Цифровая логистика
Согласно данным исследования Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), спрос отрасли транспорта и логистики на передовые цифровые технологии в 2020 г. составил 89,4 млрд. руб., а к 2030 г. может вырасти до 626,6 млрд. руб., то есть в 7 раз. Эксперты НИУ ВШЭ отмечают, что такой рост спроса является следствием, в том числе, происходящих в транспортной отрасли радикальных изменений – появления мультимодального, подключенного, высокоавтоматизированного и беспилотного транспорта.
Содержание |
Благодаря цифровой трансформации производительность труда в отрасли к 2030 г. увеличится на 20%, говорится в исследовании CNews «ИТ в транспортной отрасли 2021». Однако есть еще более радикальные результаты происходящих изменений.
Коренным отличием цифровой трансформации от автоматизации и информатизации является создание новых возможностей и построение новых процессов деятельности, а не просто повышение эффективности существующих процессов,- говорит Геннадий Зубаков, директор Международного логистического клуба. |
Мировые тренды в развитии логистики и факторы, их определяющие
Развитие логистических бизнес-моделей
Выражением этих изменений является, в частности, растущая популярность бизнес-модели «Мобильность как услуга» (Mobility-as-a-Service, MaaS), что предполагает предоставление комплексной услуги, которая сочетает подключение к сервисам транспортной системы напрямую, возможность раннего планирования и прогнозирования условий поездки и пересадок в режиме реального времени. Для практической реализации MaaS предлагается две основных модели организации логистических процессов: • Пулинг — такая организация логистических процессов, при которой участники отрасли с помощью онлайн-платформ получают доступ к агрегированной в одном месте информации, необходимой для более эффективного совместного использования логистических мощностей и ресурсов. Эксперты говорят о юридических тонкостях, которые могут стать «подводными камнями» для успешного функционирования пулинговой модели. Например, если один из 10 грузов во время перевозки поврежден, то что делать водителю или экспедитору? Если он подпишет доставку всего груза целиком, то примет на себя юридическую ответственность за повреждение, а если не подпишет, то сорвет сроки доставки для всех остальных клиентов. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft Подпись водителя – это признание юридической ответственности, и одна необдуманная подпись водителя для компании-экспедитора может из экономии превратиться в серьезный убыток, если поврежденный груз – дорогостоящий: механизм пуллинга помог сэкономить на перевозке несколько десятков тысяч рублей, а подпись водителя принесла недостачу в миллион.
Требования к современной цепи поставок
• 5PL (Fifth Party Logistics Model) — такой подход к предоставлению логистических услуг, при котором провайдеры формируют экосистему по предоставлению полного пакета транспортно-логистических услуг на основе платформенных решений, не обладая при этом физическими мощностями. Это очень перспективная модель, говорят эксперты, но ее реализация очень непроста, ведь технологии здесь играют вспомогательную роль, а главную – грамотное построение бизнес-процесса.
В аналитическом отчете «Транс-евроазиатская логистическая платформа: практика, продукты, рынки», который комитет по логистике ТПП РФ выпустил в 2016 г., отмечается:
В логистических взаимодействиях наблюдается сдвиг от принципа коммерческой выгоды для отдельного участника к сетевому взаимодействию, партнерствам в различных формах для получения кумулятивного эффекта, достижения целей прироста ценности для конечных потребителей. |
При этом интернет-торговля со своими конкурентными преимуществами в виде надежности, безопасности и скоростью реализации заказа также меняют логистический рынок: фактически интегрированные продукты логистики - доставка в определенное время и от двери до двери - предлагаются сервисами экспресс-доставкой, что означает интеграцию интермодальных услуг. Это дает основания экспертам ТПП РФ ожидать в перспективе слияния рынков экспресс доставки и рынка грузовых авиаперевозок.
Направления слияния рынков экспресс доставки и рынка грузовых авиаперевозок
Еще одна тенденция, способная существенно повлиять на реализацию цифровых логистических процессов – появление крупномасштабных централизованных платформ уровня «Автодата». Создаваемая в России под эгидой НП «ГЛОНАСС» федеральная Платформа «Автодата» призвана консолидировать данные автотранспортной и дорожно-транспортной сферы, связанные с транспортными средствами.
Современный автомобиль генерирует множество цифровых - около 6 тысяч типов параметров, что составляет более 4 ТБ данных в день: навигация, скорость, параметры работы бортовых систем и т.д. Эта информация поступает в сервисные и телематические платформы автопроизводителей и сервис-провайдеров телематических услуг. Часть информации о транспортном средстве хранится в государственных информационных системах: характеристики автомобиля, история собственников, информация о нарушениях и штрафах, количестве ДТП и т.д. При этом данные, которые генерирует автомобиль, и информация о транспортном средстве хранятся отдельно друг от друга в различных информационных системах. Идея ГИС «Автодата» - собрать все эти данные вместе и разрешить пользоваться ими участникам транспортных процессов.
В июле прошлого года была разработана первая версия ГОСТ «Платформа Автодата. Состав данных», где приводится перечень информации, собираемой с транспортных средств. Как рассказал в интервью CNews Илья Аксельрод, замгендиректора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС», в июле 2019 г., это, во-первых, обеспечит прозрачность того, что и в каких случаях автомобиль передает или получает с сервера автопроизводителя, как используется эта информация, и какие возможности позволяют автопроизводителю удаленно вмешаться в работу автомобиля. Во-вторых, обеспечить передачу этой информации только через доверенную сеть, чтобы исключить возможность злонамеренного вмешательства или использования данной чувствительной информации.
В октябре 2021 г. в нескольких регионах станы развернуты интеллектуальные интеграционные платформы в рамках проекта «Автодата» и отработан механизм обмена данными между центральной платформой «Автодата» и платформами умной дороги умного автомобиля.
Первым шагом на пути реализации этих изменений является переход на безбумажный документооборот.
Безбумажный документооборот в логистике
Транспортные (перевозочные) документы, форматы и требования к ним существенно различаются в силу разного регулирования, тарифной политики и иных аспектов развития отдельных видов транспорта. Их синхронизация и перевод в электронный вид позволят многократно ускорить процессы обработки, регистрации, контроля и прослеживаемости грузов, |
— говорится в докладе НИУ ВШЭ «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты», который был сделан в апреле 2021 г. на XXII международной конференции по проблемам развития экономики и общества.
Каждый год более 50 тыс. автомобильных грузоперевозчиков оформляют около 3 миллиардов перевозочных документов. Затраты на ведение бумажного документооборота составляют более 2% в год от общих расходов на логистику,- рассказал в интервью газете «Транспорт России» отвечает заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов. |
Он пояснил, что автомобильный транспорт обслуживает «последнюю милю» и является неизменной составляющей всех мультимодальных перевозок, поэтому, в первую очередь, отработка решения электронного обмена документами будет производиться в этом секторе.
Положительный эффект от цифровизации сервисов транспортной отрасли очевиден – перевозчики получат больше возможностей для развития бизнеса. Рынок станет более доступным, снизятся затраты за счет уменьшения издержек на оформление документов, значительно сократится время на их получение и переоформление,- говорил ген директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных на совещании по вопросам развития автомобильной промышленности 24 апреля 2020 г. под председательством Президента РФ Владимира Путина.- Упорядочение перевозочного процесса через цифру на государственном уровне несомненно позволит повысить прозрачность перевозочного процесса и, как следствие, даст увеличение налогов для государства, а для добросовестных перевозчиков – развитие компаний. |
Создание цифровой платформы для обеспечения взаимодействия государства - Минтранса, государственных контрольных и надзорных органов: Ространснадзора, ФНС, ГИБДД,- и участников перевозки поручено ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
В первую очередь будет организован обмен данными электронных транспортных накладных и путевых листов на основе реестровой модели для автомобильных грузоперевозок, рассказывает Виктор Парахин, заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», и поясняет:
Цифровой государственный сервис должен обеспечивать высокую доступность данных первичных перевозочных документов всем заинтересованным ФОИВ и структурам, обеспечивающим контрольно-надзорную и разрешительную деятельность. Он станет основой для перехода государства и бизнеса на новый уровень взаимодействия - предиктивного оказания госуслуг в транспортной отрасли, таких как: выдача специальных разрешений на перевозку, проверку на легитимность и др. |
Это позволит, по мнению Виктора Парахина, создать целый пласт новых цифровых сервисов, как государственных, так и коммерческих, использующих первичные перевозочные данные, для участников рынка.
В их числе - суперсервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Он включает, в частности:
- безбумажное оформление транспортных накладных и путевых листов, специальных разрешений на движение тяжеловесного, крупногабаритного транспортного средства и перевозку опасных грузов;
- резервирование времени пересечения государственной границы на многосторонних автомобильных пунктах пропуска Российской Федерации;
- реестры данных о перевозчиках, водителях, транспортных средствах, имеющихся лицензиях, требованиях, разрешениях по оформлению перевозки.
В 2020 - 2021 гг. Минтранс РФ осуществил эксперимент по внедрению электронных первичных перевозочных документов. Нововведение должно существенно ускорить документооборот в логистических цепочках, подчеркивают эксперты, так как до недавних пор даже при получении электронного заказа экспедитор или перевозчик был обязан подписать бумажные закрывающие документы с отметкой о получении груза, отправить их клиенту курьерской почтой и только после этого получить оплату заказа.
С января 2022 г. грузоотправителям, перевозчикам, грузополучателям, операторам электронного документооборота и контрольно-надзорным органам в сегменте автомобильного транспорта предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде на добровольной основе. Они смогут перейти на электронный документооборот в сфере грузоперевозок, подключившись к системе обмена электронными перевозочными документами (ГИС ЭПД).
ГИС ЭПД – это единая федеральная информационная система, обеспечивающая формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных перевозочных документов, а также оперативное предоставление этих документов контролирующим органам. Через ГИС ЭПД можно будет формировать электронные транспортные накладные, электронный заказ-наряд, электронную сопроводительную ведомость. Оператором ГИС ЭПД назначен Минтранс, а участниками информационного взаимодействия в рамках ГИС ЭПД могут стать грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи, фрахтовщики. Получается, рассказывают в компании «Такском», что электронный документооборот перевозочными документами основан на двух уровнях информационных систем: коммерческих, через которые взаимодействуют участники сделки, и государственной, где аккумулируются все сведения о грузоперевозках, оформленные в электронном виде.
С учетом накопленной практики добровольного применения электронных перевозочных документов Минтранс подготовит предложения по их обязательному применению с начала 2023 года. Таким образом, у участников перевозочного процесса будет возможность поэтапного перехода к цифровому документообороту. Подчеркивается, что подготовительная работа будет проводиться совместно с задействованными ведомствами, бизнес-сообществом и ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика».
С 1 января 2022 г. также вступило в силу разрешение по составлению электронных путевых листов. Переход на эту систему является добровольным. Сопровождающие документы (товарные накладные, ведомости, заказы-наряды и т.д.) можно оформлять в том виде, какой удобен сторонам перевозки - как в бумажном виде, так и в электронном формате. Ожидается, что в электронный вид будет переведено более 2 млрд. путевых листов.
По оценке министра транспорта Виталия Савельева, перевод в электронный формат транспортных накладных и путевых листов обеспечит цифровизацию 90% всех перевозочных документов на автомобильном транспорте.
Это позволит, в свою очередь, увеличить коммерческую скорость движения товаров к 2024 г. практически вдвое,- полагает Виталий Савельев.- Если сейчас у нас груз движется примерно 300 километров в сутки, то после перевода документов в электронную форму, к 2024 г. груз будет двигаться как минимум 600 километров в сутки, что очень важно. Все эти меры позволят охватить более 7 миллионов активных участников перевозочного процесса – это перевозчики, водители, грузоотправители, грузополучатели, экспедиторы, что выведет из «серой зоны» недобросовестных участников рынка и увеличит налоговые поступления в бюджет. |
Проводимая Министерством транспорта работа является первым шагом к развитию «бесшовных» мультимодальных перевозок как внутри страны, так и по международным транспортным коридорам ЕАЭС, а также внедрению технологий самореализуемых контрактов для обеспечения взаиморасчетов между всеми участниками транспортного рынка.
Внедрение цифровых процессов в сферу транзитных перевозок позволит сформировать роль РФ как надежного связующего звена Европа — Азия, реализовать транспортный потенциал России и повысить привлекательность транспортных коридоров, идущих через территорию Российской Федерации.
Основные направления международных транспортных коридоров (МТК)
Развитие региональных стратегических союзов создает повышенный спрос на развитие сопряженной транспортно-логистической инфраструктуры, поддерживающей экономические коридоры, связывающей индустриальные кластеры, города-центры, особые экономические зоны,- отмечается в докладе ТПП РФ.- Регионализация фокусирует внимание не только на максимизации эффективности цепей поставок, но и на повышении их устойчивости, надежности, защищенности, продумывании резервных систем региональных цепей поставок. |
Интегрированная логистика
Современные логистические системы являются интергрированными. Причем, интеграция в логистике проявляется в двух аспектах: интеграция логистических систем и интеграция информационных логистических процессов.
Интеграция информационных систем подразумевает объединение в единое информационное поле различных информационных систем предприятия или нескольких предприятий с помощью решений ИТ-интеграции. Пример такой интеграции - слияние в единое информационное пространство WMS (Системы управления складом) и ERP-системы «1С», когда оплаченные заявки клиентов автоматически попадают на комплектацию и отгрузку на складе. Другой пример - при складском аутсорсинге учетная система клиента интегрируется с WMS-системой логистического оператора. В целом, речь идет об интеграции учетных ERP-систем, складских WMS-систем и CRM-систем, которые автоматизируют взаимодействие с клиентами.
Структура цифровой платформы транспортно-логистической сферы
Интегрированная логистика — это логистика, встроенная в процессы предприятия, объединяющая все логистические функции в единое инфраструктурное, организационное и информационное поле,- говорит Зинаида Хмельницкая, профессор кафедры логистики Уральского государственного экономического университета.- Любой ручной ввод данных является слишком трудоемким, а самое главное подвержен ошибкам, стоимость которых очень велика. |
В связи с чем, полагает эксперт, в современной логистике интеграция должна обеспечивать полную автоматизацию передачи данных в связи с огромным потоком данных, сопровождающих материальный поток.
Интеграция логистических процессов — это одновременно самая сложная задача и самая большая возможность предприятия получить конкурентные преимущества,- отмечает Зинаида Хмельницкая. |
Алексей Марусин и Тимур Аблязов в своей работе «Особенности цифровой трансформации транспортно-логистической сферы» выделяют два подхода к формированию цифровой платформы транспортно-логистической сферы: на основе территориального принципа интеграции и информационного принципа интеграции. Региональные платформы, созданные по территориальному принципу, являются элементом транспортной инфраструктуры, в рамках которого осуществляется централизованный контроль деятельности транспортно-логистических организаций. Данные цифровые платформы включают равноправных партнеров и основным эффектом от их создания является рост ценности предоставляемых услуг за счет взаимодействия различных субъектов транспортно-логистической сферы на качественно новом уровне.
Примером платформы, созданной по территориальному принципу, выступает European Logistics Platform, в рамках которой ведут свою деятельность такие организации как DHL, P&G, Volvo, Michelin, European Rail Freight Association и многие другие.
Формирование цифровой платформы транспортно-логистической сферы по принципу информационного объединения позволяет создать интегратор, в рамках которого осуществляется межорганизационное взаимодействие для одновременного решения двух задач – улучшения сервиса и уменьшения транзакционных издержек.
Примером подобной цифровой платформы служит национальная логистическая платформа Китая LOGINK, которая к настоящему моменту признана одной из наиболее совершенных платформ, созданных в рамках формирования цифровой экономики. LOGINK координирует транспортно-логистические сферы Китая, Японии и Кореи, что объединило множество информационных потоков, а также способствовало развитию малого и среднего предпринимательства в логистике.
В условиях формирования цифровой экономики появляется понятие транслогистической платформы, представляющей собой единое экономическое пространство, объединенное общим процессом создания добавленной стоимости, функционирующей на основе единых стандартов управления и охватывающей множество участников интегрированной цепи поставок в глобальном экономическом пространстве
Эволюция процессов интеграции транспортно-логистической сферы
Единая цифровая транспортно-логистическая среда (ЕЦТЛС)
В рамках программы «Цифровая экономика» Минтранс России планирует создать к 2024 г. единую цифровую платформу транспортного комплекса (ЕЦПТК), основой которой должны стать уже имеющиеся система «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС» и инфраструктура РЖД. На ее базе, в частности, будут реализовываться логистические сервисы, которые образуют единую цифровую транспортную логистическую среду (ЕЦТЛС).
Трансформация грузовых перевозок в стратегии цифровой трансформации транспортного комплекса России
В паспорте федерального проекта «Транспортно-логистические центры» поясняется: «Единая цифровая транспортно-логистическая среда (Единая ЦТЛС) – это организованная совокупность цифровых платформ, цифровых систем и инфраструктуры их взаимодействия между собою и с объектами и участниками транспортного комплекса с максимально возможной (при имеющемся уровне транспортно-логистической инфраструктуры и технологий) эффективностью». Иными словами, ЕЦТЛС – это ЦТЛС с комплексным свойством единства - унификацией, стандартизацией и всеохватностью информационного обеспечения транспортно-логистических процессов.
На настоящий момент сформирована единая цифровая транспортно-логистическая среда в части обеспечения функционирования опорной сети ТЛЦ (транспортно-логистических центров), обеспечено информационно-аналитическое сопровождение реализации транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г.
К 2024 г. к цифровым сервисам ЕЦТЛС планируется подключить ключевые транспортно-логистические компании, которые обеспечат прирост объема грузоперевозок через ТЛЦ до 47 млн. тонн в год. К этому времени в единой среде будет работать ряд логистических сервисов, включая:
- Сервисы стандартизации процессов цифрового взаимодействия: между системами и сервисами участников перевозочного процесса, между участниками перевозочного процесса с государственными органами, между государственными органами федерального и регионального уровней, а также местного самоуправления, между государственными системами и сервисами, с цифровыми платформами и системами зарубежных стран и экономических союзов стран, в том числе ЕАЭС и LOGINK (КНР).
- Сервисы стандартизации и ведения репозиториев стандартов описания данных, общей модели представления и обмена транспортно-логистическими данными и общих моделей транспортных процессов.
- Агрегация отраслевых и логистических данных пользователе, систем о транспортно-логистических процессах, интер- и мультимодальных перевозках.
- Предоставление доступа к наборам данных, агрегированных из верифицированных, строго формализованных и актуальных источников.
- Сервисы оперативного электронного обмена данными между коммерческими и государственными информационными системами и платформами в защищенной от несанкционированного вмешательства среде, в том числе, обмен данными по прослеживаемости и мониторингу всех этапов перевозок с использованием технологий и средств электронной идентификации.
- Моделирование транспортных процессов при перевозке грузов и прогнозирование параметров процессов перевозки и переработки грузов.
Создана система координации транспортных потоков и реализованы сервисы предоставления исходных данных для планирования вариантов интер- и мультимодальных перевозок, включая данные по расписанию работы разных видов транспорта по заданному маршруту, по загруженности магистралей, по времени работы и загруженности терминалов, парковочных и других зон. Также созданы сервисы мониторинга (трекинг, прослеживаемость) транспортных средств и грузов мультимодальной перевозки, сбор данных по фактическому выполнению запланированной перевозки, по изменениям/отклонениям от плановых параметров в режиме реального времени.
ЕЦТЛС — это организованная совокупность цифровых платформ, систем и инфраструктуры, унифицированная, стандартизированная среда информационного обеспечения транспортно-логистических процессов, отмечают в Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», и подчеркивают: «Надежная ЕЦТЛС, доступность юридически значимых данных от подключенных объектов позволят сократить сроки доставки грузов за счет повышения скорости обмена информацией и ее интероперабельности, полной автоматизации административных процедур и обеспечения полноценного электронного документооборота. ЕЦТЛС не только обеспечит создание доверенной среды для внутриотраслевого общения, но сделает Россию привлекательным партнером для стран Евразийского континента, позволит предложить лучшие и самые прозрачные условия по транспортировке всех видов грузов по своей территории.
ЕЦТЛС будет работать на принципах одного окна и позволит объединить всех участников перевозок любых видов: морских, железнодорожных, автомобильных,
ЕЦТЛС – это не просто множество цифровых платформ. Для быстрого и безопасного обмена актуальными, унифицированными и достоверными данными обо всех этапах перевозки в реальном режиме времени необходима именно единая доверенная среда, которой и является ЕЦТЛС,- подчеркивает Алексей Семенов. |
Особое внимание при реализации проекта уделяется безопасности российской транспортной системы.
Технические решения уже апробированы, например, на пилотном маршруте доставки грузов из Санкт-Петербурга в Тулу. Пришедший в порт груз в контейнере с электронной пломбой прошел логистический хаб, таможню, перевозку по железной дороге, перегрузку на автотранспорт и доставку получателю без оформления бумажных документов с онлайн-мониторингом всех этапов через ЕЦТЛС.
К проекту ЕЦТЛС должны присоединиться страны (ЕАЭС). Договор о единой экосистеме цифровых транспортных коридоров уже подписан. В 2019 г. странами была разработана концепция экосистемы цифровых транспортных коридоров, а в январе 2020 г. утвержден план мероприятий по ее формированию.
Логистические платформы для интегрированной логистики
CARGO.RUN
Цифровая логистическая платформа, разработанная компанией «Цифровизация транспорта», предназначена для оперативного управления транспортным комплексом, диспетчеризации, контроля и аналитики перевозок. Транспортные компании в своей логистической деятельности используют учетные системы, такие как «1С», системы GPS/ГЛОНАСС-мониторинга и дополнительные решения для прокладки маршрута, рассказывает Тимур Каримов, гендиректор компании «Цифровизация транспорта»: «Разрозненность систем очень сильно снижают скорость и эффективность работы. В платформе CARGO.RUN мы предоставляем возможность автоматизировать и ускорить процессы благодаря использованию передовых технологий собственной разработки и принципу единого окна».
В системе можно просматривать отчеты по ключевым показателям автопарка в режиме реального времени с компьютера или мобильного телефона. Она автоматически строит маршруты по грузовым дорогам, планирует загрузки на неделю вперед, контролирует исполнение и отклонения перевозки, освобождая время специалиста по логистике от коммуникаций с водителями. Изюминка платформы – 100% актуальный граф грузовых дорог собственной разработки.
Платформа CARGO.RUN работает с любой версией учетной системы («1С», SAP и т.д.) и с любыми системами GPS-ГЛОНАСС- мониторинга.
Cargotogo
Компания «Международные информационные системы» - разработчик платформы – позиционирует Cargotogo как первый в мире, уникальный портал, объединивший торговлю и логистику в одном пространстве. В компании поясняют: задача Cargotogo – предоставление участникам рынка удобной и понятной интернет–платформы для взаимодействия процессов логистики, таможни, страхования и хранения грузов.
В числе интеллектуальных сервисов, обеспечиваемых платформой, - «Верификация» (проверка юридических лиц и самозанятых), «Автопоиск» (автоматический подбор персонального предложения), «Гараж» (доступ к проверенному транспорту и моментальное размещение объявлений). Платформа поддерживает все виды транспорта, режим массовой загрузки позволяет быстро загружать большое количество объявлений в несколько кликов.
Traffic
Разработка интегратора BIA-Technologies. Цифровая логистическая платформа, которая объединяет грузоперевозчиков, экспедиторов и грузоотправителей, предоставляя каждому необходимые инструменты для работы. По оценкам компании, ежедневно платформа предлагает грузоперевозчикам более 1 тыс. ликвидных заявок, с возможностью страхования рисков и получением финансовой поддержки в виде факторинга.
Особенность платформы - скоринговая модель, с помощью которой осуществляется автоматизированная обработка данных регистрирующихся участников. Еще одна важная особенность - гибкая настраиваемая система внутреннего отбора контрагента со стороны грузоперевозчика.
Платформа осуществляет проверку и допускает к рейсам конкретного грузоотправителя только тех перевозчиков, которые соответствуют его критериям допуска. Тем самым мы предоставляем грузоотправителю настраиваемый инструмент управления рисками, — пояснил РБК+ директор продуктового офиса BIA-Technologies Антон Рудашевский. |
Сервис позволяет быстро оформлять сделки для увеличения объемов грузоперевозок за счет привлечения дополнительного транспорта, не теряя при этом в качестве оказываемых услуг
Цифровой экспедитор AgoraFreight.com
Разработчик системы – компания «Рексофт» - подчеркивает мультимодальный характер бизнес-перевозок и описывает особенности цифровизации соответствующих процессов: платформа позволяет состыковывать различных перевозчиков без непосредственного общения между ними.
Agorafreight.com – глобальная система, поддерживает перевозки грузов по всему миру и миллионы тарифов. ИТ-система автоматически определяет возможные маршруты и стоимость перевозки различными видами транспорта и предлагает оптимальный вариант перевозки: достаточно указать параметры груза, пункт отправления и назначения, и система сама рассчитает различные варианты доставки груза по стоимости и срокам. При этом учитываются перевозки грузов всеми видами транспорта, включая мультимодальные «от двери до двери».
В компании «Рексофт» подчеркивают, что глобальная цифровизация логистики не вычеркивает водителя из бизнес-цепочки, а существенно ускоряет многие процессы: позволяет быстрее получать заказы, находить обратную загрузку и т.д. В системе участвуют только проверенные компании-перевозчики – это требование сегодня стало обязательным для решения цифровой логистики.
Блокчейн в логистике
Идея использования технологий блокчейна в логистике выглядит весьма перспективно, ведь длинные цепочки поставок и громоздкий документооборот, свойственные логистическим процессам, хорошо укладываются в записи распределенного реестра, причем, обеспечивают при этом необходимую для быстрой автоматизрованной обработки степень стандартизации в описаниях передачи грузов.
Если проанализировать все точки входа и выхода логистической информации даже небольшого предприятия от закупок до распределения, их может оказаться несколько сотен и даже тысяч. А если при этом еще присутствует ручной ввод данных с оформлением и передачей бумажных документов, то отслеживание движения и статуса товаров по цепочке поставок является затруднительным.
С помощью технологии блокчейн возможно решить проблемы передачи информации и уйти от бумажных технологий, что приведет к прозрачности и прослеживаемости цепочек поставок и автоматизации административных процессов. Физический поток товаров повысит свою скорость за счет более эффективно организованного и синхронизированного с ним информационного и финансового потока,- поясняет Зинаида Хмельницкая. |
При этом в логистическую цепочку включаются не только коммерческие организации, но и государственные регулирующие органы, например, таможня.
Идея использования технологий блокчейна в логистике выглядит весьма перспективно, ведь длинные цепочки поставок и громоздкий документооборот, свойственные логистическим процессам, хорошо укладываются в записи распределенного реестра, причем, обеспечивают при этом необходимую для быстрой автоматизрованной обработки степень стандартизации в описаниях передачи грузов. Если проанализировать все точки входа и выхода логистической информации даже небольшого предприятия от закупок до распределения, их может оказаться несколько сотен и даже тысяч. А если при этом еще присутствует ручной ввод данных с оформлением и передачей бумажных документов, то отслеживание движения и статуса товаров по цепочке поставок является затруднительным. « С помощью технологии блокчейн возможно решить проблемы передачи информации и уйти от бумажных технологий, что приведет к прозрачности и прослеживаемости цепочек поставок и автоматизации административных процессов. Физический поток товаров повысит свою скорость за счет более эффективно организованного и синхронизированного с ним информационного и финансового потока»,- поясняет Зинаида Хмельницкая. При этом в логистическую цепочку включаются не только коммерческие организации, но и государственные регулирующие органы, например, таможня.
Рис. Информационный поток, сопровождающий внешнеторговую сделку
По оценкам DHL, за счет упрощения логистической системы переход на блокчейн способен увеличить объем международной торговли на 15%, а показатель общемирового ВВП — на 5%.
Например, для отслеживания фармацевтических препаратов по всему жизненному циклу компании DHL и Accenture создали и успешно протестировали прототип автоматизированного решения класса track-and-trace (отслеживание движения товаров, подлежащих обязательной маркировке за счет управления кодами маркировки на протяжении всей цепочки движения товара). Оно создано на основе блокчейна и включает глобальную сеть узлов в шести географических регионах.
Система всесторонне документирует каждый шаг фармацевтического продукта на пути от производителя к потребителю. В итоге любой конечный потребитель, заведя идентификатор в специальное приложение на своем телефоне, может проверить законность происхождения приобретаемых товаров. В пилотном проекте участвовало 7 млрд. уникальных идентификаторов.
Сеть американских супермаркетов Walmart построила на базе блокчейн-механизма Food Trust корпорации IBM систему цифрового отслеживания поставок китайской свинины, манго и зелени и собирается перевести на блокчейн все цепочки поставок пищевых продуктов. Walmart также запатентовала «умные посылки», использующие технологию блокчейн для транспортировки скоропортящихся продуктов: в цепочку данных вносятся сведения о содержимом продуктов, температуре и влажности внешней среды, измеряемых специальными устройствами.
Компания Nestle также использует блокчейн Food Trust для управления цепочками поставок пищевых ингредиентов: картофельного пюре, молока и пальмового масла. А ритейлер Unilever использует блокчейн Provenance для управления цепочками поставок чая. В проекте участвует более 10 тыс. фермеров, множество банков, ритейлеров и транспортных компаний.
Еще в 2017 г. IBM и оператор контейнерных перевозок Maersk протестировали технологию блокчейн при транспортировке партии французской электроники из Роттердама в Ньюарк и решили создать совместное предприятие с целью разработки блокчейн-платформы, ориентированной на задачи глобальной логистики.
В этом же году был запущен совместный проект компаний «Деловые Линии» и «Ренессанс страхование» по переводу продукта по страхованию грузов на блокчейн-платформу компании BIA Technologies, созданную на базе open source решения Hyperledger.
Технология блокчейн позволяет настраивать прозрачные и быстрые коммуникации между всеми участниками процесса, в режиме реального времени анализировать риск-профиль страхователя и формировать индивидуальное предложение по цене или страховому продукту. Высоконагруженная ИТ-система снабжена криптографическими средствами защиты информации.
Платформа на основе blockchain принесет основной эффект не при оптимизации бизнеса отдельно взятой компании, а при взаимодействии нескольких игроков из разных отраслей. Они смогут лучше интегрировать свои процессы и ускорить их, избавиться от сложных проверок данных, благодаря прозрачности и надежному обмену данными,- рассказал в интервью РБК+ исполнительный директор BIA Technologies Сергей Барыкин. |
Компания «Газпром нефть» начала исследования применимости блокчейн-платформ в 2018 г., как в области логистики грузов, так и платежные инструменты. Так, в марте 2021 г. «Газпромнефть-Аэро» - оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» - успешно завершил испытания собственной цифровой платформы Smart Fuel на базе технологии блокчейн в международном аэропорту Мурманска.
Информация из системы Smart Fuel синхронизируется в электронный бортовой журнал авиакомпании и в цифровую систему учета авиатоплива на топливозаправщиках — это позволяет полностью автоматизировать процесс заправки и обмена данными. Платформа позволяет производить моментальную оплату авиазаправки, что сокращает время взаиморасчетов между поставщиком топлива и авиакомпанией с 4-5 дней до 15 с.
Blicico.Cargo - продукт для страхования грузов с применением технологии блокчейн, разработанный российской компанией Blicico. Его задача – сбор детальной информации с транспортного средства (поддержка полного электронного образа автомобиля, начиная с того момента, когда двигатель начал работать, и до окончательной доставки и выгрузки товара), контроль рисков и эффективное взаимодействие со страховыми компаниями. В компании поясняют: Blicico контролирует страховые риски на каждом возможном этапе и получает достоверные данные о транспортировке груза, которые затем передаются страховым компаниям.
Другие материалы обзора
- Интеллектуальная транспортная система России: курс - на национальный масштаб
- Специфика ИТС
- Городские и региональные ИТС
- Безопасные и качественные автодороги: от фотовидеофиксации ДТП – к комплексному интеллектуальному управлению автодорогами
- Передовые методы управления дорожным движением
- Управление общественным транспортом
- Передовые телематические решения и умная доставка грузов
- Инфраструктура ИТС. Платформенный и сервисный подход
- Сервисы интеллектуальной транспортной системы
- Создание национальной ИТС
- Цифровая дорога
- Перспективное развитие ИТС: беспилотный транспорт