Мариинский театр
Активы
Мариинский театр (с 1934 по 1992 год — Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) отсчитывает свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России.
Построенный по проекту Антонио Ринальди Большой театр поражал воображение размерами, величественной архитектурой, сценой, оборудованной по последнему слову тогдашней театральной техники. В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название – Мариинский.
Мариинский-2
Мариинский-2, расположившийся между Крюковым каналом и Минским переулком на пересечении с улицей Декабристов, технически очень сложно устроен. У театра семь надземных и три подземных этажа. В сценический комплекс входят три площадки — главная сцена, арьерсцена и репетиционная сцена, а также два кармана сцены чуть меньшей площади.
Библиотека
Основная статья: Библиотека Государственного Академического Мариинского театра
История
2014: Новая постановка "Войны и мира" Прокофьева на новой сцене
Грэм Вик снова обратился к постановке легендарной оперы Прокофьева "Война и мир" в 2014 году и ставил спектакль уже в расчете на технологические особенности новой сцены театра. В главных партиях выступили: Аида Гарифуллина, Андрей Бондаренко, Илья Селиванов.
2001: Провальное концертное исполнение части оперы "Цефал и Прокрис"
14 июня 2001 года опера "Цефал и Прокрис" прошла в концертном исполнении на сцене Мариинского театра.
Тогда за один вечер в двух отделениях, были представлены фрагменты из двух опер XVIII века: «Цефал», который целиком идет более четырех часов, и одна из опер Чимарозы. Исполненная в академической манере, без всякого представления о стиле, музыка Арайи тогда не показалась Мариинскому театру настолько убедительной, чтобы показать оперу целиком, писал позже музыкант Андрей Решетин. Создать барочный оркестр, выучить барочных певцов, разобраться с барочными речитативами, с правилами барочного жеста и произношения, изучить особенности европейской и русской барочной драмы, создать труппу барочного балета — до всего этого с той попытки 2001 года руки так и не дошли. Другим музыкантам ноты оперы, запертые в библиотеке театра, недоступны, что очевидно является преступлением против российской культуры.
2000: Постановка "Войны и мира" Прокофьева Андрея Кончаловского
Редакция оперы Прокофьева "Война и мир", ставить которую в 2000 году пригласили Андрея Кончаловского, а оформлять – Георгия Цыпина, стала одним из самых «экспортируемых» мариинских спектаклей. В спектакле были заняты: Анна Нетребко, Алексей Марков, Алексей Стеблянко, Олег Балашов. Спектакль был высоко оценен зрителями.
1991: Постановка оперы Прокофьева "Война и мир" Валерия Гергиева и Грэма Вика
Вторая постановка оперы Прокофьева "Война и мир" состоялась в год 100-летия Прокофьева. В 1991 году Валерий Гергиев и английский режиссер Грэм Вик впервые представили оперу без единой купюры. В главных партиях вышли: Александр Гергалов, Елена Прокина, Гегам Григорян, Ольга Бородина, Василий Герелло.
1988: Валерий Борисов - главный хормейстер и дирижёр театра
С 1988 по 2000 гг должность главного хормейстера и дирижера Мариинского театра занимает Борисов Валерий Владимирович. Подготовил с хором Мариинского театра более 70 произведений оперного, кантатно-ораториального и симфонического жанров.
1978: Валерий Гергиев дирижирует первым спектаклем в театре
12 января 1978 года, Валерий Гергиев, недавний выпускник Ленинградской консерватории, дирижировал своим первым спектаклем в Кировском (Мариинском) театре.
Это была опера Прокофьева «Война и мир».
Вот как сам маэстро вспоминает те дни:
«Мой первый шаг в Мариинском театре – это неожиданная для меня возможность прогнать целиком готовившийся тогда к премьере спектакль `Война и мир`, над которым работали Юрий Темирканов, Борис Покровский и Иосиф Сумбаташвили. Я только-только стал стажером театра и был ассистентом Темирканова на этой постановке. В театре меня мало кто знал. Юрий Хатуевич вдруг сказал мне: `Начните репетицию, я хочу послушать, как это все звучит. Через минуту я стоял перед оркестром Кировского театра.
Через какое-то время Темирканов сказал мне: `Думаю, будешь главным дирижером в этом театре, когда-нибудь`.
1977: Первая постановка оперы «Война и мир» Юрия Темирканова и Бориса Покровского
Мариинский театр четырежды обращался к воплощению партитуры, которую Сергей Прокофьев написал к 1942 году.
В Кировском театре премьера состоялась в 1977 году, и осуществил её маэстро Юрий Темирканов в содружестве с режиссером Борисом Покровским.
В спектакле были заняты не только мэтры, но и молодые певцы: Лариса Шевченко, Сергей Лейферкус, Алексей Стеблянко.
1976: Юрий Темирканов становится художественным руководителем и главным дирижером театра
С 1976 по 1988 год Юрий Темирканов был художественным руководителем и главным дирижером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр).
1944: Балерина Нинель Петрова присоединилась к труппе театра
Народная артистка РФ Нинель Петрова родилась 15 марта 1924 года, училась у знаменитого педагога Агриппины Вагановой. После выпуска из Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени Вагановой) в 1944 году Нинель Петрова присоединилась к труппе Кировского (ныне Мариинского) театра, на сцене которого танцевала до 1968 года. В марте 2024 г Нинель Петровой исполнилось 100 лет.
1935: Театр не заинтересовался балетом Прокофьева на сюжет "Ромео и Джульетты"
Структуру советского балета «большого стиля» Прокофьев, к тому времени уже являвшийся автором нескольких одноактных балетов, созданных для Дягилевской антрепризы, постигал на просмотре другого драмбалета, которому было суждено дожить до наших дней, — «Бахчисарайского фонтана». Изначально предполагалось, что Ростислав Захаров, поставивший этот балет, будет работать и над постановкой «Ромео и Джульетты» Прокофьева. В мае 1935 года он даже успел принять кое-какое участие в «сценарной» разработке.
Однако договор с Кировским театром так и не был заключён. Музыку композитору заказал Большой театр, однако после прослушивания также отказался от балета.
1908: Постановка оперы "Кармен" с декорациями Александра Головина
Испанская тема была одной из ведущих в творчестве художника Александра Головина. Он много путешествовал по стране, изучал ее природу, архитектуру и культуру. Головин оформил много постановок на испанскую тему – как в музыкальном, так и в драматическом театре. Сценография к опере «Кармен» (постановка 1908 года, Императорский Мариинский театр) заслужила особое внимание публики за необычайно гармоничное сочетание декораций и костюмов с музыкой и сюжетом.
«Костюмы по эскизам Головина поражали богатством оттенков. Костюмы для участников массовых сцен (такие как Торговка и Юноша из окружения Кармен) были решены в приглушенных оттенках, чтобы на их фоне выигрышно выделялись центральные персонажи. Как отмечали современники, Головин в этой постановке создал свой неповторимый образ Испании – не «тореадорной», а «народной». Коренастые, большерукие фигуры на его эскизах далеки от привычных романтически-изысканных испанских типажей в театре», – рассказывала в 2023 году старший научный сотрудник Бахрушинского музея Инна Войтова.
1895: «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова
«Ночь перед Рождеством» — быль-колядка Римского-Корсакова по повести Гоголя, в которой, как известно, Вакула, полюбив Оксану, готов за черевичками ехать куда ни свет.
При первой постановке сочинения в Мариинском театре (в 1895 году) Римский-Корсаков неожиданно столкнулся с проблемами цензурного свойства.
Композитор знал о требованиях, запрещавших выводить российских царей на сцену, поэтому заранее обошел этот момент: у него среди персонажей просто царица (а не Екатерина II), а город — просто град-столица (а не Петербург). Но цензоров это не убедило и они ответили композитору, что «всякому известна повесть Гоголя и ни у кого не может быть сомнения, что моя царица есть не кто иной, как императрица Екатерина». Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Тем не менее разрешение на постановку было получено. Однако оперу чуть не завернули с генеральной репетиции, которую посетили два великих князя и которые в царице всё же признавали свою прабабушку. Положение спас тогда директор Всеволожский, поскольку билеты уже продавались вовсю, а сама опера шла в бенефис певца и режиссера Осипа Палечека. И царица стала ... светлейшим князем Потемкиным.
1890: Премьера «Пиковой дамы» Чайковского
«Пиковая дама» стала вершиной оперного творчества Петра Ильича Чайковского и одной из главных опер мира, хотя изначально он не хотел браться за неё. Композитору показалось, что не хватает сценичности, правда в начале 1890 года передумал, о чём свидетельствует его письмо Ю. Шпажинской:
...И. А. Всеволожский усиленно стал просить меня заняться сочинением оперы на сюжет Пиковой дамы. Либретто было уже прежде того сделано ни кем иным, как моим братом Модестом <…> Я его прочел, оно мне понравилось. В том же году он принялся за работу и удивительно скоро закончил, а 7 декабря 1890 года состоялась мировая премьера оперы в Императорском Мариинским театре.
1878: Фёдор Стравинский - солист Мариинского театра
Фёдор Игнатьевич Стравинский - бас, солист Мариинского театра, звезда петербургской оперной сцены, один из наиболее выдающихся предшественников Фёдора Шаляпина. Отец композитора И. Ф. Стравинского.
1870: Первая постановка «Бориса Годунова» Пушкина актёрами Александринского театра
Своим любимым произведением, драмой «Борис Годунов», А.С.Пушкин мечтал «преобразовать» устарелые формы театра. Однако произведение было запрещено для постановки, хотя именно для театра оно было написано. С цензурными изъятиями и сокращениями «Борис Годунов» был поставлен впервые только в 1870 году на сцене Мариинского театра актёрами Александринского театра.