Содержание |
Основная статья: «КамАЗ»
История
2024
Утверждение стратегии внедрения роботов
В начале сентября 2024 года стало известно, что «КамАЗ» утвердил стратегию внедрения роботов в производственные процессы в рамках инвестиционной программы стоимостью ₽380 млрд. Эта стратегия направлена на автоматизацию и роботизацию ключевых этапов производства, что позволит компании повысить производительность и снизить зависимость от ручного труда. Программа рассчитана до 2030 года и является важной частью развития предприятия в новых экономических условиях.
Главная цель программы роботизации — это высвобождение персонала, занятого на вредных и тяжелых участках производства, а также увеличение качества и стабильности выпускаемой продукции. К 2024 году на «КамАЗе» задействованы 231 роботизированное устройство, однако к 2026 году их число планируется увеличить до 615, а к 2030 году — до 923 единиц. Это позволит достичь плотности роботизации на уровне 280 роботов на каждые 10 тыс. работников, что является одним из самых высоких показателей в России.
Одним из наиболее показательных примеров успешной роботизации стало внедрение промышленных роботов на заводе по производству унифицированных каркасов кабин. Здесь уровень автоматизации составляет 80%, что позволяет значительно повысить производительность. В рамках данного проекта были установлены 117 промышленных роботов, что сделало завод примером высоких стандартов в области автоматизации производства.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Генеральный директор ПАО «КамАЗ» [[Когогин Сергей|Сергей Когогинъъ заявил, что внедрение роботов на производстве позволит компенсировать кадровый дефицит, который наблюдается в стране. По его словам, в России в 2023 году не хватало около 4,8 млн рабочих. Автоматизация и роботизация станут важными инструментами для решения этой проблемы, так как одна роботизированная ячейка может заменить 2-3 человека на производстве. Это создаст конкурентные преимущества за счет повышения производительности и качества выпускаемой продукции.[1]
Внедрение системы компьютерного зрения для покраски кузова
22 января 2024 года «КамАЗ» сообщил о завершении эксперимента по внедрению системы компьютерного зрения для контроля качества нанесения лакокрасочных покрытий кузовных деталей. Проект признан успешным, и теперь автопроизводитель будет масштабировать его, начав с линии окраски № 2 прессово-рамного завода.
Как сообщает пресс-служба «КамАЗа», применяется решение представляет собой программно-аппаратный комплекс. ПО построено на алгоритмах компьютерного зрения, которые распознают образ изделия, идентифицирует их тип, производят подсчет изделий на оснастке, распознают качество грунта и др. Также программная часть включает в себя веб-интерфейс для сотрудников отдела технического контроля и систему хранения архивных данных (от журнала события до архива видеозаписей). Аппаратная часть состоит из элементов инфраструктуры (линии связи и коммуникационное оборудование) и исполнительных элементов (видеокамеры и серверное оборудование).
В рамках пилотного проекта обучение компьютерной модели проводилось на ограниченном количестве деталей, в результате функционал подсчёта количества деталей работает на уровне 90–95 %, а определение качества грунтовки изделия доходит до 87–94 %. Цель проекта – это снижение дефектов грунтования деталей путём снижения влияния человеческого фактора при выявлении дефектов грунта.
В «КамАЗе» отметили, что внедренная система компьютерного зрения определяет тип деталей, их количество и наличие дефектов. Сохраняя архив записи и информируя ответственных лиц, она позволяет своевременно реагировать на инциденты и не допускать передачу бракованных изделий далее по процессу или отгружать бракованную продукцию. Системе обеспечивает минимизацию ошибок при оценке качества грунтовки деталей перед покраской и снижение непредвиденных расходов, добавили в компании.[2]
2023
«Камаз» запустил ИТ-компанию для создания транспортных цифровых решений
В начале декабря «КамАЗ» объявил о начале работы дочерней ИТ-компании Kamaz Digital. Она позиционируется как разработчик программного обеспечения, поставщик готовых ИТ-решений и консультант по цифровой трансформации для промышленных и транспортных компаний. Подробнее здесь.
«SAP у нас много». «Камаз» переходит на «1С», но «1С» не торопится создавать для него все нужные решения
В «Камазе» активными темпами идёт импортозамещение ПО. Особенно насущно вопрос стоит с заменой SAP, которого в компании много. Директор центра информационно-коммуникационных технологий «Камаз» Юрий Шостак на демодне индустриального центра компетенций (ИЦК) «Автомобилестроение» 7 сентября 2023 года рассказал, как в компании идёт этот процесс.
В настоящий момент в «Камазе» унифицированный ИТ-ландшафт, в котором присутствует импортное ПО. Используются три основных платформы: SAP, «1С» и Teamcenter. Уже начат переход на российское ПО вместо импортного. Целевая архитектура предполагает замену SAP, Teamcenter и Siemens NX на собственные разработки и решения, которые «Кмамаз» прорабатывает совместно с партнёрами.
Замену интегрированного решения SAP Automotive «Камаз» прорабатывает, в частности, с «1С», чтобы создать новое стандартное решение для автопроизводителей. В рамках ИЦК это обсуждалось, и все автопроизводители поддержали инициативу. Если появится такое решение, будет просто отлично – на него все готовы перейти.
Это наша текущая работа с «1С», пока мы с ними не договорились, - говорит Юрий Шостак. |
Дело в том, что подлежащая замене часть не такая широкая, как весь бизнес, и «автомобильщиков» количественно не так много на рынке – ИЦК не очень большой. А создание стандартного решения «1С» означает очень специфично «заточенный» продукт, который будет применяться только ограниченным кругом компаний, объяснил Юрий Шостак.
«1С», видимо, понимает, что есть затраты, которые надо понести, и неизвестно, отобьются ли они. Пока у нас переговоры на эту тему, – добавил он. – Если мы с «1С» не решим вопрос, мы будем писать сами для себя. |
На «1С» в «Камазе» также рассчитывают перевести с SAP склады и управление персоналом, но и здесь решения нужного «размера» пока нет: «мы будем, по сути, экспериментировать на себе».
Бюджетирование: мы начали проект на системе SAP, но в связи с событиями мы переключились, и сейчас проект ведётся на платформе «1С», - рассказал Юрий Шостак. |
Планируется и старт проекта по переходу с SAP ERP: «САПа у нас много, будем переводить постепенно также на платформу «1С».
Что касается ПО SAP по части планирования, здесь «Камаз» уже договорился с компанией BFG Group, и ведутся проекты. А решения по транспорту и логистике SAP в «Камазе» рассчитывают заменить собственными разработками.
В области инженерного софта не всё в классе CAE, к сожалению, имеет отечественные аналоги, говорит Юрий Шостак. Это то, с чем надо будет работать. В части Teamcenter «Камаз» планирует переходить на собственную разработку, но при этом работает и совместно с «Росатомом», у которого уже есть большие наработки в этой области, по созданию «тяжёлого» PLM.
Отдельного внимания заслуживает платформа Komotive, на которую «Камаз» собирается переходить. Уже запущены проекты, и ведётся подготовка к замещению портала Siemens на эту разработку.
Юрий Шостак подчеркивает, что импортозамещением ИТ в «Камазе» начали заниматься не сейчас. Из уже реализованных проектов – переезд из облака Microsoft в «Яндекс.Облако» для телематики, было создано собственное решение для мониторинга оборудования, заменили всех иностранных RPA роботов. Также есть решение о переходе в области АСУТП на комплекс «Каскад».
Кроме того, глобально есть планы заменять СУБД на PostgreSQL.
Мы считаем, что крайне важно переходить на «коробочные» продукты там, где это возможно. Если они есть, надо переходить на них, и собственные разработки – только там, где текущего решения нет, а нам оно очень необходимо. |
Запрет на использование техники Apple сотрудниками
Генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин подписал приказ о запрете использования сотрудниками компании электронных устройств бренда Apple в служебных целях. Продукция американского производителя признана недостаточно надежной с точки зрения защиты информации. Об этом 21 августа 2023 года сообщается на сайте корпоративного издания «Вести Камаза».
Под запрет, согласно документу, подпадают смартфоны Apple, а также часы, планшеты, ноутбуки, стационарные компьютеры и другая техника. В устройствах бренда не должны использоваться корпоративные SIM-карты. Информационные системы «КамАЗа» впредь не будут поддерживаться на гаджетах Apple.
По словам опрошенных РБК экспертов, подобная мера актуальна для всех системообразующих предприятий. В течение 2023 года года возможно введение аналогичным запретов на госпредприятиях и с участием госкапитала, а также на системообразующих предприятиях, считают они.
Государственные органы и компании начали запрещать iPhone на работе после того, как ФСБ сообщила о раскрытии разведывательной акции США с использованием вируса на мобильных устройствах Apple. По данным ФСБ, заражению подверглись несколько тысяч смартфонов американского производителя. Помимо российских пользователей спецслужба также обнаружила вирус на гаджетах зарубежных абонентов, использующих SIM-карты, зарегистрированные на диппредставительства и посольства в России. Речь идет о заражении устройств сотрудников дипведомств стран НАТО и постсоветского пространства, а также Израиля, Сирии и КНР.
После этого заключения от использования iPhone в служебных целях решил отказаться целый ряд российских министерств, ведомств и госкомпаний, в частности, Минтранс, Минпромторг, "Ростех", "Росавиация".[3]
2019
Организация удалённой работы сотрудников КамАЗ
«Камаз» отчитался о первых результатах цифровой трансформации
«Камаз» в годовом отчете за 2019 год, опубликованном 6 июля 2020-го, подвел первые итоги цифровой трансформации. «Камаз» был одной из первых 10 компаний с госучастием, которые в 2018 году утвердили стратегии цифровой трансформации в соответствии с федеральным проектом «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика».
Цифровая трансформация «Камаза» предусматривает формирование и реализацию проектов по всем функциональным направлениям, включая новую платформу управления компанией, цифровизацию цепочки создания стоимости, развитие инфраструктуры и цифровой корпоративной культуры. В годовом отчете компания приводит результаты и планы по каждому из направлений.
Цифровой инжиниринг
Общемировой тренд в технологиях проектирования – это возрастание доли «цифровых» испытаний, интегрированных в процесс проектирования. Этот тренд характерен и для «Камаза». Разработка инновационных изделий организована в соответствии с концепцией жизненного цикла продукта. Для этого используется специализированное программное обеспечение для управления требованиями, выполнения расчетов, хранения данных – система управления инженерными данными Teamcenter, говорится в годовом отчете. Разработчиком этого ПО является Siemens Digital Industries Software (ранее Siemens PLM Software).
Цифровой инжиниринг позволяет оптимизировать практически все потребительские свойства автомобиля – себестоимость, стоимость владения, топливную экономичность, скоростные свойства, тормозные свойства, надежность и долговечность, управляемость и устойчивость. Уже на концептуальной фазе существует возможность проверить выполнимость требований к автомобилю и обосновать требования к его компонентам до их испытаний, тем самым сократить объемы дорогостоящих натурных испытаний.
Совокупность разработанных цифровых моделей автомобилей, созданный верификационный базис, инструменты управления инженерными данными, алгоритмы предиктивной аналитики и диагностики позволяют выйти на новый уровень проектирования и создавать цифровые двойники, которые обеспечат повышение эффективности бизнеса, - отмечает «Камаз» в годовом отчете. |
Цифровизация производства и цепочек поставок
В области цифровизации производства и цепочек поставок в 2019 году компания приступила к реализации таких крупных проектов как:
- Система планирования и учета по ремонту и обслуживанию технологического оборудования;
- Управление производственным транспортом для технологических перевозок.
Кроме крупных проектов стартовали следующие проекты по применению:
- Беспилотного транспорта для доставки комплектующих на конвейер сборки автомобиля;
- Дополненной реальности в сборочном производстве;
- Инструментов моделирования для оптимизации обработки деталей на заводе двигателей,
- Технического зрения в производственных и административных процессах.
В «Камазе» заявляют, что уже получены первые результаты от реализации пилотного проекта с использованием аддитивных технологий в опытно-промышленном производстве. А в планах на 2020 год завершение проекта по внедрению MES системы на главном сборочном конвейере и запуск внедрения MES системы на дискретном производстве компании.
Также развивается инфраструктура для обеспечения сбора данных с целью получения информации о ходе производства в режиме реального времени, что позволит оперативно распределять производственные задания.
Цифровизация продаж и сервиса
Основная задача компании в области цифровизации продаж и сервиса на данном этапе развития – упростить процесс приобретения автомобилей «Камаз» и помочь клиентам повысить эффективность управления автомобильным парком. Для снижения стоимости владения грузовики поколения К5 оснащаются интеллектуальной транспортной информационной системой – ИТИС-КАМАZ. Эта система позволяет клиентам контролировать и улучшать эксплуатационные параметры автомобиля по расходу топлива, износу деталей, снижать затраты на логистику.
По данным «Камаза», компания уже заключает контракты полного жизненного цикла с корпоративными клиентами, по которым она несет ответственность не только за выпуск изделия, но и за поддержание его работоспособности на всем сроке договора. В 2019 году также были выведены на рынок ряд цифровых сервисов, позволяющих клиентам решать ряд задач: виртуальный офис продаж truckinstock.com, управление логистическими заявками cargorun.ru, платформа аренды спецтехники онлайн specsharing.ru.
В планах на 2020 осуществлять дальнейшие шаги по переходу к бизнес-модели «Автомобиль как сервис». Цель - создать новую бизнес-среду, вовлечь в нее сервисные и дилерские центры «Камаза», то есть ускорить интеграцию и организовать совместные бизнес-процессы по удаленной диагностике, внедрить эффективную систему продвижения цифровых сервисов клиенту. Клиентам также будут предложены опции для оснащения автомобиля электронным оборудованием с целью контроля и анализа требуемых параметров эксплуатации с помощью программного обеспечения, включая мобильные приложения.
К тому же на 2020 год актуальны задачи по созданию новых цифровых сервисов с использованием услуг страхования и лизинга.
Цифровая платформа
Создание цифровой платформы, в которой автомобиль является одним из составных элементов интернета вещей, является для «Камаза» важной задачей, указано в годовом отчете. Автомобили К5, автобусы, электробусы способны генерировать и передавать на сервер огромное количество данных, на основе которых разрабатываются новые приложения. Также ведется работа по созданию дополнительных сервисов, в основе которых лежат технологии работы с данными.
На 2020 год ставятся задачи по созданию новых цифровых сервисов в области мультимодальной и международной логистики.
Цифровизация системы управления
Цифровая система управления позволяет существенно повысить качество и скорость принимаемых решений, а также показатели работы. В рамках этой задачи в 2019 году реализован крупный проект по внедрению инструментов анализа данных в подразделениях компании. Для этого данные о работе «Камаза» были собраны в единое хранилище, обработаны, скомпонованы и предоставляются в режиме онлайн лицам, принимающим решение.
На 2020 год планируется создание рекомендательных систем в области принятия заказа и систем управления сроками разработки.
Цифровая культура
В компании в 2018 году стартовала проектно-образовательная программа «Акселерация проектов цифровой трансформации». Ее задача – создать для команд, прошедших отбор, условия, близкие к работе стартапов: максимально гибкие и эффективные, позволяющие быстро принимать и при необходимости менять решения.
В 2019 году компания поддержала 14 проектов по созданию бизнес-направлений, решающих задачи «Камаза» и дополнительных сервисов услуг для внешних и внутренних клиентов.
В 2020 году «Камаз» планирует приумножать портфель проектов за счет запуска третьей волны корпоративного акселератора по трем направлениям:
- «Бизнес» - для идей, генерирующих регулярный доход;
- «Экосистема» - для проектов по улучшению условий работы сотрудников «Камаза»;
- «Проверка гипотезы» - для идей по улучшению внутренних процессов компании.
Ведущие проекты корпоративного акселератора
Появление робота-бухгалтера
23 октября 2019 года стало известно, что ООО "КамАЗ Центр обслуживания бизнеса (ЦОБ)" (ЦОБ) стало первым подразделением "Камаза", где на выполнение одного из бизнес-процессов настроили программного робота (RPA).
Теперь справки 2-НДФЛ для работников "Камаза" формируются без участия человека. Содействие оказывает компьютерная программа-робот: она выполняет определённые действия за сотрудника, имитирует работу человека за компьютером. На октябрь 2019 года робот пока формирует только справки 2-НДФЛ. В разработке – дополнительный функционал, часть которого уже работает в тестовом режиме.
Генеральный директор "Камаза" Когогин Сергей ознакомился с процессом работы программы и положительно оценил влияние роботизации бизнес-процессов на операционную эффективность.
Совместная работа людей и роботов – это примета уже не будущего, а настоящего времени. Несколько лет назад "Камаз" взял уверенный курс на реинжиниринг производства, и теперь на производственных площадях компании сосредоточены многие передовые технические решения в сфере роботизации. Дошла очередь и до офисов. Внедрение роботов позволяет нам совершить ещё один шаг в сторону инноваций и повысить эффективность вспомогательных процессов за счёт автоматизации рутинных задач,
сказал Когогин Сергей
|
Сергей Когогин также отметил, что работа в этом направлении продолжится, поскольку "Камаз" – в числе тех компаний, где уже оценили изменения, которые несёт искусственный интеллект.
На октябрь 2019 года на "Камазе" функционирует ряд информационных систем, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы. При этом для их ускорения не всегда нужно создавать новые системы, иногда достаточно ускорить работу человека. К реализации этой цели и должны подключаться программные роботы, позволяющие освободить время, которое уходило на рутинные операции для более сложных задач. С внедрением роботов повышается производительность, исключается риск ошибок, ускоряется процесс формирования информации для принятия управленческих решений. Поскольку роботы могут эффективно работать 24 часа в сутки, это альтернатива ручному труду, которая существенно экономит затраты, а высвободившиеся средства можно направить на развитие персонала или другие инвестиции[1].
Переход на оформление электронных ПТС
Как стало известно 2 октября 2019 года, «КамАЗ», как один из участников пилотного проекта Минпромторга РФ по переходу на электронные паспорта транспортных средств, приступил к процедуре их оформления.
Страны Таможенного союза намерены перейти на единый электронный формат паспортов с 1 ноября 2019 года. «КамАЗ» — в числе первопроходцев по внедрению этой процедуры, и уже с сентября в компании начали оформлять документы в электронном виде. По состоянию на 2 октября в торгово-финансовой компании «КамАЗ» выдаётся в среднем по 20 электронных паспортов (ЭП) в сутки.
Как пояснил заместитель директора по поставкам и отгрузке АО "ТФК «КамАЗ» Максим Вахницкий, первая партия из семи товарных автомобилей с электронными паспортами была выпущена ещё в декабре 2018 года. На 2 октября такие виртуальные документы оформлены на 230 единиц автотехники. Первыми по лизинговой сделке были отправлены седельные тягачи "КамАЗ-5490".
В целом перевод моделей на ЭП производится поэтапно: с июля этого года переведены серийные шасси, в августе перечень был дополнен тягачами и бортовыми автомобилями, а с сентября ЭП сопровождают малые партии автомобилей, самосвальную технику.
За время подготовки к переходу на ЭП рабочей группой, куда вошли несколько подразделений компании, подготовлен ряд концептуальных документов. В их числе – как внутренние, так и внешние документы, например, касающиеся обмена конфиденциальной информацией с администратором системы АО "Электронный паспорт". Была доработана информационная система на базе 1С, организован зашифрованный канал передачи данных, определены методология и методика оформления ЭП, – рассказал Максим Вахницкий. |
Также участниками проекта являются заводы-изготовители спецтехники, банковские, кредитно-лизинговые структуры, ГИБДД и МВД РФ, таможенные и налоговые службы, станции техосмотра, дилерские, сервисные организации.
Как отмечается, электронный паспорт содержит значительно больше информации. Если в бумажном было 25 информационных полей, то в электронном их – 132. При этом 94 поля заполняет «КамАЗ» как организация-изготовитель, обозначая все базовые технические характеристики автомобиля. После того, как машина ставится на учёт в ГИБДД, ЭП уже "живёт своей жизнью" и, по сути, является досье автомобиля: далее в него вносится вся информация о гарантиях, ремонте, купле-продаже, смене собственника и прочее.
Среди плюсов ЭП называются следующие: вся информация из разных структур концентрируется в одном месте, повышается прозрачность истории автомобиля, достоверность данных. ЭП защищён от краж и подделок, его нельзя потерять, потому что он хранится в системе, в облаке. Кроме того, стоимость услуг по оформлению ЭП при обработке в ГИБДД – вдвое дешевле, чем бумажного.[2]
Внедрение MES на главном сборочном конвейере КамАЗа
На автомобильном заводе (далее – «АвЗ») началась установка терминалов для функционирования системы MES. Новый инструмент визуально изменит облик главного сборочного конвейера – он станет ещё более современным, светлым и прозрачным. Прозрачней станет и вся система работы на финишном производстве «КАМАЗа[3]».
Система подскажет
Только замначальника цеха сборки автомобилей по технической части Руслан Кустовский решил показать расположение на поверхности мобильной тележки терминала MES ящиков с метизами, сбоку тут же прикрепили подставку для гайковерта. C другой стороны будет место и для сканера, который вскоре станет ещё одним основным инструментом рабочих.
– Сейчас каждый слесарь МСР перед началом сборки должен на бумажном носителе (в комплектовочной ведомости) найти операции, которые ему предстоит выполнить, а после установки детали или узла в контрольной карте сборки автомобиля поставить специальный штамп. На это требуется время, – поясняет Руслан Григорьевич. – После внедрения системы MES всё упростится. Бумажные носители заменит терминал. Рабочему достаточно будет просканировать этикетку со штрихкодом на детали, а затем подтвердить выполнение операции на сенсорном экране. Если установлена нужная деталь, система ответит «ОК». В противном случае нужно будет переделать операцию, иначе конвейер остановится – система не позволит передавать далее дефектную продукцию. |
По ходу движения производственная оперативная система MES (Manufacturing execution system) поможет разобраться рабочему и с десятками модификаций автомобиля. На самой линии уже установлены датчики (REFID-метки), которые сообщают системе, какой именно автомобиль идёт сейчас по ГСК, и в случае необходимости подскажет рабочему, какую деталь из имеющихся в наличии нужно выбрать и как установить. В дополнение к электронному техпроцессу, который сейчас разрабатывают в блоке развития, планируется включить фото и видеофайлы с инструкциями.
Кроме терминалов и стоек, которыми будет оборудовано каждое рабочее место установки деталей (всего их будет 174), на конвейере появится инструмент с обратной связью. Гайковёрты будут автоматически подстраиваться под тот момент затяжки, который нужен при закреплении определённого узла на конкретной модели, и посылать сигнал о проделанной операции. Интеллектуальными системами также будут оснащены заправочные станции и испытательные стенды. Также в автоматическом режиме будет идти и передача заказов на необходимые запчасти и комплектующие, их учёт и списание.
В ногу с цифрой
За ходом работы конвейера через мобильные телефоны и планшетные компьютеры будут следить мастера, начальники цехов и, конечно, контролёры ОТК. У последних появится ещё один инструмент – видеокамера. Кадры без лишних затрат времени на описание передадут изображение дефекта, если он каким-то образом окажется у красной черты ворот качества.
Главная задача MES – обеспечить прорыв в сборке большегруза премиум-класса КАМАЗ-54901. Для этого адаптируются электронные техпроцессы, да и сервисные службы точно должны знать, из каких узлов и деталей собран продукт. Он же станет пилотом, на котором будет отрабатываться вся схема взаимодействия участников процесса. Позже её действие будет распространено на сборку К4 и К3.
Слесари МСР поглядывают на новые предметы промышленного интерьера с улыбкой: «Будущее пришло на «КАМАЗ». Мастера и бригадиры каждый день на пятиминутках рассказывают о ходе интеграции системы – вот сейчас как раз идёт монтаж сетей.
Руководителям очень важно оперативно получать обратную связь, система работы должна быть максимально удобной и продуктивной.
– Сейчас на АвЗ вместе с реинижиниригом автопроизводства реализуется сразу несколько проектов по цифровизации – это внедрение MES-системы, электронного техпроцесса, проект идентификации и прослеживаемости, реорганизация логистической зоны, – подчёркивает начальник отдела подготовки производства Ильшат Нуруллин. – Но любая система работает в паре с человеком, поэтому очень важно шагать в ногу с новыми технологиями. |
В июле-августе 2019 года на АвЗ планируется завершить подготовительные работы, в сентябре намечен запуск MES в опытно-промышленную эксплуатацию. Вслед за ГСК-2 система будет внедряться в цехе сборки и комплектации автомобилей, на участке сборки кабин нового поколения, на ГСК-1 и в цехе подсборки. А потом шагнёт и в агрегатное производство…
Сотрудничество с ABB с целью развития инфраструктуры для электробусов
10 июня 2019 года компания ABB сообщила о подписании соглашения о сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ» с целью развития инфраструктуры для электробусов в России. Документ был подписан президентом ABB в России Ириной Козловой и генеральным директором КАМАЗ Сергеем Когогиным.
Стороны планируют объединить усилия для внедрения лучших решений в муниципальные транспортный инфраструктуры, подразумевающие комплексные поставки как электробусов, так и зарядных станций. Компании также решили совместно приводить зарядные станции в соответствие с техническими требованиями заказчиков при использовании силовых модулей АВВ для различных типов зарядных станций (ультрабыстрых и маломощных).
Рынок пассажирской техники, с которым мы связываем большие перспективы, стремительно эволюционирует. Сотрудничество с партнёром такого уровня важно для «КАМАЗа»: объединение усилий в разработке инфраструктуры для электробусов, как инновационного вида транспорта, позволит повысить эффективность одного из наших стратегических проектов, прокомментировал Сергей Когогин, генеральный директор КАМАЗ
|
Использование электротранспорта развивается стремительными темпами и мы, имея успешный опыт в создании, эксплуатации и управлении зарядной инфраструктуры, готовы развивать наши компетенции в России. Мы верим, что, объединяя усилия в партнерстве с КАМАЗОМ сможем достичь успеха и предложить совместные инновационные решения не только для России, но и за ее пределами, заявила Ирина Козлова, президент ABB
|
2014: Ключевые ИТ-проекты
В мае 2014 года директор Центра информационных и коммуникационных технологий «КАМАЗа» Артем Головатый рассказал в интервью TAdviser, какие наиболее важные ИТ-проекты были реализованы на предприятии в прошлом году.
Одним из законченных проектов стал проект по согласованию договоров и контролю контрагентов на базе продуктов «1С». Это было сделано, в первую очередь, в целях повышения прозрачности, нарушений условий договоров как по оплате, так и по исполнению его условий, говорит Артем Головатый. Еще одной целью данного проекта он называет выполнение комплаенс-политики, которая задает правила, какой контрагент и по каким критериям может быть оценен и допущен к контрактованию. Система, созданная в рамках данного проекта, интегрирована с системой «СПАРК Интерфакс» - базой данных по всем юрлицам и частным предпринимателям.
В 2014 году компания так же завершила пилотный проект по автоматизации одного из своих крупных складов на базе решения SAP EWM – расширенное управление складским хозяйством. По словам директора ИКТ-центра «КАМАЗа», пилотный проект позволил выправить много организационных процессов. С учетом его результатов компания рассматривает проект тиражирования данного решения и на другие склады.
Также «КАМАЗ» завершает процесс внедрения облачной системы по обучению персонала SAP Learning Hub. В 2014 году по итогам оценки компетенций пользователей, были выделены фокусные группы, которым требовалось начальное обучение или повышение компетенций по новым направлениям. В качестве основного инструмента для подготовки консультантов было решено использовать платформу дистанционного обучения SAP Learning Hub. В качестве альтернативной системы обучения, нацеленной на бизнес-пользователей, начато использование решения SAP Workforce Performance Builder.
Другим крупным проектом прошлого года стало создание единого сервисного центра по взаимодействию с пользователями, который использует решение Microsoft System Center Service Manager. На его базе было реализовано управление инцидентами и заявки на обслуживание. В нынешнем году на базе этого же продукта планируется внедрять управление изменениями и выпуском.
Внедрение инструмента для совместной работы – Microsoft Lync – на «КАМАЗе» также завершилось в 2014 году. После его внедрения в компании были «убиты» различные мессенджеры, а Lync стал стандартом, рассказывает Артем Головатый. В прошлом году был также запущен новый корпоративный сайт «КАМАЗа». Предыдущий сайт работал порядка 10 лет.
Еще в 2014 году было завершено создание единого центра обслуживания на базе дочерней компании «КАМАЗа», специально для этого образованной в 2013 году. Пока она занимается только ИТ, но в будущем в нее же будут переведены бухгалтерские и кадровые процессы.
2013
Централизация ИТ-департамента
«Камаз» завершил централизацию ИТ-службы, переведя ИТ-подразделения дочерних предприятий в единый Центр информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-центр), рассказали TAdviser представители компании в июне 2013 г. Возглавил ИКТ-центр весной 2013 г. Артем Головатый.
По оценкам источника TAdviser в «Камазе», в процессе централизации численность ИТ-персонала корпорации сократилась примерно на 10%. Часть ушедших – это сотрудники ИТ-подразделений предприятий, не захотевшие переподчиняться напрямую головной организации, а также те, кому подходил срок выхода на пенсию, говорит источник.
По состоянию на лето 2013 г., по словам собеседника TAdviser, общая численность ИТ-персонала «Камаза» составляет около 560 сотрудников. При этом более половины из них – это техники-наладчики, работающие в телекоммуникационном направлении деятельности компании, поясняет он.
Еще до реструктуризации в «Камазе» имелся департамент, оказывающий телеком-услуги как своим подразделениям, так и сторонним местным организациям, включая обслуживание локально-вычислительных сетей и предоставление доступа в интернет. Сейчас это направление, изначально задуманное как дополнительный бизнес, насчитывает более 1 тыс. заказчиков, добавляет собеседник TAdviser.
В 2012 г. «Камаз» перевел основные бизнес-приложения на сервера в сторонний ЦОД, расположенный в «ИТ-парке» в Казани. По словам собеседника TAdviser, штатные ИТ-специалисты «Камаза» выполняют связанные с ними критичные работы, а для всего остального используют аутсорсинг специалистов. В частности – привлекают консультантов и программистов из интегратора, занимающегося в корпорации внедрением «1С» - компании «Интелком».
Новый директор ИКТ-центра
Весной 2013 г. Артем Головатый возглавил Центр информационных и коммуникационных технологий «Камаза». До него, с 2010 г. до конца 2012 г., эту должность занимал Михаил Носов. Источник в «Камазе» рассказал TAdviser, что последний покинул свой пост после того, как в компании был проведен аудит, по итогам которого возникли замечания к работе некоторых ИТ-систем предприятия. После ухода Носова позиция руководителя ИКТ-центра некоторое время оставалась вакантной.
Другой источник, хорошо знакомый с деятельностью «Камаза», отмечает, что разногласия при внедрении ERP-решений существуют всегда, поскольку затрагивают все направления производственно-хозяйственной деятельности организаций, решивших сделать свою деятельность управляемой и прозрачной. Ко времени прихода Михаила Носова в «Камаз», проект ERP SAP был уже инициирован, но динамика была недостаточна, говорит собеседник TAdviser. Задача Носова, по его словам, заключалась в том, чтобы актуализировать ИТ-стратегию, найти нестандартные пути минимизации неизбежных затрат.
За время работы в «Камазе» Михаил Носов разработал, получив одобрение правления, пятилетнюю ИТ-стратегию, направленную на сокращение доли наследованных систем и перевод на основные системы ERP SAP, PLM Siemens, 1C-бухгалтерия. Для достижения целей стратегии[1] выполнил реструктуризацию и объединение ИТ-служб производственных площадок (5 заводов) основной технологической цепочки в единый Центр Информационных и Коммуникационных Технологий, изменил регламенты, территориально и функционально перераспределил персонал.
Также Носов сократил на 60% затраты в оборудование и инженерные системы центров обработки данных компании, реализовав арендную схему ИТ ресурсов[2] (Cloud, IAAS) в республиканском дата-центре ГАУ «ИТ-парк»[3]. Помимо этого, Носов заключил[4] четырехлетнее соглашение с SAP о поставке лицензий с максимально возможным дисконтом, значительно уменьшив первоначально требуемые инвестиции.
Продолжая поиск источников снижения затрат на консалтинг, Михаил Носов подготовил расчеты, предложения и инициировал переговоры[5] SAP AG и «Камаза» при участии президента Татарстана с целью создания в республике представительства и регионального центра компетенций SAP[6].
2011: Соглашение с SAP
В декабре 2011 года «КАМАЗ» подписал корпоративное лицензионное соглашение с SAP. Впечатлившись работой ИТ-системы "Камаза", построенной на базе решений немецкого вендора, президент Татарстана, присутствовавший на церемонии подписания соглашения, решил продвигать его на государственном уровне.
«У меня появилась идея использовать «Камаз» как полигон для чиновников. Я пропущу через предприятие всех министров: смотрите, у них система управления уже выстроена, а у нас она до сих пор непонятна». С таким заявлением выступил президент Татарстана Рустам Минниханов на подписании пятилетнего корпоративного соглашения между SAP и «Камазом»[7].
Глава республики добавил, что готов лично обеспечить SAP поддержку, если вендор со своей стороны создаст республиканский центр компетенций по своим продуктам на базе местных технопарков (в Казани и в Набережных Челнах), а также будет сотрудничать с вузами при подготовке SAP-консультантов и инженеров для конечных заказчиков.
«Мы уже, пока что неформально, договорились о том, что SAP открывает здесь центр компетенций для создания системы управления уже не на уровне предприятий, а на государственном - в образовании, здравоохранении. Мы хотим продвигать вас на новый уровень. Я буду работать на вашу рекламу бесплатно», - добавил Минниханов.
«Для нас необходимо, чтобы любой студент инженерной или экономической специальности имел опыт работы в SAP», - подтверждает генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин.
Квалифицированных кадров не хватает, согласен президент SAP EMEA Фрэнк Коэн (Franck Cohen). «В ближайшие пять лет нам нужно подготовить в регионе 10 тыс. консультантов», - заявил он CNews.
Кроме информатизации непосредственно Татарстана на базе SAP Рустам Минниханов рассчитывает тиражировать местные наработки на другие регионы, ссылаясь на аналогичный опыт в части электронного документооборота.
О покупке лицензий для госорганов речь пока не идет, рассказал CNews министр информатизации и связи Татарстана Николай Никифоров. В ближайшее время, по его словам, на «Камазе» будут проведены семинары для министров и мэров: «Групами по 10 человек руководители должны будут увидеть здесь всю производственную цепочку».
На «Камазе», как ранее заявлял CNews первый заместитель гендиректора предприятия по производству Юрий Клочков, трехлетнее внедрение модулей внутризаводского планирования потребовало 300 млн руб. Внедрением занимался системный интегратор «Микротест».
Параллельно здесь же на металлургическом предприятии «Камаза» работает другая инсталляция SAP, внедренная IBS. Ее функционал будет постепенно переноситься в основную систему, заявил CNews Клочков. Также сейчас наряду с большим количеством унаследованных самописных систем в ряде подразделений пользуются «1С» и «Галактикой».
Финансовый объем нового пятилетнего соглашения на поставку лицензий SAP (их количество фиксированно) и поддержку по льготным ценам стороны не называют. Игорь Богачев заявил CNews, что он «менее 10 млн евро, в разы меньше, чем объем соглашения со «Сбербанком» (в том случае, по данным CNews, речь идет о $36 млн). Директор центра ИКТ «Камаза» Михаил Носов говорит, что компанией была получена «максимальная 80%-ная скидка».
Известен также функционал, который будет реализован на «Камазе» за эти пять лет. «Мы уже добавили межзаводское планирование, причем не только между нашими предприятиями, но и со сторонними поставщиками, - заявил CNews Юрий Клочков. - Сейчас идет внедрение модуля для хранения общей нормативно-справочной информации (старая система мигрирует в SAP) и тиражирование внутризаводского планирования на прессо-рамный завод. Также мы запустим проект в сбытовой сети, причем рабочие места смогут устанавливать не только наши собственные сбытовые подразделения, но и сторонние дилеры».
2007-2008: Начало внедрения SAP
В 2007 году в группе «КАМАЗ» было принято решение модернизировать процессы управления производством, в первую очередь — информационные системы управления. Был проведен анализ системы управления производством, а также предлагаемых на рынке решений в части автоматизации системы управления.
В 2008 году вышел приказ генерального директора «КАМАЗ» о начале работ по проекту «Внедрение информационной системы календарного управления производством группы организаций ОАО «КАМАЗ». В качестве основной системы был выбран программный продукт SAP for Automotive.
Участие в совместных инициативах ИТ-рынка
Участие в подготовке плана развития законодательства для беспилотного транспорта
Сбербанк и «Яндекс» совместно с «Группой ГАЗ» и ПАО «КамАЗ» подготовили план совершенствования нормативно-правовой базы в сфере развития автоматизированных транспортных средств. План включает проведение около 30 технологических и нормативных мероприятий для поэтапного перехода от тестирования к полноценной эксплуатации высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств. Об этом 30 апреля 2020 года сообщил Сбербанк. Подробнее здесь.
Примечания
- ↑ ИТ для «железного коня»
- ↑ Программа "Вести КАМАЗа" 30.03.2012
- ↑ КАМАЗ и ИТ-парк подписали контракт о ресурсном аутсорсинге
- ↑ Президент Татарстана будет бесплатно рекламировать SAP
- ↑ Рустам Минниханов встретился c президентом компании SAP по региону ЕМЕА Фрэнком Коэном
- ↑ Казанский ИТ-парк готовится стать консолидированным центром ERP-систем региона
- ↑ Президент Татарстана будет бесплатно рекламировать SAP