Авиадвигатель
Конечные собственники
ОАО «Авиадвигатель» – ведущее российское конструкторское бюро по разработке авиадвигателей для современных самолетов Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ил-76МФ и др., газотурбинных установок для энергетики и газоперекачки. ОАО «Авиадвигатель» также является крупным поставщиком газотурбинных электростанций.
АО «ОДК-Авиадвигатель» разрабатывает двигатели для гражданской и военной авиации, а также промышленные газотурбинные установки и электростанции на их базе. «Авиадвигатель» входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" - 100%-ной специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "Оборонпром" по управлению двигателестроительными активами.
Показатели деятельности
Выручка общества в 2015 году составила 10,4 млрд руб., чистая прибыль - 149,8 млн руб[1].
История
2023: Получение гранта от РФРИТ в размере 1,174 млрд руб.
«ОДК-Авиадвигатель» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) по итогам конкурсного отбора выиграло грант Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) на реализацию проекта по импортозамещению программных продуктов. Объем грантового финансирования составит 1,174 млрд рублей. На полученные средства будет внедрено отечественное ПО категорий PLM и CAD с возможностью проектирования изделий из полимерных композиционных материалов. Об этом ОДК сообщила 14 апреля 2023 года. Подробнее здесь.
2016: Переименование в "ОДК-Авиадвигатель"
В декабре 2016 года АО «Авиадвигатель» сменил название на «ОДК-Авиадвигатель». Переименование произошло по инициативе мажоритарного акционера завода – «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК). ОДК уже несколько лет занимается унификацией названий дочерних активов. Ранее в «ОДК-Пермские моторы» был переименован серийный завод корпорации в Перми – «Пермский моторный завод», а также в «ОДК-Стар» - производитель и разработчик регулирующей аппаратуры «Стар».
По данным СПАРК-Интерфакс, 24 ноября 2016 года «ОДК-Авиадвигатель» сменил статус – вместо публичного акционерного общества стал непубличным, что дает ему возможность не раскрывать о себе ряд корпоративной информации.
2008: Разработка двигателя ПД-14 для лайнера МС-21
С 2008 года ведется государственное финансирование проекта создания базового двигателя со взлетной тягой 14 тонн (он получил название ПД-14) для нового пассажирского ближнесреднемагистрального лайнера МС-21 на 150-212 мест.
2000-е: Разработка перспективных двигателей тягой 9-18 тонн
С 2000-х годов продолжаются работы по созданию семейства перспективных двигателей тягой 9-18 тонн, предназначенных для ближне-, среднемагистральных самолетов и промышленных газотурбинных установок.
1993: Старт эксплуатации двигателя ПС-90А
В 1993 году началась эксплуатация двигателя ПС-90А – последнего двигателя, созданного при жизни П.А. Соловьева. К 2016 году ПС-90А остается единственным в России двигателем для магистральной авиации. За 20 лет разработаны, сертифицированы и серийно производятся его модификации: ПС-90А-76, ПС-90А1, ПС-90А2, ПС-90А3. В 2016 году двигатели семейства ПС-90А эксплуатируются на российских самолетах пассажирской, грузовой и транспортной авиации. Установлены ПС-90А и на лайнерах президента и премьер-министра Российской Федерации.
Отличительная особенность пермской конструкторской школы – высокая доля разработок, внедрённых в производство и массово выпускаемых серийными заводами. За 75 лет разработано более 70 типов двигателей, из которых 41 тип (60%) производились серийно. В разное время моторостроительными заводами в Перми (АО «ОДК-Пермские моторы») и Рыбинске (ОАО «НПО «Сатурн») выпущено 66,4 тысячи авиационных поршневых двигателей и более 19,5 тысяч авиационных газотурбинных двигателей, разработанных пермским конструкторским бюро.
1990-е: Разработка газотурбинного оборудования
В начале 1990-х годов в связи со структурным кризисом авиационной промышленности «ОДК-Авиадвигатель» использовал накопленный опыт проектирования для разработки газотурбинного оборудования для предприятий газодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса России. За 20 лет были разработаны и освоены в серийном производстве (АО «ОДК-Пермские моторы») два семейства газотурбинных установок для газоперекачивающих агрегатов и электростанций от 2,5 до 6 и от 10 до 25 МВт. По заказу крупнейших газовых и энергетических компаний – «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «Башкирэнерго», «Сургутнефтегаза» и других – изготовлено и успешно работают более 900 двигателей промышленного назначения.
1950: Создание легендарных авиа двигателей
В начале 1950-х годов коллектив предприятия, который возглавил преемник Швецова Павел Александрович Соловьев, приступил к созданию новой газотурбинной техники.
Каждый авиационный двигатель этого периода можно охарактеризовать словами «первый» и «лучший». Пермская школа внесла общепризнанный вклад в теорию и практику мирового двигателестроения. Классическими образцами проектирования, вошедшими в учебники по конструкции авиационных двигателей, стали разработанные в Перми:
- поршневой «мотор-долгожитель» АШ-62ИР (разработан в 1938 году и ныне летает на самолетах Ан-2),
- первый двухконтурный двигатель Д-20П (Ту-124);
Двигатель Д-20П, Внуково-2, июль 1963 года
- первый вертолетный двигатель со свободной турбиной Д-25В (Ми-6, Ми-10, Ми-10К);)
Военные транспортные вертолеты Ми-6 и Ми-10 с двигателями Д-25В
- первая электронная система управления двигателем, высоконапорный компрессор, высокотемпературные турбины,
- двигатели устанавливались на самых надежных в истории авиапрома самолетах Ту-134 (Д-30), самых популярных – Ту-154М (Д-30КУ-154).
1939: Образование конструкторского бюро
Конструкторское бюро образовано Постановлением Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР 11 декабря 1939 года и имеет собственную школу проектирования, доводки и конструкторского сопровождения изделий в серийном производстве и эксплуатации. Основоположниками пермской конструкторской школы являются Аркадий Дмитриевич Швецов и Павел Александрович Соловьев.
Под руководством Аркадия Дмитриевича Швецова, известного советского конструктора авиационных двигателей, создателя первого отечественного авиационного мотора М-11, с 1939 года по 1953 год предприятием было создано семейство мощных звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения М-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-82Т, АШ-82В, которые устанавливались на самолеты Поликарпова, Туполева, Лавочкина, Сухого, Ильюшина, Антонова, вертолеты Миля, Яковлева и сыграли важную роль в победе над фашизмом и в послевоенное время.