Разработчики: | Waymo, Google |
Дата премьеры системы: | декабрь 2018 г |
Дата последнего релиза: | декабрь 2019 г |
Отрасли: | Транспорт |
Содержание |
2024: Автомобили Google без водителей ездят по встречке, заезжают на стройплощадки и постоянно попадают в ДТП. Видео
В начале мая 2024 года появилась информация о том, что роботизированные такси компании Waymo, входящей в холдинг Alphabet (материнская структура Google), постоянно попадают в дорожно-транспортные происшествия. Кроме того, эти автомобили допускают серьезные нарушения ПДД.
Расследованием инцидентов занимается одна из структур в составе Национального управления безопасностью движения на трассах США (NHTSA). Отмечается, что в ведомство поступили более 20 сообщений о том, что робомобили Waymo совершают неожиданные маневры, которые приводят к авариям и потенциально нарушают законы о безопасности дорожного движения. В частности, говорится о столкновениях роботакси с воротами, опорами и припаркованными транспортными средствами. Машины на автопилоте заезжают на закрытые территории, такие как строительные площадки.
На видео попал случай, когда робомобиль Waymo, объезжая группу людей на моноколесах, пересек двойную сплошную линию и выехал на полосу встречного движения. Разработчик заявляет, что этот маневр объясняется тем, что автомобиль пытался максимально снизить вероятность возможного наезда на человека.
Роботизированное такси обнаружило, что в группе людей на моноколесах может существовать риск падения человека, и решило осторожно начать маневр обгона, когда встречная полоса была свободна, — сообщили представители Waymo. |
Однако нарушение правил движения транспортным средством на автопилоте вызывает новые вопросы по поводу безопасности. Специалисты NHTSA инициировали расследование в отношении корректности работы бортового программного обеспечения машин Waymo. Регулятор подчеркивает, что роботакси, «демонстрирующие столь неожиданное поведение при движении, могут увеличить риск аварии, материального ущерба и травм».[1]
2022: Запуск сервиса в Сан-Франциско и Финиксе
30 марта 2022 года Alphabet сообщила о запуске сервиса такси без водителей Waymo в Сан-Франциско и Финиксе. Компания будет использовать автономные автомобили для перевозки пассажиров.
В Сан-Франциско Waymo к концу марта 2022 года уже управляет парком беспилотных автомобилей, доступ к которым пользователи могут получить через мобильное приложение. Решение Waymo развернуть в Сан-Франциско полностью автономные автомобили указывает на то, что программное обеспечение для автопилота достигло высокой степени надежности.
Полностью автономный сервис поездок будет доступен только для сотрудников подразделения Alphabet. В дальнейшем Waymo планирует сделать автомобили доступными для потребителей, которые примут участие в ее программе Trusted Tester.
В Аризоне Waymo впервые начала эксплуатацию полностью автономных автомобилей в 2020 году. Автомобили работали в основном в пригородах Феникса - Чандлере, Гилберте, Месе и Темпе. Waymo сообщает о планах расширить доступность до центра Финикса. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Waymo утверждает, что сейчас она является единственной компанией, одновременно предоставляющей полностью автономные услуги по доставке пассажиров в нескольких городах. Если учесть места, где автомобили подразделения Alphabet работают с водителями-безопасниками на борту, то Waymo уже провела испытания автономного вождения более чем в десятке штатов.
Перед тем как запустить свой сервис по организации поездок в новом районе, Waymo создаст индивидуальную карту местных дорог с указанием таких деталей, как расположение знаков остановки. Автомобили подразделения Alphabet используют эту карту вместе с данными, которые они собирают с помощью своих бортовых датчиков, для принятия решений при вождении. Автомобили Waymo уже проехали более 20 млн километров по дорогам общего пользования и более 20 млрд километров в имитационных симуляторах.[2]
2021
Проблемы с навигацией в Сан-Франциско
В середине октября 2021 года стало известно о проблеме с беспилотными автомобилями Waymo. Они по неизвестной причине один за другим приезжают в тупиковую улицу — на 15-я авеню в районе Ричмонд в Сан-Франциско. Заехав в это место, машины некоторое время стоят там, а затем разворачиваются и едут по заданному маршруту.
В некоторые дни на этой улице можно насчитать до полусотни беспилотных транспортных средств. Такое нашествие многим жителям доставляет беспокойство и некоторое неудобство, поскольку иногда автомобили приезжают в спальный район глубоко ночью.
Я проснулась от странного гула и подумала, что за окном моей спальни был космический корабль, – сказала жительница округа. |
Странную ситуацию к середине октября 2021 года наблюдают уже несколько недель. Жители обращались за помощью к операторам, находящимся в салоне машин. Они только наблюдают за работой автоматики и не могут перепрограммировать её поведение, а также не способны его объяснить.
В Waymo связали эти маневры с соседством с улицей, по которой движение транспортных средств ограничено.
Мы постоянно приспосабливаемся к динамичным правилам дорожного движения Сан-Франциско, — говорит представитель компании. — В данном случае автомобили, едущие к северу от Калифорнии по 15-й авеню, должны делать разворот из-за наличия указателей Slow Streets на озеро. Waymo соблюдает те же правила дорожного движения, которым обязан следовать любой автомобиль. |
Беспилотники Waymo начали курсировать по улицам Сан-Франциско в конце августа 2021 года. Стать пассажиром может любой желающий, причём бесплатно. Но сначала нужно подать заявку, дождаться её одобрения и попасть в список одобренных «пассажиров-тестировщиков». Размер беспилотного парка не уточняется. В качестве основы для роботакси были выбраны электрические кроссоверы Jaguar I-Pace.
Поездки для пассажиров бесплатные, но взамен пользователям надо делиться впечатлениями с разработчиками. Пассажиры также смогут одним нажатием клавиши в салоне связаться со службой поддержки Waymo.[3]
Проблемы с объездом дорожных конусов
В середине мая 2021 года беспилотное такси компании Waymo (дочерняя компания Google) не смогло объехать конусы, расставленные в связи с дорожными работами. Видео c инцидентом было опубликовано на YouTube-канале JJRicks Studios, владельцем которого является студент Джоэл Джонсон - он регулярно публикует отчеты о работе роботакси.
Беспилотное такси выполняло движение в обычном режиме до тех пор, пока на одном из перекрестков автомобилю нужно было повернуть направо. На нужной полосе движения перед такси оказались препятствия в виде дорожных конусов - обнаружив их, программа управления автомобилем дала сбой, и такси остановилось. Автомобиль Waymo все же не смог завершить маневр и остановился между полосами, заблокировав проезжую часть.
Специалистам по дистанционному управлению не удалось восстановить движение автомобиля по заданному направлению. На место инцидента была направлена специальная команда технической поддержки, которая занимается эвакуацией беспилотных машин в затруднительных ситуациях. После приезда специалистов такси неожиданно начало движение и команда вынуждена была догонять такси, чтобы перевести транспортное средство в ручной режим.
К маю 2021 года роботакси Waymo работают на четвертом уровне автономии, что означает, что они могут «выполнять все задачи вождения и контролировать среду вождения в определенных обстоятельствах». Для сравнения, автомобиль с пятым уровнем автономности может независимо управлять автомобилем с теми же возможностями, что и человек-водитель.
Сам Джоэл Джонсон отметил, что автомобиль распознал необычную дорожную ситуацию, и работник удаленной поддержки дал неправильные команды. По этой причине автомобиль не смог решить ситуацию.[4]
2020: Запуск сервиса в штате Аризона
9 октября 2020 года стало известно о том, что Waymo запускает службу такси, обещанную еще двумя годами ранее - полностью беспилотную и открытую для публики. Первоначально служба такси без водителей будет работать на территории штата Аризона.
Решение Waymo предложить широкой публике поездки без водителя свидетельствует о том, что у компании нет сомнений по поводу безопасности нового способа передвижения. Теперь вопрос только в том, как быстро компания сможет расширить свои услуги на национальном и, в конечном итоге, на глобальном уровне.
Устранение рисков, связанных с безопасностью пассажиров при передвижении на беспилотных авто, является важным шагом на пути к повышению прибыльности услуг Waymo. Все же компания не собирается отказываться от удаленных надзирателей.
Эти сотрудники никогда не управляют транспортными средствами напрямую, однако они ответственны за обработку высокоуровневых инструкций, чтобы помочь транспортным средствам выйти из сложных ситуаций. Так, если автомобиль Waymo столкнется на своей пути с закрытием дороги, например, из-за строительных работ, то он остановится и запросит у оператора дополнительную информацию по подбору маршрута.
Операторы Waymo обучены контролировать несколько автомобилей одновременно, однако в течение следующих месяцев компания намерена сократить объемы удаленного мониторинга, необходимого для каждого транспортного средства, чтобы Waymo могла со временем сократить свои расходы на поддержку вспомогательного офиса.
До начала пандемии коронавируса COVID-19 в марте 2020 года компания обеспечивала в общей сложности от 1000 до 2000 поездок в неделю, от 5% до 10% из которых были полностью без водителя. Waymo заявила, что ожидает вернуться к объему примерно 100 поездок без водителя в неделю до конца 2020 года, а затем продолжить увеличение показателей.[5]
2019: Запуск сервиса для всех желающих
В декабре 2019 года сервис заказа беспилотных такси Waymo One стал доступен всем желающим, хотя воспользоваться по-прежнему можно лишь на ограниченной территории — только в одном из районов города Финикс.
Google разместила в каталоге App Store приложение, которое позволяет забронировать беспилотный автомобиль для поездки по городу. Скачать и воспользоваться программой теперь могут все пользователи, а не только участники пилотной программы Waymo Early Rider.[6]
В мобильном приложении можно указывать пункт назначения, а также место, откуда нужно забрать человека. Там же отображается стоимость поездки и можно оплатить её при помощи привязанной банковской карты. Кроме того, в приложении предлагается возможность оценивать качество поездки по 5-балльной шкале. Ранее приложение могли скачать только пользователи Android-устройств.
К началу декабря 2019 года количество постоянных пользователей сервиса превысило 1,5 тыс. человек, а общее количество поездок составило более 100 тыс. Число еженедельных поездок с января по декабрь 2019 года утроилось.
В ноябре 2019 года такси Waymo начали подъезжать к клиентам в полностью автономном режиме. Прежде во время всех поездок за рулём самоуправляемых автомобилей находился сотрудник компании, который контролировал работу системы автономного управления. Пользователь сам не сможет выбрать машину без страхующего водителя, но фирменное приложение заранее предупредит человека, что заказанное такси будет действительно беспилотным.
Компания отправила предложение об изменении требований к оборудованию транспортных средств в Министерство транспорта США (United States Department of Transportation, DOT).
В 2020 году планируется расширение географии работы сервиса за пределами Финикса, но пока только в США.[7]
2018: Коммерческий запуск сервиса
В начале декабря 2018 года Google объявила о запуске, как утверждает компания, первого в мире коммерческого сервиса беспилотных такси. Развитием такого автотранспорта в компании занимается подразделение Waymo.
Служба такси, в которой можно вызывать автомобили без водителей, получила название Waymo One. На момент коммерческого запуска она действует только в четырех пригородах города Финикс (штат Аризона, США): Чандлер, Темпе, Месу и Гилберт. Именно в этом регионе тестировались самоуправляемые машины с 2016 году. Со временем география доступности сервиса будет расширяться.
Чтобы воспользоваться услугами Waymo One, для начала необходимо скачать соответствующее мобильное приложение и привязать к нему банковскую карту.
Сервис роботакси осуществляет перевозку пассажиров в ограниченной 100-мильной зоне (160 км). 15-минутная поездка по маршруту протяженностью 3 мили (4,8 км), заказанная журналистам Reuters, обошлась в $7,59, что немногим больше цены поездки на такое же расстояние на машине сервиса Lyft ($7,22).
В салоне самоходных такси на сенсорных экранах, встроенных в подголовники передних кресел, отображается маршрут следования и другая информация. Нажимая на кнопки, клиенты Waymo One могут могут начать поездку, обратиться в техподдержку, снять блокировку дверей или попросить остановиться. В одном автомобиле смогут передвигаться до трех взрослых, а также один ребенок.
Отмечается, что езда на беспилотных автомобилей мало чем отличается от традиционных такси: первые так же ускоряются при смене полосы движения, притормаживают перед неровностями дороги и сбавляют скорость на перекрестках.
Как указали в Google, в число первых клиентов Waymo One войдут несколько сотен человек, которые ранее на добровольных началах больше года принимали участие в тестировании сервиса на американских дорогах. Всем желающим сервис будет доступен в 2019 году.[8]
Примечания
- ↑ Check out this Waymo robotaxi driving on the wrong side of the road
- ↑ Waymo to test fully autonomous ride-hailing service in San Francisco and Phoenix
- ↑ Waymo's Self-Driving Cars Are Mysteriously Flocking to a Dead-End Street in San Francisco
- ↑ Waymo robotaxis struggle to appropriately react when around traffic cones
- ↑ Waymo finally launches an actual public, driverless taxi service
- ↑ Waymo в App Store
- ↑ Waymo One launches on Apple iOS/
- ↑ Waymo One launches as world's first commercial autonomous taxi service