2024/11/07 12:43:54

Каршеринг (car sharing) рынок России

Каршеринг (от англ. car sharing) — это автоматизированный почасовой или поминутный прокат автомобиля. Услуга предназначена для коротких поездок по городу. Доступные для аренды автомобили стоят в разных частях города, об их точном расположении можно узнать из мобильных приложений для смартфонов. Через приложение частично осуществляется управление автомобилем – бронирование, запуск двигателя, открытие дверей.

Содержание

Каршеринг – это зонтичный термин для ситуации, при которой человек пользуется не собственным автомобилем. Термин покрывает несколько различных бизнес-моделей[1]:

  • каршеринг – аренда машины;
  • сетевые агрегаторы такси (иногда называются ridehailing, ride sharing или car sharing);
  • карпулинг (иногда ride sharing) – совместное одновременное использование автомобиля в случае поездки в одинаковом направлении. Следует отметить, что в 2015–2016 гг. данный сервис начал использоваться рядом крупных агрегаторов такси (например, Didi Chuxing, Uber, Gett).

Драйверами развития рынка являются:

  • выгода для потребителя;
  • рост числа подключенных автомобилей (умный автомобиль);
  • активные инвестиции автопроизводителей;
  • беспилотные технологии;
  • повышение экологических требований. Так, каршеринг популяризируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе из экологических соображений.

На российском рынке представлено несколько каршеринговых проектов, самые крупные из них действуют в Москве. По данным J’son & Partners Consulting (Джейсон энд Партнерс Консалтинг), каршеринговые сервисы набирают популярность в России, растет число проектов и охват городов. Наиболее популярными по количеству пользователей в России являются сетевые агрегаторы такси, а также карпулинговый проект BlaBlaCar. Чисто каршеринговые сервисы пока находятся в стадии тестирования и формирования рынка.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга

Целевая аудитория каршеринговых сервисов – это жители мегаполисов молодого и среднего возраста, которые предпочитают самостоятельное вождение службам такси. При этом они стремятся сэкономить на поездках.

В основном каршеринговым сервисом пользуются мужчины 25–35 лет, сообщали основатели BelkaCar. В декабре 2016 года представители департамента транспорта Москвы сообщали, что операторы каршеринга планируют увеличивать свой автопарк до 1-1,5 тыс. единиц ежегодно.

Каршеринг

2024

Каршеринг «Ситидрайв» закупил 1200 белорусских кроссоверов Belgee

В начале ноября 2024 года сервис краткосрочной аренды автомобилей «Ситидрайв» объявил о пополнении автопарка 1200 кроссоверами Belgee X50 белорусского производства. Новые автомобили будут доступны для пользователей в Москве и Московской области в рамках программы расширения автопарка компании. Подробнее здесь.

Число корпоративных клиентов каршеринговых сервисов в России выросло в несколько раз

Российские каршеринговые компании отмечают значительный рост числа корпоративных клиентов в первом полугодии 2024 года. Об этом стало известно 2 августа 2024 года. Количество юридических лиц, пользующихся услугами каршеринга, увеличилось в 1,5–2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Как передает «Коммерсантъ», компания «Делимобиль» зафиксировала рост числа корпоративных контрагентов на 65% – до 7 тыс. клиентов. В BelkaCar этот показатель вырос на 20%, превысив 2 тыс. организаций. «Ситидрайв» сообщил о появлении 500 новых корпоративных партнеров.

К традиционным услугам трансфера, такси и лизинга автомобилей, используемым российскими компаниями как во время командировок сотрудников, так и для их локальных перемещений, добавился каршеринг

Финансовые показатели также демонстрируют положительную динамику. Выручка «Делимобиля» от работы с корпоративными клиентами увеличилась втрое, а объем проданных минут вырос в 2,5 раза. «Ситидрайв» отметил рост выручки в этом сегменте на 60%, а BelkaCar – на 18%.

Эксперты связывают растущий спрос на каршеринг среди компаний с общим увеличением числа командировок. По оценкам управляющего директора оператора делового туризма «Випсервис» Галины Полищук, объем командировок в январе–июне 2024 года вырос на 13–16% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Корпоративные клиенты выбирают каршеринг из-за предсказуемой ценовой политики и возможности экономии. Использование каршеринга позволяет компаниям сократить расходы на топливо, обслуживание автомобилей и платные парковки. По данным «Ситидрайва», экономия на транспортных расходах при использовании каршеринга вместо такси может достигать 50% в месяц.

Согласно подсчетам аудиторской компании Б1, в ноябре 2023 года средняя стоимость поездки на каршеринговом автомобиле составляла ₽23 за 1 км, тогда как на такси – ₽39. В январе–мае 2024 года число поездок на такси по всей России сократилось на 2%, в то время как на каршеринговых автомобилях выросло на 3%.[2]

2023

Рост рынка на треть до 44 млрд рублей

Объем российского рынка каршеринга в 2023 году дости 44 млрд рублей, увеличившись на 33,3% в сравнении с предыдущим годом. Такие данные аналитики Б1 (ранее российское подразделение E&Y) обнародовали в конце декабря 2023 года.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Б1, рост рынка каршеринга в РФ связан со стагнацией спроса на личные автомобили на фоне их резкого подорожания. Кроме того, стоимость владения персональной машиной увеличилась, а автокредиты стали менее привлекательными, поясняют исследователи.

Объем российского рынка каршеринга в 2023 году дости 44 млрд рублей

По их оценкам, с среднем за год краткосрочная аренда обходится потребителю на 35% дешевле такси и стоит втрое меньше, чем использование личного транспорта. Согласно расчётам аналитиков, в 2023 году один километр пути в каршеринге стоит 23 рубля, на такси — уже 39 рублей.

Опрошенные изданием эксперты отмечают, что на операторов каршеринга давят увеличивающиеся издержки обслуживания и замены автопарка. Рост расходов в конечном итоге будет перекладываться на потребителей. По оценке аналитиков, средняя стоимость поездки в каршеринге за 2023 год уже увеличилась минимум на 10%.

По словам издателя проекта Truesharing.ru Юрия Николаева, к концу 2023 года в России не так много городов с достаточной плотностью и платежеспособностью населения и почти во всех из них уже есть услуги каршеринга. Так, как отмечает эксперт, в отличие от самокатов экономическая модель работы сервиса каршеринга «вряд ли будет сходиться» в городах с населением менее 500 тыс. человек. В целом важным фактором будет оставаться конечная цена для пользователей каршеринга, которые могут делать выбор в пользу общественного транспорта, если ценник за минуту или сутки будет выше их ожиданий и финансовых возможностей, добавил Николаев.[3]

Путин поручил перевести каршеринг на отечественные авто

В начале сентября 2023 года стало известно о том, что президент РФ Владимир Путин поручил кабмину разработать меры стимулирования использования в каршеринге российских автомобилей.

«
Правительству Российской Федерации ... с учетом ранее данных поручений рассмотреть вопросы, касающиеся разработки и применения мер по стимулированию использования высоколокализованных автомобилей при оказании услуг по аренде автомобилей с учетом возможных объемов их производства российской автомобильной промышленностью, при необходимости обеспечив внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, - говорится на сайте Кремля.
»

Владимир Путин

Еще в июне 2023 года Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о требованиях к локализации производства автомобилей для такси и каршеринга. Локализацию предлагалось измерять в баллах, аналогично норме о допуске автомобилей к участию в госзакупках. Позже глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов подготовил уточняющие поправки по количеству проходных баллов: с 1 января 2024 года не менее 1 тыс. баллов, с 1 января 2026 года не менее 2 тыс. баллов, с 1 января 2028 года не менее 3 тыс. баллов.

«
Сама по себе эта инициатива в нынешних условиях полезна — это очень мощная поддержка отечественным предприятиям. Весь вопрос в том, как она будет реализована, — прежде всего в том, какие модели будут считаться российскими. Одно дело, если это будут все автомобили, выпущенные на территории нашей страны. Совершенно другая картина складывается, если в расчет будут приниматься параметры локализации, например, как это принято при проведении госзакупок, — рассказал «Известиям» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.[4]
»

2022

Объём рынка каршеринга в Москве и Московской области за год вырос на 30,9%, до ₽40 467,28 млн

На конец 2022 года объем рынка каршеринга в Москве и Московской области возрос на 30,9% по сравнению с 2021 годом, достигнув отметки ₽40 467,28 млн. Это указывает на значительное повышение интереса к услугам краткосрочной аренды автомобилей среди жителей и гостей столицы, несмотря на снижение темпов прироста по сравнению с предыдущими годами. Об этом стало известно летом 2024 года.

Данный рост стал одним из самых заметных за последние годы. При повышении спроса на услуги каршеринга в 2022 году, также отмечается снижение темпов прироста с учетом инфляции, составивших 18,1%. Максимальный объем рынка был зафиксирован в 2022 году, что превысило все предыдущие значения. В 2021 году объем рынка составил ₽30 918,89 млн, а в 2020 году — ₽19 901,44 млн.

По информации Департамента транспорта Москвы, в 2022 году число поездок на каршеринговых автомобилях составило 48 млн, что подчеркивает активное использование сервиса. В парк каршеринга входило 30 тыс. автомобилей, что делает его крупнейшим в мире. В 2022 году автопарк был увеличен на 1 тыс. автомобилей, а количество ежедневных арендованных машин достигло 132 тыс., при этом на одну машину приходилось в среднем шесть поездок. Любопытно, что 48% пользователей каршеринга имеют личные автомобили, однако предпочитают использовать каршеринг.

Рост рынка каршеринга в 2022 году также был обусловлен поддержкой со стороны Правительства Москвы, которое увеличило размер субсидий для операторов каршеринга до ₽450 млн. Благодаря этим субсидиям операторы обновили 15 тыс. автомобилей. В общей сложности за последние пять лет компании получили ₽950 млн субсидий, что позволило приобрести 39 тыс. новых автомобилей.

Среди самых популярных моделей автомобилей в каршеринге в 2022 году оказались Volkswagen Polo, Kia Rio, Nissan Qashqai, Cherry Tiggo и Haval Jolion. Эти автомобили пользуются высоким спросом благодаря своей экономичности и удобству при использовании в городской среде, что делает их оптимальным выбором для краткосрочной аренды.[5]

Сокращение числа аварий в Москве с участием автомобилей каршеринга

В 2022 году ДТП с участием автомобилей каршеринга в Москве стало меньше на 12% - их число сократилось до 392 с 443 аварий в 2021 году. Об этом свидетельствуют данные столичного Департамент транспорта, обнародованные в конце января 2023 года.

Заместитель мэра Москвы в правительстве столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов отметил, что снизить аварийность на дорогах помогли:

  • оценка стиля вождения, на основе которой формируется рейтинг пользователя операторами каршеринга;
  • штрафы и ограничения доступа за опасную езду на каршеринговом автомобиле.

Почему в Москве сократилось число аварий с участием автомобилей каршеринга в 2022 году

На снижение аварийности повлияло сокращение аудитории сервиса в связи подорожанием услуг (средний чек на поездку в 2022 году вырос на 28%) и отъездом части пользователей за рубеж и в другие города, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Этот тезис частично подтверждается данными самого дептранса: по итогам 2021 года ведомство называло цифру в 50 млн поездок в системе краткосрочной аренды авто, по итогам 2022 года — уже 48 млн (минус 4%), отмечает «Коммерсантъ».

В 2022 году в ДТП с участием автомобилей краткосрочной аренды в Москве погибло 20 человек и 457 получили ранения различной степени тяжести, что соответственно на 13% и 16% меньше показателей годичной давности.

При этом, по словам Петра Шкуматова, к началу 2023 года сохраняется ряд проблем. Часто москвичи жалуются на «хамское» поведение водителей каршеринга, небрежную парковку во втором ряду, во дворах и внутриквартальных проездах с перекрытием проезда, прохода пешеходов и т. д. Такие водители должны нести ответственность в рамках сервиса, полагает Петр Шкуматов. Совокупный парк машин каршеринга в Москве к началу 2023 года насчитывает порядка 30 тыс. автомобилей. [6]

Средний чек на поездку на каршеринге в России вырос на 28%

Средний чек на поездку на каршеринге в России по итогам 2022 года составил 331 рубль, что на 28% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные сервиса CloudPayments, обнародованные в конце января 2023 года.

Оборот каршеринговых компаний за 2022 год вырос на 7%. Исследователи отметили снижение числа транзакций на 20%, передает «Коммерсантъ». В BelkaCar говорят о росте среднего чека примерно на 5% в последние годы и связывают это с увеличением длительности аренды в сервисе и изменением структуры парка.

Рост цен на каршеринговые поездки за 2022 год составил 28%

Увеличение чека на услуги каршеринга связано с ростом расходов операторов каршеринга на обслуживание автопарков, заявила газете глава CloudPayments Татьяна Глазачева. Например, запчасти за год подорожали в среднем на 30%, оценивало Национальное агентство промышленной информации.

В 2022 году на рынке образовался дефицит недорогих машин, поэтому сервисы каршеринга все чаще делают выбор в пользу китайских авто сегмента SUV, рассказал эксперт «Автостата» Сергей Удалов. В связи с этим цены на их услуги могли вырасти за счет изменения категории машин, подтверждает специалист выводы BelkaCar. Газета приводит данные Росстата, согласно которым новые легковые иномарки взлетели в цене почти на 40% за год.

В 2022 году на рынке каршеринга отразились уход из страны крупных автопроизводителей, а также осложнившаяся логистика поставок, говорят в BelkaCar. Из-за геополитических проблем у сервисов каршеринга есть сложности с закупками и обновлением парка, а существенную роль на рынке сыграла переориентация сервисов на китайский авторынок, говорит издатель Truesharing.ru Юрий Николаев. Крупные игроки рынка не привели конкретные цифры по росту доли китайских автомобилей. По оценке Юрия Николаева, сегодня она может достигать 20–25% от общего объема автопарка российских сервисов.[7]

Мошенники в России начали создавать фейковые сайты каршерингов для кражи данных

В конце 2022 года стало известно о том, что мошенники в России начали активно создавать фейковые сайты каршеринговых компаний для кражи данных, а также для угона автомобилей и снятия с них запчастей. Подробнее здесь.

Каршеринг в России подорожал на 29%

В январе-сентябре 2022 года средняя стоимость поездки на каршеринговом автомобиле в России увеличилась на 29% относительно аналогичного периода 2021-го и достигла 319 рублей. Об этом свидетельствуют данные CloudPayments, которые были обнародованы в конце октября 2022-го.

По данным Почты-банка, поездки на каршеринге подорожали в среднем на 25% (до 440 рублей), по данным Tinkoff Data — на 17% (до 493 рублей), передает «Коммерсантъ». Как показал опрос Почта-банка, около 70% респондентов чаще всего пользуются каршерингом для коротких поездок.

Цены на каршеринг в РФ поднялись на 29%

Однако сдерживающими факторами для роста рынка аренды авто, как и такси, остаются усиливающаяся потребительская экономия. Как пишет издание, еще один фактор — отъезд из страны части платежеспособных граждан.

Аналитик сектора технологий, медиа и телекоммуникаций Владимир Беспалов считает, что рост спроса на услуги каршеринга может быть связан с тем, что владеть своим автомобилем становится дороже из-за увеличившихся издержек на ремонт и обслуживание. Это подтверждает статистика Ассоциации европейского бизнеса, которая посчитала, что за девять месяцев продажи автомобилей в России упали почти на 60%.

«
Шеринговые сервисы начали развиваться в стране позже, поэтому у этого сегмента существенный потенциал роста, — поясняет Беспалов.
»

Кроме того, добавляет издатель портала «Трушеринг» Юрий Николаев, каршеринговые компании некоторое время сдерживали рост тарифов для увеличения числа пользователей.

В BelkaCar сообщили «Коммерсанту» о росте среднего чека на 5% за год, пояснив это увеличением своего автопарка премиальными машинами, ростом длительности и километража поездок. В «Ситидрайв» отмечают, что весной цены на часть автомобилей повысились, а на некоторые — снизились. [8]

В даркнете продают аккаунты администраторов каршеринговых сервисов

В даркнете продают аккаунты администраторов российских каршеринговых сервисов, при помощи которых можно, например, отслеживать местоположение автомобилей, открывать и закрывать их, а также запускать и глушить двигатель. Об этом 7 сентября 2022 года написали «Известия» со ссылкой на данные «Лаборатории Касперского».

Источники газеты, близкие к каршеринговым фирмам, утверждают, что удаленный доступ к панели управления получить невозможно. Но при этом в «Лаборатории Касперского» отмечают, что у любого каршеринга есть так называемая админка — она используется сервисом в случае нештатных ситуаций. Эксперт компании утверждает, что техподдержка может дистанционно открыть или закрыть машину, посигналить, поморгать фарами, завести авто, чтобы его прогреть, или же выключить двигатель.

В даркнете продают аккаунты администраторов каршеринговых сервисов

Ведущий консультант информационной безопасности компании R-Vision Евгений Грязнов также подтвердил наличие возможности безопасной удаленной блокировки двигателя.

«
Современный автомобиль каршеринга — это не просто автомобиль, а еще и скрытый дополнительный бортовой компьютер с множеством датчиков, постоянно передающий информацию о своем состоянии компании-оператору, — отметил он.
»

Если злоумышленник сумеет дистанционно остановить машину, например, на МКАД и заблокировать двери, то ситуация сложится опасная, рассуждает аналитик рабочей группы «Автонет» (AutoNet) Национальной технологической инициативы Денис Пилипишин. По его словам, в различных источниках приводятся разные оценки — кто-то говорит, что среднее время до ДТП, когда на стоячего налетит очередной невнимательный водитель, составляет 15 минут, кто-то — что всего 4,5 минуты. Есть и риски другого рода: мошенник может получить доступ к персональным данным из приложения пользователя, узнать его ФИО, маршруты поездок, а то и информацию о кредитной карте, отметил он. [9]

Российские каршеринги переключились на китайские авто

В середине июля 2022 года стало известно о первой закупке автомобилей китайского производителя российским каршеринговым сервисом «Делимобиль». Были приобретены 150 новых кроссоверов Chery Tiggo 4, розничная цена который в РФ начинается с 1,7 млн рублей. Подробнее здесь.

2021

Российский рынок каршеринга оценивается в $1,5 млрд

Объем российского рынка транспортного шеринга в 2021 году достиг 68 млрд рублей, увеличившись на 85% в сравнении с 2020-м. Такие данные приводятся в исследовании, которое представили «ТИАР-Центр» и кластер РАЭК/Sharing Economy в середине декабря 2021 года.

В отчет включены показатели следующих сервисов:

  • каршеринг (краткосрочная аренда автомобилей);
  • шеринг средств индивидуальной мобильности (краткосрочная аренда самокатов и велосипедов);
  • карпулинг (совместные поездки на личных автомобилях).

Российский рынок краткосрочной аренды авто, велосипедов и самокатов взлетел на 85%

Наиболее крупной отраслью в шеринге транспорта остается каршеринг: по данным исследования, в 2021 году выручка операторов каршеринга достигнет 41 млрд рублей и превысит показатель 2020 года на 82%.

По оценке генерального директора BelkaCar Лорианы Сардар, рынок каршеринга продолжит рост с двузначным годовым темпом, следуя за развитыми европейскими рынками. Емкость столичного рынка каршеринга составляет порядка $700 млн, емкость всего российского рынка каршеринга - $1,5 млрд. За пять лет объем этого рынка может вырасти вчетверо, сообщила Сардар в разговоре с «Российской газетой».

Карпулинг назван вторым по величине сегментом российского рынка транспортного шеринга. В 2021 году этот сегмент преодолел спад, вызванный пандемией коронавируса COVID-19, и показал рост на 58%. Объем транзакций в карпулинге по итогам года составит около 18 млрд рублей, что соответствует показателю 2019 года.

В сфере карпулинга BlaBlaCar, ведущая платформа для поиска попутчиков в России, в течение года постепенно вводила монетизацию поездок в виде сервисного сбора с пассажиров. При этом ведущие российские сервисы кикшеринга, Urent и Whoosh, демонстрировали прибыльность еще в 2019-2020 годах, по итогам 2021 года этот показатель вырос.[10]

«Соллерс Груп» и «РусГидро» создали компанию для развития электрокаршеринга

1 декабря 2021 года стало известно о создании компании «РусГидроВайз», в рамках которой ее учредители в лице ООО «Соллерс Груп» и ПАО «РусГидро» займутся совместным развитием сервиса каршеринга электромобилей во Владивостоке. Подробнее здесь.

Каршеринги увеличили выручку и убытки в 2020 году

Крупные каршеринги в прошлом году увеличили и выручку, и чистый убыток. Пандемия привела к уходу небольших игроков и остановке региональной экспансии, но те, кто остался, готовы и дальше тратить деньги, чтобы наращивать долю рынка[11]

Выручка компании «Делимобиль» (под этим брендом оказывает услуги компания «Каршеринг Руссия») за 2020 год составила 5,296 млрд руб., что на 33% больше, чем в 2019 году, следует из данных СПАРК.

BelkaCar (АО «Каршеринг») заработала 1,99 млрд руб., это на 5% больше, чем в предыдущем году.

Выручка «Ситидрайва» («Новые транспортные системы», до недавнего времени компания работала под брендом YouDrive) увеличилась на 42%, до 1,2 млрд руб.

Из всех перечисленных сервисов данные о выручке за 2020 год ранее озвучивала только BelkaСar, и этот показатель отличался от указанного в отчетности. Как указывалось в сообщении компании, ее выручка составила 2,4 млрд руб., что на 7% больше по сравнению с 2019 годом. Как пояснил представитель BelkaСar, они приводили показатель с учетом дополнительной деятельности, а 1,99 млрд руб. — это выручка непосредственно от услуг каршеринга.

При этом все перечисленные компании остались убыточными:

  • у «Делимобиля» чистый убыток вырос на 13%, до 2,42 млрд руб.;
  • у BelkaCar он увеличился на 33%, до 1,84 млрд руб.;
  • у «Ситидрайва» — более чем в два раза, до 1,35 млрд руб.

Выручка компании «Яндекс.Каршеринг» составила 68 млн руб., а убыток — 710,4 млн руб. Эта компания работает под брендом «Яндекс.Драйв», согласно информации на сайте сервиса. Но само юрлицо было зарегистрировано только в апреле 2020 года. При этом в 2019 году выручка ООО «Яндекс.Драйв», которое раньше считалось основным юрлицом для сервиса, составляла 7,4 млрд руб., а убыток — 2,4 млрд руб. (данные за 2020 год для этой компании не приводятся). Представитель «Яндекса» настаивает, что указанные показатели не отражают итоги их каршеринга. Ранее компания сообщала, что в 2020 году выручка этого направления составила 8,5 млрд руб., что на 13% больше, чем в 2019-м. Размер убытка «Яндекс» не раскрывал.

2020

Создание сервиса «Народный каршеринг»

18 сентября 2020 года стало известно о создании московскими властями сервиса для сдачи в каршеринг личных автомобилей. Проект получил название «Народный каршеринг». Подробнее здесь.

В России вынесли первый приговор за продажу аккаунтов каршеринга

В конце 2020 года в России вынесли первый приговор за продажу аккаунтов каршеринга. Приморский районный суд Петербурга оштрафовал гражданина РФ Романа Амелина на 50 тыс. рублей.

Как сообщает РАПСИ со ссылкой на Объединенную пресс-службу судов Петербурга, 21-летний молодой человек обвинялся по части 2 статьи 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации, совершенный из корыстной заинтересованности).

Суд оштрафовал на 50 тыс. рублей торговавшего аккаунтами каршеринга

По данным следствия, Роман Амелин в период июнь по октябрь 2019 года использовал данные паспорта и водительских прав, а также фото пользователей для создания учётных записей в каршеринговом сервисе «Делимобиль». Подтверждённую запись он продавал за 2500 рублей. Всего мужчина продал не менее 10 аккаунтов, заработав таким образом 25 тыс. рублей.

Где он взял данные о паспортах, правах и фото водителей, следствие установить не смогло. Предполагается, что данные реальных водителей Амелин покупал в Сети, куда они попадали из баз микрофинансовых организаций.

Амелин вину признал, в содеянном раскаялся и перевёл 10 тыс. рублей в благотворительный фонд. Он заявил ходатайство о прекращении дела с назначением судебного штрафа. Участники процесса не возражали.

Амелина задержали и отправили под домашний арест в марте 2020 года. Сначала в деле фигурировало около 30 эпизодов с поддельными аккаунтами в разных каршеринговых сервисах. Затем их число сократилось до 10.

Преступная схема с продажей каршеринговых аккаунтов, кк правило, работает следующим образом. Человек связывается с нелегальным торговцем и, заплатив небольшую сумму, получает данные учетной записи в сервисе: логин, виртуальный номер и виртуальную карту. Продавцы не проверяют наличие прав и возраст. Расценки на аккаунты у продавцов разнятся. Приобрести доступ к системе каршеринга в Петербурге можно за 1700-3500 рублей, пишет издание «Росбалт».[12]

Программа поддержки каршеринга не заработала из-за российского телематического оборудования

25 августа 2020 года стало известно о том, что программа поддержки каршеринга, которая была анонсирована ещё в апреле на совещании у президента РФ Владимира Путина, так и не заработала.

Речь идет об операционном лизинге, в рамках которого государство субсидирует авансовый платеж — 25% от стоимости машины. Скидка на легковой автомобиль составляет до 350 тыс. рублей, легкий коммерческий — 500 тыс. рублей, остальной транспорт — до 900 тыс. рублей. Бюджет программы — 2,5 млрд рублей.

Как рассказали «Коммерсанту» информированные источники, в программу включено требование об установке российского телематического оборудования, предназначенного для отслеживания местоположения транспортного средства и его технического состояния. Однако к 25 августа ни один производитель не получил подтверждения происхождения. Это может произойти в сентябре 2020 года, считают в «Соллерсе».

Запущенная президентом РФ программа поддержки каршеринга не заработала из-за российского телематического оборудования

Процедура сертификации «занимает некоторое время», сообщили изданию в «Итэлме» (поставщик телематического оборудования). Компания прошла необходимый аудит ТПП и ожидает получения документов в начале сентября.

По мнению представителя SBS Consulting Дмитрия Бабанского, требование об использовании отечественной телематики способствует развитию рынка, так как установка таких устройств позволяет собирать множество различных данных: от диагностики состояния узлов до мониторинга соблюдения ПДД.

К концу августа 2020 года рынок установки таких систем растет динамичными темпами, при этом довольно сильно сегментирован. Наиболее активные участники — страховые компании, предлагающие диверсифицированные тарифы в зависимости от результатов анализа данных, собранных телематическими устройствами, говорится в публикации «Коммерсанта».[13]

Мошенничество с данными клиентов

По сообщениям на июль 2020 г каршеринг становится отличным помощником для мошенников. С помощью селфи клиентов с паспортом на людей берут кредиты в микрофинансовых компаниях.

Также базы каршерингов используют для звонков из фальшивой службы безопасности банков - так можно узнать наличие денег на счёте, данные банковских карт.

Столичный каршеринг обвинил Роспотребнадзор в блокировке деятельности. Новые правила операторам объяснять не спешат

Каршеринг не может возобновить работу по докоронавирусному сценарию из-за отсутствия предписаний Роспотребнадзора. Представители сервисов обвинили ведомство в блокировке их деятельности и 9 июня направили коллективное обращение.

Как РБК заявила сооснователь каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова, «ни один из операторов не может начать работу в штатном режиме, хотя вся остальная транспортная инфраструктура – общественный транспорт, велосипеды, самокаты, такси – уже работают без ограничений». Причина в том, что Роспотребнадзор пока не выдал новых инструкций. Игроки рынка считают, что такая задержка нарушает указ мэра Москвы Сергея Собянина о возвращении к работе после снятия коронавирусных ограничений уже с 9 июня.

Путин выделяет 2,5 млрд рублей на льготный лизинг для каршеринга

24 апреля 2029 года президент России Владимир Путин заявил о необходимости выделить 2,5 млрд рублей на реализацию программы льготного лизинга для каршеринговых сервисов. Такое заявление глава государства сделал на совещании, посвящённом вопросам поддержки автопрома в условиях пандемии коронавируса COVID-19.

«
Чтобы такие компании могли не только пройти сегодняшний непростой период, но и расширить, обновить свой автопарк, повысить доступность услуг для граждан в регионах, предлагаю для них предусмотреть льготные лизинговые механизмы и выделить на эти цели 2,5 млрд рублей, — сообщил Владимир Путин.
»

Владимир Путин заявил, что в рамках пакета по поддержке производства отечественных автомобилей необходимо выделить средства для финансирования программы льготного автолизинга для предприятий малого и среднего бизнеса

Он также отметил, что в последние годы каршеринговые услуги получили активное развитие.

Ранее частники транспортного рынка, в том числе каршеринговые компании, обратились к правительству Москвы с просьбой предоставить им финансовую поддержку в связи со снижением спроса на их услуги в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Столичная мэрия и правительство Московской области установила запрет на работу каршеринга до 1 мая 2020 года в рамках борьбы с распространением коронавируса нового типа.

В ходе совещания по вопросам развития автомобильной промышленности 24 апреля 2020 года Путин также заявил о необходимости изменения в правовой базе для обеспечения возможности дистанционной покупки машин. По его словам, «назревшие изменения» требуют правок в существующее законодательство.

Кроме того, президент заявил о необходимости направить 7 млрд рублей на поддержку льготного автокредитования для граждан России в условиях сложной экономической ситуации из-за распространения коронавируса. По словам Путина, такие меры должны способствовать повышению спроса на продукцию автомобильных заводов в РФ.

Глава государства также подчеркнул необходимость «дополнительно направить 6 млрд рублей» на развитие программ «льготного лизинга автомобильной техники, грузовых автомобилей, коммерческого транспорта, которые востребованы в малом и среднем бизнесе, на селе».[14]

2019

Ликсутов: у 70% пользователей каршеринга есть личные автомобили

У 70% пользователей каршеринга в Москве есть личные автомобили. Об этом сообщил вице-мэр столицы и руководитель Департамента транспорта Максим Ликсутов.

По его словам, у некоторых пользователей каршеринга в наличии имеются два автомобиля. Совмещенное личного транспорта и каршерингового он объяснил удобством.

70% пользователей каршеринга владеют личным автотранспортом, заявил глава департамент транспорта Москвы Максим Ликсутов
«
Свой автомобиль по приезде на работу в течение семи-восьми часов просто стоит, за него нужно платить. Для этих людей экономически выгоднее использовать автомобиль краткосрочной аренды, что приводит снижению нагрузки на транспортную сеть Москвы, — заявил Ликсутов.
»

По мнению руководителя ведомства, сделать этот бизнес привлекательнее для операторов каршеринга может тенденция на снижение стоимости прокатного автомобиля.

К концу ноября 2019 года в Москве работают 12 компаний краткосрочной аренды автомобилей. Стоимость аренды автомобиля зависит от выбранного оператора, но в среднем составляет от шести до 10 рублей в минуту. Пользователи могут бесплатно оставлять автомобили на городских платных парковках.[15]

«Яндекс.Драйв» стал вторым в мире каршерингом по числу авто

25 октября 2019 года стало известно о том, что «Яндекс.Драйв» вышел на второе место в мире по размеру автомобильного парка среди каршеринговых сервисов. Подробнее здесь.

Как в России хотят бороться с плохими пользователями каршеринга

16 октября 2019 года стало известно о планах по использованию телематических систем, видеокамер и алкотестеров в каршеринговых автомобилях в России. Этими средствами компании хотят бороться со злоумышленниками и плохими водителями.

«
Вандализм, как и опасное вождение, и пренебрежительное отношение к автомобилям — это серьезные проблемы для операторов. Все идет к тому, что компании будут увеличивать затраты на обеспечение безопасности своего имущества, — рассказал РИА Новости начальник управления развития бизнеса автолизинга «ВТБ Лизинга» Вячеслав Михайлов.
»

Стало известно о планах по использованию телематических систем, видеокамер и алкотестеров в каршеринговых автомобилях в России

Для борьбы с нетрезвыми водителями за рулем каршеринговых машин операторы намерены оснащать свои машины специальными алкозамками. Перед запуском двигателя водитель должен будет пройти быстрый тест на наличие алкоголя в крови. Для этого он должен будет дунуть в специальное устройство на панели автомобиля. Только после проведения теста система разрешит завести двигатель.

Михайлов отметил, что к октябрю 2019 года почти все операторы каршеринга в России показывают убытки, что связано с затратами на создание инфраструктуры и увеличение парка. Предполагается, что большинство компаний, занимающихся этим бизнесом, выйдут «в плюс» только через несколько лет. Однако сервисам предстоит решить проблемы больших расходов, которые отчасти связаны с порчей имущества.

По прогнозам «ВТБ Лизинга», количество автомобилей в российских каршеринговых сервисах к 2023 году увеличится в 3-4 раза и превысит 100 тыс. машин. Компания видит в этом рынке один из драйверов развития автолизинга в РФ.

Вячеслав Михайлов говорит, что к октябрю 2019 года спрос на каршеринг в России ещё не достиг насыщения — у операторов остаются возможности для расширения бизнеса не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах.[16]

Такси и каршеринг в Москве выгоднее личного автомобиля

Такси и каршеринг в Москве выгоднее личного автомобиля. Об этом говорится в исследовании, которое провели «Яндекс.Такси» и Data Insight (Дейта Инсайт). Данные обнародованы 22 сентября 2019 года.

Специалисты сделали расчёт для автомобилей разных ценовых категорий — Hyundai Solaris, Volkswagen Tiguan и Toyota Camry. Были учтены все базовые расходы автомобилистов, включая затраты на топливо, штрафы, парковки, мелкий ремонт и сезонную смену резины. Кроме того, берётся во внимание амортизация, то есть сумма, на которую машина дешевеет в течение года.

Пользоваться такси и каршерингом в Москве оказалось выгоднее, чем собственным автомобилем

Аналитики учитывали обязательные поездки на работу и с работы, в магазины, к родителям и за город по выходным, при этом выявленная зависимость подтверждается как для новых, так и для автомобилей с трехлетним пробегом, при использовании их в городском режиме.

По данным исследования, эксплуатация личного автомобиля Hyundai Solaris в Москве обходится владельцу в 329 тыс. рублей в год, если брать 5 тыс. км. пробега. Проехать аналогичное расстояние на такси возможно за 142 тыс. руб в год, на каршеринговом автомобиле — за 102 тыс. рублей. Такой же порядок цифр наблюдается и при годовом пробеге порядка 10 тыс. км — 340, 293 и 211 тысяч рублей соответственно.

Зависимость меняется только при пробеге свыше 20 тыс. км: автолюбителю в таком случае свое авто будет стоить 361 тыс. рублей в год, такси — 586 тыс. рублей, а каршеринг — 423 тыс. рублей, передаёт ТАСС Информационное агентство России.

Эксперты отмечают, что на топливные расходы приходится небольшая доля владения машиной — для Hyundai Solaris, например, это 9-10% ежегодных трат, а для BMW Group 520i показатель составляет лишь 2%. Самые большие расходы для новых авто составляет амортизация, а для подержанных — затраты на страхование.

19 сентября 2019 года ВЦИОМ опубликовал данные исследования, согласно которому высокие цены на топливо и обслуживание все более побуждают граждан России отказываться от пользования личным автомобилем.[17]

Ни одна каршеринговая компания в России не вышла на самоокупаемость

Каршерингом в России занимаются 25 компаний в 20 городах. При этом в данной области задействовано 25 тыс. автомобилей. Однако еще ни одна каршеринговая компания в России не вышла на самоокупаемость. Об этом сообщила в августе 2019 года главный редактор портала Carsharik.ru Анна Смирнова на VI Международном евразийском форуме такси.

Как заявила Анна Смирнова, девять из 24 каршеринговых компаний в России работают в Москве, восемь - в Петербурге. Из 25 тыс. автомобилей, задействованных в каршеринге, 21 тыс. используется в Москве, 3000 - в Петербурге.

Анна Смирнова также поделилась некоторой информацией о развитии каршеринга в Москве, сославшись на данные ПАО "Сбербанк". Так, по ее словам, в 2017 г. каршеринговый парк в Москве составлял менее 2000 автомобилей, в 2018 г. он составлял 4,5 тыс., в 2019 г. - 16,5 тыс.

Количество пользователей каршеринговых автомобилей по всей стране, по словам Анны Смирновой, в 2017 г. составило менее 10 тыс., в 2018 г. - 51,6 тыс., в 2019 г. - 228,8 тыс. Объём расходов пользователей на каршеринг в 2017 г. составил менее 50 млн руб. в месяц, в 2019 г. - 295,3 млн руб. в месяц, в 2019 г. - 951,6 млн руб в месяц.

Проблемами рынка каршеринга в России, по мнению Анны Смирновой, являются завышенные цены игроков рынка, сложности компаний со страхованием своих услуг, утечка личных данных пользователей и создание на их основе фальшивых аккаунтов, отсутствие ответственности у компаний и их водителей в силу отсутствия соответствующего нормативно-правового регулирования, а также грубое отношение со стороны пользователей к автомобилям каршеринговых компаний.

Что касается перспектив каршерингового рынка в России в 2019-2021 гг., то, по мнению Анны Смирновой, к 2020 г. размер автопарка каршеринговых компаний возрастет до 30 тыс. В партнерских пулах появятся частные лица. Помимо того, в 2019-2020 гг. произойдет продвижение зон работы каршеринга в Московскую область. Данный сервис появится как минимум в 20 новых городах. Помимо того, в 2019-2021 гг. произойдет распространение технологий каршеринга в прокате и сближение рынков такси и каршеринга.

В Москве на одном каршеринговом автомобиле ездят семь человек за день

За январь-июнь 2019 года жители столицы совершили на арендованных через приложения машинах 24 млн поездок. Это уже на один миллион больше, чем за весь прошлый год.

Автопарк каршеринга в столице также значительно вырос — с июля 2018 года число машин увеличилось в два раза, сейчас в столице насчитывается 21 тыс. каршеринговых авто. К началу 2020 года число автомобилей и вовсе вырастет до 30 тыс.

В среднем на одном каршеринговом автомобиле ездят семь человек за день. По мнению московских чиновников, одна каршеринговая машина может заменить семь личных.

«
Заммэра Москвы Максим Ликсутов сказал, что обычно автолюбители ездят на машинах лишь в 7% случаев, в остальное время автомобиль просто стоит. Именно поэтому люди начали сегодня пересаживаться с личных автомобилей на каршеринговые. Это позволяет им экономить на ремонте машины, а также на ее содержании, сообщает «Интерфакс».
»

Аренда каршерингового автомобиля в столице стоит в среднем от 6 до 10 рублей в минуту. В 2019 году в России месячные расходы на каршеринг у россиян выросли на 10%.

2018

Каршеринг в России работает с большими убытками

В 2018 году выручка «Яндекс.Драйва» составила 1,13 млрд рублей, а чистый убыток — 550,6 млн рублей, свидетельствуют данные из базы «СПАРК-Интерфакс».

Как пишет издание РБК, это первая отчётность по РСБУ, по которой можно судить о показателях каршерингового сервиса, запущенного в конце февраля 2018 года. Отдельно «Яндекс» не выделяет финансовые показатели этого направления.

Каршеринг в России работает с большими убыткам

К началу августа 2019 года «Яндекс.Драйв» предлагает клиентам аренду 11,5 тыс. автомобилей против 4,3 тыс. в сентябре 2018-го.

Первое место по размеру выручки занимает компания «Каршеринг Руссия» (бренд «Делимобиль») с выручкой 1,55 млрд рублей и убытком 258,7 млн рублей по итогам 2018 года. На второй позиции расположилась компания «Каршеринг» (BelkaCar) с выручкой в размере 1,37 млрд рублей и убытком 386 млн рублей.

В июне 2019 года один из первых московских каршерингов — Anytime — объявил о прекращении работы в России. Компания продолжит работу в Чехии, Белоруссии и Казахстане. В России продолжит работать сервис долгосрочной аренды Anytime Prime, который позволяет арендовать машину на срок от суток и более. Каршеринг Anytime принадлежит компании «Микро капитал Руссия», которая также владеет «Делимобилем».

В 2018 году выручка Anytime в России составила 458,8 млн рублей, а чистые убыток — 294 млн рублей. Выручка компании «Новые транспортные системы» (YouDrive) в 2018 году составила 787,4 млн рублей, а чистый убыток — 82,2 млн рублей, указывается в базе «СПАРК-Интерфакс».

По итогам 2018 года Москва заняла второе место в мире по количеству зарегистрированных автомобилей краткосрочной аренды (каршеринга). В 2018 году через подобные сервисы в городе было совершено 23 млн поездок, что в 3,5 раза больше, чем годом ранее.[18]

Сбербанк: Российский рынок каршеринга заработал 7 млрд рублей

ПАО "Сбербанк" проанализировало российский рынок каршеринга. По итогам 2018 г. его ключевые показатели, а именно количество пользователей, выручка, парк автомобилей, выросли более чем в пять раз. По оценкам Сбербанка, по итогам всего 2018 года выручка компаний сектора составила 7 млрд руб.

По данным Сбербанка, объем расходов на каршеринг в России еще в начале 2019 г. превысил 1 млрд руб. в месяц. В Москве пользователи каршеринга совершили в среднем 33 поездки в год, в Петербурге и Ленинградской области - 21 поездку. Как правило, в других регионах, где есть каршеринг, россияне совершают 18 поездок в год. Услугами этого сервиса хотя бы раз воспользовались представители 83 регионов России. Средний чек - от 183 руб. в Уфе и почти 300 руб. - в Петербурге.

Как сообщает Сбербанк, типичный пользователь тратит на каршеринг 3469 руб. в месяц, средняя цена его поездки - 260 руб. Авторы исследования полагают, что жесткая конкуренция в секторе вряд ли позволит значительно поднять тарифы. И чтобы увеличить прибыли, компании прибегают к нестандартным решениям - например, в их парке появляются премиальные автомобили.

По данным Сбербанка, если в декабре 2017 г. 51,6 тыс. россиян тратили на кратковременную аренду автомобиля 295,3 млн руб. в месяц, то в декабре 2018 г. число выросло до 228,8 тыс. человек. А их совокупные расходы на каршеринг составили 951,5 млн руб. В январе 2019 г. эта цифра превысила 1 млрд руб.

Если в середине 2017 г. на рынке активно работало пять компаний, то в начале прошлого года - уже 13. Лидер рынка - Москва (85%). К концу 2018 г. парк каршеринговых авто здесь составлял 16 тыс., а во всех остальных регионах - суммарно около 3,8 тыс. За первые месяцы 2019 г. столичный парк увеличился до 18 тыс. машин.

Пользователей каршеринга Сбербанк поделил на начинающих и активных - совершающих поездки более четырех месяцев. Типичный активный пользователь - москвич 21-35 лет, ежемесячно он совершает 7-19 поездок на автомобилях двух-пяти компаний и тратит на это 1942-4617 руб. Новые пользователи, обычно молодежь 18-20 лет или люди старше 41 года, совершают четыре-шесть поездок на автомобилях одной-двух компаний и тратят до 1660 руб. в месяц. К этой категории относятся в основном клиенты из Петербурга, Башкортостана, Свердловской, Самарской, Новосибирской, Нижегородской областей и Краснодарского края.

Пик пользования каршерингом приходится на вторую половину дня. Водители старше 66 лет чаще всего берут такие машины в районе 17 часов, а более молодые - после 20:00. Если человек редко прибегает к услугам каршеринга, он, как правило, делает это по выходным, согласно данным Сбербанка.

Москва - лидер в Европе по количеству машин для каршеринга

О том, что столичный автопарк для краткосрочной аренды является крупнейшим в Европе, заявил мэр Москвы Сергей Собянин на своей страничке в Twitter.

Как напомнил московский градоначальник, каршеринг в столице запущен осенью 2015 г. С тех пор развитие этой услуги привело к тому, что ежедневно краткосрочной арендой автомобилей в Москве пользуются порядка 25 000 раз. К концу года автопарк для краткосрочной аренды планируется увеличить до 10-15 тыс. транспортных средств.

«По этому показателю мы уже обошли все европейские города», – пишет по этому поводу у себя в Twitter Сергей Собянин.

На сегодня каршеринг в столице предоставляет целый ряд компаний, среди которых «Делимобиль», Anytime, YouDrive, EasyRide, Car5, BelkaCar и др.

2017

По данным ресурса Truesharing.ru, на начало 2018 года в России существует 26 каршеринговых сервисов, еще четыре готовятся к запуску. Первый в стране сервис такого рода открыла московская компания Anytime, известная также как ООО «Ситикар», в апреле 2013 г.

В Москве насчитывается 7 каршеринговых сервисов, общий автопарк которых превышает 2,7 тыс. автомобилей. По динамике роста автопарка Москва является лидером среди городов мира. Несмотря на это, количество каршеринговых авто в городе составляет всего 0,2 на тысячу жителей. Для Берлина, например, этот показатель составляет 0,66, для Милана — 1,16.

Информационное агентство «РИА новости» передает со ссылкой на руководителя исследовательских проектов национальной технологической инициативы «Автонет» (Национальная технологическая инициатива (НТИ)) Татьяну Ледовскую, что общий объем инвестиций в каршеринг в Москве составляет на данный момент 1,7 млрд руб. В августе 2017 г. власти города распорядились выделить средства для субсидирования каршеринговых операторов[19].

Количество зарегистрированных пользователей московского каршеринга превысило 500 тысяч человек, сообщает в июне 2017 года пресс-служба мэра столицы. По данным пресс-службы, 60% из них – москвичи, имеющие личный автомобиль. В среднем за сутки одной машиной из парка столичного каршеринга пользуются семь – восемь раз в день, а среднее время поездки - не менее часа. Парк каршеринга в Москве составляет более 2,3 тысячи автомобилей, что на 600 единиц больше, чем в начале 2017 года, но для максимально эффективной работы сервиса требуется порядка 10 тысяч транспортных средств.

В начале января 2017 года столичный департамент транспорта опубликовал статистику, согласно которой автопарк провайдеров каршеринговых услуг («Делимобиль», Car5, YouDrive, AnyTime, BelkaCar) совокупно составляет 1,5 тыс. единиц. Зона действия системы каршеринга охватывает территорию внутри МКАД и 10 километров за магистралью[20].

В системе столичного каршеринга уже зарегистрировались более 280 тыс. абонентов. Количество поездок с сентября 2015 года превысило 1,3 млн. Каждым прокатным автомобилем в среднем пользуется восемь человек в сутки. По данным «Делимобиля», средняя продолжительность пути составляет 37 минут.


В 2017 году каршеринг освоят города-миллионники и курортные зоны Черноморского побережья

В ближайшие годы система краткосрочной аренды автомобилей (carsharing) будет развиваться в 15 городах-миллионниках России и в курортных зонах Черноморского побережья.

«В 2015-2016 годах мы наблюдали стремительное развитие системы поминутной аренды автомобилей в Москве и ближнем Подмосковье. Грядущий 2017 год станет началом всероссийского бума каршеринг системы»– уверен один из создателей навигационно-телематической платформы СARiOT Михаил Седых.

Планы на экспансию в регионы строят сегодня почти все компании-операторы. Кто-то начал работу в Петербурге в 2016, другие операторы сообщают о старте проекта в северной столице в первой половине 2017. В регионах между тем, повышается интерес к системе каршеринга у компаний, сдающих автомобиль в долгосрочную аренду.

Главным на повестке дня остается вопрос поддержки данного вида предпринимательства государственной властью на региональном и федеральном уровнях. «Скорее всего, такая поддержка будет предоставлена операторам под определенные гарантии и условия – продолжает эксперт – но произойдет это не ранее 2018 года, когда власти смогут оценить и проанализировать положительное влияние совместного использования авто на дорожную и экологическую ситуацию в городах».

2016

За первую половину 2016 г. число операторов услуг каршеринга для населения выросло в 4 раза.

Среднее количество машин в автопарке оператора сопоставимо с плотностью населения в конкретном регионе и варьируется от 30 до 200. Исключение составляет оператор Делимобиль (работает в Москве и Подмосковье) – в его автопарке более 700 машин.

Эксперты вендорной компании CARiOT (оборудование и интерфейс для каршеринга) прогнозируют 8ми кратный рост автопарка для поминутной аренды в Москве в течение 5 лет и существенное расширение географии услуги в городах с население более 1 млн. человек.

Поддерживают развитие услуг по краткосрочной аренде автомобилей городские и федеральные органы власти. По словам руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максима Лискутова, отвечающего за столичный транспорт, в московской мэрии довольны увеличением количества каршеринговых компаний. Чиновник подчеркнул, что рынок каршеринга становится привлекательным для сторонних инвестиций.

Смотрите также

Примечания

  1. По данным J’son & Partners Consulting (Джейсон энд Партнерс Консалтинг)
  2. Бизнес одолжил руль
  3. Каршеринг набрал скорость
  4. Перечень поручений по итогам встречи с руководителями российских предприятий обрабатывающей промышленности
  5. Темпы прироста рынка каршеринга в Москве и Московской области
  6. Московский каршеринг отдалился от аварий Власти и эксперты по-разному объясняют снижение числа ДТП с участием пользователей сервиса
  7. Каршеринг прибавил в цене Средний чек на поездку за год вырос на 28%
  8. Держи карман — каршеринг
  9. Мошенники стали продавать удаленный доступ к машинам каршеринга
  10. Рынок каршеринга за два года вырос в три раза
  11. Каршеринги увеличили выручку и убытки в 2020 году
  12. Суд оштрафовал на 50 тыс руб торговавшего аккаунтами каршеринга
  13. Каршеринг у них не той системы. Программе субсидий не хватило российской телематики
  14. Путин предложил выделить 2,5 млрд рублей на льготный лизинг для каршеринговых компаний
  15. Москва занимает первое место в мире по динамике роста автопарка каршеринга
  16. Алкотестеры и видеокамеры могут появиться в каршеринговых автомобилях
  17. Исследование: такси и каршеринг для москвичей оказались дешевле личного автомобиля
  18. «Яндекс.Драйв» стал третьим по выручке каршерингом после раскрытия данных
  19. «Яндекс» запустил каршеринг. Цены
  20. Каршеринг в России: обзор рынка