Проект

Опыт информатизации здравоохранения Кировской области

Заказчики: Министерство здравоохранения Кировской области

Киров; Фармацевтика, медицина, здравоохранение

Продукт: Карельская медицинская информационная система (КМИС)
На базе: IBM Notes/Domino
Дата проекта: 2010/05 — 2016/09
Технология: ERP
подрядчики - 1042
проекты - 10611
системы - 725
вендоры - 302
Технология: Медицинская информационная система
подрядчики - 86
проекты - 269
системы - 179
вендоры - 116
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 1166
проекты - 14985
системы - 1819
вендоры - 1024
Технология: СУО - Системы управления очередью
подрядчики - 42
проекты - 312
системы - 56
вендоры - 42

Содержание

СМ. ТАКЖЕ (1)

ЕГИСЗ Кировской области

Государственная система здравоохранения региона включает в себя 76 медицинских организаций и 13 аптечных предприятий. Все они объединены в региональный сегмент ЕГИСЗ. Медицинская информационная система внедрена в 98% медицинских организаций. Общее количество автоматизированных рабочих мест составляет около 12,5 тысяч. В том числе автоматизирована работа более 1,6 тысяч врачей стационаров, около 2,5 тысяч постовых медицинских сестер. Число пользователей поликлинических подразделений составляет более 8 тысяч.


Выполнение «дорожной карты» развития рег. сегмента ЕГИСЗ Кировской области в 2015 – 2018 годах по основным мероприятиям характеризуется следующими показателями:

  • 95% подразделений медицинских организаций и все аптечные организации подключены по защищенным каналам связи к региональному информационному ресурсу
  • 70% врачей и среднего медицинского персонала работают в медицинской информационной системе
  • 87% подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, предоставляют возможность записаться на прием к врачу или исследование через Единый портал государственных услуг и официальный сайт министерства здравоохранения Кировской области
  • Расписания приема 57% врачей передаются в подсистему федеральной электронной регистратуры ЕГИСЗ
  • В медицинской информационной системе МО ведутся электронные медицинские карты (ЭМК) для 88% пациентов, застрахованных в системе ОМС
  • Обеспечена передача данных, содержащихся в электронных медицинских картах из медицинской информационной системы в региональную систему интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК)
  • В Единой диспетчерской службе скорой и неотложной медицинской помощи внедрена автоматизированная система, принимающая вызовы от населения всей области.

Одним из ключевых элементов информатизации здравоохранения является электронная медицинская карта. В Кировской области электронная медицинская карта заполняется в 310-ти структурных подразделениях 64-х медицинских организаций, в том числе 128-и офисах врачей общей практики (всего 138 ВОП) и в 7-и ФАП-ах (всего 528 ФАП).Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2 т

В электронной медицинской карте поликлиники:

  • Реализована возможность формирования паспорта медицинской организации и единой электронной базы данных пациентов.
  • В ней заполняются все разделы, в том числе при посещении, диспансеризации и медицинских осмотрах.
  • Ведётся выписка рецептов, направлений на госпитализацию, листов временной нетрудоспособности.
  • Назначаются лабораторные, инструментальные, рентгенологические исследования, вносятся их результаты.

Важно, что для ведения первичной медицинской документации в бумажном виде разделы «истории болезни» не заполняются заново, а просто распечатываются из электронной медицинской карты. В системе возможен учет пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, включая «пилотный проект» по лекарственному страхованию.

Рецепты для льготного лекарственного обеспечения выписываются непосредственно в электронной медицинской карте.

Перед выпиской рецепта врач имеет возможность проверить наличие препарата в аптечных пунктах и центральном аптечном складе в режиме online.

Для врачей первичного звена реализована возможность получать необходимую информацию об оказании скорой медицинской помощи пациентам на приписном участке. В Кировской области реализована возможность получения на мобильные устройства бригадами скорой медицинской помощи вызовов и маршрутов госпитализации пациентов.

В 60-ти учреждениях здравоохранения ведение электронных медицинских карт осуществляется в круглосуточных стационарах:

  • Заполняются все разделы «истории болезни».
  • В электронном виде ведутся листы назначений, которые оформляются в соответствии с базовыми шаблонами.
  • Назначаются лабораторные, инструментальные, рентгенологические исследования, вносятся их результаты.

В качестве базового программного обеспечения регионального сегмента ЕГИСЗ Кировской области применяются программные продукты компании К-МИС, в частности:

  • Комплексная медицинская информационная система
  • Электронная регистратура версии 2.х
  • Региональный информационный ресурс
  • Система оперативного мониторинга смертности
  • Система «КМИС.Аптека» и ряд других решений.

Модуль МИС - «Аптека»

Активно внедрен и используется модуль МИС - «Аптека». В МО все медикаменты, изделия медицинского назначения и другие расходные материалы вносятся в медицинскую информационную систему, где далее происходит их полный учет, от поступления на «склады первого уровня», до отметки о выполнении врачебных назначений средним медицинским персоналом в электронных листах назначений. Таким образом, назначение и учет фактического расхода проводится персонифицировано с использованием медицинской информационной системы.

С 2017 года во всех медицинских организациях в электронной медицинской карте листы назначений заполняются на основе «базовых шаблонов», которые разработаны главными внештатными специалистами министерства здравоохранения Кировской области совместно с ведущими докторами наших клиник. Идея внедрения «базовых шаблонов», или региональных «медицинских электронных стандартов», понятна и проста – это систематизация подходов к лечебно-диагностическому процессу.

Региональный «медицинский электронный стандарт» разработан на основе стандартов медицинской помощи и клинических протоколов, содержит минимальный перечень лабораторных, инструментальных методов исследования и лекарственных препаратов по МНН, меняется лечащим врачом в зависимости от клинической ситуации и индивидуальных особенностей пациента. Специалистами региона разработано 142 «электронных стандарта» по основным нозологическим формам.

2010-2016: Электронная регистратура

Развитие проекта «Электронная регистратура» идет в Кировской области. Данный проект создан по инициативе департамента здравоохранения Кировской области и поддерживается Кировским областным государственным учреждением здравоохранения «Медицинским информационно-аналитическим центром» (МИАЦ), одним из лучших и активных региональных МИАЦ в России.

Программное обеспечение «Электронная регистратура» разработано на базе платформы IBM Lotus Notes/Domino. Среди основных преимуществ данного решения – кросплатформенность, высочайшая надежность и безопасность, высокая скорость работы и соответствие основным IT-стандартам. Сервер «Электронной регистратуры» работает под управлением Solaris.

Для проекта развернут портал Электронной регистратуры [1], который интегрирован в сайт Департамента здравоохранения Кировской области [2].

Развитие проекта началось в марте 2010 года. В качестве «пилотной» площадки, на которой осуществлялось первичное внедрение, обкатка программного обеспечения и организационно-методических решений, выступила «Кировская городская больница №7». В конце марта глава департамента здравоохранения Кировской области Дмитрий Александрович Матвеев совместно с главным врачом больницы Александром Анатольевичем Соболевым и директором КОГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» Александром Викторовичем Кашиным непосредственно проконтролировали работу участковых врачей-терапевтов, побеседовали с работниками регистратуры и проверили возможность записи на прием через новую электронную систему. Руководители здравоохранения Кировской области высоко оценили удобство и оперативность новой формы записи пациентов к врачу. Была подчеркнута необходимость ее скорейшего внедрения в остальные лечебно-профилактические учреждения здравоохранения города Кирова, а в дальнейшем и области. Очередным ЛПУ, где продолжилось внедрение системы, стала МУЗ «Северная городская клиническая больница». Затем, в апреле, были подключены уже 2 центральные районные больницы (ЦРБ) и проект стал активно набирать новых участников.

В проекте «Электронная регистратура» Кировской области участвуют 16 ЦРБ и 22 лечебно-профилактических учреждений здравоохранения города Кирова и области. Как написано в блоге главы департамента здравоохранения Д.А. Матвеева ([3]), в среднем в неделю на прием к врачу записывается около 2500 человек, из них непосредственно через Интернет чуть более 40%. Руководство здравоохранения области ожидает, что количество записей по мере развития проекта дойдет до 10 000-20 000 обращений в неделю. Идет активное подключение новых районных учреждений здравоохранения. Самые активные участники - Белохолуницкая ЦРБ, Кировская городская детская клиническая больница, Слободская ЦГБ и Северная городская клиническая больница. В настоящее время также развивается процесс подключения и областных специализированных лечебно-профилактических учреждений.

На пресс-конференции, посвященной вопросам развития регионального здравоохранения и прошедшей 21 июля 2010 при участии губернатора области Н.Ю. Белых, глава департамента здравоохранения региона Д.А.Матвеев перспективно оценил работу «Электронной регистратуры», поскольку её использование позволяет регулировать потоки пациентов и уменьшает очереди в лечебно-профилактических учреждениях. «Создание единого информационного пространства здравоохранения – одна из приоритетных задач Концепции модернизации здравоохранения региона», - подчеркнул глава департамента ([4]).

Силами компаний «Вятские информационные технологии» (г.Киров) и «Комплексные медицинские информационные системы» (Республика Карелия, [5]) разрабатывается новая, существенно улучшенная версия системы. В состав новой «Электронной регистратуры» войдут следующие возможности:

  • Обновленный улучшенный интерфейс;
  • Тесная интеграция с Карельская медицинская информационная система, в особенности - с электронными календарями КМИС;
  • Новые функции оповещения пациентов о записи на прием по электронной почте и SMS;
  • Новые гибкие возможности настройки;
  • Возможность самостоятельной регистрации и авторизации пользователей (пациентов);
  • Подробная справочная система.