2007/02/19 15:18:48

Ключевые технологии на мировом рынке HRM-систем

Как отмечают эксперты, во всех современных HRM/HCM-системах мирового уровня реализована функциональность «пользовательского» и «операционного» уровня (включающих «информационное самообслуживание», поддержку штатного расписания, кадровый, табельный учет, расчет заработной платы, доплат и отчислений). Ключевыми направлениями технологического развития HRM-систем сейчас является автоматизация найма, управления «талантами» и эффективностью персонала, а также управления обучением сотрудников. Кроме этого, весьма перспективной для HRM-решений является модель SaaS на базе Web-сервисов.

Каталог HRM-систем и проектов смотрите на TAdviser.

Функции современных HRM-систем

Согласно материалам Forrester Research, современные интегрированные HRM-системы содержат шесть основных функциональных блоков, неравномерно распределенных по трем технологическим уровням. Эту структуру можно представить следующим образом.

«Пользовательский» уровень

<tbody>
Блок «информационного самообслуживания»

Self-service interaction layer

Интерфейс для персонала

Employee self-service

Интерфейс для управленцев

Manager self-service

Средства обмена сообщениями

Employee communications

Средства управленческого анализа и генерации отчетности

Management reporting and analysis

«Стратегический» уровень

<tbody>
Блок управления процессом обучения

Learning management processes

Управление треннингами

Training administration

Управление содержанием курсов

Learning content management

Проведение треннингов Learning delivery
<tbody>
Блок управления процессом найма

Recruitment processes

Поиск и привлечение кандидатов Candidate sourcing «Ведение» претендентов

Applicant tracking

Адаптация вновь нанятого персонала

New-hire onboarding

Управление назначениями

Contingent staffing

<tbody>
Блок управления эффективностью и «талантами»

Performance and talent management processes

Управление эффективностью персонала

Employee performance

Управление кадровым резервом

Succession planning

Управление компетенциями

Competency management

Управление компенсациями и премиями

Compensation and rewards

Планирование и анализ

Planning and analysis

«Операционный» уровень

<tbody>
Блок учета труда

Workforce management processes

Учет рабочего времени и прогулов

Time and attendance

Планирование и прогнозирование

Forecasting and scheduling

Управление командировками, отгулами и отпусками

Absence management

<tbody>
Блок учета кадровых операций

Transactional HRMS processes

Кадровый учет и делопроизводство

Employee records and personnel actions

Управление поощрениями

Benefits administration

Расчетный контур

Payroll

Управление должностями/ штатное расписание

Position management

Правовое обеспечение

HR compliance

Как отмечается, в настоящее время «операционный» и «пользовательский» уровни хорошо проработаны практически во всех представленных на мировом рынке решениях. Основное же технологическое развитие наблюдается на «стратегическом» уровне, который реализовывают как поставщики комплексных решений HCM/HRM, так и разработчики специализированных решений. При этом технологическими лидерами вовсе не всегда являются финансовые лидеры рынка.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft

Технологические лидеры

В ходе подготовки отчета “The Forrester Wave™: Human Resource Management Systems, Q3 2006” аналитики компании отобрали 10 вендоров, оперирующих на мировом и американском рынке HRM-систем (Automatic Data Processing (ADP), Ceridian, Employease, Infor, Kronos, Lawson, Oracle, Sage, SAP и Ultimate Software). При этом для того, чтобы гарантировать зрелость отбираемых компаний и их серьезные позиции на рынке, были использованы следующие три критерия:

  1. У включенных в отчет вендоров должно быть не менее 400 компаний-клиентов, а эксплуатируемые продукты должны в совокупности обрабатывать учетные записи, по крайней мере, 500.000 сотрудников.
  2. Продукты всех включенных в отчет компаний должны поддерживать минимальный набор функциональных блоков, включая кадровый учет, управление компенсациями и поощрениями, расчетный контур и «информационное самообслуживание».
  3. Продукты включенных в отчет компаний должны поддерживать требования законодательства США к HRM-системам.
Таким образом, в исследование было включено 11 HRM-решений (у Oracle их два). В них были выявлены и оценены (по пятибалльной системе) все перечисленные выше составляющие, в результате чего продукты были ранжированы по уровню заложенных в них технологий, а также стратегия развития продукта и уровень присутствия на рынке.

Что касается решений для транснациональных компаний, которые могут обеспечивать глобальную работу единой HRM-системы, то их могут предоставить только четыре вошедшие в отчет компании: SAP, Oracle, Infor Global Solutions и Lawson. Согласно оценкам Forrester Research, технологическими лидерами здесь являются SAP (mySAP ERP HCM) и Oracle (Oracle PeolpeSoft Enterprise, Oracle E-Business Suite), что не является чем-то удивительным, а Infor Global Solutions и Lawson отнесены к «сильным игрокам». При этом, совокупный «технологический» балл mySAP ERP HCM составил 4,28, Oracle PeolpeSoft Enterprise – 4,19, Oracle E-Business Suite – 3,90, Lawson Human Capital Management Suite – 3,29, а Infor Human Capital Management – 3,27.

Технологический уровень HRM-решений для транснациональных компаний

Изображение:HRM_market_tech_01.png

Источник: Forrester Research, 2006

Несколько иная ситуация сложилась при оценке внутреннего американского рынка (со снятым требованием поддержки транснациональных компаний). Здесь лидерами являются Lawson и Ultimate Software. Все же остальные вендоры вошли в группу «сильных игроков». Оценки технологического уровня их продуктов расположились следующим образом: ADP Enterprise HR – 4,01, Ultimate UltiPro Workforce Management – 3,99, Oracle PeopleSoft Enterprise – 3,92, Ceridian HR/Payroll Web – 3,89, mySAP ERP HCM – 3,88, Oracle E-Business Suite – 3,63, Kronos Workforce Central HR/Payroll – 3,62, Lawson Human Capital Management Suite – 3,60, Infor Human Capital Management – 3,38, Employease Network – 3,15 и Sage Abra HRMS – 3,12.

Технологический уровень HRM-решений для американских компаний*

Изображение:HRM_market_tech_02.png

Источник: Forrester Research, 2006

  • График учитывает не только уровень технологий, но и два других фактора

Американские реалии

Оценивая сегодняшний американский рынок HRM-решений, аналитики отмечают три ключевых его особенности:

  • преобладание решений SaaS над традиционными «устанавливаемыми» продуктами: лидер рынка, Ultimate Software изменила свою бизнес-модель на SaaS еще несколько лет назад, ADP и Ceridian строят на ней значительную часть своего бизнеса, а Employease изначально работала в модели SaaS;
  • более простые и доступные продукты успешнее продаются: Sage Abra, продукт с высоким соотношением «цена/качество», очень популярен у американских компаний с численностью персонала до 1.000 человек, популярны и решения SaaS, а внедрения на средних предприятиях «тяжелых» систем ERP редки из-за дороговизны и сложности;
  • отсутствие «слабых» продуктов: на рынке, кроме лидеров, представлены только «сильные игроки»; основная разница между решениями заключается в уровне реализации блоков автоматизации найма, учета труда и рабочего времени, управления эффективностью персонала и его обучением.
Поскольку ситуация на американском ИТ-рынке, как на самом технологически развитом, во многом определяет ситуацию на мировом, следует учитывать потенциал модели SaaS для построения HRM-решений, а также перспективность «минималистских» решений в сегменте СМБ.

Середа С.А. // TAdviser


К началу обзора