Содержание |
Министерство Юстиции РФ (Минюст)
Основная статья: Министерство Юстиции РФ (Минюст)
2025
Минюст РФ закупает серверы на ₽171,6 млн для создания платформы виртуальных рабочих мест
Министерство юстиции России объявило тендер на приобретение восьми серверов и одного вычислительного модуля стоимостью ₽171,6 млн для разработки ведомственной платформы виртуальных рабочих мест, которая позволит модернизировать IT-инфраструктуру ведомства и обеспечить удалённую работу сотрудников. Техническое задание на закупку высокопроизводительного серверного оборудования было размещено на портале государственных закупок с завершением конкурсных процедур к 1 октября 2025 года. Об этом стало известно 22 сентября 2025 года. Подробнее здесь.
В России запущен проект «Цифровая ИК» для цифровизации исправительных колоний
В начале июля 2025 года стало известно о том, что в России запущен пилотный проект «Цифровая ИК», предусматривающий внедрение искусственного интеллекта, биометрического учета и видеоаналитики для цифровизации исправительных колоний. Проект реализуется на базе ИК-6 УФСИН России по Владимирской области. Подробнее здесь
2024
В России проведут цифровизацию административного делопроизводства
21 октября 2024 года стало известно о том, что Министерство юстиции РФ подготовило план цифровизации административного делопроизводства. Проект предполагает введение единого порядка электронного уведомления (в том числе о принятых решениях), запуск электронного документооборота и возможность участия в рассмотрении дел удаленно в формате телеконференций.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», разработанный план предусматривает внесение поправок в КоАП. Изменения согласованы Верховным судом, Главным правовым управлением президента, Банком России, Генпрокуратурой, Минэкономики, Минцифры, МВД, Институтом сравнительного правоведения и другими структурами. Цифровизация, как ожидается, охватит все «несудебные» штрафы и предписания — от нарушений ПДД до решений, вынесенных по итогам проверок госорганами бизнеса.
Электронные документы, такие как повестки, протоколы, заявления, ходатайства и другие, будут эквивалентны бумажным «при наличии технической возможности». Возможные ограничения при реализации проекта объясняются отсутствием в бюджете средств на повсеместную цифровизацию рассматриваемой сферы. Для обмена информацией могут использоваться личные кабинеты юрлиц и индивидуальных предпринимателей, различные средства связи (например, e-mail), системы электронного документооборота участника производства по делу и «информационная система, определенная Верховным Судом или Судебным департаментом при Верховном Суде» по всем административным делам.TAdviser выпустил новую Карту российского рынка программного обеспечения
Отмечается, что цифровизация административного делопроизводства обеспечит ряд преимуществ. В частности, представители бизнеса и граждане смогут отстаивать свои интересы в процессе разбирательства, находясь в других городах и даже странах. Кроме того, упростится взаимодействие между предпринимателями и контрольными органами. Это «расширит репрезентативность рассмотрения административных дел и оперативность принятия решений».[1]
Минюст создает цифровой реестр осужденных и освободившихся, чтобы компании могли нанимать их на работу
В начале мая 2024 года стало известно о решении Министерства юстиции РФ создать единый электронный реестр осужденных и освободившихся, чтобы компании могли нанимать их на работу. Подробнее здесь.
2023
Счетная палата нашла 3 млрд рублей, которые Минюст неэффективно потратил на цифровизацию
В 2021–2023 годах на цифровую трансформацию Министерства юстиции России было выделено 3 млрд рублей, из которых освоено 90,3%, или около 2,7 млрд рублей. Однако реализации программы препятствует ряд системных проблем и недостатков, в число которых входят недостаточно эффективное планирование, отсутствие взаимосвязи и преемственности проводимых мероприятий по цифровизации, неполнота данных в информационных системах и устаревшая ИТ-инфраструктура. Об этом говорится в отчете Счетной палаты РФ, опубликованном 5 июня 2025 года.
Цифровизация Минюста в 2021–2023 годах осуществлялась в соответствии с Указом президента о национальных целях развития, госпрограммой «Юстиция» и ведомственной программой цифровой трансформации. Основными задачами являются автоматизация процессов и повышение эффективности деятельности ведомства, создание единого цифрового пространства для оказания бесплатной юридической помощи и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
В отчете Счетной палаты сказано, что в рамках цифровой трансформации Минюст разработал и ввел в эксплуатацию единую федеральную государственную информационную систему (ФГИС), объединяющую на одной платформе большинство информационных ресурсов министерства. Но проверка показала, что созданная ФГИС содержит неполные и некорректные данные. При этом процесс внесения сведений в систему и контроля их качества Минюстом не регламентирован.
Проблемы выявлены также в области реализации проекта информационной системы «Правовая помощь». Ее задача — обеспечить правовое информирование населения и равный доступ к квалифицированной бесплатной юридической помощи, в том числе гражданам, проживающим вдали от административных центров. Счетная палата указывает на то, что разработка платформы «Правовая помощь» осуществлялась без утверждения концепции, которая должна включать в себя технико-экономическое обоснование. Кроме того, с декабря 2022 года до мая 2025-го эта система находится в опытной эксплуатации, под видом которой фактически проводится ее постоянная эксплуатация. Регулятор подчеркивает, что создание системы выполнялось без учета требований и стандартов разработки ПО, а мониторинг информационной безопасности в системе «Правовая помощь» не осуществлялся. Таким образом, дальнейшая эксплуатация платформы в режиме «опытной эксплуатации» влечет за собой риски недостижения целей проекта и увеличения количества инцидентов информационной безопасности.
Еще одна проблема связана с эксплуатацией устаревшего ИТ-оборудования. В территориальных органах Минюста 55,3% серверов и 38,5% компьютерной техники введено в эксплуатацию до 2016 года. Импортозамещение программного обеспечения и компьютерного оборудования проводилось в основном в центральном аппарате Минюста.
В отчете говорится о недостатках планирования и отсутствии преемственности мероприятий цифровой трансформации сферы юстиции. Регулятор отмечает, что основные работы, предусмотренные ведомственной программой цифровой трансформации Минюста на 2021–2023 годы, не были взаимоувязаны друг с другом по годам и ежегодно корректировались.
Кроме того, неоднократно пересматривались показатели госпрограммы «Юстиция». С начала 2023-го из ее паспорта были исключены четыре из семи показателей, связанных с цифровизацией: доля госуслуг по регистрации НКО в электронном виде; количество субъектов и количество органов госвласти, подключенных к ФГИС «Государственный контрольный банк нормативных правовых актов»; количество субъектов, подключенных к системе «Правовая помощь». А для двух из трех оставшихся в программе показателей плановые значения не установлены.[2]
Импортозамещение ПО на 50% и медленный переход на «ГосТех». Счетная палата указала на проблемы цифровой трансформации Минюста
Доля вычислительной техники с отечественной операционной системой в территориальных органах Минюста России остается низкой. В частности, в 61 регионе нет ни одного сервера, рабочей станции или ноутбука, на котором установлена российская ОС. Об этом говорится в отчете Счетной палаты РФ по цифровой трансформации Минюста, опубликованном в середине апреля 2025 года на сайте Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству.
В документе отмечается, что в 2023 году доля расходов Минюста на закупки отечественного ПО от общих расходов на его приобретение в 48 субъектах РФ составляла от 90% до 100 %, тогда как в восьми территориальных органах ведомства эти затраты не превышали 50%. Кроме того, наблюдаются проблемы с аппаратным оснащением. В частности, в восьми регионах России обеспеченность подразделений Минюста серверами находится на уровне ниже 50%, а в Самарской области обеспеченность рабочими станциями (моноблоками) составляет менее 50%. В эксплуатации во многих случаях находится устаревающее оборудование: 55,3% серверов и 38,5% компьютерной техники в территориальных органах Минюста введено в эксплуатацию в 2015 году и ранее. Импортозамещение программного обеспечения и компьютерного оборудования проводилось в основном в центральном аппарате ведомства.
В отчете Счетной палаты отмечается, что для целей цифровой трансформации в 2021–2023 годах Минюсту утверждены бюджетные ассигнования в размере примерно 3 млрд рублей. Кассовое исполнение расходов составило 2,71 млрд рублей, или 90,3% от предусмотренных средств: из них в 2021 году — 373,94 млн рублей, в 2022 году — 934,15 млн рублей, в 2023 году — 1,4 млрд рублей. На создание, развитие, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ГИС и на закупку товаров, работ и услуг в сфере ИКТ в 2021 году израсходовано 125,17 млн рублей (59,2% утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели), в 2022 году — 244,78 млн рублей (57,6 %), в 2023 году — 497,52 млн рублей (99,1%).
Для реализации полномочий и функций, а также оказания государственных услуг в электронном виде в Минюсте создана и функционирует единая федеральная государственная информационная система по реализации полномочий и функций (ФГИС ПФ), что позволило объединить большинство специальных информационных систем ведомства на одной платформе. При этом были выведены из эксплуатации 10 ГИС общей стоимостью 68,23 млн рублей со сроком полезного использования каждой из систем 240 месяцев. Фактический срок их эксплуатации составил от 104 до 138 месяцев, то есть от 43,3% до 57,5% установленного срока. Анализ информации, содержащейся во ФГИС ПФ, показал ее неполноту и некорректность. Регламентация внесения данных во ФГИС ПФ и контроля их качества внутренними документами Минюста не устанавливалась.
Минюстом создана, но не введена в постоянную эксплуатацию информационная система (ИС) «Правовая помощь», призванная повысить эффективность и качество предоставления бесплатной юридической помощи (БЮП) гражданам. Эта система по состоянию на апрель 2025 года находится в опытной эксплуатации. Ведомством проводилась работа по переводу ИС на единую цифровую платформу «ГосТех» с созданием на ее базе ГИС «Правовая помощь», однако на дату формирования отчета система на «ГосТех» не переведена. В документе говорится о низкой информированности граждан о порядке, условиях и способах получения БЮП, неготовности участников БЮП к консультациям в удаленном форме, а также о низкой технической оснащенности и цифровой грамотности получателей БЮП.[3]
2021
Минюст запускает ИТ-систему для оказания бесплатной юридической помощи
В начале августа 2021 года Министерство юстиции РФ сообщило о создании ИТ-системы «Правовая помощь», предназначенной для организации бесплатной юридической помощи (БЮП) населению. Она будет интегрирована с ГИС, в том числе с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Подробнее здесь.
Создание единого реестра должников по алиментам
Министерство юстиции РФ планирует создать реестр должников по алиментам, при попадании в который на граждан будут накладываться определенные ограничения. Об этом 19 мая 2021 года сообщил глава ведомства Константин Чуйченко во время своего выступления в Совете Федерации. Подробнее здесь.
Минюст РФ создает «Цифрового юриста» за 230 млн рублей
В начале мая 2021 года стало известно о планах Министерства юстиции РФ создать сервис «Цифровой юрист» и потратить на него 230 млн рублей. Об этом сообщается в опубликованной ведомственной программой цифровой трансформации. Подробнее здесь.
Минюст РФ внедряет ИИ-систему для анализа нормативных актов
В середине апреля 2021 года стало известно о созданной Министерством юстиции России ИИ-системе, способной анализировать поступающие в ведомство нормативные акты. Об этом на расширенной коллегии рассказал глава Минюста Константин Чуйченко.
| | В 2020 году Минюстом России разработана система, которая позволяет проводить с применением технологии искусственного интеллекта анализ нормативных правовых актов, поступающих в Минюст на регистрацию или правовую экспертизу, — сказал он (цитата по ТАСС Информационное агентство России). | |
По словам Чуйченко, к середине апреля 2021 года ИИ-система проходит тестирование и готовится к запуску в эксплуатацию. Сроки начала работы новой технологии он не назвал.
Как отмечает «Коммерсантъ», идея по привлечению искусственного интеллекта для оценки нормативных актов не только укладывается в общий тренд на цифровизацию госуправления, но и должна упростить работу по отсеиванию некачественных нормативных актов, направляемых другими ведомствами. По словам ректора СПбГУ Николая Кропачева, качество подготовки актов остается одной из главных проблем управления — за 2020 год свыше 2,2 тыс. документов было возвращено без регистрации на доработку (в основном из-за нарушения правил юридической техники, включая требования к языку нормативных актов).
В рамках цифровизации Минюста к середине апреля 2021 года прорабатываются вопросы по созданию в России на базе поддерживаемых ведовством информационных систем и портала «Нормативные правовые акты Российской Федерации» единой государственной правовой системы. Она станет основным источником верифицированной информации обо всех нормативных правовых актах Российской Федерации в их актуальном состоянии. Дорожная карта этого проекта должна появиться до конца 2021 года.[4]

