, что в компании стало больше собственной разработки, чем раньше, самостоятельно разрабатывая то, чего на рынке либо нет, либо что эффективнее с точки сроков и финансовых затрат сделать самим.
К примеру, сам «Ашан» разрабатывает портал поставщика — платформу для взаимодействия с поставщиками, платформу интеграции данных, BI, BigData, решения для управления промо и коммерческими операциями.
Ещё один миф — при переходе на российское ПО всё будет работать автономно. Но российские ИТ-системы часто основаны на open source компонентах и не только, а open source развивается не только российскими командами. Это несёт в себе определённые риски. Ответом на это становится скрупулезная работа по «реальной автономизации». Это долго, сложно и дорого, поэтому здесь в компании также идут через MVP, оценивая риски и способы их митигации.
Существует также миф, что российское ПО дешевле западного, говорит Максим Строгий. Так оно часто и бывает, если смотреть только на прайс-лист или на предложенную на тендерах стоимость. Однако важно оценивать совокупную стоимость владения (TCO), оно зачастую сопоставимо для западных решений. Поэтому для «Ашана» изначально оценивается стоимость на горизонте 5 лет, учитывая затраты на хостинг, лицензии, разработку, доработки, обучение, миграцию и поддержку.
Фотогалерея саммита
О TAdviser SummIT
TAdviser SummIT — площадка, объединяющая представителей крупных заказчиков и поставщиков ИТ, людей, участвующих в управлении крупнейшими организациями в России. 29 мая 2025 года TAdviser SummIT прошёл при участии министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максута Шадаева, который в формате открытого интервью ответил на острые вопросы участников отрасли. В общей сложности мероприятие посетили более 1,5 тыс. делегатов, в пленарной части и восьми тематических секциях прозвучали более 150 докладов. Главной темой докладов стало повышение эффективности бизнеса и государства с помощью технологий и движение к технологическому суверенитету. На выставке в холле конференции было развёрнуто свыше 50 стендов, где российские ИТ-поставщики представили свои продукты и сервисы.
2024: Как российский «Ашан» справляется с уходом Oracle и других зарубежных вендоров. Интервью с CEO «Ашан Тех» Верой Эмрот
Как и многие другие российские подразделения иностранных компаний, «Ашан Ритейл Россия» после 2022 года перешёл к работе независимо от своих зарубежных «корней». Это потребовало серьёзных изменений, в том числе, на уровне ИТ. О том, как компания перестраивает ИТ-инфраструктуру на фоне новых обстоятельств и вызовов, связанных с уходом из России Oracle, SAS и других западных поставщиков, в интервью TAdviser в октябре 2024 года рассказала Вера Эмрот, гендиректор компании «Ашан Тех». Подробнее здесь.
2023
Открытие гипермаркета в метавселенной Roblox
В преддверии Нового года торговая сеть АШАН открыла виртуальный гипермаркет Auchan City в метавселенной Roblox. Это онлайн-платформа, где пользователи могут создавать свои собственные игры и делиться ими с другими пользователями. Так, АШАН воссоздал виртуальное пространство магазина на основе реального подмосковного гипермаркета АШАН Пушкино. Оно включает в себя различные отделы, кассовую зону, производственные цеха, парковку у магазина и другие интересные локации. Чтобы попасть в виртуальный мир магазина, достаточно иметь бесплатную учетную запись в метавселенной. Об этом Ашан сообщил 11 декабря 2023 года.
В виртуальном мире пользователи могут попробовать себя в различных профессиях и принять участие в квестах и тематических мини-играх, таких как «Мерчандайзер», «Бегущий покупатель», «Суперкассир», «Багетная история» и многих других. Также игроки выполняют различные задания, отыскивают «пасхалки», спрятанные в различных уголках Аuchan City и собирают «Ашбэки», внутриигровую валюту, которую можно обменять на виртуальный брендированный мерч торговой сети. В Auchan City игроки могут прогуляться по ярмарочной площади, преодолеть заснеженный лабиринт и даже покататься на катке.
![]() | Всё больше компаний используют метавселенные в качестве канала коммуникации с клиентами, и АШАН не исключение. В данном случае с помощью виртуального проекта Auchan City мы решили усилить наше взаимодействие с наиболее активной молодой аудиторией. Здесь в интерактивной форме игроки имеют возможность больше узнать о компании, программе лояльности, собственных торговых марках и акциях. Такое количество пользователей с первых дней запуска подтверждает высокий коммуникационный потенциал данного проекта, – прокомментировала Галина Ящук, директор по маркетингу «Ашан Ритейл Россия». | ![]() |
Утечка данных клиентов
6 июня 2023 года компания «Ашан» подтвердила информацию об утечке данных своих клиентов. Первоначально о ней сообщили эксперты DLBI в своем Telegram-канале «Утечки информации». Помимо «Ашана», произошла утечка данных сети магазинов «Твой дом».
![]() | Служба информационной безопасности «Ашан ритейл Россия» подтвердила утечку данных клиентов торговой сети. В настоящий момент мы проводим внутреннее расследование с целью установления вектора атаки и источника утечки. Мы сожалеем о случившемся и приносим извинения нашим клиентам, - сообщили ТАСС в пресс-службе ритейлера. | ![]() |
По данным DLBI, в открытый доступ выложены текстовые файлы, в которых содержится более 7,8 млн строк данных, относящихся к клиентам «Ашан». Среди них:
- имя/фамилия;
- телефон (7,7 млн уникальных номеров);
- адреса электронной почты почты (4,7 млн уникальных адресов);
- адрес доставки или самовывоза (777 тыс. адресов);
- дата создания и обновления записи (с 13.04.2020 по 18.05.2023).
Данные клиентов сети «Твой Дом» «слиты» в виде дампа таблицы пользователей из CMS «Bitrix». В нем 713 365 строк:
- имя/фамилия;
- телефон (618,3 тыс. уникальных номеров);
- адрес электронной почты (389,5 тыс. уникальных адресов);
- хешированный пароль;
- пол (не для всех);
- дата рождения (не для всех);
- дата создания и обновления записи (с 21.01.2019 по 18.05.2023).
Сообщается, что базу разместил тот же источник, который уже публиковал «дампы» пользователей бонусной программы «СберСпасибо», платформы «СберПраво», «СберЛогистики», онлайн-школы GeekBrains и других.
В Роскомнадзоре сообщили «Интерфаксу», что к 6 июля 2023 года ведомство не получало уведомлений от компаний, но проверит информацию об утечке. По закону операторы, допустившие утечку данных, обязаны в течение 24 часов самостоятельно сообщить об инциденте в Роскомнадзор, а в течение 72 часов — предоставить результаты внутреннего расследования с указанием причины утечки и ответственных лиц.[1]
2022: Создание ИТ-компании «Ашан Тех»
В конце октября 2022 года стало известно о создании «Ашаном» новой ИТ-компании. Она получила название «Ашан Тех». Подробнее здесь.
2018: ИТ-директором стал Александр Талалыкин
В июне 2018 года Александра Талалыкина назначили на должность директора по информационным технологиям в компании «Ашан Ритейл Россия». Он также вошел в состав дирекции по эффективности компании. Подробнее здесь.