Double Data
С 2015 года
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
125055, ул. Лесная, д.30
Топ-менеджеры:
Гинжук Максим
Double Data - компания-разработчик решений для финансовых организаций в сфере технологий Big Data. Основное направление деятельности Double Data - программные продукты для банков и финансовых организаций, повышающие эффективность основных этапов работы с физическими лицами – от привлечения клиентов, их оценки, до сбора просроченной задолженности.
Решения компании строятся на основе технологий анализа данных Big Data, передовых методах машинного обучения и Data Mining.
История
2021: Запрет на сбор открытых данных из «ВКонтакте»
Девятый арбитражный апелляционный суд пересмотрел выводы суда первой инстанции: он признал в действиях Double Data нарушение прав на использование базы данных ВКонтакте. Суд запретил Double Data извлекать и использовать данные пользователей, а также взыскал компенсацию в размере 1 рубля. Об этом ВКонтакте сообщил 6 июля 2021 года.
Double Data бесконтрольно собирала данные пользователей ВКонтакте, включая фамилии, имена, год рождения и другую открытую информацию. Эти данные использовались Double Data в коммерческих целях, в том числе для оценки кредитоспособности заёмщиков. Ни пользователи, ни сама соцсеть не давали на это разрешения.
Пресс-служба ВКонтакте:
Действия Double Data нарушают права пользователей ВКонтакте. Наша работа не останавливается — мы продолжим защищать данные нашей аудитории. Пользователи ВКонтакте доверяют своему окружению и знакомой площадке, поэтому мы считаем важным оправдать их доверие и предотвратить бесконтрольное и незаконное использование информации. |
Сначала суд первой инстанции отклонил иск «ВКонтакте» к «Дабл». Компания требовала обязать Double Data и НБКИ прекратить использовать открытые данные для продажи своих услуг. Затем апелляция встала на сторону «ВКонтакте», но кассация отменила предыдущие решения и отправила дело на новое рассмотрение.
В феврале 2021 года суд пересмотрел дело повторно и разрешил Double Data собирать данные. Представители Double Data в суде назвали решение суда «без преувеличения революционным», а юристы оценили это дело как знаковое для разрешения вопроса об использовании Big Data в России.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Double Data продает технологию анализа открытых данных пользователей соцсетей. При этом Mail.ru Group, которая владеет «Вконтакте», в 2016 году запустила конкурирующий бизнес в сфере Big Data. Одновременно сотрудник Mail.ru написал на Double Data заявление по статье 272 УК РФ. В Mail.ru Group тогда пояснили, что их сотрудник действовал «в частном порядке», так как «Double Data хранит у себя историю публичных действий людей, лишая их возможности самостоятельно управлять информацией о себе и доступом к ней». Аргумент о том, что компания собирает только открытые данные, в том числе по соцсетям, в Mail.ru Group не принимают:
Мы категорически не согласны с мнением Double Data о том, что кто угодно может хранить и обрабатывать любые доступные в сети личные данные. Double Data занимается не предпринимательством и не бизнесом, а неправомерным сбором и перепродажей данных людей, — заявляли в холдинге. |
Представляющий интересы Double Data юрист фирмы Bryan Cave Leighton Paisner Евгений Орешин заявил РБК, что в предыдущий раз рассмотрение дела проходило по той же схеме: суд первой инстанции встал на сторону Double Data, апелляция отменила это решение, а в кассации Суд по интеллектуальным правам направил дело на новое рассмотрение.[1]
2017
Арбитражный суд отказал в иске «ВКонтакте»
В начале октября 2017 года Арбитражный суд Москвы отклонил иск «ВКонтакте» к компании Double Data, которая обвинялась в сборе данных пользователей соцсети и продажи информации банкам.
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на управляющего партнера Центра интеллектуальной собственности «Сколково» Антона Пушкова, своим решением суд «поддержал курс на свободу обмена информацией». По его словам, монополизация данных пользователей «делает невозможным развитие многих высокотехнологичных стартапов».
Во «ВКонтакте» на это в свою очередь отреагировали словами: «Похоже, что суд не до конца разобрался в технической стороне вопроса». Об этом на своей странице в соцсети написал пресс-секретарь компании Евгений Красников. «ВКонтакте» в связи с этим, по его словам, постарается «еще раз разъяснить все детали этого кейса».
В своем иске соцсеть «ВКонтакте» говорила, что Double Data извлекает из базы данных сервиса большие массивы данных пользователей (имена, фамилии, сведения о месте работы и учебы, фото), хотя истец и участники соцсети не давали разрешения на извлечение таких материалов и их коммерческое использование.
Дело слушалось в первой инстанции. После ряда заседаний суд принял решение полностью отклонить все требования «ВКонтакте». Помимо Double Data, ответчиком в суде было Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
Это судебное дело стало катализатором развития Double Data. За восемь месяцев мы запустили новые решения для ритейлеров и FMCG-брендов, выполнили проекты в Индии, Вьетнаме, Западной Европе, Турции и ОАЭ», — сообщил генеральный директор Double Data Максим Гинжук, добавив, что «невозможно было придумать лучшую рекламу.[2] |
Альфа-Банк и Double Data стали стратегическими партнерами (инвестиции)
Альфа-Банк подписал в июне 2017 года рамочное соглашение о стратегическом партнерстве с резидентом Сколково – Double Data для масштабирования процесса цифровой трансформации и внедрения технологий обработки и анализа больших массивов данных.
Это соглашение позволит Альфа-Банку увеличить число реализуемых проектов по извлечению из массивов информации ценных знаний для разработки новых продуктов и подходов к обслуживанию клиентов, а стартапу выйти на новый уровень монетизации собственных разработок: в июне в рамках соглашения, подписанного в Сколково между Альфа-Банком и Double Data, компания получит около $0,5 миллионов.
Подробнее о проектах компаний смотрите здесь.
"ВКонтакте" подала в суд на Double Data и НБКИ
Социальная сеть «ВКонтакте» подала в Арбитражный суд Москвы иск к Double Data и Национальному бюро кредитных историй (НБКИ) с требованием обязать их прекратить использовать открытые данные пользователей для продажи своих услуг.
Текст иска оказался в распоряжении редакции газеты «Коммерсантъ». Соцсеть требует за нарушение исключительных прав взыскать с компаний символическую компенсацию - по одному рублю[3].
Согласно иску, НБКИ предлагает кредитным организациям услуги на основе технологий, разработанных Double Data, которые позволяют оценить кредитоспособность заемщиков по данным из «ВКонтакте». Компания, по утверждению истца, извлекает из базы данных социальной сети личные данные владельцев аккаунтов, при этом ни сама сеть, ни ее пользователи не давали разрешения на использование этой информации.
По мнению гендиректора Double Data Максима Гинжука, «ВКонтакте» предъявляет претензии лишь в качестве способа ведения конкурентной борьбы. В 2016 г. Mail.ru Group начала инвестировать в Big Data и продукты для оценки кредитных рисков для российских банков. В НБКИ, в свою очередь, от комментариев отказались.
В Фонде развития интернет-инициатив заявили, что это дело может создать юридический прецедент, который способен похоронить в стране множество перспективных Big Data-решений.
Между тем, в других странах подобные прецеденты уже возникали. К примеру, Facebook в ноябре 2016 года запретила британской страховой компании Admiral Insurance использовать алгоритм анализа личностных качеств владельцев автомобилей на основе их поведения, назвав его «слишком навязчивым» .
2015: Инвестиции в актив
4 марта 2015 года LETA Capital и Simile Venture Partners объявили об инвестициях в компанию-разработчика Double Data.
Общий объем инвестиций около 200 млн рублей. Фонд LETA Capital выступил в качестве лид-инвестора. Инвестиции будут направлены на расширение продуктовой линейки и географическую экспансию.
Александр Чачава, управляющий партнер LETA Capital, вошедший в результате сделки в совет директоров компании, отметил: «Big Data – одно из 4-х фокусных направлений фонда. Мы верим в развитие использования больших данных и хотели бы помогать будущим лидерам в этом направлении. За динамикой компании Double Data мы наблюдали практически с момента ее основания, задолго до привлечения инвестиций. Мы сразу оценили подход команды к разработке: все продукты создаются в тесном контакте с клиентами, а это гарантирует практическую ценность решений Double Data. К моменту привлечения инвестиций компания подошла с хорошей выручкой, серьезными клиентами и четким видением дальнейшей стратегии развития. Это определило наше решение».
Татьяна Ким, управляющий партнер Simile Venture Partners, заявила: «Нас всегда интересовали технологии, которые дают бизнесу дополнительные конкурентные преимущества и ускоряют его рост. Double Data предоставляет банкам возможность вывести на новый уровень процессы привлечения и оценки клиентов. Мы видим огромный потенциал для развития компании, как в России, так и на международном рынке».
«Big Data и Social Media – это глобальные технологические тренды. Они дают возможность посмотреть на классические проблемы рынка с новой точки зрения и предлагают инструменты для их решения. Мы поставили перед собой цель – создавать на их основе нужные нашим клиентам продукты и сервисы, которые дают быстрый и измеримый финансовый эффект. Особенно это актуально в текущей рыночной ситуации. Мне очень приятно, что наши партнеры присоединились к компании и поддержали данный подход. Уже совместно с LETA Capital и Simile Venture Partners мы продолжим инвестировать в создание новых решений для банков и выход на новые рынки – как отраслевые, так и географические», - поведал Максим Гинжук, основатель и генеральный директор Double Data.
2013-2014
В 2013 - 2014 годы компания реализовала более 100 проектов с банками (Банк Хоум Кредит, Альфа-Банк, Тинькофф Банк), бюро кредитных историй, МФО и агентства по взысканию задолженности.
Направления технологических разработок
- Double Social Marketing позволяет максимально гибко использовать социальные сети как канал привлечения клиентов. Технологии Double Data дают возможность оценить склонность человека к тому или иному предложению, а также уровень его кредитного риска еще до показа рекламы. Этот подход поможет включать в рекламные кампании только тех людей, которым заведомо интересно рекламное предложение и кого кредитная организация хочет видеть в ряду своих клиентов. Смотрите также НБКИ: Social Attributes и Social Link.
- Double Scoring - набор подготовленных атрибутов из открытых источников данных, включение которых в существующие скоринговые модели кредитных организаций позволяет увеличить их предсказательную силу на 10-15%. В основе данного решения лежит накопленный Double Data опыт по предсказательному моделированию и анализу социального графа.
- Double Verification – решение, дающее возможность за несколько секунд автоматически получить широкий набор данных о человеке из открытых источников для целей верификации личности, контактных и анкетных данных.
- Double Collection – набор решений от Double Data для повышения эффективности стратегий сбора просроченной задолженности.
Примечания
Заказчик | Продукт | Технология | Год | Проект |
---|---|---|---|---|
- Альфа-банк Россия | 2016.09 | |||
- Superjob (Суперджоб) | 2015.08 |