Содержание |
Контроль качества
Одна из основных проблем производства профильных труб связана с контролем качества профиля. Как рассказал TAdviser директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов, традиционный метод контроля качества предполагал выборочное изъятие элемента профиля, его изменение и уже по результатам этих измерений принятие решения о качестве профиля.
![]() | И качество анализа, и его скорость оставляли желать лучшего. Сегодня появились ИТ-решения, способные проводить онлайн анализ качества профиля непосредственно в процессе производства, - добавил Худалов. | ![]() |
Преимущества такого подхода очевидны: моментальный анализ качества профиля, раннее обнаружение возможных дефектов при формировании профиля, своевременное устранение причин его появления, постоянный контроль качества профиля и уведомление оператора о возникших отклонениях, перечисляет аналитик.
Кроме того, полагает Худалов, постоянный контроль позволяет детально документировать информацию о процессе производства и оценивать эффективность предлагаемых инновационных решений: параметры профиля сразу поступают в виде готового файла для обработки инженерными программами заказчика (CAD и прочие)Сколково и TAdviser определили лидеров российского рынка систем управления транспортной логистикой
Применение технологий анализа Big Data на трубных предприятиях позволяет анализировать модели поведения металлов в процессе сварки и контролировать поведение сварного шва, рассказал Худалов в разговоре с TAdviser.
![]() | Это позволяет снижать издержки на браке при производстве сварных труб и очистке окалины, - пояснил он. | ![]() |
Переход к инновационной модели открывает много возможностей для снижения себестоимости продукции, повышения ее качества, а также для эффективной организации процессов производства, согласен с аналитиком представитель Объединенной металлургической компании (ОМК). Он также добавил, что информационные технологии - это инструментарий в руках службы ремонта, службы управления качеством, и за ним стоит просчет экономической эффективности.
Управление производством
ОМК в среднем реализует около 50 ИТ-проектов и инициатив ежегодно, рассказал TAdviser представитель компании. Самый большой и важный проект — создание единой системы оперативного управления производством (MES-системы).
![]() | Мы начали работать над ним в январе прошлого года, и скоро запустим систему в эксплуатацию в одном из цехов. Первый старт намечен на апрель 2018 г. Весь проект займет четыре года. Единая платформа позволит нам производить продукцию, ориентируясь на индивидуальные потребности клиента, и отслеживать всю цепочку — от запроса до отгрузки. Это один из шагов к так называемому Real-Time Enterprise, - рассказал представитель металлурга. | ![]() |
Роман Зарецкий, руководитель департамента по информационным технологиям Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), рассказал TAdviser, что длительное время компания совершенствовала и автоматизировала бизнес-процессы исключительно своими силами. Однако в 2017 г. трубная компания разработала новую ИТ-стратегию. Ее задача - комплексный реинжиниринг бизнес-процессов компании на всех уровнях управления и их последующая автоматизация на базе промышленных решений, сообщил Зарецкий.
По устоявшейся в отрасли практике в части построений системы управления ресурсами предприятия компания ориентируется на решения компании SAР, добавил он.
Производственная линия Загорского трубного завода (ЗТЗ) введена в эксплуатацию в ноябре 2015 г., поэтому уже в «коробочной» версии предприятия было заложено много технических решений, направленных на повышение эффективности, сообщил TAdviser Святослав Гвоздев, и.о. директора по информационным технологиям завода. На предприятии действует программа «Умный завод». Это комплекс ИТ-решений, основной задачей которого является минимизация стоимости конечного продукта.
![]() | Если операцию с высоким уровнем качества может сделать машина, а не человек – это уже интересно. Это позволяет перераспределять человеческие ресурсы, не тратя лишние деньги на фонд оплаты труда. И, как следствие, не закладывать их в стоимость трубы, - пояснил Гвоздев. | ![]() |
Контроль ремонтов
В области технического обслуживания и ремонта оборудования ОМК использует технологии интернета вещей, сообщил представитель компании. Ремонтный персонал снабжен мобильными устройствами, на самом оборудовании установлены NFC-метки.
![]() | Это решение автоматизирует процесс расстановки персонала по ремонтным площадкам и выдачу сменных заданий. Рабочие планы для сотрудников тут же передаются на мобильные устройства. После выполнения работ, ремонтники сканируют метки, установленные на проверяемом оборудовании, и прикладывают фотографии результатов обхода или ремонта, - рассказал TAdviser собеседник в компании. | ![]() |
Система синхронизирована с ERP, что позволяет отслеживать и анализировать работы в режиме реального времени. Решение уже работает в двух производственных цехах, в 2018 г. компания планирует его интеграцию на всех производственных площадках.
Контроль сотрудников
На ЗТЗ идет финальная стадия интеграции системы радиосвязи в действующую телефонную сеть компании, рассказал Святослав Гвоздев. Система предназначена для оперативного управления персоналом на участках, не обеспеченных связью, пояснил он.
![]() | Так же на заводе внедрена возможность мониторинга местоположения сотрудников методом триангуляции по базовым станциям с возможностью записи контрольных точек прохождения, записи переговоров сотрудников пользующихся корпоративной мобильной связью, - рассказал Гвоздев. | ![]() |
В 2017 г. на ЗТЗ была внедрена единая централизованная система видеонаблюдения: было установлено более 100 камер с возможностью хранения архива до 60 суток. По словам Гвоздева, это позволило протестировать систему видеоаналитики.
![]() | Она предполагает распознавание лиц, контроль пересечения линий, детектор саботажа, детектор огня и дыма, детектор оставленных предметов, быстрый поиск в архиве «Active Seаrch», возможность сквозного отслеживания передвижения персонала. Данные работы взяты на перспективу, - пояснил он. | ![]() |
Технологии искусственного интеллекта
Технологии искусственного интеллекта помогли ОМК в развитии ServiceDesk, куда поступают все обращения сотрудников в техподдержку. Совместно с небольшим стартапом компания разработала AI-система (Artificial Intelligence, искусственный интеллект) — «Гога».
![]() | Компания получает 50 000 запросов ежемесячно. Они приходят по различным каналам — телефон, интернет, корпоративный портал. Скорость выполнения обращений во многом зависит еще и от того, насколько правильно и быстро они маршрутизируются, то есть отправляются к профильным специалистам. После нескольких месяцев работы стало понятно, что система искусственного интеллекта справляется с такой работой лучше, чем человек, - рассказал представитель ОМК. | ![]() |
«Гога» анализирует текст письма и принимает решение на основе ранее выполненных обращений. Кроме того, система способна самообучаться, а значит, чем больше в его базе обработанных обращений, тем «умнее» она становится.
За четыре месяца работы 92% обращений «Гога» классифицировал безошибочно, добавил представитель компании.
Эффективное администрирование
В 2017 г. ЧТПЗ запустил пилотную серию программы проектов по управлению персоналом, расчету заработной платы, подготовке консолидированной отчетности по МСФО и подготовке управленческой отчетности.
![]() | О результатах внедрения говорить пока рано – переход в промышленную эксплуатацию по пилотной серии запланирован на второй квартал 2018 г. Между тем, компании уже удалось отработать структуру проекта, состав и форматы проектной документации, организацию управления и многие прочие методологические и организационные моменты, которые не будут тормозить реализацию последующих этапов внедрения программы, - рассказал TAdviser Роман Зарецкий. | ![]() |
Планы на 2018 год
ОМК в лабораторном режиме начала исследовать и использование дронов. Компания планирует применять технологии дронной съемки для мониторинга тепловых утечек, контроля состояния и фиксации нарушений эксплуатации крыш зданий и прилегающих объектов на территории предприятия, сообщил представитель металлурга TAdviser.
Технология позволит обнаруживать потери в онлайн-режиме, предупреждать возможные разрушения, прогнозировать процесс старения покрытий с учетом метеорологических условий, пояснил он.
![]() | Еще один проект основан на применении машинного зрения и нейросетей. Он нацелен на определение сортности и засора лома для производства стали. За счет установки камер и обучения системы с помощью большого массива существующих данных, компания планирует автоматически, без участия человека, определять виды лома и процент засора, - рассказал собеседник в ОМК. | ![]() |
В 2018 г. компания начнет строить Data Lake. Опыт в области использования больших данных показал, что просто автоматизированного сбора данных недостаточно, и необходимо создать платформу для быстрого доступа к ним, обеспечить надлежащий сбор и хранение данных для исследований, добавил представитель компании.
В 2018 г. ЧТПЗ планирует запустить следующие серии программы: финансовый учет, создание системы оперативного управления производством (компания изучает возможности мировых лидеров по построению таких систем и делаем выбор). Важной составляющей ИТ-стратегии компании является развитие систем АСУ ТП, добавил Зарецкий.
![]() | ЧТПЗ заключил стратегическое соглашение с компанией Siemens для реализации этого проекта, - сообщил он. | ![]() |
На 2019 г. у металлурга запланировано начало работ по созданию систем планирования и моделирования деятельности.
![]() | У компании интенсивная программа проектов и времени на «раскачку» нет. Выполнение такой масштабной перестройки процессов требует слаженной и напряженной работы департамента по информационным технологиям и всех бизнес-подразделений, - подчеркнул Зарецкий. | ![]() |
В конце февраля 2018 г. ЗТЗ планирует внедрить систему фиксации номеров вагонов и контроля грузов с возможностью интеграции с SAP/MES, рассказал Святослав Гвоздев. «Тендер уже проведен и договор уже заключен», - добавил он.