Землетрясение и цунами в Индийском океане 2004 года
В воскресенье 26 декабря 2004 года в 07:58:53 по местному времени, подводное землетрясение вызвало цунами, ставшее самым смертоносным в современной истории. Магнитуда землетрясения составила, по разным оценкам, от 9,1 до 9,3. Это землетрясение входит в тройку самых сильных землетрясений за всю историю наблюдения, стало одним из самых смертоносных стихийных бедствий в истории человечества и самым разрушительным цунами в истории.
Содержание |
Основная статья: Землетрясения
Сдвиг Индийской плиты под Бирманскую на протяжении 1,2 тыс км и гигантские обрушения породы
Эпицентр землетрясения находился в Индийском океане, к северу от острова Симёлуэ, расположенного возле северо-западного берега острова Суматры (Индонезия).
Землетрясение было необыкновенно большим в географическом смысле. Произошёл сдвиг около 1200 км (по другим оценкам — 1600 км) породы на расстояние в 15 м вдоль зоны субдукции, в результате чего Индийская плита сдвинулась под Бирманскую плиту.
Сдвиг не был единовременным, а был разделён на две фазы в течение нескольких минут. Первая фаза сформировала разлом размерами примерно 400 км на 100 км, расположенный на глубине 30 км под морским дном. Разлом формировался со скоростью около 2 км/с, начиная от берега Асэ в сторону северо-запада в течение около 100 секунд. Затем возникла пауза примерно в 100 секунд, после чего разлом продолжил формироваться на север в сторону Андаманских и Никобарских островов, которые, по-видимому, сместились на юго-запад примерно на 1,25 метра и опустились на 1 метр.
В феврале 2005 года британское военное судно HMS «Скотт» обследовало морское дно в районе землетрясения, глубина которого варьируется от 1000 до 5000 м. Исследование, проведённое с помощью многолучевой гидролокационной системы высокого разрешения, показало, что землетрясение оказало значительное влияние на рельеф морского дна. Надвиги высотой 1500 метров, образовавшиеся в результате предыдущей геологической активности вдоль разлома, обрушились, вызвав оползни шириной в несколько километров. Один из таких оползней состоял из цельного блока породы высотой около 100 метров и длиной 2 км. Импульс воды, вытесненной в результате тектонического поднятия, также протащил массивные глыбы породы, каждая весом в миллионы тонн, на расстояние 10 км по морскому дну. В зоне землетрясения обнажилась океаническая впадина шириной в несколько километров.
Поднятие морского дна на несколько метров вызывает самое крупное в истории цунами
Землетрясение 2004 года в Индийском океане привело к подъему морского дна на несколько метров, что привело к перемещению примерно 30 км3 воды и вызвало разрушительные волны цунами. Волны распространялись наружу по всей длине разрыва в 1600 км (действуя как линейный источник). Это значительно расширило географическую область, в которой наблюдались волны, доходя до Мексики, Чили и Арктики.
Поднятие морского дна значительно уменьшило объём Индийского океана, что привело к постоянному повышению глобального уровня моря примерно на 0,1 мм.
Цунами достигло берегов Индонезии, Шри-Ланки, юга Индии, Таиланда, Мальдивских островов, Сомали и других стран.
За несколько минут до цунами море иногда временно отступает от берега, что наблюдалось в зоне разлома на востоке, например, на побережье Ачеха, на островах Пхукет и Кхао-Лак в Таиланде, на острове Пенанг в Малайзии и на Андаманских и Никобарских островах. Сообщается, что это редкое зрелище побудило людей, особенно детей, отправиться на побережье, чтобы исследовать пространство и собрать выброшенную на берег рыбу.
Ученые, изучавшие ущерб, нанесенный в Ачехе, обнаружили доказательства того, что волна достигала высоты 24 м при выходе на берег на больших участках береговой линии, а в некоторых районах поднималась до 30 м при движении вглубь суши.Александр Краснов, «Штурвал»: Делая настоящий Kubernetes для Enterprise, мы к тому же создали продукт для инженерного сообщества
Наибольшая высота цунами была зафиксирована на холме между Лхокнгой и Леупунгом, на западном побережье северной оконечности Суматры, недалеко от Банда-Ачеха, и составила 51 м.
Так как разлом в 1200 километров был расположен примерно в направлении север-юг, то наибольшей силы волны цунами достигали в направлении восток-запад. Бангладеш, расположенный на северном окончании Бенгальского залива, получил самые незначительные повреждения, несмотря на то, что расположен достаточно низко над уровнем моря.
Во многих местах волны прошли до 2 км суши, а в некоторых (в частности, в прибрежном городе Банда-Ачех) — 4 км.
Жертвы цунами: более 225 тыс человек
Погибло, по разным оценкам, от 225 тысяч до 300 тысяч человек. Точное число погибших неизвестно, так как множество людей было унесено водой в океан.
Индонезия: 172 тыс погибших
Число погибших в Индонезии составило 172 761 человека.
Шри-Ланка: 35 тыс погибших
На Шри-Ланке цунами сначала обрушилось на восточное побережье. Преломлённые волны цунами затем затопили юго-западную часть Шри-Ланки после того, как часть их энергии отразилась от Мальдивских островов.
Регулярный пассажирский поезд, курсировавший между Мараданой и Матарой и перевозивший более 1750 пассажиров, сошёл с рельсов и перевернулся из-за цунами, унеся жизни по меньшей мере 1000 человек в крупнейшей железнодорожной катастрофе в истории. По оценкам, основанным на состоянии береговой линии и отметке уровня воды в близлежащем здании, цунами поднялось на 7,5–9 м над уровнем моря и на 2–3 м выше верхней части поезда.
Потери среди гражданского населения на Шри-Ланке были вторыми по величине после Индонезии: погибло около 35 000 человек. Сильнее всего пострадали восточные берега страны, в то время как юго-западные берега пострадали позже, но число погибших там было таким же значительным.
Андаманские и Никобарские острова
Андаманские острова пострадали незначительно, в то время как остров Малый Андаман и Никобарские острова сильно пострадали от цунами.
На острове Южный Андаман, по словам местных очевидцев, было три волны цунами, причём третья оказалась самой разрушительной.
Наводнение наблюдалось вдоль восточного побережья и в низинах внутри острова, которые были связаны с открытым морем ручьями.
Несколько прибрежных сооружений и многочисленные объекты инфраструктуры, такие как волнорезы и дизельная электростанция мощностью 20 МВт в Бамбуковой долине, были разрушены. В Порт-Блэре вода отступила перед первой волной, а третья волна была самой высокой и нанесла наибольший ущерб.