2013/08/29 14:35:52

Константин Истомин: Directum - это система с приставкой «Extra»

Компания Directum, разработчик одноименной платформы электронного документооборота, около года назад объявила о выводе на рынок новой концепции развития своего продукта – Extra ECM. Что эта концепция означает на практике и какие изменения произошли в системе под ее влиянием, TAdviser рассказал исполнительный директор Directum Константин Истомин.

Каталог СЭД/ECM-систем,
компаний-разработчиков и интеграторов доступен на TAdviser

TAdviser: Система Directum присутствует на российском рынке вот уже десять лет и неизменно является одной из лидирующих СЭД-платформ. Интересно было бы узнать, как появилась идея вывода на рынок такого продукта? Каковы были первые шаги по развитию системы?


Константин Истомин: Первоначально наша компания была партнером PC Docs. Но практика работы показала, что предлагаемый нами тогда продукт, во-первых, не отвечает потребностям российских компаний, а во-вторых, обходится клиентам слишком дорого. Поэтому мы разработали и в 2002 году представили на семинарах новую подсистему Комплексной Автоматизированной Системы «Бизнес Люкс» – «Электронный документооборот».

Подсистема использовалась совместно с другими подсистемами КАС «Бизнес Люкс». «Электронный документооборот» был внедрен у нескольких клиентов; наша компания также стала пользоваться подсистемой. Тогда мы почувствовали актуальность, необходимость в развитии.

Прежде чем вывести «Электронный документооборот» на рынок как самостоятельный продукт, производились оценка емкости рынка и анализ конкурентов. В России было представлено немало систем, но они были направлены на автоматизацию делопроизводства в чистом виде, а не на повышение эффективности взаимодействия внутри всего предприятия. Разработка ECM-системы (в правильном понимании термина) показалась нам перспективным направлением. В начале 2003 года система электронного документооборота Directum уже была самостоятельным продуктом.

TAdviser: Насколько я понимаю, дальнейшее развитие системы осуществляется здесь же, в России, собственной командой разработчиков. В чем преимущества такого подхода? Когда ожидается очередное обновление платформы и какие принципиальные изменения оно в себе несет?Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга

Константин Истомин: В нашей стране достаточно сильная школа программирования, в частности ижевская. И она формирует прекрасную профессиональную базу. Мы разрабатываем платформу, базовую версию системы. Платформа с системой регулярно совершенствуются: версии выходят с регулярностью 9–12 месяцев. В декабре 2012 года вышла версия 4.9. Ближе концу 2013 года будет представлена новая версия, обо всех нововведениях расскажем на очередных «Открытых днях Directum».

TAdviser: Типичный заказчик Directum сегодня – какой он? С какими вертикальными отраслями вы чаще всего работаете исторически? Чем может быть полезна система Directum малому бизнесу или это все-таки не ваш формат?

Константин Истомин: Ориентируемся на средние и крупные компании, в том числе – территориально распределенные холдинги. Работаем не столько с отраслями, сколько с компаниями, которые уже сталкиваются с трудностями организации взаимодействия, которые хотят повышать эффективность внутренних процессов. Такие клиенты ориентированы на инновационность, готовы инвестировать в развитие ИТ. Широкое присутствие нас во всех отраслях это доказывает. У нас крупные проекты в нефтегазовой сфере, автоматизируем процессы в банках, крупных промышленных компаниях. В последние годы подключился к развитию ИТ и государственный сектор.

TAdviser: Мы обратили внимание на то, что у Directum очень много проектов в госсекторе. Расскажите подробнее об этой деятельности. Принимаете ли вы участие в реализации ГП «Информационное общество»? Интересно было бы узнать о вкладе Directum в этой области.

Константин Истомин: Мы начали продуктивное сотрудничество с органами власти еще с реализации федеральной программы « Электронная Россия (2002–2010 годы)». Но на тот момент большинство решаемых нами задач были связаны с построением системы электронного документооборота, поддержкой законотворческой деятельности, работой с обращениями граждан, интернет-приемными. При этом уже тогда начали появляться первые проекты по реализации ведомственных систем на базе той же платформы Directum.

После принятия ГП « Информационное общество (2011–2020 годы)» сфера нашего сотрудничества с органами власти существенно расширилась. Сейчас мы работаем по трем основным направлениям: построение систем электронного документооборота, построение систем исполнения регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, построение системы обеспечения межведомственного взаимодействия.

TAdviser: Применительно к реальному сектору: какие преимущества есть у Directum перед конкурирующими системами других вендоров?

Константин Истомин: Наше главное преимущество – Directum развивается, всегда ориентируясь на актуальные потребности клиентов. Уже отсюда вытекают все прочие выгоды, которые имеет бизнес, выбравший Directum.

Богатый функционал системы Directum закрывает задачи, необходимые для обеспечения эффективного взаимодействия в рамках электронного документооборота. Система поддерживает одновременную работу 10 000 пользователей и позволяет обрабатывать до 18 000 000 документов.

Различные варианты распределенной работы создают единое информационное пространство для территориально удаленных подразделений компании, позволяют автоматизировать бизнес-процессы в холдингах. Система удобна для пользователей с разными уровнями подготовки и стилями работы. Пользователям доступны различные способы работы: через desktop-клиент, Интернет или с мобильных устройств. Мы предлагаем готовые бизнес-решения, выходящие за рамки традиционных задач делопроизводства. У нас отработана технология внедрения этих бизнес-решений, которая позволяет сократить сроки проекта, минимизировать риски.

TAdviser: Какие технологические тренды являются наиболее «горячими» на мировом рынке СЭД/ECM? Насколько они актуальны применительно к российской действительности? Планируете ли вы делать ставку на какие-либо из них в развитии системы?

Константин Истомин: Каждый новый значимый тренд, каждая перспективная технология исследуются нами самым внимательным образом. Трудно выделить какую-то национальную специфику, так как современная Россия в плане ведения бизнеса не отличается кардинальным образом от остального мира. Мы отбираем не просто «горячие» тренды и технологии, а те, которые способны помочь нам и нашим заказчикам в достижении целей. В наших продуктах и подходах эти тренды могут объединяться, трансформироваться, интерпретироваться – это результат нашего опыта и нашего видения. Так, к примеру, сегодня на основе самых, на наш взгляд, «горячих трендов» мы строим свою новую стратегию развития Extra ECM.

TAdviser: Эту новую парадигму развития своей системы вы презентовали еще в прошлом году, а в этом году на DOCFLOW заявили о развитии стратегии, говоря о том, что сегодня Extra ECM может быть представлена «в полном объеме». Скажите, пожалуйста, в чем состоит эта новая парадигма и почему именно сейчас назрела необходимость пересмотреть концепцию дальнейшей эволюции системы?

Константин Истомин: Эволюция системы должна происходить всегда, нет конкретного момента, когда назревает необходимость что-то менять. Мы придерживаемся принципа, что необходимо самим быть создателями востребованных заказчиками новинок, а не следовать общим сценариям развития.

С 2007 года наша компания представляет на рынке концепции развития системы. Стратегия Extra ECM в полной мере отражает наше стремление быть впереди, оставаясь актуальными в предлагаемых решениях. В Extra ECM объединены наработки всех прошлых стратегий, а само название новой парадигмы говорит о том, что Directum позволяет выходить за рамки традиционного понимания работы в ECM-системе.

Extra ECM развивается в четырех основных направлениях: обмен юридически значимыми документами (Extra Corporation) , разнообразие интерфейсов доступа к ECM-системе (Extra Access), готовые решения для бизнеса (Extra Business Task), социализация и геймификация в СЭД (Extra User).

TAdviser: Работая над концепцией, опирались ли вы на какие-то концепции и методологии, уже широко известные за рубежом? Обычно новые технологии приходят к нам именно оттуда. Или Extra ECM это ваш абсолютно уникальный подход, у которого нет подобий на рынке?

Константин Истомин: Развитие Directum в целом находится в рамках принятого в международном сообществе представления о системах класса ECM. Но как знаменитая схема RoadMap AIIM, так и подход Gartner не ограничивают функционал, который может (или уже даже должна) закрывать ECM-система. Мы стремимся развивать систему в полном объеме, делая ее бизнес-ориентированной и удобной для пользователя. Америку мы не открываем, если говорить о каждой отдельной «фишке», которую мы хотим поместить в систему. Но в комплексе стратегия Extra ECM – это что-то новое не только на российском, но и на западном рынке.

TAdviser: Хотелось бы подробнее рассмотреть основные элементы концепции – Extra User, Extra Business Task, Extra Access, Extra Corporation в практическом плане. Давайте последовательно начнем с первых двух – Extra User и Extra Business Task. Если взять Directum образца, скажем, 2009 года и 2013 года, что ключевым образом поменялось в системе с точки зрения пользователей и решения бизнес-задач?

Константин Истомин: Смотреть в сторону пользователей, можно сказать, мы начали примерно с 2010 года. Тогда в системе стали появляться мастера действий, включающие пошаговые инструкции в виде понятных подсказок. В 2010 году наладили интеграцию Directum с Skype for Business (ранее Microsoft Lync) для упрощения взаимодействий между сотрудниками.

В 2009 году мы уже руководствовались пониманием, что ECM-система должна быть заточена под конкретные задачи бизнеса. Тогда мы развивали стратегию сфокусированных на бизнес-задачах решений, которая входит в укрупненную стратегию Extra ECM именно в части Extra Business Task. В 2009–2010 годах мы выпустили и стали продавать 8 бизнес-решений, в числе которых были: Управление договорами, Управление совещаниями и заседаниями, Согласование счетов на оплату, Финансовый архив и другие. Сегодня мы и наши партнеры предлагаем уже 20 бизнес-решений, отработали технологию внедрения, вывели на новый уровень бизнес-консалтинг.

TAdviser: Правильно ли я понимаю, что Extra Access перекликается с концепцией Directum Everywhere? Есть ли у вас примеры проектов, где Directum Everywhere уже реализуется? Расскажите, пожалуйста, о них подробнее?

Константин Истомин: Extra Access предполагает, что пользователи системы могут работать с корпоративным контентом тогда, когда им удобно, используя для этого домашние компьютеры, ноутбуки, планшеты или прочие мобильные устройства. Мы перманентно расширяем список устройств, с которых было бы удобно работать в Directum. Так, выходят новые версии руководительского приложения для iPad, а также Directum Solo для планшетов на Surface.

Различные варианты доступа к системе позволяют подстроиться под специфику устройств, качество канала связи. Также часть Extra Access нашей стратегии воплощается в интеграционных механизмах, обеспечивающих работу в системе из других приложений, таких как Microsoft Office или Microsoft Outlook. Клиенты интересуются новыми возможностями работы. В частности, приложения для планшетов востребованы чиновниками, чьи рабочие места автоматизированы в рамках нашего крупного проекта в Правительстве Удмуртской Республики.

TAdviser: Наконец, Extra Corporation предполагает акцент на межкорпоративное взаимодействие. Что это значит на практике? Можете ли вы на конкретном примере показать, каким образом этот подход позволяет такое взаимодействие оптимизировать?

Константин Истомин: Extra Corporation сегодня тесно связан с обменом юридически значимыми документами. С практической стороны обмен счетами-фактурами, актами и прочими учетными документами в электронном виде означает повышение надежности и существенное ускорение межкорпоративного взаимодействия. Кроме того, использование сервисов электронного обмена позволяет компаниям экономить по сравнению с отправкой физических оригиналов и копий документов по почте или иными физическими способами.

TAdviser: Какие изменения в платформе Directum уже произошли под влиянием новой концепции, а какие – только ожидаются в будущем?

Константин Истомин: Мы готовим к выходу новую версию Directum 5.0. В интервью распространяться о новинках не хочется, так как осенью всех интересующихся ждет наше традиционное мероприятие «Открытые дни Directum». Здесь наши эксперты представят много нового, посмотреть будет на что.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, об одном-двух интересных проектах, реализованных вами на базе Directum за последний год?

Константин Истомин: У нас достаточно много интересных проектов. Выделим Правительство Удмуртской Республики. В рамках проекта реализованы настройки процессов предоставления 28 услуг в Системе исполнения регламентов (СИР), налажена возможность получать информацию о заявителе в электронном виде от базовых поставщиков сведений (ФНС, ФСС, ПФР, ФМС и так далее). Реализован веб-сервис для организации взаимодействия с региональным порталом государственных услуг Регионального портала государственных услуг (РПГУ) УР и СМЭВ УР.

Вне госсектора, можно отметить проект в ЦВ «ПРОТЕК». Здесь Directum был внедрен еще в 2009 году, а в 2010–2012 годах в эксплуатацию запускались более 20 бизнес-решений. На сегодняшний день создано свыше 30 типовых маршрутов, автоматизировано более 2000 пользователей в подразделениях головного офиса и филиалах. Одновременно могут работать более 400 человек, используя локальную систему, в которую объединены все компьютеры компании, терминальный клиент (четыре виртуальных сервера), Web-клиент, а также приложения для смартфона. Все крупные проекты, как можно убедиться, воплощают в жизнь стратегию Extra ECM в той или иной степени.

TAdviser: Насколько развита ваша партнерская сеть в регионах? Доступна ли региональным заказчикам качественная поддержка?

Константин Истомин: Постоянное развитие мощности партнерской сети – стратегическая задача компании Directum. Важно не только количество, но и качество партнеров. Мы стремимся не просто к увеличению числа партнеров, а стараемся охватить как можно больше регионов. На сегодняшний день во многих промышленных крупных городах компания Directum имеет партнеров, которые способны не только продать продукт, но и детально проанализировать бизнес-процессы заказчика.

Фактически все наши партнеры обладают достаточной компетенцией для обеспечения качественной поддержки заказчиков (сопровождение системы, развитие, доработка базового функционала и так далее). Техническую поддержу – исправление дефектов и устранение сбоев системы – оказывает непосредственно компания Directum, кроме того, ответы на многие вопросы уже даны на сайте нашего профессионального сообщества Directum Club.