Разработчики: | Российская система качества (Роскачество), Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) |
Дата премьеры системы: | ноябрь 2022 г. |
Отрасли: | Интернет-сервисы |
Содержание |
2022
Росаккредитация и Роскачество приступили к оценке торговых онлайн-площадок по обновлённой методике
Росаккредитация и Роскачество совместно с Центром развития перспективных технологий завершили первый этап оценки 30 онлайн-площадок. Это маркетплейсы, сетевые ритейлеры, специализированные онлайн-магазины, которые подавали добровольную заявку на исследование в рамках Реестра доверенных онлайн-площадок. На втором этапе участники пройдут проверку «тайным покупателем». Об этом Росаккредитация сообщила 27 сентября 2023 года.
В 2023 году, по предварительным сведениям, только 6 площадок могут претендовать на вхождение в реестр в качестве кандидатов. Wildberries и «МегаМаркет» (ранее «СберМегаМаркет»), которые в 2022 году были кандидатами на включение, в 2023 году будут проходить оценку вместе со всеми подключившимися площадками.
Мы видим, что онлайн-площадки стремятся попасть в реестр. Для них он является не только конкурентным плюсом, но и эффективным инструментом проверки соответствия своей деятельности законодательству и завоевания доверия покупателей, – заявил заместитель руководителя Росаккредитации Александр Соловьёв. |
Реестр доверенных площадок был запущен в 2022 году и призван определить лидеров рынка, которые заботятся о потребителях и принимают меры для обеспечения безопасности покупок.
В 2023 году Росаккредитация и Роскачество обновили методику оценки торговых площадок. К прошлогодним показателям, таким как автоматическая проверка сертификатов и деклараций, работа с персональными данными, открытость и доступность информации, добавились требования по продвижению российской продукции, защите прав потребителей и оценке пользовательского пути тайными покупателями, помогающие проанализировать весь путь оформления заказа на площадке. Количество критериев оценки выросло в 2,5 раза.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
В рамках методики Росаккредитация оценивает безопасность товаров, представленных на площадках. В 2022 году оценка проходила по таким критериям: подключение к реестрам Службы, процент содержательных запросов от маркетплейсов, наличие ссылок на реестр в карточках товаров и их отображение в мобильной версии. Обновлённая методика содержит требование к наличию фильтра поиска товаров с документами о соответствии, продаже сертифицированных детских товаров, а также наличию информационного блока для потребителей и продавцов.
В 2023 году в оценке фокусируемся на группе социально значимых товаров – детские товары. Со своей стороны Росаккредитация ведёт серьёзную работу в этой категории, и мы будет особенно внимательно смотреть, чтобы в карточках на детскую одежду, игрушки были ссылки на сертификаты, – отметил Александр Соловьёв. |
Реестр доверенных онлайн-площадок помогает и покупателям, и продавцам. Потребителям он даёт возможность выбрать наиболее клиентоориентированные площадки, которые проверяют своих поставщиков, информируют о качестве продукции и интегрируют в карточки российский Знак качества, присвоенный высококачественной продукции по итогам исследований Роскачества, обеспечивают безопасность процесса покупок и обработки персональных данных. Бизнесу реестр позволяет определить, на каких онлайн-площадках компании могут работать наиболее безопасно, эффективно и удобно, – прокомментировал заместитель руководителя Роскачества Антон Куканов. |
Росаккредитация уже более 2 лет активно взаимодействует с российским ритейлом и маркетплейсами, подключёнными к сервису обмена данных с реестрами Службы, для решения технических вопросов и мониторинга обеспечения безопасности продаваемых товаров. Среди них: Ozon, Wildberries, Метро С&С, Яндекс.Маркет, МегаМаркет, Магнит, X5 Group, Мерлен, Летуаль, DNS, 1С-Софт, АГЗРТ и многие другие. Например, недавно Служба сообщила о новых результатах совместной с площадками работы по прекращению продажи небезопасных автомобильных детских удерживающих устройств.
Запуск реестра
Роскачество и Росаккредитация запустили реестр доверенных онлайн-площадок, о чем было объявлено 8 ноября 2022 года. В список среди прочих компаний вошли Ozon и DNS.
На первом этапе анализировались крупнейшие универсальные маркетплейсы и онлайн-магазины РФ — всего 17 площадок. Они оценивались по ряду критериев, в том числе: безопасность и качество товаров, информирование покупателей, технологичность площадок, безопасность персональных данных, открытость и доступность информации.
Еще три площадки к 8 ноября 2022 года являются кандидатами и близки к получению статуса доверенных площадок: «СберМегаМаркет», AliExpress и Wildberries. В разработке методологии исследования принимали участие Роскачество, Росаккредитация, Минпромторг, Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и крупнейшие маркетплейсы.
Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов со ссылкой на данные экспертов отметил, что к ноябрю 2022 года на маркетплейсы приходится около 40% всего денежного объема заказов в сети «интернет». На площадках размещаются более 70% субъектов малого и среднего предпринимательства.
«В связи с высокой популярностью маркетплейсов растет важность недавно начатого проекта Роскачества и Росаккредитации, направленного на совершенствование механизмов взаимодействия с потребителями со стороны ведущих игроков онлайн-ритейла. Я говорю о создании реестра доверенных онлайн-площадок, которые соответствуют опережающим требованиям и особенно заботятся о своих покупателях», — сказал он.
Исследования и обновления реестра доверенных онлайн-площадок станут ежегодной практикой в деятельности Росаккредитации и Роскачества. Вместе с повторными исследованиями планируется расширять категории анализируемых онлайн-магазинов, детализировать и дополнять методологию, охватывая большее количество аспектов, влияющих на доверие, увеличивать проходные баллы для новых и уже вошедших в реестр площадок, добавили в Роскачестве. [1]