IT группа «Открытие» построила новый комплекс инженерии для «Школы циркового искусства имени Ю. В. Никулина»
Заказчики: Школа циркового искусства имени Ю. В. Никулина Подрядчики: IT Группа Открытие Продукт: Комплексные проекты создания инженерных системВторой продукт: Аудиовизуальные системы (проекты) Дата проекта: 2024/10 — 2025/03
|
Технология: Аудиовизуальные системы
|
2025: Построение комплекса инженерии
Команда IT группы «Открытие» провела модернизацию всех инженерных систем сценического пространства в Школе циркового искусства имени Ю. В. Никулина, в которой дети осваивают жонглирование, фокусы, воздушную гимнастику, танцы и актерское мастерство. Здесь были заново построены такие системы, как: сценическое освещение, звук, а также элементы механизации сцены. Современная техника и современная инженерия дадут возможность учащимся более полно раскрыть свои таланты и обрести уверенность в себе. Об этом 1 марта 2025 года сообщила компания IT группы «Открытие».
Как сообщалось, свет — один из важнейших элементов представления, и правильно построенная система важна для восприятия шоу зрителем, поэтому этой части работы специалисты команды уделили особое внимание.
![]() | Система постановочного освещения была спроектирована с учетом особенностей помещения — а именно, круглого центрального манежа. Здесь использована типовая схема размещения светового оборудования beam/spot х wash, которая сочетает в себе приборы разных типов. Одни дают узкие, концентрированные световые пучки, что удобно для акцентирования внимания зрителя на важных элементах представления (beam/spot), так и устройства для создания мягкого освещения, создающие световую заливку сцены (wash). В эту схему также интегрированы статичные световые приборы с линзой френеля, создающие узкий, но мощный световой поток. рассказал Андрей Лохонин, ведущий мультимедиа инженер IT группы ОТКРЫТИЕ | ![]() |
В числе ключевых характеристик таких приборов — низкая цветовая температура (3200К, очень тёплый свет) и высокий индекс CRI (этот показатель определяет естественность оттенков освещаемого объекта в восприятии зрителей). Все это работает на создание эффекта драматичности представления — не зря именно такого типа свет привычен на театральных подмостках.
В дополнение к основному набору приборов, используются так называемые «добивочные» аппараты, расположенные на световых ложах. Это wash-приборы, дающие заполняющий свет вкупе с продвинутыми технологиями. Такими, как, например, попиксельное управление — каждый светодиод в приборе можно контролировать отдельно, создавая сложные световые эффекты, градиенты, узоры и анимации. Также здесь используются линзы с B-Eye структурой, по компоновке похожие на фасеточные глаза насекомых. Эта технология дает возможность создавать впечатляющие оптические эффекты, включая узорчатые проекции, изменение формы луча и др., в том числе динамические — за счет вращающихся линз. Плюс, такое освещение позволяет окрасить действо на манеже в нужный цветовой оттенок.
Система управления светом построена на программном обеспечении grandMA2 от MA Lighting International, которое давно и прочно обосновалось в шоу- индустрии как самая распространенная. Это обеспечит школе им. Юрия Никулина как возможность выступать со своими световыми сценариями в гастрольных турах, так и гостям — проводить представления на базе световой инфраструктуры школы. Сценарии легко адаптируются под конкретную сцену, так что у технического персонала не возникает лишних проблем. Главный проекционный экран зала выполнен по технологии rear-проекции. Система выполнена в классическом варианте: сзади расположен проектор, спереди — высококонтрастный экран для отображения изображений. Здесь применена система механизации — при необходимости экран полностью убирается за 45 секунд по нажатию кнопки. Одной из ключевых частей проекта стала акустическая система.
![]() | Перед нами стояло несколько задач: обеспечить четкость и разборчивость звука, достичь достаточного звукового давления и равномерного покрытия, а также организовать мониторную линию, чтобы артисты могли слышать самих себя. Прежде чем прийти к окончательному решению, мы провели моделирование и расчеты множества вариантов акустического оформления. Основная сложность заключалась в том, что помещение имеет большой объем и длительное время реверберации. поведала Мария Еренкова, руководитель проекта IT группы ОТКРЫТИЕ | ![]() |
Как рассказал инженер, еще до момента выбора звукового оборудования была рассчитана акустическая обработка помещения с использованием специализированных материалов. Полностью покрыть помещение с такими материалами невозможно (пострадает функциональность), поэтому было решено разместить акустические панели из расщепленного древесного волокна на стене, за зрительскими местами. Такие панели удобны в эксплуатации и обладают высоким коэффициентом звукопоглощения, который был улучшен путем заполнения внутреннего каркаса конструкции минеральной ватой. Как результат, реверберация снизилась, а звук стал более разборчивым.
![]() | По итогам расчетов мы выбрали линейный массив ECHO ACOUSTIC EVL208P-DSP. Это позволило обеспечить равномерное покрытие как на стационарных зрительских местах, так и в зоне перед сценой, где устанавливаются дополнительные ряды, если надо увеличить вместимость зала. Нужные нам параметры, такие, например, как звуковое давление, обеспечиваются с большим запасом. Плюс, система легко и быстро адаптируется к конкретному залу. Каждый элемент массива отвечает за свою зону, и, в зависимости от этого, применяется соответствующий пресет. Например, для нижних элементов используется пресет ближней зоны (для дополнительных мест), а для верхних — пресет средней зоны. Это значительно оптимизирует процесс настройки и обеспечивает стабильный результат. отметил Андрей Лохонин | ![]() |
В качестве мониторов для артистов были выбраны точечные EA112P от ECHO ACOUSTIC, в активе которых — наличие ВЧ-драйвера и встроенного процессора. Трехдюймовый ВЧ-драйвер здесь позволяет обеспечить звуковое поле, близкое к тому, что формируется линейным массивом, что дает равномерное покрытие манежа. Плюс, он устойчив к нагрузкам, что очень важно: в условиях цирка всегда есть вероятность возникновения непредвиденных ситуаций. Встроенный процессор позволяет подстроить звучание с учетом акустических особенностей помещения и сохранять настройки внутри колонок, что оптимизирует работу с ними для персонала.
![]() | Отдельно стоит рассказать о сабвуферах. В помещении цирка зона озвучивания занимает лишь часть объема, так как за кулисами фактически скрывается еще один зал, невидимый зрителю. Если разместить сабвуферы в стандартной конфигурации, низкие частоты будут распространяться во все стороны и отражаться, что создаст гул. Мы же собрали сабвуферные кластеры по обеим сторонам зала, по четыре сабвуфера в каждом. При этом второй элемент в каждом кластере развернут в противоположную сторону. На первый взгляд, может показаться, что монтажники ошиблись при установке, но это не так. Развернутый сабвуфер работает с задержкой, в противофазе, компенсируя звуковое давление сзади и формируя кардиоидный звуковой фронт. Так звук направлен в сторону зрителей, читаемость низких частот лучше, а гул и звуковое давление на арене — ниже. ECHO ACOUSTIC EVL208SP-DSP, которые мы применили в этом проекте, позволяют выбрать пресет "кардиоида" на развернутом сабвуфере, и встроенный процессор автоматически установит нужную задержку для желаемой фазировки сигнала. сообщила Мария Еренкова | ![]() |
Управляет звуком цифровая микшерная консоль Behringer X32. Этот пульт обладает широкими возможностями обработки звука: каждый микрофон, инструмент или выходной канал может быть индивидуально настроен с применением эквалайзера, компрессора и различных эффектов. Плюс, в этом пульте установлены моторизованные фейдеры, что позволяет звукорежиссеру легко переключаться между слоями, не допуская ошибок в настройках. Дополнительной возможностью стала возможность удаленного управления пультом, через планшет или смартфон. Это особенно удобно во время настройки: звукорежиссер может перемещаться по залу или сцене, корректируя звучание в режиме реального времени.ВТБ добился независимости для ИИ-разработчиков в банке от зарубежных технологий
Еще одна особенность данного объекта — вес оборудования. Линейные массивы и сабвуферы создавали бы небезопасную нагрузку на крышу, поэтому решили разместить оборудование на вертикальных несущих железобетонных колоннах. Однако, между стеной и акустикой должен оставаться зазор, поэтому для монтажа были разработаны и изготовлены специальные кронштейны с многократным запасом прочности и надежной системой крепления. Каждая система сценического комплекса Школы имени Ю. В. Никулина управляется отдельно, однако прописаны команды автоматизации управления механикой сцены со светового пульта, так что при необходимости возможна полная синхронизация всех систем с помощью временных меток. Реализованы пользовательские сценарии: в них определяются алгоритмы действий для каждого прибора, пользователь записывает сцену в очередь пульта управления. Также автоматизировано управление механикой сцены, подъемно-опускным штанкетом, моторизированным проекционным экраном, системой антрактно-раздвижного занавеса. Проектором также можно управлять с помощью команд, которые можно привязать к сценарию, к очереди автоматизации сцен. То же касается и установки вокальных пресетов, сцен, клипов на звуковом и видео-пульте.
Оборудование также позволяет организовать качественную веб-трансляцию представлений с высоким разрешением: эта возможность реализована с помощью качественной PTZ-камеры и программного комплекса OBS. Доступно управление как через веб интерфейс, так и с помощью пульта управления. В систему заложен потенциал для последующего апгрейда: установка дополнительных видеокамер не потребует модернизации системы управления. Специалисты IT группы ОТКРЫТИЕ провели обучение технических специалистов центра им. Юрия Никулина и продолжают находиться с ними в тесном контакте, чтобы помочь адаптироваться к системам.