Разработчики: | Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) |
Дата последнего релиза: | 2021/07/07 |
Отрасли: | Государственные и социальные структуры, Интернет-сервисы |
Технологии: | Речевые технологии |
Содержание |
Стратегически робот Макс разрабатывается как универсальная технология, которая возьмёт на себя рутинные операции, высвобождая ресурс госслужащих.
2024
На Госуслугах запустили генеративный ИИ
На Госуслугах запустили генеративный искусственный интеллект. Об этом в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщили 22 мая 2024 года.
По словам замглавы министерства Олега Качанова, технология тестируется в работе цифрового помощника портала Госуслуг «Макс».
Генеративные нейросети планируется использовать в роботе «Максе». Это понятное для нас направление, мы уже идем по пути тестирования, отрабатываем разные варианты, - сказал Качанов в разговоре с ТАСС. |
Он не назвал нейросеть, которая служит базой для тестов, ни на каком конкретном варианте ведомство пока не остановилось. Качанов также упомянул, что внедрение нейросетей — это недешёво и не все они одинаково полезны.
То есть можно было взять что-то свое [в плане движка], можно взять опенсорс-движки, можно взять некие проприетарные движки. Мы отрабатываем разные варианты, ни на каких конкретном еще не остановились, — добавил Качанов. |
Он также рассказал, что к маю 2024 года Минцифры работает с крупнейшими компаниями РФ — производителями умных колонок по предоставлению госуслуг через эти устройства. По словам заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, государственные услуги должны быть «близки со всех поверхностей. Качанов уточнил, что речь идёт о присутствии на разных гаджетах: на мобильных телефонах, в голосовых колонках, в речевых и текстовых помощниках и в умных телевизорах.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Ранее в 2023 глава Минцифры Максут Шадаев говорил, что на Госуслугах может появиться чат-бот с искусственным интеллектом, который будет использоваться для консультации граждан и даже сможет заполнять за человека необходимые заявления. Позже в Минцифры уточнили, что будет использоваться российская языковая модель.[1]
Планы по интеграции с отечественным аналогом ChatGPT
1 февраля 2024 года Минцифры РФ сообщило о том, что в портал Госуслуг будет интегрирована технология генерации ответов на основе большой языковой модели (LLM) российской разработки. Речь идет об отечественном аналоге ChatGPT, а реализацией проекта занимается «РТ Лабс» — структура «Ростелекома», выступающая оператором Госуслуг.
LLM будет встроена в «Робота Макса», который выполняет функции цифрового помощника портала Госуслуг. Это, как утверждается, позволит отвечать на конкретные вопросы пользователей короткими и понятными ответами. Кроме того, [[ИИ/искусственный интеллектъъ сможет генерировать ответ из базы знаний Госуслуг под конкретный вопрос, ориентируясь на сформулированную жизненную ситуацию.
Газета «Коммерсантъ» отмечает, что «РТ Лабс» тестирует две российские LLM-модели от «Яндекса» и «Сбера» — YandexGPT и GigaChat. По результатам этих испытаний одну из моделей планируется встроить в сервис до конца 2024 года. Для наполнения базы знаний ИИ используются скрипты «Робота Макса», ответы операторов колл-центра «Ростелекома», обезличенные жалобы и обращения пользователей, поступающие в ведомства, а также ответы на них.
По состоянию на начало февраля 2024 года бюджет проекта, а также финансовая схема взаимодействия заказчика решения и поставщика LLM не определены. Участники рынка говорят, что доступ к генеративным сервисам на базе LLM обычно тарифицируется, исходя из токенов в вопросе и ответе. При этом сервисы, дающие доступ к LLM посредством программного интерфейса (API), как правило не позволяют производить дообучение на сторонних данных. Поэтому у «РТ Лабс» должен быть заключен соответствующий договор с разработчиком LLM. Директор по развитию бизнеса Just AI Светлана Захарова полагает, что после полной интеграции LLM-модель сможет теоретически дообучаться на тех данных, которые вводят пользователи портала Госуслуг.[2]
2023: Добавление на региональные ведомственные сайты
Робота-помощника с портала Госуслуг начинают добавлять на региональные ведомственные сайты. Об этом в начале июня 2023 года рассказал директор ФКУ «Гостех» Василий Слышкин.
По его словам, цифрового ассистента Макса к началу июня 2023 года дорабатывают, чтобы перевести его на платформу «Гостех».
Ранее в 2023 году глава Минцифры Максут Шадаев рассказал, что голосовой помощник Макс обрабатывает около 1 млн запросов в день.
Ну, это же эволюционный процесс. Они будут учиться и будут лучше обслуживать. Но очевидно, сейчас уже 80% типовых случаев они умеют правильно маршрутизировать. Ну, и голосовые колонки, которые есть у многих дома, это тоже пример искусственного интеллекта, — сказал глава Минцифры на вопрос о том, что крупнейшие банки и даже поликлиники обзавелись теперь роботами, которые отвечают на звонки, и очень часто это такие странные диалоги, потому что роботы не понимают людей, а человеку сложно с этими роботами.[3] |
Чтобы робот эффективно работал в региональных ГИС, по каждой государственной услуге требуется прописать ключевые слова, отмечает руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог» Людмила Богатырева. Она добавляет, что стоит учитывать семантические особенности, связанные с огромным количеством диалектов [русского языка] в регионах, поэтому один и тот же запрос в разных субъектах РФ может звучать по-разному. Впрочем, зачастую именно наращивание клиентского опыта играет ключевую роль в развитии ИТ-продукта и повышении его конкурентных преимуществ, говорит Богатырева.
Разработка подобных роботов с нуля может стоить от 10 млн до 20 млн руб. в зависимости от использованных технологи, считает директор по развитию бизнеса «Девелоника» Роман Смирнов. Для доработки подобных систем понадобится 10–20 специалистов, а объем бюджета составит порядка 5–10 млн руб. в месяц. Значит, нужно быть готовыми к инвестициям в 20–50 млн руб., подсчитал он.
2021: Интеграция с виртуальными ассистентами Афина, Джой и Сбер
7 июля 2021 года Сбербанк сообщил о том, что виртуальные ассистенты Афина, Джой и Сбер упростят получение госуслуг благодаря интеграции с роботом Максом, помощником портала gosuslugi.ru
Команда SberDevices завершила первый этап интеграции навыков робота Макса в мобильные приложения СберБанк Онлайн и Сбер Салют, а также умные устройства Sber. Теперь робот Макс будет консультировать пользователей не только на портале gosuslugi.ru, его помогут вызывать виртуальные ассистенты Салют.
Пользователям достаточно сказать: «Салют, запусти госуслуги», — чтобы вызвать робота Макса.
На первом этапе с его помощью можно получить справочную информацию об оформлении российского паспорта, заграничного паспорта, регистрации и расторжении брака. Робот Макс поможет выбрать нужный тип услуги и перенаправит на сайт gosuslugi.ru для введения персональных данных. Количество услуг, доступных роботу Максу на умных устройствах, сервисах и платформах, разработанных SberDevices, будет расширяться.
Ещё одним плюсом для пользователей устройств и мобильных приложений с ассистентами Салют стала возможность быстро и просто находить QR-коды для посещения кафе и ресторанов. Для этого нужно просто сказать: «Салют, покажи QR-код», — после чего откроется нужный раздел на портале gosuslugi.ru, где можно будет увидеть свой QR-код о прохождении вакцинации, перенесённом за последние полгода заболевании COVID-19 или отрицательном результате ПЦР-теста. Функция доступна на умных устройствах Sber, но особенно удобна она будет в мобильных приложениях СберБанк Онлайн и Сбер Салют. Например, когда на входе в ресторан потребуется QR-код, не придётся долго искать его в сохранённых файлах, можно быстро попросить ассистента голосом, чтобы он показал код с портала госуслуг.
Одним из ключевых принципов цифровизации является мультиканальность, то есть возможность получить информацию или услугу там, где удобно. Данный принцип также релевантен и для голосовых каналов, которые стремительно набирают аудиторию и в будущем, несомненно, станут одним из основных каналов коммуникаций. В этой связи считаем настоящим прорывом выход нашего цифрового помощника на умные устройства Sber, где у пользователей появится удобный формат взаимодействия с порталом госуслуг — с помощью голоса. С технологической точки зрения проект показал высокую эффективность государственно-частного партнёрства. Команда SberDevices провела все интеграционные работы, гибко адаптируя пользовательский опыт под существующие технологии робота Макса, и оказала большую экспертную поддержку для дальнейшего развития инфраструктуры электронного правительства в части голосовых технологий. Вместе мы заложили основу для дальнейшего взаимодействия и расширения сфер сотрудничества в использовании технологий SberDevices для совершенствования робота Макса, - сказал Дмитрий Огуряев, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. |
Минцифры вместе с рядом пилотных ведомств планирует к 2022 году начать активную экспансию этой технологии. На первом этапе совместного проекта команда SberDevices предоставила доступ к собственным наработкам и современным технологическим решениям, связанным с распознаванием и синтезом речи (ASR/TTS), инструментами платформы SmartMarket, единой точки доступа ко всем технологиям Сбера, NLP-платформой для обработки естественного языка, благодаря которым возможности робота Макса значительно расширились.
Это наш первый проект по бесшовной интеграции виртуальных ассистентов Салют с внешними помощниками-экспертами, и он показал, что технологии, которые мы создаём в SberDevices, доступны для масштабирования и переиспользования как в государственном секторе, так и в коммерческом. Наши виртуальные ассистенты теперь могут вызывать экспертов в определённых областях, чтобы оказывать профильные услуги, — как в случае с роботом Максом. Мы планируем активно расширять сотрудничество с Минцифры, воплощая интересные кейсы и демонстрируя рынку возможности интеграции семейства Салют с сервисами других ведомств и компаний, - отметил Константин Круглов, старший вице-президент по новым цифровым поверхностям Сбербанка, CEO SberDevices. |
Примечания
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (44)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (29)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (27)
SteadyControl (18)
Naumen (Наумен консалтинг) (15)
Другие (191)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (5)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (4)
SteadyControl (4)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (2)
3iTech (ранее 3i Technologies) (2)
Другие (17)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (12)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (7)
Naumen (Наумен консалтинг) (3)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (3)
Мегапьютер Интелидженс (Megaputer Intelligence) (2)
Другие (14)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (17, 46)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (3, 30)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (12, 29)
SteadyControl HoReCa (1, 23)
SteadyControl (1, 23)
Другие (350, 210)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (2, 5)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (1, 5)
SteadyControl (1, 4)
SteadyControl HoReCa (1, 4)
SberDevices (СалютДевайсы, ранее СберДевайсы) (2, 2)
Другие (9, 13)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (2, 12)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
SteadyControl (1, 3)
SteadyControl HoReCa (1, 3)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (1, 3)
Другие (12, 16)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (1, 9)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (4, 7)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
SteadyControl (1, 7)
SteadyControl HoReCa (1, 7)
Другие (17, 29)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
SteadyControl (1, 5)
SteadyControl HoReCa (1, 5)
Сбербанк (2, 4)
Ростелеком (2, 4)
Другие (20, 33)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
МТТ VoiceBox - 24
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 23
BSS Digital2Speech - 21
Voice2Med Система распознавания речи в медицине - 14
Naumen Erudite - 13
Другие 199
BSS Digital2Speech - 5
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 4
Voice2Med Система распознавания речи в медицине - 4
Naumen Erudite - 2
3i TouchPoint Analytics - 2
Другие 11
МТТ VoiceBox - 11
BSS Digital2Speech - 6
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 3
Naumen Erudite - 3
VS Robotics: VS Робот-оператор - 3
Другие 14