Проект

Какие надежды лелеет ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова в отношении ДИТ Москвы

Заказчики: ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова

Москва; Фармацевтика, медицина, здравоохранение

Подрядчики: Интерин сервис
Продукт: Интерин Promis

Дата проекта: 2015/04 — 2016/03
Количество лицензий: > 500
Технология: Учетные системы
подрядчики - 450
проекты - 4515
системы - 1194
вендоры - 584
Технология: Медицинская информационная система
подрядчики - 86
проекты - 269
системы - 179
вендоры - 116

Содержание

23 июня 2016 года стало известно о проекте интеграции единого информационного пространства здравоохранения столицы и МИС ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова. Пилотный проект реализовала компания «Интерин» [1].

Задачи проекта

Основные задачи проекта по информатизации городской клинической больницы №1 им. Н.И. Пирогова (ГКБ №1) - автоматизация бизнес-процессов при помощи МИС и создание эффективного инструмента для анализа ее деятельности и принятия управленческих решений руководством. Требовалось разработать типовые решения, позволяющие в дальнейшем интегрировать МИС стационаров в единое информационное пространство здравоохранения Москвы, сформировать комплект методических документов по организации аналогичных проектов.

Победителем открытого конкурса в этом проекте стала компания «Интерин сервис».

Ход проекта

Работы выполнила «Интерин сервис» в сотрудничестве с Институтом программных систем им. А.К. Айламазяна РАН и «Интерин технологии».

«
Когда два с небольшим года назад ко мне пришел руководитель проектов ДИТ Александр Михеев и сказал - мы это сделаем, я знаю как - у меня были серьезные сомнения. Слишком сложный и большой объект представляет собой наша больница, которая располагается на 22 гектарах и включает в себя несколько территорий. Трудно было поверить, что представитель профессии, далекой от медицины, знает, что действительно нужно больнице.
»

Особенность внедрения МИС в ГКБ №1 - работа должна быть выполнена примерно в полтора раза быстрее, при том, что объем внедренного функционала почти в два раза больше. По ходу проекта приходилось преодолевать проблемы с неготовностью инфраструктуры и тотальным скептицизмом персонала. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft

Сетевые работы, включали в себя полную перестройку архитектуры ЛВС ГКБ №1, велись параллельно с выполнением проекта, что неминуемо приводило к проблемам работы МИС и негативно сказывалось на отношении к ней сотрудников больницы. Исполнителю приходилось менять порядок работ: они зачастую велись там, где были готовы технические средства, а не там, где по логике выполнения проекта должны были производиться.

Работы первой очереди проекта провели поэтапно. На первом, подготовительном, он продолжался около два месяца, систему запустили в работу в объеме учетного контура, который позволял регистрировать пациентов, контролировать их движение по медицинскому учреждению и формировать на этой основе первичную статистику. Учетный контур внедрен в приемном отделении/регистратуре, на постах лечебных отделений, в отделении статистики.

На этом этапе создали проектную команду, штаб проекта, в состав которого вошли представители ГКБ №1, ИАЦ ДЗМ, ДИТ Москвы и компании-исполнителя.

В результате работ первого этапа в медицинском учреждении организован учет пациентов и автоматизирован сбор практически всей необходимой статистической информации.

На втором этапе - 3 месяца, внедрение МИС началось в пилотной зоне, в состав которой вошли лаборатория, аптека, а также выбранные отделения, где имелись необходимые для работы МИС локальная вычислительная сеть, компьютеры и специалисты, с навыками работы на них.

Схема полного лечебно-диагностического контура МО, отрабатываемого в пилотных отделениях, (2015)

Затем МИС ввели в эксплуатацию в отделениях, не вошедших в пилотную зону. Особое внимание уделялось тому, чтобы пользователи могли не только бегло ознакомиться с функционалом и пройти обучение работе в МИС, но и привыкнуть полноценно использовать МИС, высказать свои замечания и пожелания по совершенствованию системы. Представители исполнителя собрали все эти сведения, отработали замечания и адаптировали типовое решение к нуждам конкретных пользователей. При этом основная адаптация функционала происходила на втором этапе: пока в пилотной зоне не отладили и не доработали функционал к другим отделениям не переходили.

В основной массе отделений ГКБ №1 на полноценное освоение МИС потребовалось от двух до девяти месяцев, в течение которых осуществлялась интенсивная поддержка работы персонала больницы сотрудниками «Интерин сервис».

В ходе внедрения МИС бизнес-процессы ГКБ №1 были модифицированы и оптимизированы с учетом использования информационной системы. Например, для повышения эффективности процесса госпитализации пациентов была проведена его оптимизация с использованием программного модуля «План госпитализации» МИС «Интерин Promis». Рассматривались потоки плановых пациентов, поступающих из стационара, поликлиники и консультативно-диагностического центра, учтены случаи экстренной госпитализации.

Итоги проекта

На реализацию проекта потребовалось больше года. Выполнено полнофункциональное внедрение МИС в 35 отделениях, общее число развернутых автоматизированных рабочих мест превысило 500, число обученных пользователей – более 1 тыс. человек. Для всех пациентов, находящихся в стационаре или обслуживаемых амбулаторно, созданы электронные истории болезни, содержащие заранее определенные сведения. В электронный вид переведены все результаты диагностических и лабораторных исследований. Все услуги, оказываемые пациентам, фиксируются в МИС.

«
По нашему мнению, соотношение объема внедрения ко времени выполнения проекта было рекордным для проектов внедрения МИС в одной медицинской организации. В проекте за 13 месяцев была установлена МИС, выполнены работы по настройке и адаптации, произведено замещение сторонних систем и интеграция данных, а также внедрен функционал МИС «Интерин Promis» на более 500 рабочих местах, на которых работают более 1 тыс. пользователей.

Ядулла Иман оглы Гулиев, руководитель группы компаний «Интерин»
»

«
Благодаря совместной интенсивной и слаженной работе персонала больницы и сотрудников компании «Интерин», высокому профессионализму руководителей проекта, мы получили инструмент для управления деятельностью больницы. И хотя работы по развитию системы продолжаются, мы уже видим ее потенциал для управления лечебно-диагностическим процессом, качеством и себестоимостью лечения.
»

«
Внедрение МИС существенно упрощает, а главное ускоряет многие процессы, связанные с лечебно-диагностической работой. Например, результаты анализов врач может видеть сразу, как только лаборатория их выполнила. Или консультирующий специалист может получить предварительную информацию до осмотра пациента. Существенно повышается эффективность использования дорогостоящего медицинского оборудования за счет планирования нагрузки, будь то конкретный аппарат МРТ или операционная.

Николай Зевакин, руководитель отдела информатизации ГКБ №1
»

Многократно возросла нагрузка на сотрудников ИТ-отдела больницы. Отдел обеспечивает работу более 1 тыс. активных пользователей, работающих на большой территории в корпусах, расстояние между которыми более километра. На порядок выросла полезная ценность компьютерной техники.

Внедрение второй очереди планируется провести с использованием выработанных в ходе проекта типовых решений и документов, определяющих методологию информатизации стационаров. Учитывая высокую важность включения учреждений стационарного типа в информационный контур ЕМИАС, высокую ресурсоемкость этих работ, завершение комплексной информатизации ГКБ №1 совместно с разработанными методологическими, техническими и организационными решениями позволит в полной мере апробировать архитектуру включения МИС для стационаров в состав ЕМИАС, оптимизировать требования к типовому решению МИС для стационаров и интеграционным механизмам и, в конечном итоге, снизить затраты на информатизацию стационаров города.

«
Надеемся, что ДИТ не остановится на половине пути и поможет нам завершить начатое – автоматизацию всех отделений больницы. Мы готовы делиться уже полученным опытом и нарабатывать новый в части решения задач повышения эффективности работы больницы, ее интеграции с ЕМИАС.
»

Примечания