Содержание |
Хроника
2023
Рост производства туалетной бумаги
Объем производства туалетной бумаги в России в рулонах по итогам 2023 года вырос на незначительные 0,02% по отношению к 2022-му и достиг почти 7 млрд рулонов. В тоннаже объем внутреннего выпуска также незначительно увеличился с сравнении с годом ранее и был зафиксирован на отметке более 500 тыс. тонны. Об этом говорится в исследовании NeoAnalytics, выдержки из которого были обнародованы в октябре 2024 года.
По итогам 2023 года объем импорта российской туалетной бумаги в натуральном выражении уменьшился на 38,3%, до 2 тыс. тонн.
Производство мыла в России за год выросло на 17% до 190,5 тыс. тонн
В 2023 году производство туалетного мыла в России достигло 190,5 тыс. тонн. Для сравнения, годом ранее показатель составлял 163,1 тыс. тонн. Таким образом, зафиксирован рост на уровне 17%, о чем говорится в материалах BusinesStat, обнародованных в середине октября 2024 года.
В исследовании рассматривается жидкое и твердое (нейтральное, экстра, детское, ординарное) туалетное мыло. Среди крупнейших предприятий отрасли названы ООО «ЛАБ Индастриз», АО «Жировой комбинат», ООО «Юнилевер Русь», АО «Нэфис косметикс» и ООО «Коттон Клаб». В отчете сказано, что количество производителей туалетного мыла, в том числе небольших, ежегодно увеличивается. Усиление конкуренции способствует расширению ассортимента и созданию новых видов продукции.
В 2019-м, по оценкам, в России было изготовлено 120,2 тыс. тонн туалетного мыла. Год спустя объем производства поднялся на 27,6%, достигнув 153,3 тыс. тонн. Столь значительный рост обусловлен увеличением спроса на мыло, как на средство личной гигиены и дезинфекции рук и тела, в условиях пандемии COVID-19. Кроме того, наблюдались ограничения в поставках импортной продукции на российский рынок из-за карантинных мер и нарушения работы логистических цепочек.
В 2021 году по мере стабилизации спроса производство сократилось на 11,6% — до 135,5 тыс. тонн. А в 2022-м зафиксирована прибавка в размере 20,4%. Основными факторами роста названы увеличение спроса на контрактное производство и ослабление конкуренции с иностранными брендами. Вместе с тем остается высокой зависимость отечественных компаний от импортного сырья, в частности, от тропических масел (пальмового и кокосового), которые используются в производстве мыла. Колебания цен на компоненты на мировых рынках оказывают существенное влияние на себестоимость конечной продукции.[1]
2022
Снижение производства подгузников для взрослых на 7,7% до 757 млн штук
В 2022 году в России было продано 757 млн взрослых подгузников, что на 7,7% меньше, чем годом ранее. Такие данные приводятся в исследовании BusinesStat, опубликованном в июле 2023 года.
По словам экспертов, производители уменьшили выпуск подгузников из-за дефицита сырья (флафф-целлюлозы и суперабсорбента). Импорт сырья осложнялся европейскими санкциями. В сложившихся условиях отмечались проблемы с госзакупками подгузников для инвалидов, отмечено в докладе.
Там же сказано, что в 2022 году был назначен единственный поставщик технических средств реабилитации для инвалидов на территории всей страны. В случае закупок у единственного поставщика цена определяется заказчиком, а не на аукционе. Предполагалось, что отказ от конкурсных закупок позволит организовать бесперебойное и своевременное обеспечение инвалидов необходимыми товарами, а также будет способствовать сдерживанию цен закупок. Несмотря на это в ряде регионов были проблемы с закупками средств реабилитации инвалидов, в том числе подгузников. В условиях санкций и снижения платежеспособности потребителей доступность продукции существенно сократилась.
До 2022 года активное увеличение продаж поддерживалось за счет льготного государственного обеспечения подгузниками инвалидов, а также использования взрослых подгузников в стационарах.
Согласно материалам BusinesStat, в 2022 году экспорт подгузников для взрослых из России снизился на 29,1% и составил $4,74 млн. В количественном выражении поставки этих предметов личной гигиены упал на 35,3%, до 21 млн штук. Отмечалось снижение отгрузок в Азербайджан, Белоруссию, Казахстан и на Украину. Объем импорта подгузников в РФ в исследовании не уточняется.[2]
Производство туалетной бумаги достигло исторического максимума
В 2022 году в России было выпущено 6,99 млрд рулонов туалетной бумаги, что на 21,06% больше, или на 1,2 млрд рулонов, больше, чем годом ранее. Такие данные в Рослесинфорге привели в конце февраля 2023 года, назвав зафиксированный объем рынка рекордным.
Основными производителями туалетной бумаги в 2022 году стали Татарстан, Ленинградская, Тульская, Калужская, Ярославская, Челябинская и Костромская области, Краснодарский край, Коми, Адыгея, все регионы Сибири и Урала.
Согласно подсчетам Рослесинфорга, компании в 2022 году выпускали почти 45 рулонов бумаги в год на одного жителя России, при этом в 2020 году годовое потребление составило не более 35 рулонов на душу населения.
В принципе в нашей стране туалетную бумагу производят в основном российские компании. Есть компании с иностранным участием, например турецким, но они продолжают работу, - сообщил глава ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности «Бумпром» Юрий Лахтиков в разговоре с «Российской газетой». |
По его словам, туалетная бумага и салфетки - лидеры по производству среди всей целлюлозно-бумажной продукции. По данным ассоциации «Бумпром», рост по итогам 2022 года составил около 30%.
Как отмечают аналитики Step by Step, российский рынок бумажной санитарно-гигиенической продукции в 2022 году был относительно стабилен. Так как производители используют в основном российское сырье для производства, влияние санкций оказалось не таким сильным, как на другие отрасли. А продукция не демонстрировала резких скачкообразных изменений цены, отмечают эксперты.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Они добавили, что логистические цепочки, которые были разрушены в 2022 году, перестроились. Это касается и поставок импортных химикатов, запчастей для станков и оборудования. Часть предприятий смогло перестроить свою логистику благодаря интеграции с другими участниками рынка.[3]