Содержание |
Основная статья: История музыки в России
Формирование воинской церемонии
История ритуала восходит к 1596 году, когда в походных лагерях ландскнехтов отбой к ночному сну стал объявляться не устной командой, а звуками горна. С середины XVII века сигнал вечерней зари вошел в уставы большинства европейских армий. В Россию этот ритуал сигналов попадает из Голландии откуда ее привез Петр Великий.
В Нидерландах пиво - напиток национальный. Для того чтобы вовремя остановить сладостное возлияние пива был изобретен специальный сигнал трубы - "Закрыть кран!" - кран пивной бочки в кабачке "У старого боцмана" на углу Цветочного и Большого каналов в Амстердаме.
По голландски этот сигнал звучит как "Тап ту". Этот старинный сигнал сохранился до сих пор и дал жизнь таким замечательным, поистине театральным представлениям, именуемым в наши дни фестивалями военных оркестров. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Насаждая в России все голландское, в том числе и любовь к пиву, Петр позаимствовал и военный сигнал "Тап ту". Так он и именовался в петровском Морском Уставе: "Играть тапту". Позднее этот сигнал русифицировался и стал называться "Вечерняя заря". В царствование императора Павла I, который хоть и недолюбливал военную музыку, но зато очень любил воинские церемонии и парады, церемониал Российской вечерней зари достиг вершины совершенства. По указанию монарха придворный капельмейстер Дмитрий Бортнянский обработал (или написал заново) всю музыку ритуала, который в итоге принял следующую форму:
- "Повестка" - исполняемая пиколистами (которые еще и в то время, как при Петре I, именовались "сиповщиками" или флейтщиками) и барабанщиками;
- Сигнал "К Заре" - исполняемый теми же музыкантами;
- "Заря" - исполняемая полным военным оркестром; ("Заря" Д. Бортнянский)
- "Перекличка" - полков и батальонов, участвующих в церемонии. Каждый полк и батальон исполнял свой собственный сигнал на рожках, а позднее, при Александре I, и оркестровую музыку, исполняемую оркестром этого полка или батальона;
- Сигнал "К молитве" - шапки долой! (пиколисты и барабанщики);
- "Молитва" - замечательный гимн "Коль славен", исполняемый оркестром, певчими и всеми присутствующими;
- Сигнал "Окончить молитву" - шапки одеть!
Однако, есть более патриотичная версия возникновения ритуала Зари. Она приведена в книге "Советская военная музыка" изданная в 1977 году[1]:
"Появление ритуалов Торжественной Зари и вечерней поверки, восходит к далеким временам. Древнерусские летописи и другие исторические источники свидетельствуют о том, что «битие Зорь» было распространено на Руси уже в XIV—XV веках, хотя в то время заря еще не имела чисто воинского значения. После «Вечерней Зари» городские (крепостные) ворота запирались, выставлялись караулы, и доступ в город прекращался. Утром, по исполнении «Утренней Зари», вход в населенный пункт становился свободным. «Битие Зорь» осуществлялось на барабанах и трубах. Впервые подробное описание действий «барабанщиков и трубников» в различных случаях жизни войск дается в русском воинском уставе, напечатанном в 1647 году. Окончательное оформление Зари в воинский церемониал произошло в начале XVIII века". |
Несмотря на то что эта версия намного более патриотична, следует к ней относиться осторожно. Книга в которой она приведена очень идеологизирована. Однако, скидывать со счетов ее невозможно.
Как мы видим, в России к концу XVIII (или началу, по книге "Сов.воен.муз") века из просто прикладных воинских сигналов складывается отдельная торжественная церемония в которой главная роль отведена хорам военной музыки или, по современному - военным оркестрам. Такой церемониал мы можем услышать в исполнении Адмиралтейского оркестра ЛВМБ под управлением А. А. Карабанова на диске "Музыка Российской Императорской гвардии" часть I.
Распространие Русской зари в Европе
Благодаря победе русских войск в войне с Наполеоном в 1814 году и практически полной оккупации Европы, музыка Российской вечерней зари приобрела на западе просто ошеломляющую популярность. Она всегда исполнялась в конце инвалидных концертов, получивших в Европе известность как "Монстр-концерты".
Особенно Вечерняя заря полюбилась королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III - близкому другу Александра I, а затем и Николая I. Николай Павлович сделал еще один царский подарок - подарил немцам не только сами ноты и право их исполнения, но и право их печатания в Германии. Трудно переоценить значение этого подарка. Только благодаря ему Российская вечерняя заря не только сохранилась и пережила большевистский погром, но и до сих пор исполняется и любима в Европе.
К сожалению, в России не сохранился этот церемониал, но к счастью, именно наш, позаимствованный ритуал, сохранился в Германии. В Германии не многие знают (или не хотят знать) что их "Der Große Zapfenstreich" есть изначально ритуал с русской музыкой.
Есть история, что Фридрих-Вильгельм III услышал исполнение Зари в лагере русских войск на территории Пруссии в августе 1813 года при освобождении Европы(или "вариация", что он услышал Зарю в русском лагере после боя при Гросгершене), и указом от 10 августа 1813 года устанавливает в прусской армии этот церемониал по русскому образцу. Или, как пишут другие источники, включает исполнение Молитвы "по русскому" образцу, т.е. молитва (Gebet) включается в церемонию. Видимо, это был хорал Бортнянского "Коль славен" с заново написанными словами - "Ich bete an die Macht der Liebe".
Император Николай Павлович подарил право печатания нот в Пруссии, это случилось в 1836 году при его визите в Берлин. Как пишут немцы, тогда же окончательно сформировалась церемония Вечерней зари "по русскому образцу". Так в Пруссии/ФРГ/Германии появился наш ритуал "Ich bete an die Macht der Liebe" и "Коль славен":
В варианте Бортнянского Российская вечерняя заря просуществовала до 1836 года, когда в нее вошел новый русский народный гимн "Боже, Царя храни!". Включая новый гимн "Боже, Царя храни!" в ритуал Зари, Николай I не отменил старый - "Коль Славен", а оставил на своем законном месте. Таким образом, в Российской вечерней заре стали звучать оба гимна - и старый и новый.
Торжественная (Красная) заря в СССР
Торжественная заря (Красная заря) советская версия Вечерней зари. В 1927 (1933, по версии В. И. Тутунова) году С. А. Чернецкий написал новую музыку для церемонии. В мелодии "Повестки" различима мелодия "Оды к радости" из IV части симфонии №9 Л. ван Бетховена, она очень органично вписана в музыку. В церемонии исполнялся гимн СССР и при прохождении войск участвовавших в церемонии строевые марши. Позднее церемония дополнялась. За 15 минут до начала Торжественной Зари подавался сигнал "Повестка для Торжественной Зари", исполняемый на фанфарах и трубах. Перед началом исполнения музыки Зари пускались три сигнальные ракеты, после чего артиллерийская батарея производила залп холостыми выстрелами. Сводный военный оркестр, находящийся в центре построения войск, исполняет Зарю, а затем Гимн Советского Союза, после чего войска проходят торжественным маршем.
В Советских Вооруженных Силах при расположении в учебных центрах и лагерях Заря исполнялась ежедневно после окончания вечерней поверки, а при расположении войск в казармах — после окончания общей батальонной или полковой вечерней поверки. Музыка Зари, исполняемая в это время, написана композитором С. А. Чернецким. При расположении войск в лагере в дни государственных праздников СССР, праздников видов Вооруженных Сил, родов войск, годовых праздников частей (соединений) и при посещении лагерного сбора лицами, перечень которых определён Уставом внутренней службы Вооружённых Сил СССР, проводилась торжественная Заря. Для этого весь личный состав лагерного сбора выстраивался на месте, указанном начальником лагерного сбора. В определённое для Зари время пускаются одна за другой 3 сигнальные ракеты и назначенная артиллерийская батарея производила залп холостыми выстрелами, сводный оркестр играл Зарю, а затем исполнял Гимн Советского Союза, после чего войска проходили под оркестр[2].
CD с музыкой XVIII века
Примечания
- ↑ Давно пытаюсь выяснить откуда нас церемония вечерней зари
- ↑ Устав внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР, М., 1969. И. И. Андронов.