| Разработчики: | Яковлев (ранее Иркут) |
| Дата последнего релиза: | июль 2018 года |
| Отрасли: | Машиностроение и приборостроение, Транспорт |
Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов.
Головной исполнитель программы – ОАО «Корпорация «Иркут». Создание семейства ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов предусмотрено Федеральной целевой программой развития гражданской авиации.
По техническому уровню МС-21 будет существенно превосходить эксплуатируемые в настоящее время самолеты. Внедрение передовых технологий обеспечит 12-15-процентное снижение эксплуатационных расходов, значительное повышение комфорта, а также новый уровень экологической безопасности.
2025
Сокращение дальности полета на четверть - до 3830 км
В сентябре 2025 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») обновила официальные данные о технических характеристиках среднемагистрального самолета МС-21 на своем сайте. В частности, дальность полета для версии МС-21-310 в двухклассной компоновке на 175 пассажиров теперь составляет 3830 км вместо прежних 5100 км, следует из данных на сайте компании. Таким образом, дальность полета сократилась на четверть. Максимальная взлетная масса самолета при этом не изменилась и составляет 85 т.[1]
Российские самолеты МС-21-310 и SJ-100 получили отечественную операционную систему JetOS
В конце августа 2025 года стало известно о том, что российские самолеты МС-21-310 и SJ-100 получили отечественную операционную систему JetOS. Программная платформа разработана в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (ГосНИИАС). Подробнее здесь
Иркутскому авиационному заводу выделили ₽65 млрд для выпуска 36 самолётов МС-21 в год
Иркутский авиационный завод получит более ₽65 млрд в рамках инвестиционного соглашения с ПАО «Яковлев» на запуск серийного производства 36 среднемагистральных самолётов МС-21 в год. Об этом 10 июня 2025 года сообщила пресс-служба правительства Иркутской области. Средства направят на масштабное техническое перевооружение предприятия с реализацией проекта до 2030 года. Подробнее здесь.
Представлена ИТ-система «КУПоЛ» для послепродажного обслуживания российских самолетов. Она уже внедряется
Госкорпорация «Ростех» представила цифровую платформу «КУПоЛ», предназначенную для послепродажного сопровождения новых отечественных самолетов SJ-100 и МС-21, серийные поставки которых запланированы на 2026 год. Внедрение системы в российских авиакомпаниях началось в 2025 году. Об этом сообщил стало известно в конце мая 2025 года. Подробнее здесь.
2024: ГК «Элемент» заключила контракт на поставку микроэлектроники для самолетов SSJ 100 и МС-21
В ноябре 2024 года группа компаний «Элемент» подписала соглашение с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) о поставках микроконтроллеров, микросхем памяти и силовых транзисторов для производства самолетов SSJ 100 и МС-21 на сумму более ₽2 млрд. Контракт рассчитан до 2030 года. Подробнее здесь.
2023
На проект российского самолета МС-21 выделяют 280 млрд рублей из ФНБ
В конце июля 2023 года министр финансов РФ Антон Силуанов рассказал о выделении 280 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на проект отечественного лайнера МС-21. Он уточнил, что деньги из ФНБ направляют на крупные технологические или инфраструктурные проекты, которые «наиболее важные для технологической независимости страны».
Глава Минфина отметил, что и МС-21 «не хуже лучших западных аналогов». В числе его несомненных плюсов он назвал хорошую шумоизоляцию, комфортный салон, эргономичные отечественные кресла и современную кабину пилотов.
Как пишет «Коммерсантъ», стоимость нового российского самолета МС-21 с поставкой в 2028–2030 годах оценивается в 4,3–4,6 млрд рублей. Такое предложение Государственная транспортная лизинговая компания направила авиакомпаниям, не входящим в «Аэрофлот». Это дороже, чем аналоги от Airbus и Boeing. Также МС-21 может получить дальнемагистральную версию.
МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» (входит в ОАК) и принадлежит семейству ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Это второй самолет после Superjet 100 в области российской гражданской авиации, созданный без советского задела. Он создается в качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также в качестве альтернативы самолетам зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737. Дальность его полетов составляет более 6 тыс. км.Через импортозамещение к кратному росту: СОГАЗ перевел контакт-центр на российскую платформу и вышел на новый уровень сервиса
Семейство самолётов МС-21 будет состоять из трёх моделей с разной длиной фюзеляжа: МС-21–200 вместимостью до 165 пассажиров в максимальной одноклассной компоновке, МС-21–300 (до 211 пассажиров) и МС-21–400. Каждая из этих моделей также будет иметь варианты базовый и с увеличенной дальностью полёта.[2]
Старт строительства завода по производству компонентов для российского самолета МС-21
В Москве построят завод по производству компонентов для российского самолета МС-21. Соответствующее соглашение 10 июля 2023 года заключили столичный мэр Сергей Собянин, глава Минпромтога Денис Мантуров и гендиректор ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь. Подробнее здесь.
Создан первый российский робот-укладчик композитного волокна. Его будут использовать в производстве самолетов МС-21
25 мая 2023 года «Ростех» сообщил о создании первого российского робота-укладчика композитного волокна. Он заменит иностранное оборудование и будет использоваться при серийном производстве «черного» крыла новейшего самолета МС-21. Подробнее здесь.
2022
Иностранные композиты во всех элементах самолёта заменены на российские
Иностранные композиты во всех элементах российского авиалайнера МС-21 удалось заместить в сжатые сроки, заявил премьер-министр правительства России Михаил Мишустин в марте 2023 г.
Поставка 150 тыс кв.м нетканного материала для крыльев
Московский производитель «Монтем» с начала 2022 года поставил 150 тысяч квадратных метров нетканых материалов для изготовления консолей крыла самолетов МС-21. Об этом 2 ноября 2022 года сообщил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, входящего в Комплекс экономической политики и имущественно-земельных отношений столицы, Владислав Овчинский. Подробнее здесь.
Мишустин выделил 15 млрд рублей на расширение производства самолётов МС-21
Премьер-министр России Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 12 сентября 2022 года заявил, что российские власти направят 100 млрд рублей на повышение устойчивости экономики страны. Часть денег - 15 млрд рублей - пойдет на расширение производства самолетов МС-21.
Средства будут выделены в рамках стратегии поддержки экономики России в условиях санкционного давления, уточнил председатель Правительства РФ. Помимо расходов на производство самолетов МС-21, 25 млрд рублей в 2022 году предусмотрят на поддержку системы организации воздушного движения.
В условиях санкций и запрета на поставки в Россию западной авиационной техники российская промышленность активизировала программу по созданию собственных самолетов. Согласно программе развития авиаотрасли до 2030 года, отечественные перевозчики должны получить 270 самолетов МС-21. При этом 210 таких воздушных судов купит «Аэрофлот», сообщал гендиректор авиакомпании Сергей Александровский на встрече с президентом Владимиром Путиным ранее в 2022 году.
На ВЭФ-2022 во Владивостоке «Аэрофлот» 7 сентября 2022 годаподписал с ОАК контракт почти 1 трлн руб. на покупку 339 отечественных самолетов, в том числе 210 МС-21, которые будут поставлены в лизинг с 2023 по 2030 гг. Твердые заказы на МС-21 в 2018 г. делали также авиакомпании Red Wings (16 машин) и «Ираэро» (10 самолетов), а также лизинговые компании «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк лизинг» и «Ильюшин финанс».
В сентябре 2022 года сотрудники СибНИА им. С. А. Чаплыгина провели наземные частотные испытания первого самолета МС-21 с крылом из отечественных композитных материалов. Испытания проходили на Иркутском авиационном заводе (филиал ПАО «Корпорация «Иркут») – там, где разрабатывается новый самолет. [3]
2021
Полет пассажирского самолёта с российским крылом МС-21-300
В середине декабря 2021 года российский авиалайнер МС-21-300, разработанный компанией «Иркут» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») и использующей крыло из полимерных композиционных материалов российского производства, совершил первый тренировочный полет в штатных условиях гражданского аэропорта и впервые совершил посадку в аэропорту Иркутска. Лайнер вылетел из аэропорта Жуковский и, преодолев более 4 тыс. км, приземлился в Иркутске.
Разработка и производство российских полимерных композиционных материалов для крыла пассажирского самолета МС-21 начались после введения США торговых ограничений в отношении компании «АэроКомпозит» в сентябре 2018 года.
| | Использование прочных и легких композитов позволило конструкторам сделать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолета одновременно с увеличением диаметра фюзеляжа, — говорит генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов. — Отмечу, что специалисты «Иркута» в максимально короткие сроки смогли решить задачу импортозамещения и приступить к постройке серийных самолетов с российским крылом. Сборка первого лайнера – большой шаг для ОАК и всего российского авиастроения. Это доказательство зрелости наших авиационных технологий и ещё одна победа над санкциями. | |
Доля композитов в конструкции МС-21 составляет порядка 40% – это рекордный показатель для среднемагистральных самолетов. Отечественные материалы для силовых композитных конструкций разработаны при участии ученых МГУ и предприятий «Росатома». Консоли крыла и центроплан самолета МС-21-300 производятся на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск». При производстве крыла применяется технология вакуумной инфузии, которая запатентована в России.
Как пояснили в «Ростехе», долгое время было распространено мнение, что композиты выгодно использовать только на больших летательных аппаратах – широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнерах. Не такие большие, хотя и более массовые узкофюзеляжные самолеты, получали лишь некоторые композитные детали, такие как элементы механизации крыла. В проекте МС-21 конструкторы корпорации «Иркут» продемонстрировали, что использование композитов для изготовления крыла среднемагистрального самолета выгодно по всем параметрам.[4]
Сертификация самолета МС-21 отложена из-за иностранных санкций
В январе 2021 года стало известно, что сертификация самолета МС-21 снова откладывается. Пока планируется, что первый самолет будет передан заказчику в конце 2022 года. В 2023 году планируется произвести 10-15 машин.
Одна из причин торможения вывода на рынок самолета – это введенные санкции. Еще 40% комплектующих требуют импортозамещения – вице-премьер Юрий Борисов.
Ранее сертификацию по российским нормам предполагалось завершить в 2015 г., по международным – в 2016 г.
2020
Самолет МС-21-310 с российскими двигателями совершил первый полет
Самолет МС-21-310, оснащенный российскими двигателями ПД-14, совершил первый полет. Об этом сообщила в декабре пресс-служба госкорпорации "Ростех".
| | "15 декабря 2020 года на аэродроме Иркутского авиационного завода - филиала ПАО Корпорация "Иркут" (в составе ОАК госкорпорации "Ростех") состоялся первый полет самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14, - сообщили в Ростехе. - Продолжительность полета составила 1 час 25 минут". | |
Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Василия Севастьянова, Андрея Воропаева и инженера-испытателя Александра Соловьева. В ходе полеты испытаны режимы работы двигателя, устойчивость и управляемость самолета, а также функционирование всех его систем.
Путин назвал "хамством" отказ западных партнеров поставлять композиты для МС-21
Президент Владимир Путин назвал "хамством" отказ западных партнеров поставлять композитные материалы для производства нового гражданского самолета МС-21.
| | "Ну, ничего не имеет общего с оборонным комплексом наш новый среднемагистральный самолет МС-21. Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции партнеры наши прекратили поставку соответствующих композитных материалов для крыла. Ну, что это такое? Ну, это просто хамство на мировом рынке с нарушением всех общепризнанных принципов и правил", — сказал Путин на встрече с представителями атомной отрасли. Его слова приводит 23 сентября "Интерфакс" | |
.
| | "Знают, что мы все равно сделаем. Ну, просто чтоб наши самолетостроители вышли попозже с этим продуктом. А они уже к этому времени предполагают занять эти ниши и рынки", — добавил президент. | |
Опытный самолет МС-21-300 прибыл в Ульяновск для покраски
10 июня 2020 года опытный самолет МС-21-300 (бортовой номер 73056) перелетел с аэродрома «Раменское» (г. Жуковский Московской области) на аэродром «Ульяновск-Восточный» для покраски.
Полет продолжительностью около полутора часов прошел без замечаний. Самолет пилотировал экипаж в составе Героя России, летчика-испытателя 1-го класса Олега Мутовина и летчика-испытателя 1-го класса Василия Севастьянова.
На ульяновском предприятии «Спектр-Авиа» самолет будет окрашен по схеме, ранее использованной для второй и третьей опытных машин. Преобладающий белый цвет позволяет продемонстрировать высокое качество изготовления фюзеляжа, достигнутое за счет внедрения передовых технологий автоматизированной сборки.
Четвертый самолет МС-21-300, построенный для проведения летных испытаний, впервые поднялся в небо в конце декабря 2019 г. После перелета на аэродром «Раменское» в марте 2020 г. машина участвует в полетах по программам заводских доводочных и сертификационных испытаний.
2019
Информация для СМИ
Гражданская компания «Аэрокомпозит», никоим образом не связанная с ОПК, была ранее внесена в санкционные списки США. По-видимому, появление еще одного сильного игрока в высокомаржинальной нише среднемагистральных самолетов с новейшим продуктом вызывает опасения у ведущих игроков на мировом рынке.
После включения «Аэрокомпозита» в санкционные списки мы начали процедуру обжалования этого решения. Подобные решения – это использование санкционной риторики в конкурентной борьбе в высокотехнологичных отраслях.
От нас это потребовало реализации дополнительных мер для обеспечения бесперебойного хода программы создания композитного крыла для развертывания серийного производства МС-21. Благо в России есть необходимые производственные мощности, компетенции и варианты поставщиков. При финансовой и организационной поддержке Минпромторга в нашей стране осваивается вся цепочка производства композитных материалов в военной и гражданской сферах. В частности, уже несколько лет идет активная работа с Росатомом, ВИАМом, рядом частных компаний по освоению производства композитных материалов для авиации.
В результате, в рамках общей программы импортозамещения идет пошаговая замена необходимых компонентов композитного крыла МС-21 на отечественные аналоги. Замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена, как дополнение к сертификату типа без изменения сроков сертификации.
От использования композиционных материалов в конструкции крыла самолета МС-21 никто не отказался и не планирует отказываться.
Идет развертывание серийного производства самолетов МС-21-300. Согласно контракту, первые поставки самолетов авиакомпании «Аэрофлот» должны начаться в 2020 году.
2018
Второй опытный самолет МС-21-300 совершил беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский
20 июля 2018 г. второй опытный самолет МС-21-300, участвующий в программе летных испытаний, совершил перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М.Громова «Раменское» (г. Жуковский Московской области). Полет продолжался шесть часов.
Самолет пилотировал экипаж в составе:
- командир воздушного судна – летчик-испытатель 1 класса ОКБ им. А.С.Яковлева Василий Севастьянов;
- второй пилот – летчик-испытатель 1 класса ОКБ им. А.С.Яковлева Андрей Воропаев.
Василий Севастьянов сообщил: «Перелет прошел в штатном режиме, все системы работали без сбоев». Летные испытания второго самолета МС-21-300 стартовали 12 мая 2018 г. на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут». В ходе полетов с заводского аэродрома суммарной продолжительностью около 14 часов самолет достиг высоты 12 000 м, скорости М=0,8, истинной скорости 850 км/час. В рамках летных испытаний выполнены следующие работы:
- подтверждены характеристики устойчивости и управляемости самолета в различных конфигурациях механизации крыла с выпущенными и убранными шасси;
- проведена калибровка системы измерения высотно-скоростных параметров на соответствие их реальным значениям в полете;
- проверены различные режимы работы силовой установки, в том числе, отключение и запуск двигателя в воздухе;
- проверена работоспособность самолетных систем.
Дальнейшие испытания двух опытных самолетов МС-21-300 будут проводиться на базе Летно-испытательного и доводочного комплекса (ЛИиДК) ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева».
Для обеспечения испытательных работ в ЛИиДК построен новый ангар, развернуты средства наземного обслуживания, создан высокопроизводительный комплекс сбора, обработки и анализа полетной информации. Новые технологии обработки результатов летных испытаний обеспечивают высокую информативность полетов, в каждом из которых система бортовых измерений позволяет регистрировать более 30 000 параметров.
Цифровые технологии нового поколения в программе МС-21
Примером применения цифровых технологий нового поколения в самолетостроении является программа создания российского среднемагистрального самолета МС-21, которая ведется на базе корпорации «Иркут» в тесной кооперации с другими предприятиями ОАК.
Все участники программы МС-21 работают в единой информационной среде. Ключевой компонент этой среды – электронный макет авиалайнера, который содержит исчерпывающую информацию о самолете в целом, его агрегатах, системах и оборудовании на всех этапах жизненного цикла. Электронный макет постоянно детализируется и развивается.
Участники программы имеют доступ к электронному макету в реальном времени. Обмен информацией ведется по высокоскоростным каналам связи.
Цифровые технологии позволяют более точно и эффективно решать широкий круг конструкторских, производственных и эксплуатационных задач программы МС-21, в процессе производства обеспечивают высокое качество изделия и точную стыковку агрегатов планера.
В ходе эксплуатации данные по каждому самолету заносятся в специализированную информационную систему. Взаимодействие электронного макета и информационной системы позволяет вести мониторинг состояния каждого самолета и прогнозировать его техническое обслуживание.
2017
Послепродажное обслуживание самолетов МС-21
Ростех станет основным оператором материально-технического послепродажного обслуживания магистрального самолета МС-21. Победителем конкурса на оказание соответствующих сервисных услуг стал авиационно-сервисный центр холдинга «Технодинамика», входящего в Корпорацию.
В рамках контракта сервисный центр обеспечит управление процессами ремонта авиационно-технических изделий, поставку и обмен вышедшего из строя оборудования, а также доступ для авиакомпаний к необходимым в процессе эксплуатации воздушных судов компонентам. Для бесперебойного обеспечения эксплуатантов и оперативного оборота изделий будут задействованы складские мощности «Технодинамики» вблизи аэропорта Шереметьево, а также склады в других регионах. Эксплуатанты получат доступ к службе клиентского сервиса в круглосуточном режиме.
В рамках комплексной программы материально-технического обеспечения планируется обслужить более 400 самолетов в течение первых 10 лет после начала коммерческой эксплуатации МС-21, при этом авиационно-сервисный центр будет обеспечивать сопровождение как в гарантийный, так и в постгарантийный периоды.
12-километров высоты и посадка с одним двигателем
Перспективный российский пассажирский самолет МС-21-300 в ходе программы испытаний прошел проверку взлетом и посадкой с имитацией отказа одного из двух двигателей. Об этом говорится в отчете корпорации «Иркут»[5]. Проведенные испытания позволили оценить характеристики самолета и его управляемость при одном работающем двигателе.
В ходе разработки того или иного самолета он сам и отдельные его узлы и агрегаты проходят множество этапов тщательных проверок и испытаний. Это позволяет разработчикам получить наиболее полные представления обо всех особенностях летательного аппарата и его эксплуатационных характеристиках.
В целом в ходе испытаний новый пассажирский самолет прошел проверки работоспособности бортовых систем, устойчивости и управляемости. Летчики-испытатели проверили лайнер в крейсерской, взлетной и посадочной конфигурациях. На МС-21-300 установили систему тензометрических датчиков, которые позволяют оценить распределение динамических нагрузок на планер во время полета.
Беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский
17 октября 2017 года первый опытный самолет МС-21-300 совершил перелет с аэродрома Иркутского авиазавода в аэропорт ЛИИ им М.М. Громова «Раменское», г. Жуковский Московской области, для продолжения летных испытаний.
Самолет преодолел расстояние порядка четырех с половиной тысяч километров без посадки за 6 часов. Полет проходил на высоте 10 000 метров.
Командир корабля, летчик-испытатель, Герой России Олег Кононенко отметил: «Полет прошел в штатном режиме. Все системы работали без сбоев».
Президент ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и ПАО «Корпорация «Иркут» Юрий Слюсарь заявил: «Сегодняшний день открывает новый этап в истории создания МС-21. Впереди продолжение летных и наземных испытаний самолета, подключение к этому процессу новых машин, сертификация и разворачивание серийного производства. В программе МС-21, наряду с Иркутом, принимают участие целый ряд предприятий Объединенной авиастроительной корпорации, партнеры из Ростеха и ведущие зарубежные компании. Эта программа вывела наши предприятия на новый технологический уровень и обеспечила профессиональный рост специалистов».
2010: Подписаны соглашения на поставку 140 самолетов
В июле 2010 г. на международном авиасалоне «Фарнборо 2010» ОАО «Корпорация «Иркут» подписала контракты и соглашения на поставку 140 самолетов МС-21 российским и зарубежным авиакомпаниям.
Примечания
- ↑ ОАК сократила на четверть дальность полета среднемагистрального самолета МС-21
- ↑ Проект отечественного лайнера МС-21 получит около 280 млрд рублей из ФНБ
- ↑ На проект самолета МС-21 дадут еще 15 млрд рублей
- ↑ «Ещё одна победа над санкциями». «Иркут» выпустил пассажирский самолёт с российским крылом
- ↑ Летные испытания самолета МС-21-300 на ИАЗ

