Содержание |
2024: Продажи теплозвукоизоляции для зданий в России за год сократились на 8% и составили 71 млн кубических метров
Продажи теплозвукоизоляционных материалов и изделий в России в 2024 году сократились на 8% и составили 71 млн кубических метров. Снижение спроса на изоляционные материалы произошло во втором полугодии на фоне ужесточения денежно-кредитной политики и сокращения активности на рынке недвижимости. Об этом свидетельствуют данные исследования BusinesStat,, опубликованного в июле 2025 года.
Продукция российского производства составляет более 70% теплозвукоизоляционных материалов и изделий, представленных на внутреннем рынке. Отечественные производители сохраняют доминирующие позиции в данном сегменте строительных материалов несмотря на общее снижение объемов реализации.
Среди ведущих предприятий отрасли выделяются пять крупнейших производителей теплозвукоизоляционных материалов в России:
- ООО «Завод Техно».
- ООО «Роквул».
- ООО «Завод Техноплекс».
- ООО «КНАУФ Инсулейшн».
- ООО «ПрофХолод».
В первой половине 2024 года наблюдалась высокая активность потребителей теплозвукоизоляционных материалов. В некоторых регионах страны запросы на поставку изоляции превышали предложение производителей, что свидетельствовало о значительном спросе на данную продукцию в начале года.TAdviser выпустил новую Карту российского рынка программного обеспечения
Однако во втором полугодии 2024 года началось охлаждение спроса на теплозвукоизоляционные материалы. Основными факторами снижения стали увеличение ключевой ставки Центрального банка России, отмена льготной ипотеки с государственной поддержкой и падение продаж на рынке жилой недвижимости.
Динамика рынка теплозвукоизоляционных материалов за последние пять лет демонстрирует неравномерное развитие. В 2020 году объем продаж составлял 62 млн кубических метров. В 2021 году произошел значительный рост на 28% до 79 млн кубических метров, что было связано с активизацией строительной отрасли.
В 2022 году рынок продолжил расширяться, достигнув пикового значения в 80 млн кубических метров с ростом на 2%. В 2023 году началось замедление темпов роста, объем продаж снизился на 3% до 77 млн кубических метров. Сокращение в 2024 году на 8% до 71 млн кубических метров стало наиболее существенным за рассматриваемый период.[1]
2023: Российский рынок теплоизоляции для домов вырос на 4,9% до 80,6 млн кубических метров
В 2023 году продажи теплозвукоизоляционных материалов и изделий в России достигли 80,6 млн кубических метров. Это на 4,9% больше по отношению к 2022-му, когда объем реализации данной продукции оценивался в 76,8 млн кубометров. Такие данные приводятся в исследовании BusinesStat, результаты которого представлены в начале декабря 2024 года.
Аналитики учитывают различные виды теплозвукоизоляционных материалов — минеральные, на основе стекловолокна и полимерные. Это, в частности, каменная вата, шлаковата, стеклянная вата, стекловолокнистые плиты, минеральная вата, плиты из пенополистирола и пенополиуретана и пр. Значимыми игроками рынка названы ООО «Завод Техно», ООО «Роквул», ООО «Завод Техноплекс», ООО «КНАУФ Инсулейшн», ООО «ПрофХолод» и пр.
В 2019 году, по оценкам, в России было реализовано около 61,3 млн кубических метров продукции. В 2020-м последовал рост на 0,6% — до 61,7 млн кубометров, а в 2021 году зафиксирована прибавка в 25,9% с итоговым результатом 77,6 млн кубических метров. Столь значительному подъему способствовала программа льготной ипотеки, стимулировавшая ускорение темпов строительства. Кроме того, существенным драйвером отрасли стало развитие рынка коммерческой недвижимости (логистических комплексов, торговых центров, АПК, энергетики) и объектов социального назначения в большинстве регионов РФ.
В 2022 году на фоне ухудшившейся геополитической обстановки произошло снижение продаж на 1,1% — до 76,8 млн кубометров, то есть, обвала не произошло. Теплозвукоизоляция используется на завершающих этапах строительства, поэтому спрос на нее носит отложенный характер. А с весны 2023-го отмечались повышенные продажи стройматериалов, несмотря на негативные прогнозы, что обеспечило увеличение объемов реализации теплоизоляции.[2]
2013
Объём рынка теплоизоляционных материалов в России в натуральном выражении по итогам прошлого года составил 53,4 млн. куб. м. Состояние рынка можно охарактеризовать как стабильное. Темп роста рынка в последние несколько лет находится на уровне 14%. Эксперты рынка убеждены, что рынок теплоизоляционных материалов будет расти. В настоящее время на нём усиливается конкуренция, реализовано несколько инвестиционных проектов по открытию новых производственных площадок и модернизации уже существующих. Конкуренция характерна как среди крупных игроков, так и среди небольших. Данные DISCOVERY Research Group.
Плодотворно на рынок теплоизоляционных материалов влияет рост строительной отрасли. В последние несколько лет в России наблюдается устойчивый рост объёма работ, выполненных по виду деятельности «строительство». Спрос на теплоизоляцию находится на достаточно высоком уровне и продолжает демонстрировать устойчивый рост.
В структуре рынка теплоизоляционных материалов преобладает отечественная продукция, доля импортной продукции (вермикулит, минеральная вата, стекловата) составляет 5%. К компаниям, производящим теплоизоляционные материалы в России относятся «ТехноНИКОЛЬ», «Knauf», «Rockwool», «URSA» и другие.
В структуре рынка теплоизоляционных материалов преобладает минеральная вата и стекловата. В структуре производства преобладает стекловата. По расчётам Discovery Research Group в 2013 году в России было произведено 19,3 млн. куб. м теплоизоляционных материалов на основе стекловолокна.
Экспорт теплоизоляционных материалов из России постепенно увеличивается. Так, например, в 2013 году объём экспорта увеличился на 7% в натуральном выражении и достиг 977,1 тыс. куб. м., в стоимостном – $54,5 млн. В структуре экспорта теплоизоляционных материалов преобладает стекловолокно. В 2013 году из России было экспортировано 396 тыс. куб. м минеральной ваты и 570 тыс. куб. м. стекловолокна.
Импорт теплоизоляционных материалов в России представлен следующими компаниями: «ROCKWOOL», «PAROC», «HEBEI», «KNAUF» и других.


