Централизация бюджетного учета государственных органов и организаций на базе Федерального Казначейства
Заказчики: Федеральное казначейство Министерства финансов РФ Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: 1С Акционерное общество, 1С-Парус Продукт: 1С:Предприятие 8.4На базе: 1С:Предприятие 8.0 Второй продукт: 1С:Бухгалтерия государственного учреждения Третий продукт: 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8 Дата проекта: 2018/09
|
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
Технология: Учетные системы
|
Содержание |
2021: Статус проекта и планы на следующие 6 лет
Заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев, выступая на конференции TAdviser SummIT 23 ноября, рассказал о стратегических направлениях цифровой трансформации госфинтеха.
Один из больших проектов, который ведет Казначейство, связан с централизацией бухучета. Была поставлена задача завести в периметр порядка 5 тыс. организаций, подведомственных правительству, и в них обеспечить централизацию учёта. Этот процесс должен завершиться в 2021 году, и он уже реализован. Для 52 министерств, их подведов и территориальных органов Казначейство уже оказывает сервис централизованного бухучета на основе единого программного продукта в облаке.
Стратегия на ближайшие 6 лет по централизации учета предполагает дальнейшее развитие: количество органов власти в России, в том числе муниципальных, достаточно велико, и в Казначействе разработали различные варианты подходов предоставления сервиса. В частности, вариант сервиса «под ключ» - ведение полностью учета и расчета заработной платы за организацию, вариант предоставления сервиса, как продукта, в котором организация может работать. А третий - если у организации есть своя зрелая система, предлагать ей интеграцию с системой учета Казначейства.
2019: Замруководителя Казначейства - о первых итогах централизации бухучета
Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства, рассказал о первых итогах централизации бухгалтерского учета в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ), выступая на конференции TAdviser SummIT 29 мая 2019 года.
В результате реализации проекта органы власти прекратят разрозненные закупки бухгалтерского софта и перейдут на единое решение, созданием которого занимается Казначейство.
Александр Албычев отметил, что проект сложный, и в рамках него параллельно решаются две задачи. Первая задача – технологическая: перевод на единое сервисное обслуживание бухгалтерских систем, их перенос в единый ЦОД Минфина. Вторая задача – функциональная и более длительная: передача полномочий ведения бухучета.
С января 2019 года первые 12 органов власти с необходимыми полномочиями ведут расчет заработной платы и отчетность в единой системе. Дальнейший постепенный перевод госорганов на новую модель бухучета предполагает, что в 2021 году уже 51 ФОИВ будет работать в централизованной среде. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Исторически сложилось так, что в ФОИВах работали отделы бухгалтерии, куда вся организация приносила массу бумажных документов, после чего данные этих документов вносятся в информационную систему, рассказывает Албычев. Теперь основная задача – разорвать этот принцип, и, как в классических ERP-системах, минимизировать бумажный документооборот и обеспечить интеграцию с другими ИТ-системами. По состоянию на май 2019 года бухгалтерский электронный документооборот составляет порядка 35%.
Один из основных бизнес-процессов – это единая информационная система управления кадровым составом. Ее оператором является Министерство цифрового развития. С января 2019 года все ФОИВ ведут свое кадровое производство в этой системе. С ней также интегрируются бухгалтерские системы ФОИВ.
Еще один интегрированный сервис реализуется с платежной системой Казначейства. Здесь основной принцип – необходимо, чтобы прямо из систем бухучета все заявки на платежи напрямую поступали в платежную систему.
Бухгалтерская система интегрируется и с единой системой госзакупок. По состоянию на май часть работы уже проделана. В частности, это касается смарт-контрактов. Еще одна важная система, с которой проводится интеграция, - «Электронный бюджет».
Выполнив интеграцию с указанными системами, мы подойдем к 85-90% объема обмена документов в электронном виде. Это наша цель, и на этот год мы к этому стремимся, - отметил замруководителя Казначейства. |
О TAdviser SummIT
TAdviser SummIT состоялся в Москве 29 мая 2019 года и привлек более 640 участников - руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. В пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало более 70 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Holiday Inn Сокольники.
2018
План перехода ФОИВ на централизованный бухучет
31 октября 2018 года в Минюсте был зарегистрирован приказ Казначейства, устанавливающий график перехода федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и казенных подведомственных учреждений на облачную систему ведения бюджетного учета, а также расчета заработной платы[1]. Согласно ему, первыми ведомствами, которые подключатся к централизованному ПО для учета в 2019 году, станут Минпромторг, Министерство по развитию Дальнего Востока, Минсельхоз, Минстрой, Минфин, Минкомсвязи, Минэкономразвития и др.
В числе ведомств, которые последними подключатся к сервису, станут Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта и др. Минздрав и ФНС также в рядах последних: их подключение должно состояться к 1 января 2020 года.
Всего план охватывает 49 федеральных ведомств. В нем отсутствует Росаккредитация, которая тоже подключается к системе в рамках пилотного проекта. Таким образом, централизация затронет 50 ФОИВов.
Общее число федеральных ведомств составляет около 80. Не планируется подключать, в частности, силовые ведомства.
N п/п | Наименование федерального органа исполнительной власти | График перехода | |
Этап 1. Начало оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения для ведения бюджетного учета, в том числе в составе существующих автоматизированных систем | Этап 2. Начало предоставления права пользования программным обеспечением для ведения бюджетного учета посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуг облачных вычислений), выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения для ведения бюджетного учета и выполнения работ, оказания услуг по установке и настройке программного обеспечения для ведения бюджетного учета | ||
1. | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
2. | Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
3. | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
4. | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
5. | Министерство финансов Российской Федерации | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
6. | Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
7. | Министерство экономического развития Российской Федерации | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
8. | Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
9. | Федеральная служба по труду и занятости | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
10. | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
11. | Федеральное агентство по управлению государственным имуществом | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
12. | Федеральное казначейство | 01.01.2019 | 01.01.2019 |
13. | Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа | 01.01.2019 | 01.04.2019 |
14. | Министерство спорта Российской Федерации | 01.01.2019 | 01.04.2019 |
15. | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | 01.01.2019 | 01.04.2019 |
16. | Федеральное агентство лесного хозяйства | 01.01.2019 | 01.04.2019 |
17. | Федеральное агентство по делам молодежи | 01.01.2019 | 01.04.2019 |
18. | Федеральное агентство по делам национальностей | 01.01.2019 | 01.04.2019 |
19. | Федеральное агентство по недропользованию | 01.01.2019 | 01.04.2019 |
20. | Федеральное агентство по рыболовству | 01.01.2019 | 01.04.2019 |
21. | Федеральное агентство связи | 01.01.2019 | 01.04.2019 |
22. | Министерство культуры Российской Федерации | 01.01.2019 | 01.07.2019 |
23. | Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии | 01.01.2019 | 01.07.2019 |
24. | Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | 01.01.2019 | 01.07.2019 |
25. | Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям | 01.01.2019 | 01.07.2019 |
26. | Федеральная служба по интеллектуальной собственности | 01.01.2019 | 01.10.2019 |
27. | Федеральное агентство водных ресурсов | 01.01.2019 | 01.10.2019 |
28. | Федеральное агентство железнодорожного транспорта | 01.01.2019 | 01.10.2019 |
29. | Федеральная служба государственной статистики | 01.04.2019 | 01.01.2020 |
30. | Министерство здравоохранения Российской Федерации | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
31. | Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
32. | Министерство транспорта Российской Федерации | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
33. | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
34. | Министерство энергетики Российской Федерации | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
35. | Федеральная антимонопольная служба | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
36. | Федеральная налоговая служба | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
37. | Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
38. | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
39. | Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
40. | Федеральная служба по надзору в сфере природопользования | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
41. | Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
42. | Федеральная служба по надзору в сфере транспорта | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
43. | Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
44. | Федеральная таможенная служба | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
45. | Федеральное агентство воздушного транспорта | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
46. | Федеральное агентство морского и речного транспорта | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
47. | Федеральное агентство по туризму | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
48. | Федеральное дорожное агентство | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
49. | Федеральное медико-биологическое агентство | 01.01.2020 | 01.01.2020 |
Пилотный проект
До конца 2018 года «1С» запустит пилотный проект по переходу федеральных органов на облачную систему бухучета. Ранее в этом же году компания выиграла соответствующий конкурс Федерального казначейства на выполнение работ по созданию подсистемы управления нефинансовыми активами, подсистемы управления кадрами, развитию подсистемы учета и отчетности государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»[2].
Объем контракта с Казначейством на выполнение этих работ составил около 183 млн рублей.
Технологически облачный сервис, разрабатываемый «1С» в рамках проекта, базируется на решениях, развернутых в сервисе «1С:Fresh», но их необходимо доработать под специфические требования Казначейства, рассказала TAdviser замдиректора «1С» по работе с корпоративными клиентами Марина Слесаренко. Система будет более комплексной и будет интегрирована c частью информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Она должна обеспечивать сквозную, более глубокую автоматизацию и роботизацию по сравнению с «1С:Fresh» в «классической» конфигурации.
Развернут сервис будет как частное облако на вычислительных ресурсах Казначейства. Одно из требований к решению – оно должно иметь возможность функционирования на ОС и СУБД, присутствующих в реестре отечественного ПО, указано в ТЗ.
На этапе пилотного проекта к облачному сервису в рамках опытной эксплуатации подключится само Казначейство с частью территориальных органов и Росаккредитация со всеми территориальными органами, говорит Марина Слесаренко.
В общей сложности в рамках постановления правительства РФ по переходу к облачному решению подключатся порядка 1,5-2 тыс. юридических лиц. Для дальнейшего подключения к сервису других ФОИВов будут проводиться новые конкурсы и привлекаться новые подрядчики.
Схожий масштабный проект по разработке сервиса облачной бухгалтерии «1С» ранее реализовывала для госорганов Москвы. Марина Слесаренко отмечает, что проект с Казначейством является более сложным. В нем присутствует большая территориальная разрозненность и особенности процессов разных ФОИВ.
Постановление правительства
В июне 2018 года вышло постановление правительства N 658 о централизованных закупках офисного ПО, а также ПО для ведения бюджетного учета и ПО в сфере информационной безопасности. Документ определил Федеральное казначейство ответственным за централизованные закупки ПО для ведения бюджетного учета для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ, и подведомственных им казенных учреждений.
В результате проведенного анализа систем бюджетного учета в госорганах федерального уровня Казначейство выяснило, что около 60% администраторов средств федерального бюджета и около 70% подведомственных им учреждений используют ПО на платформах «1С: Предприятие».
На уровне Минфина и Казначейства было принято решение о реализации учетной и зарплатной подсистем «Электронного бюджета» на платформе «1С:Предприятие» на базе конфигураций «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» и «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения».
Массовая централизация бухгалтерского ПО федеральных ведомств на базе ЦОД Казначейства должна пройти в 2-3 волны в 2019-2020 гг.
Читайте также