2025/05/15 17:23:18

Константин Истомин, Directum: Сегодня главный тренд — человекоцентричность и системы для людей

О трендах в области low-code систем TAdviser поговорил с Константином Истоминым, исполнительным директором Directum.

Константин
Истомин
Меньше лишних кнопок в интерфейсе и постепенный переход к Zero UI.

Какие тенденции влияли на развитие рынка low-code платформ в 2024 году? Компании каких секторов экономики чаще внедряют low-code/no-code решения? Почему?

Константин Истомин: В 2024-м году рынок low-code-платформ продолжил расти. Один из ключевых факторов роста — бОльшая гибкость и высокая скорость изменений для бизнеса, которые предлагают low/no-code-решения. Они помогают организациям получить быстрый результат при меньших затратах по сравнению с традиционной разработкой. Наиболее оптимальный вариант сегодня — использовать готовое ИТ-решение с возможностью доработки без кода. Так можно быстрее начать работать в системе при меньших вложениях.

Сфера low-code — широкая, и выделить лидирующие отрасли нереально. Потребность в адаптации и скорости — одна из базовых у любого бизнеса, поэтому мы в Directum считаем, что технология гибкой доработки должна стать базовой для приложений многих классов корпоративного ПО: ERP, ECM, HRM, CRM, ESM/ITSM и др.

Вопрос можно уточнить: какие отрасли делают акцент на использовании этих подходов и принципа взращивания технолидеров в подразделениях за пределами ИТ? Это уже более нестандартный подход. Его готовы применять отрасли, где нужна большая гибкость и допустим некоторый риск при изменении процессов. Сюда можно отнести ритейл, FMCG, фармацевтическую отрасль. Эти сферы отличаются высокой конкуренцией и готовностью быстро меняться под рынок. Кроме того, такого же подхода придерживаются компании с курсом на инновации.

Какие недостатки есть сегодня у российских платформ? С какими ограничениями сталкиваются пользователи? Можно ли их назвать универсальными?

Константин Истомин: Рынок полон универсальных low-code-платформ, но их универсальность становится большим ограничителем, особенно, если речь идет о масштабных проектах. Low-code-платформам характерна ресурсоемкость, и динамические вычисления в основе технологии отрицательно влияют на производительность и быстродействие системы. Крупным организациям при выборе low/no-code-платформы стоит обращать внимание на ее масштабируемость и стабильность работы. Платформа Directum RX, к примеру, изначально идеологически проектировалась для крупных компаний, у продукта есть четкий роадмап по масштабируемости, который мы реализуем. Это отличает нашу платформу от low-code-конструкторов, которым базово недостает масштабируемости, так как они создавались для небольших задач небольших компаний, для локальных проектов подразделений.

Кроме того, на крупных внедрениях нужны удобные облегченные средства развертывания и обновления, администрирования. Например, критично важны инструменты для массовой установки сертификатов ЭП, кроссплатформенная инсталляция, удобное развертывание, подключение, мониторинг узлов и всей системы. Не менее важны удобство обновлений платформы и поддержка доработок.

Также принцип no-code, который позволяет «гражданским программистам» участвовать в разработке, требует от системы антихрупкости, чтобы гарантировать надежность и защиту бизнес-процессов от нежелательных вмешательств. Необходимо найти баланс между low-code-инструментами, гибкостью системы и ее устойчивостью к изменениям. К этому балансу мы стремимся в Directum RX, чтобы обеспечить стабильность и надежность работы в долгосрочной перспективе.

Как no-code и low-code меняют стоимость разработки?

Константин Истомин: От no-code и low-code есть завышенные ожидания по снижению стоимости: когда технология раскручивается и подвигается, начинает казаться, что вот наконец изобретена таблетка от всех проблем. Но это не так. Польза и снижение стоимости есть, если брать большую совокупность проектов. Но каждый конкретный кейс нужно рассматривать индивидуально, чтобы определить способ снижения стоимости. Где-то может подойти, например, hard-code, но с agile-методами гибкой разработки.

Если говорить о первичном внедрении ПО, то затраты на проект будут зависеть от количества и сложности доработок для его подгонки и адаптации под потребности. Дешевле всего использовать «коробочное» решение с элементами настройки. Не меньше влиять на стоимость будут организация проекта, его методология, управление требованиями и приоритизация работ.

Например, если мы заменяем одну систему на другую, то для соблюдения параметров проекта по стоимости и трудоемкости важно не пытаться максимально повторить функционал старой системы на новой. С этим никакой no-code точно не справится! И даже low-code не особо поможет сократить трудоемокость. Чтобы сэкономить, надо отталкиваться от возможностей новой системы и критичных бизнес-требований. Забыть о «хотелках», концентрироваться на «цели».

Если говорить о развитии системы, локальной адаптации в подразделениях, no-code и low-code имеют серьезное значение и могут заметно удешевлять внедрение изменений. Разработка без кода или с низким его содержанием дает возможность быть гибче — быстрее и проще менять процессы. То же актуально и для небольших организаций (но это уже тема для отдельной статьи).

При этом, например, добавить новое поле в карточку документа или скорректировать последовательность этапов процесса можно совсем без кода, если в системе есть соответствующие технологии. Но и в этом случае не надо забывать об организационной стороне вопроса. Бывает, что маленькое изменение в карточке документа, например, наименование какого-то поля, может согласовываться в компании в течение недели, а то и дольше. Внести это изменение легко и дешево, особенно без кода, но сколько времени потребуется на принятие решения?

Каковы перспективы роста популярности low-code? Не исчезнет ли традиционное программирование?

Константин Истомин: Традиционное программирование никуда не исчезнет, всегда будут кейсы, где проще будет разработать что-то индивидуальное с нуля с помощью hard-code, чем пытаться настроить в «бескодовом» режиме. Однако low/no-code обладает огромными перспективами, практически все производители корпоративного ПО стремятся сделать свои продукты гибкими, чтобы закрыть больше потребностей своих клиентов.

Low/no-code — отличное подспорье и в контексте дефицита кадров, поскольку технология снижает требования к квалификации ИТ-специалистов. На повышение эффективности в условиях нехватки рабочей силы работает и искусственный интеллект, который дает возможность выполнять больше задач тем же числом сотрудников. Предприятия смотрят на процессы с использованием ИИ шире, придумывают новые сферы применения, внедряют ИИ там, где раньше было проще или дешевле использовать человеческий труд. Быстрая no-code/low-code-настройка интеллектуальных сервисов может повысить эффективность их внедрения. Это перспективное направление.

Гибкость, которую дает low/no-code, стимулирует делать разные продукты с использованием технологии, поэтому вендоры будут развивать целые экосистемы на базе нее. И примеры этому уже есть на рынке. Этому пути следуем и мы в Directum.

Как сегодня развиваются возможности low/no-code в продуктах Directum?

Константин Истомин: Мы серьезно вложились в направление no/low-code-разработки. Особенно в части интерфейса. Он стал более ролевым, персонализированным — отвечающим потребностям пользователя и его роли. Пример — специфика работы руководителя, которая отличается от типичных задач рядового исполнителя. Значит, и состав полей и возможностей им нужен разный. Более того, интерфейс и настройки Directum RX можно адаптировать и менять прямо перед запуском процесса — отображать или скрывать какие-то области.

Мы расширили библиотеку готовых блоков на no-code, добавили «кубики» с интеллектуальными сервисами. Развили сами процессы. Для того чтобы пользователи могли быстро решать небольшие задачи средствами малой автоматизации, добавили вариант универсального процесса. Он не привязан ни к документам, ни к каким-либо другим объектам в системе. Это такой шаблон процесса, который можно быстро настроить и запустить.

Другой пример — так называемые «мастера действий», где пользователь запускает алгоритм и выбирает нужные варианты из предложенных. Так могут формироваться задачи и стартовать процессы с привлечением участников из разных подразделений, создаваться драфты документов и пр. Это еще не Zero UI, но важный шаг в его сторону: пользователь не пытается сам найти, как ему решить задачу, он идет по подсказкам системы. Далее это будет поддерживаться интеллектуальным чат-ботом.

Интеллект «проник» и в no-code: его возможности можно встроить в процесс просто перетащив нужный блок на схему в no-code-редакторе. То есть теперь подключить искусственный интеллект на тот или иной этап может аналитик или продвинутый бизнес-пользователь, ничего программировать не придется. Какие это могут быть участки процессов? Например, составление краткого резюме документа перед отправкой на рассмотрение — чтобы исполнитель не тратил время на погружение в документ и затем расписывал вручную его содержание. Другой пример — нормоконтроль договорных документов, то есть проверка, все ли обязательные атрибуты содержатся в документе. Это востребованная фишка для юридических, закупочных и коммерческих отделов.

Как будет меняться рынок в 2025 году и далее? Какие тенденции можно выделить уже сегодня?

Константин Истомин: Главный тренд — человекоцентричность. Системы для людей — это про удобный, приятный UI/UX, специализированный для разных кейсов. Например, в кадровых процессах это может быть наглядный график отпусков в «красивом» и понятном дизайне, с разными фишками вызова дополнительных функций, доступа к подробным данным и пр., чтобы у пользователя все было «под рукой».

Встроенный искусственный интеллект занимает все больше пространства в рабочих процессах. Его много не бывает, люди привыкают к автоматизации бытовой рутины и ожидают того же и в бизнес-среде. Появится еще много разных ИИ-ассистентов, которые будут за человека определять алгоритм решения задачи. В противовес мастерам действий, конструкторам и чат-ботам, пользователю уже не придется даже выбирать варианты из предложенных шагов, чтобы получить нужный результат — будет достаточно в один клик вызвать ИИ-помощника, который сам по этим шагам проведет задачу. Меньше лишних кнопок в интерфейсе системы и постепенный переход к Zero UI. Пример: отправка заявок в сервисные службы: пользователю не надо понимать, куда именно ему нужно обратиться, он просто формулирует запрос в свободной форме, а ИИ уже сам определяет, какой службе адресовать заявку.

Продукты Directum поддерживают эту тенденцию. ИИ-сервисы встраиваются в бизнес-процессы заказчиков, улучшая их пользовательский опыт и заметно прокачивая эффективность работы. Пример: при отправке входящего документа на рассмотрение ИИ не просто распознает и заносит реквизиты документа в систему, подсказав ответственного, но и «пишет» краткую аннотацию на основе содержания — секретарю не придется вчитываться в документ и формулировать его резюме, это за него сделает система. Или еще кейс — проверка договорных документов. Система не просто сравнивает с помощью ИИ разноформатные версии документа, она контролирует, все ли необходимые пункты в нем учтены, нет ли узких моментов, связанных со сроками и обязательствами, указанными в договоре.

Еще один тренд, в русле которого мы движемся — готовые решения с возможностями гибкой адаптации. Бизнес будет покупать то, что уже работает — с продуманной логикой и функционалом — и настраивать систему «под себя» постепенно. Как я уже сказал, сегодня low-code в системе любого класса — это база, гигиенический минимум. Но это должна быть система: с оформленным, готовым к работе функционалом.

На рынке будет появляться больше таких глубоких, проработанных решений. Равно как и готовых средств интеграции, блоков и инструментов для встраивания в ИТ-окружение. На настройку интеграции уходит большая часть бюджетов проектов внедрения — готовые инструменты помогут на этом сэкономить, а значит, будут востребованы на рынке.