2025/03/05 13:51:49

Управление инцидентами и оркестрацией различных СЗИ. Обзор NG SOAR

Развитие информационных технологий, ускоренное пандемийными эффектами и геополитическими изменениями, привело к росту числа кибератак не только в России, но и по всему миру. Этот рост и увеличение среднего размера ущерба привели к повышенному вниманию общества к проблематике защиты информации.

С изменением методов атак и подходов к защите проблема нехватки кадров в сфере информационной безопасности стала особенно острой. По оценкам, в мире сейчас не закрыто около 3,5 миллиона вакансий для ИБ-специалистов, а за последние 10 лет общее число предложений для киберэкспертов выросло почти в четыре раза.

В текущем обзоре речь пойдет о применении технологий управления инцидентами и оркестрацией различных средств защиты информации (СЗИ) в виде продукта Security Orchestration Automation and Response (SOAR). В продуктовой линейке Security Vision существует как отдельный модуль, так и комплект из модулей (NG SOAR), включающий дополнительно SIEM-функционал и двустороннюю интеграцию с центрами реагирования на киберинциденты регуляторов.

Данное решение позволяет сделать прозрачным процесс управления инцидентами в компаниях разного масштаба, отвечает за автоматизацию действий и интеграцию СЗИ в единую экосистему (встроенный в платформу конструктор коннекторов позволяет в режиме no-code быстро реализовывать интеграции с любыми источниками данных и средствами реагирования). Центр мониторинга и реагирования на кибератаки (Security Operation Center, SOC) представляет собой сложную интеграцию трех ключевых компонентов: технологий, организованных процессов и специалистов:

  • технологический компонент включает разнообразные решения, направленные на защиту корпоративной инфраструктуры от киберугроз, центральным элементом SOC выступает SOAR с подключенными источниками данных. Самым частым источником являются решения класса SIEM, которые отвечают за сбор, нормализацию и хранение данных событий ИБ из различных систем, но данные можно перенаправлять и точечно, из различных СЗИ — за сбор и анализ таких «сырых» событий, а также поиск инцидентов в таком случае может отвечать специальный корреляционный движок в модуле NG SOAR;
  • процессы организуют анализ инцидентов, их классификацию и обогащение данными из внешних источников, настройки политик для автоматического реагирования и другие действия, связанные с подготовкой к инцидентам и анализом lessons learned;
  • специалисты — незаменимая часть работы эффективной системы, поэтому в качестве третьего аспекта работы решений Security Vision приняты визуализация аналитики и ускорение обработки больших данных специалистами. Так, например, граф связей объектов инцидента становится не просто картинкой, а интерактивным инструментом реагирования и изучения материалов, а встроенные ML-модели и рекомендации экспертов позволяют выстроить пошаговые стратегии действий.

«
Многие российские вендоры работают уже не первый год, их продукты достигли высокого уровня зрелости, уже превосходят по функционалу импортные аналоги и успешно применяются как в финансовых учреждениях, так и крупными ИБ-игроками (например, в коммерческих SOC-центрах) — такие продукты (SOAR/SGRC/TIP) разрабатывает Security Vision с модулями (продуктами) на платформе-конструкторе.
Александр Бабкин,
Вице-президент — начальник департамента мониторинга информационной безопасности, Газпромбанк
»


Мониторинг инцидентов и отображение маршрутов


В основе решения находится уникальная технология динамических плейбуков (сценариев реагирования, которые автоматически подстраиваются под окружение и автоматически вызывают друг друга в зависимости от политик). Эта концепция позволяет учитывать специфику каждого инцидента и доступные действия по сдерживанию и нейтрализации инцидентов: система анализирует событие и его атрибуты (используемые техники атак, задействованные объекты и доступные СЗИ) и автоматически формирует соответствующий плейбук, используя встроенные атомарные сценарии реагирования. Благодаря ретроспективному анализу связанных с инцидентом данных, SOAR выявляет цепочку атаки и разрабатывает оптимальный план реагирования на основе полученной информации.


«
По результатам анализа мы остановили выбор на российском продукте Security Vision SOAR, осуществили необходимую подготовку и внедрение продукта. …Автоматизация с использованием Security Vision SOAR позволяет существенно сократить трудозатраты на подготовку и отправку уведомления в НКЦКИ, что облегчает работу специалистов. Кроме того, автоматизировать можно процессы инвентаризации информационных ресурсов, анализа уязвимостей, управления конфигурациями и обновлениями, проведения внутренних и внешних аудитов, а также непосредственный анализ событий ИБ и выявление компьютерных инцидентов на значимых объектах КИИ
Андрей Нуйкин,
Начальник отдела обеспечения безопасности информационных систем блока вице-президента по ИТ, Евраз
»



Дополнением к технологии SOAR могут выступать интеграции с центрами реагирования регуляторов (например, ГосСОПКА НКЦКИ и FinCERT ЦБ), решения для автоматизации управления ИТ-активами (AM, CMDB), уязвимостями (VS, VM) и харденингом (SPC). Работая вместе, они позволят добиться синергии и максимального охвата возможностей. Во время расследования инцидента информационной безопасности аналитик SOC может одновременно работать с различными средствами защиты, такими как антивирусы, NGFW, песочницы и другие СЗИ. Это необходимо для изучения правил, политик, конфигураций и другой информации, которая позволяет детально разобраться в обстоятельствах инцидента. Помимо этого, аналитик обращается к различным сервисам, включая аналитические платформы, инструменты анализа подозрительных файлов (Sandbox), решения для проактивного поиска (Threat Hunting) и более полного управления информацией о киберугрозах (TIP), а также базы данных угроз и знания.

Схема работы и потоки данных


В модуль управления инцидентами входит функционал управления активами и инвентаризацией, который позволяет выстроить ресурсно-сервисную модель данных для фокусирования на критичных бизнес-процессах и объектах, отдельных помещениях и целых информационных системах.

Ресурсно-сервисная модель


Процесс работы Security Vision NG SOAR проходит через все фазы обработки инцидентов и решает задачи фокусного реагирования на угрозы ИБ полного цикла:

Фазы обработки инцидента (NIST)
  1. Подготовка (Preparation);
  2. Обнаружение (Detection);
  3. Сдерживание (Containment);
  4. Расследование (Investigation);
  5. Устранение (Eradication);
  6. Восстановление (Recovery);
  7. Пост-инцидент (Post-Incident) и работа над ошибками.

Каждый этап обработки инцидентов полностью автоматизирован и реализован с использованием современного объектно-ориентированного подхода.


Цепочка атаки и хронология событий
«
Для решения задачи автоматизации реагирования на киберинциденты мы выбрали решение Security Vision SOAR. Вендор предлагает широкие возможности по интеграции с различными использующимися у нас ИТ-решениями, максимально адаптивные сценарии реагирования, поддержку подхода low-code/no-code при настройке интеграций и действий по реагированию, использование методов машинного обучения и нейросетей для выявления аномалий в инфраструктуре, а также формирование разнообразной отчетности и различные опции по визуализации атак и взаимосвязей сущностей, затронутых инцидентом
Роман Морозов,
Руководитель по информационной безопасности, Capital Group
»


Система автоматически визуализирует маршрут распространения инцидента по инфраструктуре, с отображением времени компрометации узлов сети и используемых злоумышленником артефактов. А на основании данных о сегментах сети и таблицах маршрутизации сетевых устройства позволяет аналитику отобразить на карте сети, куда потенциально может распространиться инцидент, исходя из данных о скомпрометированных узлах и их характеристиках.


«
По большому счету, на базе Security Vision можно реализовать любой сценарий
Вячеслав Касимов,
Директор департамента ИБ Московский кредитный банк
»


Маршрут нарушителя
Граф достижимости


Граф связей является инструментами аналитики и реагирования, позволяя запускать процессы реагирования и управления средствами защиты компании. К нему прилагаются рекомендации аналитиков Security Vision и возможности коммуникации как в чате внутри компании, так и с подключением внешний ML-моделей.


Скоринговая ML-модель для анализа False Positive
Граф связей и рекомендации


Помимо расширяемой базы знаний и рекомендаций с экспертизой аналитиков в модуль включены тепловая карта техник и тактик MITRE ATT&CK и база данных угроз ФСТЭК. Теперь в инцидентах и правилах корреляции можно оперировать этими данными об угрозах и способах реализации, а для коробочных правил в NG SOAR уже настроены соответствующие им способы реализации.


Тепловая карта для БДУ ФСТЭК
Тепловая карта для MITRE


«
Мы перезапустили нашу IRP-платформу на базе Security Vision, что позволяет кратно ускорить реагирование на инциденты
Павел Гончаров,
Заместитель директора по развитию Solar JSOC
»



ML-модель для определения ложноположительных инцидентов, встроенная в решение, обучается на том, какие вердикты назначают инцидентам аналитики при закрытии инцидентов, а при поступлении нового инцидента выдает вердикт о том, насколько (в процентах) он похож по совокупности своих атрибутов на ранее закрытые с вердиктом False Positive. Помимо встроенных возможностей с применением ИИ поддерживаются интеграции с внешними: например, ChatGPT и YandexGPT показывают хорошие результаты в анализе индикаторов компрометации и формированию советов по дальнейшим действиям, поэтому соответствующие интеграции предусмотрены в решении.


«
Внедренное по результатам конкурсных процедур решение Security Vision SOAR не только является на 100% российской разработкой, но и обладает продвинутым функционалом на уровне лучших импортных аналогов: визуальными интерактивными инструментами для управления инцидентами и сущностями, подходом low-code или no-code при разработке интеграций и плейбуков, использованием методов машинного обучения и нейросетей для выявления аномалий в инфраструктуре
Станислав Логинов,
директор департамента информатизации Тюменской области
»



Продукт или комплект из модулей решает комплексную задачу управления инцидентами с фокусом на бизнес-объекты, базы знаний и технологии динамических плейбуков, объектно-ориентированного реагирования и применения ML. Решение построено на базе единой Платформы, позволяя пользователям адаптировать работу до тончайших деталей:

  • управлять логикой и политиками (матрицы и деревья решений);
  • настраивать внешний вид и доступы (ролевая модель, конструктор меню и мультиарендность);
  • автоматизировать максимум действий (конструктор рабочих процессов);
  • создавать собственные интеграции (конструктор коннекторов);
  • модифицировать существующие и разрабатывать новые представления данных в форме карточек и таблиц (конструктор объектов), статичных документов, например, выгружаемых по расписанию (конструктор отчетов), так и в виде интерактивных виджетов и дашбордов (конструктор аналитики).

Такой подход ускоряет адаптацию к любым изменениям, позволяет выстроить вокруг SOAR устойчивую экосистему с возможностью быстрой замены компонентов и закрыть каждый этап обработки инцидентов с минимальным участием человека.


История действий и возможность их отмены


«
Мы обратились к вендорам, разрабатывающим продукты класса SOAR. И в этом плане нам очень помогла компания Security Vision, которая занимается как раз разработкой этих продуктов. Мы взаимодействуем до сих пор и уже вышли за рамки обычного SOAR решения
Дмитрий Балдин,
Заместитель директора департамента ИТ и цифрового развития РусГидро
»