Содержание |
Возникновение иудаизма
На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.
Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни[1].
Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма.
По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (`Сущий`, `Существующий`). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.
Численность иудеев
В международном справочнике `Религии мира` указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Британия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев.
Конфессии в иудаизме
В иудаизме существуют четыре конфессии.
Ортодоксальный иудаизм
Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.
Караимство
Караимство возникло в Ираке в VIII веке н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово `караим` означает `чтец`, `читающий`. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.
Хасидизм
Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века (ныне территория Украины).
Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово `хасид` означает `благочестивый`, `примерный`, `образцовый`. Хасиды требуют от своих приверженцев `горячей молитвы`, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.
Зарождение хасидизма связано с деятельностью его основателя Бешта (1698—1760) — каббалиста и целителя, обосновавшегося в 1740 году в городе Меджибож (Подолье, ныне Украина). Вокруг Бешта собрался круг учеников, чья деятельность вызвала недовольство со стороны ортодоксальных раввинов и прежде всего Виленского гаона. Его популярность обычно объясняли тем кризисом, который охватил еврейскую общину Речи Посполитой после провала мессианского движения Шабтая Цви и казацких погромов при Богдане Хмельницком. Отчасти хасидизм напоминает аналогичные процессы в протестантизме (пиетизм, ривайвелизм): акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров (цадики). Однако хасиды не отказывались от строгого соблюдения иудейских обрядов, не впадая, впрочем, в аскетизм.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
После 1772 года хасидизм распался на ряд ветвей. Рабби Элимелех распространил хасидизм в город Лежайск (ныне Польша). Менахем Мендель основал общину в Витебске (Белоруссия), из которой вышел Шнеур Залман из Ляд — родоначальник Хабада (любавичский хасидизм). Леви Ицхак в 1785 году создал хасидский центр в Бердичеве. Также значительный центр хасидизма стал представлять Чернобыль (ныне Украина), после переселения сюда ученика Бешта Менахема Нахума.
Реформированный иудаизм
Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.
Иудаизм в России
Основная статья: Иудаизм в России
Вероучение
В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:
- о священных книгах,
- о сверхъестественных существах,
- о Машиахе (Мессии),
- о пророках,
- о душе,
- о загробной жизни,
- о пищевых запретах,
- о субботе.
Священные книги
Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - `Закон`).
Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (`Изучение`).
Тора
Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия.
- Первая: Берешит (в переводе - `В начале`).
- Вторая: Веэлле Шемот (`И вот имена`).
- Третья: Вайикра (`И воззвал`).
- Четвертая: Бемидбар (`В пустыне`).
- Пятая: Элле-гадебарим (`И вот слова`).
Танах
Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом. Во вторую часть - Невиим (`Пророки`) - входит семь книг, в третью - Хтувим (`Писания`) - входит двенадцать книг.
Талмуд
Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части:
- Мишну,
- палестинскую Гемару,
- вавилонскую Гемару.
Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем.
В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.
Богословы считают, что Илья жил в IX в. до н.э. Как пророк он возвещал истину, а кроме того, совершил ряд чудес. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то чудесным образом он возобновлял в её доме запасы муки и масла. Илья воскресил сына этой бедной вдовы. Трижды по его молитвам с неба на землю сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим спутником и учеником Елисеем прошёл через реку по сухому месту. Обо всех этих чудесах рассказывается в Танахе. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо.
В богословии (и в иудейском, и в христианском) есть два ответа на вопрос, когда жил Моисей: 1/ в XV в. до н.э. и 2/ в XIII в. до н.э. Сторонники иудаизма считают, что одна из великих заслуг Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что через него Бог дал людям Тору. Но у Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину. Именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха.
Иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом `седер` (`порядок`). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.
«Тания» или «Ликутэй Амарим»
«Тания» или «Ликутэй Амарим» — основополагающая книга хасидского учения «Хабад Любавич». Считается главным творением раби Шнеура-Залмана, основателя данного учения. Многие учителя Хабада называли Танию «Письменной Торой хасидизма». Книга `Тания` является главным предметом преподавания ученикам хабадских йешив, а также детям и подросткам в системе хабадских школ «Ор Авнер» наравне с Торой и Талмудом. Община `Хабад` существует официально в России с 1991 г. За это время несколько поколений еврейских детей познакомилось с текстами `Тании`. Книга многократно переиздавалась на русском языке с почти абсолютно идентичным текстом.
Учение о душах и превосходстве евреев над другими людьми
Учения о душе имеют все религии классового общества. В иудаизме существует несколько главных его пунктов. Душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы. Душа не зависит от тела, она может существовать и без тела. Душа существует как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц. Также душа бессмертна, а во время сна бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в особой молитве благодарят бога за то, что он вернул им душу. Все другие религии считают, что пока человек жив, душа находится в его теле.
Ключевая идея хабадизма согласно «Тании» – это разделённость людей на две неравные части: евреи и неевреи, которые жестко противопоставлены друг другу. Согласно учению Хабад, Бог создал мир исключительно для евреев. `Царство Его — единственно народ Израиля` (`Тания`, гл. 41, стр. 245)[2].
Согласно учению «Тании» существуют два вида душ: Божественная и животная. Божественной душой обладают только евреи.
"Вторая душа, отличающая каждого еврея, – частица безграничной сущности Бога свыше. Как сказано: "И Ты вдохнул в ноздри его душу жизни"…" («Тания», гл. 2, стр. 43).
Данное высказывание утверждает исключительность евреев как высшей расы по отношению ко всем остальным народам, в представителей которых Бог не вдохнул Божественную душу.
Также евреи согласно «Тании» обладают животной душой первой категории. Она представляет собой невидимую жизненную силу, содержащуюся в крови и поддерживающую жизнь тела. Эта последняя душа происходит из некоего духовного источника, именуемого `клипат нога` (сияющая нечистота), в котором отчасти есть добро. От клипат нога получают жизненную силу все кошерные (разрешенные в пищу) животные, а также растения. "В этом мире, называемом мир Асия, преобладающую часть его составляет зло, с которым смешано лишь немного добра. (От него происходят добрые наклонности в животной душе еврея, как уже упоминалось.) И она ["клипат нога"] представляет собой промежуточное звено между тремя совершенно нечистыми "клипот" и категорией и ступенью святости…" («Тания», гл. 7, стр. 66-67).
Но существует и другая животная душа, низшего порядка, которой обладают исключительно неевреи.
`Однако души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых клипот, в которых нет добра совершенно...` (`Тания`, гл. 1, стр. 45).
Раввин Шнеур-Залман был убежден в том, что неевреи лишены Божественной души, и, следовательно, лишены духовной жизни. Их души, по его убеждению, происходят от некой нематериальной сущности, именуемой `ситра ахра` (другая сторона), роль которой тождественна роли дьявола или духа нечистоты в христианской теологии. Эта триада согласно логике учения Хабада представляет собой клипу идолопоклонства, клипу убийства и клипу прелюбодеяния.
`Однако клипот подразделяются на две ступени, и одна из них выше, а другая ниже первой. Нижняя ступень — это три совершенно дурные и нечистые клипот, в которых совсем нет добра... Их влиянию подвергаются и от них исходят души всех народов мира и их физическое существование, души всех нечистых и запрещенных в пищу животных и их физическое существование, а также существование и дух жизни всех видов запрещенной растительной пищи, как орла, кильэй гакерем и пр.` (`Тания`, гл. 6, стр. 64-65).
Иногда в действия этих зловредных клипот нижней ступени включаются и еврейские души, и тогда они начинают творить зло. Однако раввин Шнеур-Залман полагает, что между еврейским и нееврейским злом существует значительная разница. По его мнению, еврей по природе своей не может желать запрещенного, т.е. еврей не может желать идолопоклонствовать, убивать, грабить и т.д. Он может лишь стремиться злоупотреблять разрешенным (пьянствовать, объедаться и т.д.). При этом нееврей в силу врождённой нечистоты души имеет влечение ко злу и жаждет запрещённого, а еврей – дозволенного, но с неправильной мотивацией.
Источники зла также разделяются на категории «еврейских» и «чужих». Если еврей нарушает Тору, он делает это по вине неевреев, через которых действует ситра ахра, но не сам по себе. Таким образом, все, что делает еврей — добро, все, что делает нееврей — зло. Поступки еврея всегда диктуются добрыми побуждениями, а поступки нееврея — злыми. Следовательно, любой еврей оказывается лучше нееврея, и следует утверждать, что нет плохих евреев. Носителями добра в мире признаются исключительно евреи.
"Поэтому влечение и сила, жаждущая запрещенного, – это злой дух из категории "чужих духов зла", то есть влечение ко злу, свойственное неевреям, души которых коренятся в трех нечистых "клипот". Нечто совсем иное представляют собой влечение и сила, жаждущая дозволенного [только] ради самоудовлетворения, – это злой дух из категории "еврейских духов зла", потому что [жизненная сила дозволенного] может вернуться к стороне святости, называемой Кдуша, как уже говорилось." («Тания», гл. 8, стр. 72-73).
По мысли раби Шнеур-Залмана, основное стремление каждой еврейской души - соединиться со Всевышним.
`И в дополнении следует глубже объяснить слова: `Свеча Всевышнего — человеческая душа`. Это значит, что души евреев, называемых «человек» (адам), сравнимы со светом свечи, непрестанно колеблющимся (и тянущимся) кверху по природе своей...` (`Тания`, гл. 19, с. 117).
`Природа` - понятие, которым обозначается все, что не зависит от обоснования и познания` (там же), — поясняет автор. Иными словами, стремление к единству со Всевышним у евреев обусловлено самой их природой, расовым происхождением, а не доводами разума, воспитанием, т.е. внешними факторами. Это стремление р. Шнеур-Залман называет «коах ма» (святость),
`и это полная противоположность категории «клипа» и «ситра ахра», от которой происходят души народов мира, делающих добро для самоудовлетворения и говорящие: `дай, дай` и `насыть меня`, дабы быть самостоятельно существующим и, как говорилось выше, в противоположность категории мудрости. И потому они называются `мертвыми`, ибо `мудрость оживляет`, и сказано: `умрут, но не в мудрости`` (`Тания`, гл. 19, стр. 119).
Отметим, что речь здесь идет о неевреях вообще. Следовательно, в соответствии с теорией, изложенной в `Тании`, все неевреи могут считаться духовными мертвецами. Эта идея подтверждается множеством деталей как сама собой разумеющаяся. Например, заповедь «Люби ближнего своего, как самого себя» доступна лишь «каждой еврейской душе, как великой, так и малой» («Тания», гл. 32, стр. 189), лишь души евреев «коренятся в едином Б-ге и только тела разделены» (там же), лишь «всеобщая витальная душа всех евреев станет святой колесницей Всевышнему» («Тания», гл. 37, стр. 211), благородное намерение человека предать свою душу Всевышнему «совершенно и полностью истинно в душе каждого еврея в любое время и в любой час, (и исходит оно) от естественной любви, унаследованной нами от наших праотцев» («Тания», гл. 41, стр. 255-256) и т.д.
Книга `Тания` не только ставит неевреев ниже евреев в духовном и интеллектуальном плане, но более того, фиксирует, что они хуже самой ситра ахра и клипот, то есть нечистоты.
`...ибо «клипа» не облечена в вещественное тело, и знает своего Властителя, и не восстает против Него действием, и если она и посылает своих дурных посланцев, да сохранит Всевышний, то лишь по воле Его... И человек, таким образом нарушающий волю Его, благословенного, намного хуже и ничтожнее стороны «ситра ахра» и «клипа», называемых идолопоклонство и иные боги, он совершенно отделен от единственности и единства Всевышнего, более чем эта сторона, и как бы отрицает единство Его более нее, да сохранит Всевышний` (`Тания`, гл. 24, стр. 139-141).
Из вышеприведенного ясно, что речь идет исключительно о неевреях, ибо идолопоклонство и неверие некоторых евреев объясняется автором `Тании` влиянием неевреев или ситра ахра.
Но евреи способны раскаяться и исправиться, если окажутся перед испытанием. У неевреев же, как явствует из вышеприведенных рассуждений `Тании`, такого шанса нет, за исключением немногих, в которых живет `еврейская душа`. Поэтому главный разоблачительный пафос «Тании» направлен не на грешных еврееев, а на неевреев. Еврея, попавшего в плен клипот, Шнеур-Залман сравнивает с королем, лицо которого окунули в уборную с испражнениями (`Тания`, гл. 24, стр. 145).
Аналогично воспринимается общение еврея с неевреем. В `Тании` нельзя найти ни одного положительного примера общения еврея с неевреем, зато есть один отрицательный: в смоделированной Шнеуром-Залманом ситуации «грешник-нееврей» стоит возле сосредоточенно молящегося еврея «и мешает и говорит с ним, чтобы его запутать» («Тания», гл. 28, стр. 162-163).
Но вышеописанное состояние мира, по `Тании`, продлится не вечно. «…`ситра ахара` и нечистота — «отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит» («Тания», гл. 22, стр. 130), т.е. Бог ненавидит народы мира, равно как и всех нечистых животных, поддерживаемых клипами. В будущем, когда придет Машиах (Мессия), `тогда все «клипот» уничтожаются совершенно перед Всевышним, как будто их и не было, как сказано: `Все народы, как ничто перед Ним и т.д.`, а также: «Ибо вот враги Твои, Всевышний, ибо вот враги Твои погибнут, рассеются и т.д.» (`Тания`, гл. 19, стр. 121).
Здесь Шнеур-Залман прямо ставит знак равенства между нечистотами и народами мира.
Итак, согласно «Тании» `клипот` (нечистоты) = рвота и испражнения = нечистые животные = народы мира.
Евреи же — единственные, к кому, по мнению Шнеура-Залмана, можно применить понятие `человек`. Автор «Тании» убежден в конечной гибели всех народов мира с приходом Мессии.
`Поставил Он тьме предел` (это сказано о конце дней, когда (Всевышний) уничтожит дух нечистоты на Земле, и раскроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть вкупе, как объясняется далее), а особенно в землях народов мира, воздух которых нечист и полон «клипот» и (властвует там) «ситра ахра»...` (`Тания`, гл. 33, стр. 191-192).
По убеждению Шнеура-Залмана, трем клипотам (следовательно, и народам мира) `...нет вознесения вовеки, разве только путем обращения их в ничто и полного уничтожения, как написано: `И дух нечистоты смету с лица Земли` (`Тания`, гл. 37, стр. 211).
`И значит, все три нечистые клипот будут уничтожены совершенно, обращены в ничто` (`Тания`, гл. 37, стр. 213).
Если материальным отображением трех нечистых клипот, по `Тании`, являются народы мира, то под земным отображением клипат нога, по логике, надо понимать евреев, увлеченных `нееврейскими премудростями` (науками, искусством, спортом и т.д.). По мнению р. Шнеура-Залмана, они тем самым `оскверняют свой интеллект`, ибо `нееврейские премудрости более нечисты, чем пустые занятия` (`Тания`, гл. 8, стр. 74), «они облекают и оскверняют силы интеллекта Хабад в его Б-жественной душе нечистотой "клипат нога", содержащейся в этих премудростях» («Тания», гл. 8, стр. 75). Ими можно заниматься исключительно «для того, чтобы иметь заработок», но не ради их самих (`Тания`, гл. 8, стр. 75).
Исторический процесс после прихода Машиаха, которого любавические хасиды видят непременно хабадником и потомком царя Давида через Шнеура-Залмана, по логике `Тании` выглядит следующим образом. Бог уничтожает три клипы, и соответственно, уничтожаются все питаемые ими нечистые животные и народы мира. Затем преображается клипат нога, являющаяся для евреев и чистых животных источником жизни, и заблудшие евреи возвращаются к учению Хабад.
Земля при этом не считается Шнеуром-Залманом нечистотой, и, следовательно, сохраняет свое существование, или же преобразуется в эфирное тело. Гидросфера, атмосфера, поддерживаемые, по логике `Тании`, клипотами, должны уничтожиться.
Миллионы еврейских душ-искр объединяются в первозданные 600 тысяч. Таким образом, 600 тысяч еврейских душ, парящих над пустынной (или эфирной) Землей есть подлинный апофеоз истории по `Тании`.
Как известно, расизм имеет три основные черты:
1. Теория превосходства одной расы над другой. 2. Теория неизменности духовных и интеллектуальных качеств `высших` и `низших` рас во времени. 3. Стремление к геноциду `неполноценных` рас, их порабощению, изоляции и/или самоизоляции от них (апартеид и автоапартеид).
Все это в полной мере присутствует в труде р. Шнеура-Залмана `Тания` в виде следующих основных идей (в соответствующей нумерации):
1. Еврейские души — частицы самого Бога. Неевреи лишены Божественной души. Неевреи обладают лишь животной душой, `в которой нет добра совершенно`. Еврейская мудрость — мудрость высшего порядка, нееврейская мудрость — `хуже пустых занятий`.
2. Клипотам (а стало быть, народам мира, питаемым ими), `нет вознесения вовеки` как морально несовершенным. Еврейские же души `по природе своей не могут желать запрещенного`.
3. Согласно `Тании`, в будущем `клипот уничтожаются совершенно перед Всевышним, как будто их и не было, как сказано: `все народы как ничто перед Ним...`.
Анализ книги «Тания» заставляет сделать вывод о расистском характере её доктрины, о пропаганде книгой идей расовой неполноценности неевреев, о возбуждении ненависти к неевреям и унижения достоинства группы лиц, а именно неевреев, по признакам расовой и национальной принадлежности.
Учение о загробной жизни
Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга.
Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом `шеол` (перевод слова неизвестен). Шеол - это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле.
Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины нашего века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай (`ган эден`). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова `шеол` и `геенна`. (`Геенной` называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли `гоями`) навсегда.
Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом в третьем есть лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно. Небесную награду, по мнению ряда богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.
Пищевые запреты
Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют `кашерным` (`кашер` с иврита переводится как `подходящий`, `правильный`). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи.
Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс.
Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.
Примечания
- ↑ Региональные религии
- ↑ «Хабад Любавич». Религиоведческо-лингвистическое исследование книги `Ликутей Амарим (Тания)`. Горюнов Д.В., кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и философии Пермского государственного института культуры Гиляров К.В., специалист по иудаике, автор книги «Тайна Таньи» Трунов Д.Г., доктор философских наук, профессор кафедры конфликтологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Пустовалов А.В., кандидат филологических наук, доцент филологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета