2018/06/18 13:18:02

Сессия «ИТ в госсекторе» TAdviser SummIT 30 мая 2018

В рамках конференции TAdviser SummIT прошедшей 30 мая 2018 года в Москве и собравшей в общей сложности более 600 участников, состоялась секция «ИТ в госсекторе». В ней приняли участие представители заказчиков и поставщиков ИТ-услуг, которые в докладах и дискуссиях рассмотрели тренды и практики цифровой трансформации в государственных организациях.

Опыт заказчиков, мнения экспертов

Со стороны заказчиков первым с докладом выступил Владимир Распопов, заместитель генерального директора Фонда развития промышленности при Минпромторге. Одна из ключевых ИТ-систем ведомства - государственная информационная система промышленности (ГИСП). На ее базе автоматизирован широкий спектр сервисов, включая финансовые, сервисы трансфера технологий и кадров, взаимодействие с субъектами промышленности и многие другие. Основная цель этой системы – оказывать максимальное число сервисов своим пользователям: промышленным предприятиям, отраслевым организациям, органам госвласти и пр. Владимир Распопов подробно рассмотрел использование СЭД, созданной в рамках ГИСП.

Владимир Распопов, заместитель генерального директора ФРП

Для реализации электронного документооборота в рамках сервисов ГИСП Фонду необходимо было быстро внедряемое решение, в котором уже реализованы все необходимые промышленным предприятиям функции, и которое можно интегрировать с СЭД Минпромторга и встроить в интерфейс портала ГИСП.

В качестве такого решения была выбрана платформа Tessa. На ее основе в ФРП и на предприятиях было реализовано согласование заявок на получение мер поддержки, автоматизировано делопроизводство и целый ряд бизнес-процессов, организован юридически значимый документооборот. Система была запущена в промышленную эксплуатацию в октябре 2017 г. По состоянию на конец мая в ней зарегистрировано более 9,5 тыс. предприятий и более 11 тыс. пользователей. В планах – дальнейшее развитие системы как внутри ФРП, так и между предприятиями.

О том, как контролируется качество предоставления госуслуг, рассказал Андрей Матвеенко, заместитель директора департамента государственного управления Минэкономразвития. Для этого используются и офлайн-инструменты, такие как выездной мониторинг и мониторинг открытой информации, и «контрольные закупки», и запрос фотоматериалов с геолокацией, на основании которых министерство составляет рейтинг регионов. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга

Существует также автоматизированная система, позволяющая мониторить работу МФЦ и контролировать в режиме онлайн ключевые показатели их работы, например, такие как время ожидания в очереди.

Андрей Матвеенко, заместитель директора департамента государственного управления Минэкономразвития

Обратную связь с гражданами обеспечивает ИАС «Мониторинг качества предоставления госуслуг» (ИАС МКГУ), которая собирает и анализирует мнения о качестве госуслуг в МФЦ и территориальных органах государственной власти. Для оценки используется 5 показателей, таких как время ожидания в очереди, вежливость сотрудника и пр. На основании полученных данных формируется KPI руководителя МФЦ.

В ближайших планах - распространение системы на большее количество федеральных, а также региональных и муниципальных услуг, оказанных в МФЦ, внедрение KPI руководителей МФЦ на основании собранных оценок, обязательная оценка качества предоставления услуг на всех этапах их предоставления. Также планируется внедрение мотивации сотрудников и руководителей терорганов и МФЦ на основании данных из ИАС МКГУ.

Россия постепенно переходит к ресурсному ценообразованию в строительстве, то есть, цены в сметах будут обновляться раз в квартал. По состоянию на середину 2018 года в стране существует несколько сметно-нормативных баз данных, например. Основной задачей является их объединение в рамках создания единой информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

Работы по созданию такой системы начались в начале 2017 году, а в сентябре 2017 года она была введена в эксплуатацию, рассказал участникам конференции Сергей Полуновский, заместитель начальника управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов Главгосэкспертизы.

Сергей Полуновский, заместитель начальника управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов Главгосэкспертизы

Результаты нагрузочных испытаний показали, что система обеспечивает одновременную работу более 1 тыс. активных пользователей и 240 тыс. пользователей в течении суток. ФГИС ЦС имеет полнотекстовый поиск по всей публикуемой информации, позволяет вносить сведения в автоматизированном режиме посредством интеграции с программными продуктами, в том числе «1С:Предприятие», обеспечивает межведомственное электронное взаимодействие через СМЭВ 3.0, и при этом является полностью отечественным решением.

На конец мая в системе содержится 118 сборников сметных норм, 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства, 28 методических документов для определения стоимости строительства.

О том, как Правительство Москвы учитывает в своей работе мнение горожан, рассказал Феликс Делюда, руководитель направления перспективных разработок ДИТ Москвы. По его словам, общение между властями и жителями столицы теперь происходит в основном в интернете. Для этого созданы три информационных ресурса – Crowd.mos.ru, где каждый желающий может поделиться идеей, «Активный гражданин», где можно обсудить не только эти идеи, но и инициативы руководства города, а также портал «Наш город».

Феликс Делюда, руководитель направления перспективных разработок ДИТ Москвы

В проекте «Активный гражданин» участвует более 2 млн жителей столицы, на каждое голосование приходит от 200 до 400 тыс. человек, с участием москвичей принято более 3700 решений.

В России существует более 250 тыс. государственных сайтов и десятки тысяч государственных информационных систем. При этом единые правила их создания отсутствуют, а хранящиеся в них данные не структурированы, разрознены, противоречивы и зачастую ошибочны, начал свое выступление на Михаил Петров, руководитель проекта в Центре стратегических разработок (ЦСР), директор проектов по цифровой трансформации ВТБ. Он отметил, что большая часть государственных услуг по-прежнему остается неэлектронной и требует физической идентификации, межведомственные процессы реализуются неэффективно, а ИТ управляется в каждом ведомстве отдельно.

Михаил Петров, руководитель проекта в ЦСС, директор проектов по цифровой трансформации ВТБ

Для того чтобы государство, граждане и бизнес могли взаимодействовать в единой цифровой среде необходимо, чтобы государство фактически превратилось в ИТ-компанию и создало единую государственную цифровую платформу (ГЦП), считает он. Эксперт подробно остановился на основных шагах, которые необходимо для этого предпринять: реализовать единый цифровой профиль – единую базу данных, определить оптимальный сценарий развития ИТ-архитектуры государства, основные роли, структуру управления и стратегию развертывания ГЦП.

Игроки рынка: тенденции и решения

По мнению Вадима Прескура, директора по ИТ «Ростелеком – Центры Обработки Данных» (РТК-ЦОД), госсектор наконец-то осознал, что надо идти в облака. Спрос на облачные сервисы со стороны госведомств постоянно растет. В ответ на это «Ростелеком» объединил компетенции в сфере облачных технологий, ЦОД и сопутствующих сервисов в РТК-ЦОД. По словам Вадима Прескура, это позволит быстро донастраивать сервисы под нужды заказчика. Планируется, что к 2020 г. общая емкость всех находящихся в управлении компании ЦОДов достигнет 12 000 стоек, c учетом расположенного в Удомле ЦОД «Менделеев» – совместного проекта «Ростелекома» и «Росэнергоатома».

Михаил Петров, руководитель проекта в ЦСС, директор проектов по цифровой трансформации ВТБ

Сегодня среди наиболее востребованных услуг – создание VDI. В качестве примера Вадим Прескур привел проект по организации 44 тыс. виртуальных рабочих мест для одного из госорганов, который позволит ведомству в течение 6 лет сэкономить около 4,2 млрд руб. за счет отказа от создания собственной инфраструктуры и обеспечения ее поддержки. Также все большей популярностью пользуются SaaS-сервисы.

«
Мы готовы к сотрудничеству с отечественными разработчиками, – говорит Вадим Прескур. – Приходите к нам со своими решениями, и мы с удовольствием будем продвигать их по SaaS-модели.
»

Цифровая трансформация не просто модный тренд, а необходимость, уверен Николай Муравьев, руководитель направления по информационным системам Polymedia. В числе основных направлений цифровой трансформации в государственном секторе он назвал здравоохранение, создание умных городов и совершенствование государственного управления, в том числе контрольно-надзорной деятельности.

Николай Муравьев, руководитель направления по информационным системам Polymedia

Муравьев поделился с участниками конференции рядом кейсов, уже реализованных Polymedia в этих областях. Среди них - создание системы мониторинга, анализа и прогнозирования ключевых индикаторов в сфере здравоохранения, контроль и прогнозирование состояния инфраструктуры «умного города», в частности мониторинг и анализ энергоэффективности, использование видеоаналитики для контроля работы персонала и обеспечения безопасности объектов, а также поддержка процессов стратегического планирования и прогнозирования.

Все необходимые для работы этих систем данные стекают в ситуационный центр, основой работы которого является платформа Visiology – отечественное решение, созданное компанией Polymedia и включенное в реестр российского ПО.

«
На основании опыта множества компаний нам удалось создать методологию, позволяющую внедрять платформу управления данными на предприятиях любого масштаба, в том числе и в ходе проектов федерального уровня, – рассказал участникам мероприятия Владислав Каменский, заместитель генерального директора «Юнидата». – Основная цель методологии – обеспечить построение замкнутого цикла данных, в котором ничего не исчезает бесследно.
»

Владислав Каменский, заместитель генерального директора «Юнидата»

В составе такого цикла не только сервисы по сбору и доставке данных, но и все внешние и внутренние системы и приложения, в том числе партнерские, облачные сервисы и аналитика, репозитории, архивы и СУБД. В качестве примера спикер привел успешно реализованный проект автоматизации строительства железнодорожных путей и обслуживания подвижного состава, реализованный для РЖД.

Государство все более активно занимается цифровизацией, продолжил Дмитрий Евдокимов, генеральный директор HeadPoint. Речь идет, в первую очередь, о таких инициативах, как маркировка продукции, создание умных городов, умного здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта и так далее.

«
Для того, чтобы использовать максимум предоставляемых этими решениями возможностей, надо не просто стремиться к росту числа подключенных устройств и пользователей, но создавать технологическую экосистему – набор технологических решений для сбора, передачи, агрегации данных и платформу, позволяющую их обработать и использовать для реализации умных решений, – отметил Евдокимов.
»

Дмитрий Евдокимов, генеральный директор HeadPoint

Он также рассказал участникам конференции о практике проектирования систем ситуационного мониторинга и инцидентного реагирования для ряда правоохранительных и исполнительных органов власти (в том числе, системы, объединяющей 160 тыс. видеокамер в Москве). Системы, разработанные компанией HeadPoint, позволяют не просто проанализировать полученные изображения, но и своевременно отреагировать на них в соответствии с заложенным сценарием.

Опыт и компетенции компании HeadPoint нашли отражение в собственной разработке, включенной в реестр Минкомсвязи РФ - цифровой IIoT-платформе inOne. Платформа является полностью отечественным портальным решением, которое легко интегрируется с любыми ведомственными информационными системами, подчеркнул Дмитрий Евдокимов.

Проблемам информационной безопасности было посвящено выступление Вячеслава Медведева, ведущего аналитика отдела развития Dr.Web. Он отметил, что одновременно существует множество угроз информационной безопасности, о которых мало кто знает. По данным Медведева, за последние годы доля систем, через которые возможно получение доступа во внутреннюю сеть и установление контроля над ней, выросла с 74% до 91%. В 71% случаев нарушитель может получить полный контроль над всей информационной инфраструктурой.

«
Хакеры активно атакуют принтеры, сканеры, роутеры, заражают почтовые серверы, а компании по-прежнему внедряют стандартные пакеты ИБ-решений. Отдельную проблему представляют собой майнеры биткойнов, которые используют для этого офисное оборудование, – пояснил Медведев.
»

Вячеслав Медведев, ведущий аналитик отдела развития Dr.Web

Компания разработала продукт Dr.Web Katana, предназначенный для обнаружения угроз «нулевого дня», информация о которых еще не вошла в вирусные базы. Фактически Dr.Web Katana представляет собой аналог искусственного интеллекта, анализирующего все процессы и файлы защищаемого компьютера на наличие угроз, еще не попавших в руки аналитиков, объяснил представитель Dr.Web. Такой подход позволяет резко улучшить уровень защиты пользователей без удвоения требований по используемым системным ресурсам, утверждает он. Dr.Web Katana не имеет антивирусного ядра, а значит, ее системные требования совпадают с системными требованиями операционной системы.

В 2016 году Управлению землями и имуществом Приморского края было поручено постоянное хранение учетно-технической документации, начал свое выступление Александр Кузнецов, руководитель направления ECM корпорации «Элар». Таким образом, в зоне ответственности ведомства оказался огромный бумажный архив, к материалам которого необходимо было предоставить допуск всем заинтересованным лицам – как гражданам, так и организациям.

Александр Кузнецов, руководитель направления ECM корпорации «Элар»

Для сокращения сроков исполнения запросов, а также обеспечения сохранности учетно-технической документации было решено создать автоматизированную информационную систему архивной службы Приморского края на базе отечественного решения «Элар.Контекст». Для оцифровки архивов были закуплены профессиональные сканеры. В результате реализации проекта, по словам докладчика, удалось добиться существенного сокращения сроков оказания услуг, обеспечить сохранность и надежное хранение документации, многократно увеличить скорость поиска документов и, как следствие, увеличить поступления в бюджет.

О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 30 мая 2018 года года и привлекла более 600 участников. Главными темами мероприятия стали повышение эффективности бизнеса и государства с помощью цифровых технологий. Представители крупных компаний-заказчиков и госсектора представили лучшие практики использования ИТ в своих организациях, а поставщики ИТ-решений – свои новые разработки. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.

Фотогалерея TAdviser SummIT 2018