«Сколково» и TAdviser определили лидеров российского рынка систем для управления взаимоотношениями с поставщиками
Фонд «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) совместно с аналитическим центром TAdviser провели масштабное исследование российского рынка SRM (Supplier Relationship Management, управление взаимоотношениями с поставщиками). В исследовании приняли участие разработчики 18 российских SRM систем, а также их заказчики из крупных предприятий металлургии, химического производства, производство стройматериалов, банковского сектора и ИТ.
Сегодня на российском рынке SRM систем представлено более 30 систем. При этом рынок фрагментирован: наряду со зрелыми комплексными продуктами присутствуют специализированные нишевые решения (в первую очередь для госзакупок), а также новые системы, разработанные на Low-code платформах, имеющие свои особенности как функциональные, так и технологические.
В данном исследовании проанализирован опыт заказчиков и обобщены мнения руководителей служб снабжения и закупок относительно практики и перспектив использования SRM систем в ИТ-ландшафте крупного бизнеса.
В качестве анализа рыночного предложения, представлены результаты опроса 18 вендоров, а также экспертная оценка 11 систем с наивысшей степенью функциональной готовности согласно разработанной референтной модели универсальных SRM систем.
Проект выполнялся экспертами Фонда «Сколково» и аналитического центра TAdviser.
По результатам исследования определена группа лидеров среди разработчиков SRM, экспертная оценка по результатам демо-сессий подтвердила высокий уровень функциональной готовности продуктов: B2B Atlis, ЛотЭксперт, Agora, ELMA365 и Norbit SRM.
Проект состоял из нескольких этапов: анкетирование разработчиков (самооценка разработчика ПО), демонстрация программных продуктов (оценка ПО независимыми экспертами рынка) и глубинные интервью с заказчиками (оценка спроса).
В основу анкет была заложена специально разработанная референтная модель «лучшей в своем классе» SRM, которая включила в себя 233 функциональных, технологических и организационных критериев. Такой подход позволил увидеть широту покрытия функционала, особенности технологической платформы, а также оценить организационный потенциал участников исследования.
На этапе глубинных интервью с конечными заказчиками выявлена общая проблематика автоматизации управления взаимоотношениями с поставщиками в различных отраслях экономики, получены ответы о текущей практике использования SRM систем, а также о развитии рынка, приоритетах и предпочтениях в выборе поставщиков.
![]() |
Проведенное исследование показало, что рынок российских SRM систем достаточно высоко развит и продолжает активно развиваться. Сразу несколько систем показало высокий уровень функциональности, проектного опыта и возможностей адаптации под нужды конечных заказчиков. Однако, такая ситуация на рынке усложняет выбор для клиентов, так как у каждого решения так или иначе есть узкие места и особенности. Поэтому сложно выделить универсальную платформу, которая закроет потребности заказчиков без доработок. Потенциальные лидеры, по мнению экспертов исследования, четко просматриваются, их важным отличием является наличие крупной платформы (торговой площадки) для взаимодействия поставщиков и заказчиков. Ввиду тренда на развитие платформ – это является конкурентным преимуществом. Главные задачи SRM системы – это прозрачность закупочного процесса и его бесшовная взаимосвязь с остальными процессам предприятия в едином интегрированном ландшафте, и удобная платформа для взаимодействия с поставщиками. В ближайшие годы мы можем ожидать консолидацию рынка решений в сторону платформенных решений. Алексей Борисов, директор по консалтингу, исследованиям и аналитике Центра экспертизы и коммерциализации в секторе информационных и финансовых технологий Фонда «Сколково».
| ![]() |
![]() |
По результатам общения с крупными конечными заказчиками SRM систем экспертами исследования было выделены несколько подходов к использованию SRM для процессов управления взаимоотношениями с поставщиками. Несмотря на разницу в подходах, опыт заказчиков показал, что возможности систем, представленных на рынке на данный момент, не закрывает полностью востребованный рынком функционал и у российских разработчиков SRM есть хороший потенциал для развития своих решений. Николай Каменнов, заместитель главного редактора TAdviser.
| ![]() |
Материалы исследования можно загрузить по ссылке.