TADетали:
Как работает модель Hardware as a Service в России
Приоритеты бизнеса - повышение эффективности и фокус на ключевых компетенциях, к которым, как правило, не относится ИТ-инфраструктура. Ее поддержку и развитие можно получать в формате услуги от внешнего провайдера, с прописанными в договоре гарантиями качества (SLA). Минимизируя CAPEX и OPEX, регулярно обновлять вычислительные системы и получать необходимые ресурсы по запросу позволяет сервисный подход к потреблению оборудования (Hardware as a Service, HaaS).
Содержание |
Почему растет популярность сервисной модели потребления ИТ
Российский рынок, вслед за мировым, все активнее использует преимущества сервисной модели потребления ИТ-ресурсов. Предприятия самых разных отраслей стремятся максимально экономить свой бюджет, избегая и крупных инвестиций (CAPEX), и затрат на обслуживание ИТ (OPEX). Динамика спроса на инфраструктуру/оборудование как услугу (IaaS/HaaS) растет во всех сегментах бизнеса – от крупного до СМБ – более чем на 30% в год.
На сегмент IaaS в России, по данным TAdviser, приходится около трети всего облачного рынка. Его рост обеспечивают не только российские заказчики – доля зарубежных клиентов в выручке российских облачных провайдеров составляет около 5%. Важным драйвером облачного рынка остается тенденция к увеличению объемов собираемой и хранимой информации, а также растущие потребности в ресурсах для внедрения новых технологий. Облако может помочь в быстром предоставлении нужных мощностей и производительности по запросу.
У крупных коммерческих и госзаказчиков сохраняется некоторый консерватизм в отношении публичных облачных решений. Как показывают исследования TAdviser, около 45% российских компаний, подтверждающих использование облачных сервисов, сфокусированы на частном или гибридном форматах. Интерес к частному облаку со стороны заказчиков B2B и B2G обусловлен как экономическими факторами (возможность оптимизации издержек и их более прозрачного контроля), так и задачами, связанными с обеспечением безопасности и соблюдением требований регуляторов (в этом случае перекладываются на провайдера). Чем более критичные системы передают в облака заказчики, тем более высокий уровень SLA должен быть обеспечен.
Что такое HaaS
HaaS (Hardware-as-a-Service, оборудование как сервис) – это услуги предоставления аппаратной серверной инфраструктуры из облака. Заказчик получает в аренду необходимую инфраструктуру вместе с ее обслуживанием со стороны провайдера.
В отличие от закупки всего необходимого аппаратного обеспечения «на себя», с единовременной оплатой, заказчик, выбирая HaaS, переходит к формату рекуррентных платежей (как правило, ежемесячных). Это более гибкий подход, снижающий нагрузку на компанию. По завершении проекта (в среднем трехлетнего, по данным «Крок») использованное оборудование можно выкупить по остаточной стоимости либо заменить на более современное. Например, «Крок» предлагает гибкие программы по созданию инфраструктуры на основе технологий Dell EMC.
Разница между приватным и публичным облаками сводится к тому, что от последнего заказчик может отказаться в любой момент, а сроки использования приватного фиксированы – как правило, на период 3-5 лет. За счет резервирования ресурсов здесь возможна существенная экономия по сравнению с публичным облаком – до 30-50%. Глобально оборудование по модели HaaS предоставляют ряд крупнейших облачных провайдеров, включая Amazon, Google, IBM, Microsoft.
Зачем и когда нужен HaaS
Подход HaaS позволяет и крупным компаниям, и СМБ оптимизировать затраты на модернизацию или закупку нового оборудования – например, под запускаемые «тяжелые» проекты или под «легкие» пилоты. В первом случае может просто не хватать бюджета для единовременного приобретения и внедрения всех необходимых систем. Во втором – нет уверенности в результате эксперимента, а значит, нет понимания, потребуются ли эти ресурсы через год-два. Такие тестовые проекты проще и удобнее размещать в облаке.
Сценарий HaaS применим к ситуациям, когда вместо продления дорогостоящей поддержки старого оборудования (IBM P-series, hi-end СХД или серверов Oracle) можно получить у провайдера новое, эквивалентное по мощности, но в формате услуги. В некоторых случаях стоимость будет примерно одинаковой. При этом частное облако обеспечит соблюдение всех требований регуляторов и необходимые уровни защиты.
Преимущества и сценарии использования приватного облака.
HaaS помогает там, где бизнес требует как высоких показателей SLA и отказоустойчивости, так и, одновременно, экономии затрат. Обновление большого пула оборудования через провайдера существенно снижает нагрузку на заказчика – не только в части закупки, но и в части размещения оборудования (наличия физической площадки), администрирования систем и пр. А также в части закупочных процедур – для наращивания мощностей в этом сценарии не нужно каждый раз запускать новый конкурс, достаточно обратиться к поставщику услуги. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
В результате HaaS позволяет бизнесу постепенно уходить от наращивания затрат на поддержку своих ИТ. Совокупная стоимость владения инфраструктурой (ТСО) за 5 лет в этом случае снижается более чем на 10%. По данным «Крок», две крупных финансовых организации зафиксировали экономию 10-15% за счет этой услуги.
Из чего состоит услуга HaaS
- Закупка оборудования под задачи заказчика (включая консалтинг и аудит)
- Размещение оборудования (у заказчика или в ЦОД провайдера)
- Обеспечение поддержки оборудования:
- Настройка и администрирование
- Мониторинг (собственная система мониторинга, внедряется для каждого заказчика, может настраиваться под специфичные задачи через личный кабинет)
- Выделенный бэкап
- Проактивное техническое обслуживание всего решения
Преимущества и эффекты от HaaS
- Отсутствие первоначальных инвестиций, ежемесячные или ежеквартальные фиксированные платежи
- Всегда новое/современное оборудование
- Масштабируемость и гибкое наращивание ресурсов за счет быстрого дооснащения решения или подключения ресурсов облака
- Соблюдение высокого SLA
- Повышенная безопасность
- Поддержка 24х7
- Быстрый старт проектов (от нескольких недель)
Кто уже использует HaaS
По данным «Крок», основная аудитория сервиса - госзаказчики, крупные международные компании (FMCG), банки и финансовые организации, ритейл, и др. К примеру, по модели HaaS получает инфраструктуру (виртуальные машины, физические серверы, ресурсы дискового пространства, каналы связи) локальное подразделение косметической компании Avon. Поставщик – «Крок» – обеспечивает также сопровождение и обслуживание, в рамках единого сервиса в режиме 24×7. Таким образом, Avon обеспечила соблюдение требований 242-ФЗ: в ЦОД «Крок» с зарубежных площадок были перенесены онлайн-магазин для покупателей, В2В-портал для представителей компании, а также система управления заказами, включая модули отчётности и биллинг.
На основе частного облака клиенты могут строить вычислительные платформы для работы критичных бизнес-систем и сервисов. Например, банкам создание выделенной инфраструктуры поможет гарантировать дополнительный уровень безопасности данных клиентов в соответствии с требованиями регуляторов. В ритейле частные облака оптимально подойдут для запуска и производительной работы высоконагруженных аналитических платформ, необходимых для потоковой аналитики поведения покупателей. Работая с технологиями от ведущих мировых производителей, таких, как Dell EMC, мы помогаем нашим клиентам развивать бизнес и строить инфраструктуру, готовую к вызовам цифровой трансформации, - говорит Григорий Могилев, владелец продукта «Аренда выделенной инфраструктуры» ИТ-компании «Крок». |
Dell EMC поддерживает модель `ИТ как сервис`, предоставляя клиентам доступ к самым современным технологиям для создания ИТ-инфраструктуры, готовой к вызовам цифровой трансформации, — отмечает Константин Исаакян, директор департамента по работе с партнерами Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии. — Развивая экосистему партнеров и работая с крупнейшими игроками рынка информационных технологий, такими как «Крок», Dell EMC предлагает эффективные партнерские программы для крупнейших отраслевых рынков: банки, ритейл, страхование и других, тем самым способствуя переходу компаний к цифровым инновациям для запуска новых продуктов и бизнесов. |