2016/06/07 12:37:23

Интервью TAdviser с руководителем направления видеоконференцсвязи компании КРОК Михаилом Никифоровым

VaaS-услуга (Videoconferencing as a Service) от КРОК на технологиях Polycom позволяет осуществлять аудио- и видеокоммуникации с высоким уровнем качества и надежности, и по функциональным возможностям не уступает классическим ВКС-решениям. Облачный сервис не требует от заказчика инвестиций на создание или расширение собственной инфраструктуры видеоконфренцсвязи. На вопросы TAdviser об облачных ВКС ответил Михаил Никифоров, руководитель направления видеоконференцсвязи компании КРОК.

Михаил
Никифоров
Многоточечная видеоконференцсвязь из облака интересна территориально-распределенным корпоративным заказчикам

Интересует ли российского заказчика ВКС из облака? Есть ли спрос на эту услугу?

Михаил Никифоров: Спрос на услугу, несомненно, есть, но он пока не слишком большой. Однако ряд серьезных предпосылок, включая преимущество самой технологии, дает нам уверенность предположить, что облачная видеоконференцсвязь получит на российском рынке широкое распространение в самое ближайшее время.

Каковы эти преимущества?

Михаил Никифоров: Во-первых, это возможность достаточно быстро нарастить мощности видеоконференцсвязи, если услугу, в частности, предоставляет системный интегратор, располагающий широкой линейкой инфраструктурных продуктов ВКС – серверов многоточечной конференцсвязи и серверов управления. Таким образом, заказчик может оперативно подключать к сеансам видеосвязи практически любое количество участников, в том числе и переговорные комнаты. Если у заказчика нет терминального оборудования для переговорных комнат – не проблема, КРОК может предоставить его в аренду.

В случае собственной классической инфраструктуры ВКС, которая рассчитана на определенное количество пользователей, масштабировать возможности видеоконференцсвязи можно, только докупив необходимое оборудование или лицензии. Это сложнее, дольше и гораздо затратнее. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft

Во-вторых, это отсутствие капитальных затрат на развитие собственной ВКС, поскольку заказчик не вкладывается ни в аппаратную, ни в программную составляющие инфраструктуры, т.е. оплачивает только услугу. Финансовая модель сервиса основана на операционных расходах, которые можно регулировать по мере необходимости – возможно оформление месячной, полугодовой, годовой подписки. Стоимость услуги зафиксирована в рублях и зависит от количества участников и одновременно проводимых конференций, а также типов подключаемых устройств (ВКС-терминалы, мобильные телефоны, стационарные ПК).

В-третьих, используя ВКС из облака, у заказчика отпадает необходимость самостоятельно администрировать инфраструктуру. От него ничего не требуется для обеспечения работы системы ВКС. У нас реализован сценарий, когда участники сами дозваниваются до конференций, подключаются к ним и работают самостоятельно. При желании заказчик может управлять услугой видеосвязи. Для этого администратору предоставляется доступ к специальному web-порталу самообслуживания. На web-портале можно видеть списки пользователей и конференций, просматривать статистику пользования ВКС, менять PIN-коды.

Какие возможности предоставляет облачная ВКС для участников?

Михаил Никифоров: Точно такие же, как и классические ВКС-решения: это непосредственно само участие в конференции, пользование единым списком контактов, обмен мгновенными сообщениями, совместная работа над документами, а также запись видеосеансов.

Можно ли подключиться к сеансу видеосвязи удаленно, например, с мобильного телефона во время командировки?

Михаил Никифоров: Да, можно. Участвовать в конференции можно и со стационарного ПК, и любого мобильного устройства (ноутбука, планшета, телефона). Для общения сотрудников одной компании (имею в виду быстрое подключение к видеосеансу) будет гораздо удобнее скачать специальное приложение.

К конференции могут подключиться и внешние пользователи, компании которых имеют стандартные ВКС-решения любых производителей. Если у организаций нет ВКС-инфраструктуры, то принять участие в сеансе видеоконференцсвязи можно через web-браузер или систему унифицированных коммуникаций Skype for Business (Microsoft Lync).

А каков обычно диапазон использования видеоконференцсвязи по числу участников, минимум - максимум?

Михаил Никифоров: Практика проведения сеансов многоточечной видеоконференцсвязи показывает, что в ВКС обычно участвуют от трех до нескольких десятков человек. По формату это может быть как одна конференция на всех, так и, например, несколько одновременно проводимых видеосеансов с небольшим количеством сотрудников. Технически можно подключить к ВКС и гораздо большее количество пользователей.

Есть ли стереотипы, которые мешают российскому бизнесу оценить преимущества ВКС из облака уже сегодня?

Михаил Никифоров: Мешает, в первую очередь, менталитет российского заказчика, предполагающий преимущество полного контроля за любыми процессами и системами над экономикой вопроса. Для безопасного использования ВКС (чтобы данные хранились на площадке заказчика), как считает корпоративный пользователь, целесообразнее иметь собственное оборудование, а не получать видеоконференцсвязь из облака. Это, кстати говоря, относится не только к ВКС, но и к любой облачной услуге. В результате, невзирая на ряд очевидных преимуществ использования сервиса из облака, выбор зачастую делается в пользу покупки собственного ВКС-оборудования.

Каким образом гарантируется конфиденциальность связи в случае ВКС из облака?

Михаил Никифоров: Мы обеспечиваем два уровня безопасности. Во-первых, все видеоконференции защищены паролями, которые назначаются самим заказчиком. Это базовый уровень, позволяющий избежать подключения к ВКС несанкционированных пользователей и предоставляемый по умолчанию при покупке услуги. Более того, с помощью web-портала администратор заказчика может контролировать все подключения к мероприятиям.

Во-вторых, в случае повышенных требований к безопасности ВКС, дополнительная защита коммуникации обеспечивается при использовании выделенного канала связи. В этом случае весь трафик, циркулирующий между терминалами заказчика и нашей ВКС-инфраструктурой, шифруется.

Вы предоставляете облачную ВКС в составе пакета услуг или как самостоятельный сервис?

Михаил Никифоров: На данном этапе мы предлагаем ВКС из облака как самостоятельный сервис. Кстати, сейчас он доступен всем заинтересованным компаниям для бесплатного тестирования.

Существуют ли специфические запросы по функционалу от компаний из различных отраслей экономики по организации ВКС?

Михаил Никифоров: Как показывает практика, ВКС из облака интересна компаниям любой отрасли, и в плане функционала у видеоконференцсвязи отраслевой специфики нет. С соответствующими запросами на решения ВКС к нам обращаются представители и нефтегазовой отрасли, и ритейла, и финансов, и образовательной сферы. Основной признак – территориальное распределение структуры организации. Однако облачный сервис ВКС также будет актуальным и для тех компаний, которые проводят большое количество совещаний, например, с подрядчиками, и стремятся повысить скорость и эффективность принятия решений. В этом случае ВКС из облака позволяет экономить не только время сотрудников, но и оптимизировать расходы на командировки. Все вместе это позволяет сократить операционные затраты бизнеса.

Каков основной тренд распространения и развития ВКС из облака в российской экономике?

Михаил Никифоров: По прогнозам аналитиков, к 2020 г. рынок облачных услуг видеоконференцсвязи в мире может достигнуть $ 2,9 млрд. Спрос на облачный сервис, несомненно, будет расти и в России. В общем, мы с осторожным оптимизмом смотрим в будущее. Тем более, что наш партнер компания Polycom всегда предлагает рынку инновационные решения ВКС, и с каждым годом спектр решений и сервисов для конечных заказчиков расширяется.