Проект

Ускорить подключение абонентов на 35%: телеком-оператор из Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut

Заказчики: Таттелеком

Казань; Телекоммуникация и связь

Подрядчики: Bercut (НПФ Беркут)
Продукт: Проекты ИТ-аутсорсинга

Дата проекта: 2023/12 — 2024/08
Технология: ИТ-аутсорсинг
подрядчики - 851
проекты - 2658
системы - 184
вендоры - 124

Промышленные масштабируемые ИТ-системы позволяют телеком-операторам не только внедрять перспективные технологии, но и существенно сокращать ТСО, то есть совокупную стоимость владения решением. Так, крупнейший в Республике Татарстан универсальный оператор ПАО «Таттелеком», под брендом «Летай» предоставляющий широкий спектр телеком-сервисов, в том числе услуги мобильной и фиксированной связи, вместе с российским разработчиком Bercut завершили второй этап масштабного проекта по миграции абонентов на новый FMC-биллинг. Одна из ключевых задач партнеров по итогам всех этапов проекта — повысить скорость и качество клиентского сервиса.

От ограниченных возможностей к единому конвергентному BSS

Оператор «Летай» выбрал решение Bercut в рамках тендера летом 2022 года. Текущий биллинг уже не отвечал потребностям телеком-компании: он не мог обеспечить условия для обслуживания растущего числа абонентов и не справлялся с вызовами рынка. На реализацию любой доработки в продукте, независимо от ее масштаба, уходили месяцы работы. Оператор был вынужден отказываться от большинства своих идей по причине отсутствия технических возможностей.

«
Система, с которой «Таттелеком» работал раньше, была внедрена 15 лет назад. Тогда хорошей считалась скорость в 400 килобит в секунду, сейчас мы оперируем скоростями 250–500 мегабит в секунду. Трафик вырос в тысячи раз! А на пике трафик на сетях «Таттелекома» сегодня превышает 850 гигабит в секунду, — рассказал Изил Алтынбаев, начальник центра развития систем расчетов департамента оператора, одному из бизнес-изданий Татарстана.
»

Изил в свое время внедрял предыдущую систему, он же возглавил команду, отвечающую за миграцию на новый биллинг.

Оператору требовался современный технологический стек, способный консолидировать процессы обслуживания FMC-абонентов в едином BSS-решении. Переход с одного биллингового решения на другое связан с серьезными рисками для бизнеса. По словам генерального директора «Таттелекома» Айрата Нурутдинова, при остановке системы электронного документооборота на полдня сотрудникам будет неприятно, но это не приведет к критическим последствиям для компании. Биллинг, неработающий даже в течение 10 минут, оставит всех абонентов без связи и Интернета. Оператору было необходимо избежать подобных последствий, особенно в процессе перехода на новое решение, поэтому среди важных условий выбора нового партнера он выделял безопасную миграцию абонентской базы на новый стек. Также «Таттелеком» хотел самостоятельно создавать тарифы без дополнительного привлечения вендора, чтобы снизить ТСО решения и ускорить вывод на рынок новых цифровых продуктов.

К моменту проведения тендера российский разработчик Bercut существовал на рынке более 28 лет, имел богатый опыт создания и внедрения биллинговых решений в интересах российских и зарубежных операторов, в том числе таких клиентов, как «Ростелеком» и Т2 (бывш. «Теле2»). Bercut предложил «Таттелеком» конвергентную биллинговую систему IN@Voice в рамках комплекса Convergent BSS. Набор решений в составе BSS-комплекса Bercut позволяет управлять бизнес-процессами, связанными с продуктами, доходами и взаимодействием с клиентами, и обеспечивает условия для долгосрочного технологического развития операторов связи.

Предложение Bercut стало для клиента оптимальным по бюджету и функциональности, также команда вендора проактивно включилась в работу, несмотря на амбициозные сроки. Например, перед стартом проекта вендор провел глубинный GAP-анализ, чтобы сделать процесс перехода на новую BSS-систему наиболее комфортным. Bercut учел пожелания клиента по оптимизации затрат уже на этапе разработки общей дорожной карты развития продуктов — такой подход позволил вендору спрогнозировать сроки подготовки обновлений под задачи «Таттелеком» еще на этапе планирования новых релизов решения. Телеком-оператор удостоверился в бесшовности предстоящей миграции и гибкости подхода вендора, после чего сделал выбор в пользу конвергентной биллинговой системы IN@Voice.

Партнер приступил к выполнению проекта сразу после завершения тендера, в декабре 2023 года.

Первые шаги в рамках многоэтапной реализации

Два этапа проекта заняли чуть больше полугода — с декабря 2023 года до августа 2024 года. В рамках первого этапа Bercut поставил системы, требуемые для поддержки обслуживания FMC-абонентов «Летай». Далее была проведена миграция первой части мобильных абонентов на базу системы IN@Voice. Перенос стал бесшовным не только для телеком-оператора, но и его клиентов: вендор осуществил работы по переносу данных в ночь с 31 января на 1 февраля 2024 г.

На втором этапе миграции партнеры перенесли на новое решение основную часть мобильных абонентов. Фактически технические специалисты Bercut переключили профили абонентов с одного оборудования на другое, что потребовало выполнения нескольких миллионов команд на внешних устройствах. Несмотря на масштаб задачи, она была выполнена за несколько часов — с 23:45 31 июля до 07:00 1 августа.

Дополнительно компания поставила интеллектуальную платформу Expera, которая способна значительно ускорить запуск традиционных услуг и высокодоходных VAS (Value Added Services) и систему Bercut MNP для переноса абонентских номеров от одного оператора связи к другому.

Промежуточные результаты и планы «Летай» с Bercut

По завершении двух этапов проекта по переходу на BSS-решение Bercut «Таттелеком» смог тарифицировать мобильную и фиксированную связь на одном биллинговом решении Convergent BSS Bercut. Одновременно у оператора и его мобильных абонентов появились современные инструменты по управлению продуктами и услугами связи. Например, возможности IN@Voice позволяют абонентам собирать свой тариф как конструктор из разных сервисов, либо делиться неиспользованным трафиком с другими абонентами.

Уже сейчас «Летай» сократил процесс оформления SIM-карты с 6-ти до 3-х минут. Сотрудники компании также заметили ускорение на примере задачи по «закрытию биллингового периода» — момент, когда агрегируются все полученные платежи и весь трафик, выставляются счета для бухучета, после чего никакие изменения в этот период уже невозможны.

Ранее этой процедурой занимались около 20 человек в течение 2,5 суток. С новым биллингом задачу решает один человек за 15–17 минут. В рамках последующих этапов будет проведено около 30 интеграций, а также миграция на новый технологический стек абонентов широкополосного доступа к интернету и фиксированной связи. По итогам реализации проекта, весной 2025 года, перед «Таттелеком» откроются новые перспективы в развитии конвергентных продуктов, он приблизится к цифровой независимости и сможет максимально расширить партнерскую сеть. В частности, партнеры ожидают, что в процессе перехода на новый биллинг телеком-оператор ускорит подключение абонентов не менее чем на 35%. За счет автоматизации рутинных операций, которыми мало кто любит заниматься, особенно представители современного диджитал поколения, новый биллинг бонусом позволит оператору предлагать сотрудникам более интересные задачи и лучшие условия труда.

«

Как правило, биллинговые системы внедряются разом: два-три года готовится ландшафт, потом в один день старый биллинг останавливается, а новый запускается. Мы выбрали более плавный эволюционный, клиентоцентричный подход. У нас огромное количество абонентов, тарифных планов, услуг, систем, которые связаны с биллингом. Поэтапный перевод снизил вероятность возникновения незапланированных событий, хоть и потребовал от команды куда бо́льших усилий. Например, пришлось провести инвентаризацию более сотни архивных тарифов, накопившихся за 10 лет, и обучить более 700 сотрудников, для которых биллинг — ключевая система.

Айрат Нурутдинов, генеральный директор ПАО «Таттелеком».
»

«

Успешный опыт проведения сложных интеграционных проектов и разработка уникальных для телеком-рынка продуктов позволяет Bercut год к году наращивать функциональность собственных решений. Универсальные механики, заложенные в ИТ-продукты Bercut еще на этапе их разработки, уже сейчас позволяют операторам реализовывать самые амбициозные задачи с минимальным вложением трудозатрат и максимально быстрым time-to-market. Проявляя проактивность и высокий уровень вовлеченности в задачи каждого из партнеров, Bercut способен гибко маневрировать, предлагая порой нестандартные идеи и подходы вроде поэтапной миграции на новый биллинг. Такие подходы способны существенно увеличить скорость, качество или бизнес-эффект от внедряемого продукта, а также смягчить процесс интеграции нового решения в ландшафт заказчика. Сплетение двух замотивированных команд — вендора и заказчика — вокруг такого значимого проекта, как переход на новый технологический стек ПАО «Таттелеком», позволяет нам успешно проходить этап за этом и делать это комфортно для бизнеса и его клиентов.

Андрей Богданов, генеральный директор Bercut.
»