DaaS: как увеличить возможности ИТ на порядок,
не увеличивая бюджет
Идея снизить загрузку ИТ-отделов рутинными работами по развертыванию рабочих мест сотрудников, их переконфигурированию под изменяющиеся задачи и обеспечению стабильной работы во все времена была мечтой ИТ-руководителей. Появление аутсорсинговых моделей превращает мечту в реальность: DaaS (Desktop as a Service) – «рабочий стол» как услуга – теперь позволяет обновить ИТ-инфраструктуру быстро и безболезненно.
Содержание |
Формат ИТ-аутсорсинга востребован на рынке, а с усложнением ИТ-систем, повышением требований к производительности компьютерной техники и гибкости ее перенастройки на новые задачи эта потребность постоянно растет. Подавляющее большинство компаний разного размера из разных сфер деятельности готовы передать рутинные функции технической поддержки и развития ИТ-парка внешнему подрядчику, если будут предложены приемлемые условия, в первую очередь, финансовые.
Поставщики технологий стремятся ответить на этот формирующийся спрос своими продуктами и решениями, предлагая широкий спектр услуг: от организации виртуальных рабочих мест в облаке провайдера до специализированных решений продажи техники по модели оплаты жизненного цикла. Развитие рынка облачных услуг в РФ привело к тому, что и у бизнеса, причем, любого масштаба, и у госкомпаний складывается е понимание: что для решения той или иной задачи вовсе не обязательно приобретать технику, удовлетворяющую специфическим требованиям задачи. Удобный для потребителя принцип оплаты по факту получаемых сервисов постепенно укореняется в корпоративном сознании и обуславливает появление новых услуг. Яркий пример - DaaS (Desktop as a Service), что буквально подразумевает «Рабочий стол как услуга». В США и Европе подобные услуги различные провайдеры предоставляют свыше пяти лет. У нас этот сегмент рынка находится в фазе активного старта.
DaaS как сервис клиентских устройств Intel Inside
Расскажем как услуга DaaS функционирует на базе компьютеров с процессорами Intel Core. В компании OCS, которая уже предоставляет такую услугу для своих партнёров и их заказчиков, поясняют ее суть:
Эта услуга реализуется не из облака, как, например, виртуальный рабочий стол, а непосредственно на территории потребителя этой услуги. При этом она соответствует двум важным характеристикам облачных услуг. Первая – эластичность (объем услуг может быть увеличен или уменьшен в любой момент времени и без серьезных временных издержек). Вторая - оплата по факту использования (получатель услуги платит только за тот объем услуги, который он фактически потребляет). |
Иными словами, техника находится на территории заказчика, операционные системы управляются согласно политикам заказчика и специалистами заказчика. Провайдер обеспечивает физическое присутствие техники и физическую ее работоспособность. Для решения этих задач он может использовать специальную технологию Intel V Pro, которая позволяет рассматривать компьютер пользователя как некоторый абстрактный управляемый ресурс. Функционал управления, обеспечиваемый, в том числе, в удаленном режиме, включает инструменты для обнаружения, инвентаризации, диагностики, восстановления, модернизации и защиты вычислительных ресурсов, включенных в сеть. Причем, для этого достаточно, чтобы ПК был подключен к источнику питания и компьютерной сети.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Наличие функционала управляемого ресурса, в свою очередь, открывает новые перспективы как для гибкого управления собственным парком ПК на стороне владельцев ИТ-инфраструктуры, так и для реализации сервисов DaaS на стороне поставщиков аутсорсинговых услуг.
Финансовая модель сервиса DaaS
Главная ценность услуги Desktop as a Service для Intel-устройств – предсказуемые затраты на ИТ. Она предполагает, что клиент оплачивает только те сервисы, которыми он реально пользуется, в форме ежемесячных фиксированных платежей и на базе гибких тарифных планов. Предсказуемость затрат подразумевает также предельную минимизацию административных и финансовых издержек, связанных с закупкой техники.
Рутинные работы ИТ-отдела обычно включают определение технических спецификаций необходимой компьютерной техники, проверку совместимости отдельных компонентов и их работоспособности, проведение закупочных процедур, доставку техники на рабочие места пользователей и ввод в эксплуатацию. Для компании среднего размера, в которой работает несколько сотен ПК, эти задачи составляют существенную нагрузку на персонал. Если же для компании критичен фактор простоя оборудования, значит, ремонт или замена оборудования должна производиться в кратчайшие сроки. Для этого приходится либо держать собственный склад комплектующих, либо оплачивать услуги расширенной гарантии от производителя или внешнего подрядчика.
В формате DaaS все эти издержки может взять на себя провайдер услуги, который имеет все ресурсы – как материальные, так и трудовые – для предоставления таких услуг. Поэтому при выборе провайдера важно уточнить наличие у него реальных, а не гипотетических возможностей для работы в разных регионах есть ли у компании там не только офисы, но и склады. В масштабе такой большой страны, как Россия, факт существования доступного склада для замены оборудования и доставки нового играет серьезную роль, подчеркивают в компании OCS
Заказчик в этой модели заказывает и потребляет услуги, регулирует их объем и отслеживает качество предоставляемых услуг согласно параметрам договора об уровне услуг (SLA). Иными словами, вместе с прогнозируемостью затрат на ИТ и загрузку персонала ИТ-департамента заказчик услуги дополнительно разгружает и другие подразделения (закупки, финансы и т.п.) и получает возможность сосредоточиться на вопросах поддержки бизнеса, а не тратить дорогостоящий ресурс на рутинные задачи обеспечения офисной техникой своих сотрудников. Для средних и крупных компаний это дает существенную и комплексную оптимизацию, в дополнение к четкому представлению о структуре затрат на ИТ на ближайшие несколько лет.
Гибкая адаптация к изменению численности ИТ-парка
Во многих случаях реализацию удачной бизнес-идеи сдерживает необходимость приобретения новой компьютерной техники для оснащения рабочих мест новых сотрудников. Услуга DaaS решает эту проблему: компания может задумать любой объем расширения штата – нужная техника будет доставлена и установлена на рабочих местах оперативно.
По сути, гибкая финансовая модель, положенная в основу услуги DaaS, ориентирована на любые компании, которые стремятся минимизировать CAPEX-затраты. Например, начинающие компании, которым просто не по карману закупка дорогостоящей высокопроизводительной техники. Услуга снимает также головную боль любого проектного офиса: как получить качественную офисную технику на ограниченное время, например, на полгода с измеримыми показателями качества? Традиционно компании изыскивают средства на приобретение техники, а по окончании проекта ломают голову, что с ней делать дальше. Услуга DaaS может отлично отработать такие ситуации: достаточно заказать и получить у провайдера нужную технику, оплатить время пользования, а после завершения контракта вернуть оборудование провайдеру.
По сути, DaaS дает любой организации снижение единовременных затрат, поскольку не приходится вкладывать существенные средства, зачастую кредитные, в разовую закупку компьютерной техники. Кроме того, компании получают защиту от финансовых рисков. Если в случае сокращения бизнеса приобретенную технику можно будет только реализовать на вторичном рынке буквально «за копейки», то с DaaS, если надобность в услуге сократилась или совсем исчезла, можно просто скорректировать договор с провайдером услуги.
Готовое рабочее место с нужными характеристиками
Современный бизнес весьма требователен к уровню поддержки бизнес-процессов со стороны ИТ. Обычная ситуация: сотрудникам для новых задач нужны более мощные компьютеры, а текущий бюджет таких расходов не предусматривает. Услуга DaaS дает возможность компании гибко настраивать ИТ-ресурсы на поддержку новых требований бизнес-задач. Фактически по модели DaaS можно заказать и быстро получить рабочий ПК любого уровня: от самой простой конфигурации до мощной технической единицы, работающей с большими данными. Объем жесткого диска больше не будет помехой скорости рабочих процессов.
При этом провайдер DaaS может помочь клиенту подобрать нужные конфигурации ПК, исходя из специфики рабочих задач сотрудников, ведь многие из них, с точки зрения ИТ, поддаются стандартизации. Например, клиент может заказать готовые рабочие места, учитывающие специфику таких видов деятельности сотрудников, как, например, оператор call-центра, бухгалтер, веб-дизайнер, работающий удаленно на ноутбуке, или художник-дизайнер, работающий на мощной стационарной рабочей станции.
Вне зависимости от сложности работ, с точки зрения ИТ, все требуемые рабочие места легко и оперативно доставляются и разворачиваются на территории клиента, легко масштабируются, а все затраты легко и точно прогнозируются благодаря модели подписки.
Поддержка жизненного цикла технических средств
Преимущества DaaS-подхода для обеспечения надежности меняющихся бизнес-процессов очевидны: развертывание профессионально протестированных конфигураций, включая конфигурации высокой доступности или катастрофоустойчивые, повышает надежность ИТ-поддержки бизнеса.
Конкретный пользователь в компании видит это свойство услуги как бесперебойную работоспособность необходимых программ. Проще говоря, обычно, если у сотрудника, скажем, сломался монитор, а у ИТ-отдела нет замены на складе (так чаще всего и бывает), ему приходится ждать, пока купят новый. В услугах DaaS тарифный план может предусматривать гарантированную замену сбойных компонентов в фиксированный
срок, может быть предусмотрена замена либо ремонт оборудования на площадке клиента, также в фиксированные сроки – все определяется параметрами SLA, за которые несет ответственность провайдер услуги.
Иными словами, DaaS в виде клиентского оборудования на базе процессоров Intel Core – это возможность посмотреть на свою корпоративную ИТ-инфраструктуру свежим взглядом: выбрать самые современные и мощные компьютеры, соответствующие сегодняшним задачам, и подобрать тарифный план, наиболее подходящий текущему состоянию бизнеса. Даже в условиях отсутствия бюджета на капитальные ИТ-затраты, можно обновить ИТ-инфраструктуру любого офиса в рамках операционных расходов.