Скуратов Сергей Николаевич

Персона


Содержание

Скуратов Сергей Николаевич
Скуратов Сергей Николаевич

Сергей Скуратов (Sergey Skuratov) — основатель и бывший руководитель АК «Уральские авиалинии».

Сергей Скуратов, биография которого тесно переплетена с развитием российского авиасектора, более трех десятилетий стоял во главе одного из ведущих частных авиаперевозчиков России. Под руководством Сергея Скуратова была разработана и внедрена новая система обучения пилотов «Уральских авиалиний», расширена география маршрутов, вырос пассажиропоток, обновился авиапарк. В 2024-м, завершив управленческую карьеру, основатель авиакомпании вышел на пенсию. Сейчас Сергей Скуратов занимается благотворительностью.

Факты из биографии персоны

Сергей Скуратов родился в 1950-м[1]. Его профпуть был предопределен еще в ранние годы. Он рос в семье, которая имела непосредственное отношение к авиации. Детские воспоминания Сергея Скуратова связаны с поселком Кольцово, который получил неофициальное название «воздушные ворота Урала». Тогда он был отдельным населенным пунктом, а с 2004-го стал городским микрорайоном Екатеринбурга.

В 1967-м Скуратов Сергей Николаевич выпустился из школы, которую неофициально называли «авиационной». Среди ее учеников были дети сотрудников аэропорта, большинство из которых шли по стопам своих родителей и связывали свою жизнь с авиационным делом. Кроме того, активное участие в развитии учебного заведения принимал базировавшийся в Кольцово авиаотряд, который в будущем возглавит Скуратов Сергей Николаевич[2].Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft

В 1967 году стал курсантом Бугурусланского летного училища гражданской авиации. Как вспоминает Сергей Скуратов, поступить туда было непросто. На 1 место претендовали два десятка человек. Кроме знаний, абитуриенты должны были обладать хорошей физической и психологической подготовкой. И по первому, и по второму критериям Скуратов Сергей проходил [3]. Со школьной скамьи он был приверженцем здорового образа жизни, почти каждый день уделял время тренировкам. На первом месте у Скуратова Сергея был футбол. Также увлекался баскетболом, гандболом и хоккеем. По словам Сергея Николаевича Скуратова учебный процесс в БЛУГА оказался для него несложным: он с легкостью осваивал все предметы, в том числе и мастерство пилотирования.

Сергей Скуратов – пилот высшей категории

В 1970-м Сергей Скуратов получил документ, подтверждающий квалификацию пилота.

В 1971-м был зачислен в Академию гражданской авиации в Ленинграде[4]. Получение высшего образования Скуратов Сергей Николаевич совмещал с трудовой деятельностью во Втором Свердловском авиаотряде. В 23 года он вступил в брак, у пары родился ребенок, нужно было обеспечивать семью. Сергей Скуратов занимался перевозками на самолете Ан-2[5], также в труднодоступных районах Заполярья.

В 1972-м получил свидетельство пилота гражданской авиации третьего класса. В 1973-м Скуратов Сергей Николаевич назначен командиром воздушного судна Ан-2. В том же году впервые поднялся в небо в новом качестве — его маршрут пролегал в город Ирбит. Затем Сергей Скуратов как КВС совершил рейсы в Серов, Тавду и другие населенные пункты Урала[6].

В 1978 году успешно окончил ленинградскую Академию. Стремясь к профессиональному совершенствованию, через несколько лет Сергей Скуратов освоил программу командного факультета этого же учебного заведения.

Скуратов Сергей. Продолжение летной карьеры

В 1975-м, после прохождения переподготовки, начал летать на более крупном и вместительном самолете Ан-24 и был направлен в Свердловский объединенный авиаотряд. Вплоть до 1993-го Сергей Николаевич Скуратов осваивал управление различными типами воздушного транспорта, включая:

  • Ан-26
  • Ил-18[7]
  • Ту-154[8]
  • Ил-86

Благодаря такой практике он достиг высочайшего уровня мастерства и получил квалификацию пилота 1-го класса. За свою летную карьеру Скуратов Сергей посетил множество городов Советского Союза. Нередко ему приходилось выполнять полеты в сложных метеоусловиях.

Сергей Скуратов на открытие диспетчерского пункта

В 1984-м Сергей Скуратов был назначен главой инспекции, отвечающей за обеспечение безопасности авиаперевозок в Уральском управлении гражданской авиации. Работа Скуратова Сергея и его коллег, которых он назвал настоящими мастерами своего дела, была многогранной. Они следили за организацией полетов в регионе, где было несколько аэропортов, авиапредприятий, а также отдельные эскадрильи.

Неотъемлемой частью рабочих будней Скуратова Сергея Николаевича были командировки. В его задачи входило устранение нарушений общепринятых технологий летного дела, приведение работы авиапредприятий к единому стандарту, обучение персонала методам предотвращения ошибок, контроль за выполнением инструкций.

С 1987 по 1993 год Сергей Скуратов — командир Свердловского объединенного авиаотряда. Процесс утверждения его кандидатуры проходил через областной комитет партии. Для назначения на эту должность претендент должен был соответствовать ряду строгих критериев. В том числе:

  • иметь диплом о высшем образовании
  • обладать разрешением на выполнение всех типов полетов
  • владеть удостоверением пилота гражданской авиации 1-го класса
  • иметь опыт работы на руководящих позициях не менее трех лет

В этой должности Скуратов Сергей Николаевич сосредоточил свои усилия на комплексном контроле авиаперевозок, отдавая приоритет безопасности и оптимизации рабочих процессов. Он внедрял современные методы управления, стремился к повышению эффективности использования ресурсов и улучшению координации между различными подразделениями. Несмотря на большую административную нагрузку, Скуратов Сергей Николаевич не прекращал летать. Он продолжал работать в качестве командира воздушного судна и пилота-инструктора.

Согласно официальным данным из биографии Сергея Скуратова, за весь карьерный путь пилота[9] на воздушных судах он накопил впечатляющий опыт — более 10 000 часов налета. Скуратов Сергей имел глубокое понимание текущей ситуации «на земле и в воздухе», что позволяло эффективно руководить крупным авиационным подразделением с учетом всех тонкостей и нюансов этой сложной отрасли. Именно в данном направлении продолжится трудовая биография Сергея Скуратова.

Этап перестройки

В 1991-м, когда страна переживала нелегкие времена, многие секторы экономики проходили сложный этап трансформации. Изменения коснулись и авиации. Не стал исключением и возглавляемый Сергеем Николаевичем Скуратовым авиаотряд — его преобразовали в Первое Свердловское госавиапредприятие. Два года спустя структура подверглась реорганизации, итогом которой стало создание двух независимых компаний. В российской авиаотрасли появились два новых бренда — один из ведущих региональных аэропортов «Кольцово» и авиаперевозчик «Уральские авиалинии». На пост руководителя последнего был назначен Сергей Скуратов. Биография управленца будет неразрывно связана с данной авиакомпанией на протяжении трех десятилетий.

Сергей Скуратов на открытие Авиационного технического центра авиакомпании

Ключевыми целями разделения авиапредприятий советского формата называли повышение эффективности управления и адаптацию к новым экономическим реалиям. Однако именно в тот период закрылись многие авиакомпании, в том числе в Перми, Челябинске, Кирове, Томске и Владивостоке.

Скуратов Сергей Николаевич развивал вновь образованное уральское авиапредприятие как частную структуру без государственного участия. По его воспоминаниям, в тот период остро ощущались нехватка финансирования, кадровый голод и недостаток запчастей, что создавало существенные трудности при эксплуатации и ремонте самолетов. Гендиректор авиаперевозчика лично ездил на заводы в Казань, Самару и Москву, чтобы договориться о поставках двигателей и деталей по доступной стоимости.

«Уральские авиалинии» стали самостоятельной компанией. Как отмечает Скуратов Сергей, в девяностых были попытки дестабилизировать ситуацию и перекупить воздушного перевозчика, но ему и его единомышленникам удалось выстоять перед целым рядом трудностей, не потерять предприятие и сохранить авиацию Урала.

Сергей Скуратов. Биография авиаперевозчика

После назначения Скуратова Сергея Николаевича руководителем «Уральских авиалиний» одним из его главных приоритетов стала модернизация авиапарка компании. Этот шаг был продиктован в том числе ограничением полетов в европейские страны для самолетов Ту-154Б и Ил-86. Чтобы не сокращать программу зарубежных авиаперевозок, Скуратов Сергей инициировал приобретение воздушных судов, соответствующих стандартам ЕС. При поддержке правительства Свердловской области с привлечением заемных средств были приобретены четыре лайнера модификации Ту-154М, что позволило сохранить и развивать международные маршруты.

Сергей Николаевич Скуратов придавал большое значение обучению летного состава. В 1999-м авиакомпания подготовила пилотов, отвечающих высоким требованиям по метеоминимуму второй категории ИКАО. Это был наивысший для России уровень. В то время такие специалисты были только у «Уральских авиалиний» и еще одного крупного авиаперевозчика.

Сергей Скуратов при встрече первого Airbus NEO

Осознавая значимость человеческого фактора в авиации, Сергей Скуратов биография которого за все время руководства авиакомпанией была сопряжена с летной практикой, лично участвовал в процессе обучения пилотов, выступая инструктором на большинстве типов эксплуатируемых лайнеров. Сергей Николаевич Скуратов подготовил большое количество летчиков, сформировав команду специалистов, способных справиться с самыми сложными задачами.

В начале 2000-х компания «Уральские авиалинии» осуществляли перелеты почти в полсотни российских городов, а также за пределы страны. Со слов Сергея Николаевича Скуратова, в распоряжении авиаперевозчика было 24 самолета, среди которых 4 Ил-86, 13 Ту-154Б, 4 Ту-154М и 3 Ан-24.

Настоящий прорыв в обновлении авиапарка произошел в 2006 году, когда под руководством Скуратова началась масштабная программа по замене устаревших советских самолетов на современные лайнеры семейства Airbus[10]. Этот переход потребовал колоссальных усилий и инвестиций в подготовку летного состава. Пилоты переучивались группами по восемь человек на протяжении 12 месяцев, отмечал Сергей Николаевич Скуратов. Бортпроводники прошли спецкурсы в Германии. Особое внимание было уделено инженерным кадрам, которые не только осваивали новую технику, но и интенсивно изучали английский язык. Это было критически важно, так как вся документация на Airbus предоставлялась без права перевода. Малейшая ошибка в интерпретации могла привести к серьезным последствиям. Для обучения были приглашены специалисты из Финляндии, которые проводили занятия непосредственно на Урале.

По инициативе Скуратова «Уральские авиалинии» первыми в стране стали летать на Airbus neo с двигателями, обеспечивающими существенную экономию топлива и снижающими воздействие на окружающую среду.

Кроме того, при Скуратове Сергее компания достигла впечатляющего роста пассажиропотока. С 2007 по 2019 год он увеличился с 1,2 до 9,6 миллиона человек — почти в восемь раз. Пандемия коронавируса[11] привела к снижению данного показателя до 5,6 миллиона человек. Однако уже в 2021-м «Уральские авиалинии» вернулись к отметке в 9 миллионов пассажиров.

Таких цифр удалось достичь в том числе за счет расширения маршрутной сети, обновления авиапарка, создания собственной технической инфраструктуры и центра подготовки летного состава, а также эффективной бизнес-модели, которую выстроил Сергей Скуратов. Биография компании продолжила пополняться высокими показателями и в последующие годы. За весь 2023-й «Уральские авиалинии» перевезли 9,4 миллиона человек[12]. Занятость пассажирских кресел достигла рекордного значения за всю историю существования авиакомпании, составив 96%.

Начало 2024-го ознаменовалось новыми рекордами. Только в январе услугами авиакомпании воспользовались 678 тысяч пассажиров — беспрецедентный показатель для этого времени года[13]. Положительная динамика сохранилась и в последующие месяцы. К концу июня их количество превысило отметку в 4,2 миллиона человек. Ожидается, что к концу 2024-го «Уральские авиалинии» достигнут нового рубежа, обслужив 10 миллионов пассажиров.

Итоги работы в «Уральских авиалиниях»

В конце лета 2024 года Сергей Николаевич Скуратов принял решение завершить карьеру в «Уральских авиалиниях», которым посвятил значительную часть своей жизни. Оставив должность генерального директора, вышел на заслуженный отдых. Ему удалось превратить региональную авиакомпанию в одного из лидеров российского рынка воздушных перевозок, уверенно удерживающего место в пятерке ведущих игроков отрасли гражданской авиации.

За годы работы во главе «Уральских авиалиний» Сергей Николаевич Скуратов проявил себя как дальновидный стратег и эффективный управленец, способный принимать верные решения даже в самых сложных экономических условиях. Признанием его вклада в развитие авиации стало значительное число почетных званий и наград, в том числе орденов Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени[14].

Сергей Скуратов имеет многочисленные премии и награды

Возглавляемая Скуратовым Сергеем Николаевичем компания также была неоднократно отмечена на международном и национальном уровнях, что подтверждается многочисленными премиями и наградами. По данным за первую половину 2024-го, каждый 12-й пассажир в России выбирал для своего путешествия «Уральские авиалинии».

Уйдя на пенсию, Скуратов заверил, что гражданская авиация останется в его жизни. Он планирует передавать свои навыки и знания молодому поколению, а также активно участвовать в дискуссиях и мероприятиях, способствующих развитию отрасли.

Сергей Николаевич Скуратов. Личная жизнь, интересы и хобби

Скуратов Сергей более 50 лет состоит в браке, у управленца и его супруги есть сын и четверо внучек.

Много времени уделяет спорту, начиная каждый свой день с зарядки, играет в теннис и гольф. Зимой Сергей Николаевич Скуратов предпочитает кататься на горных лыжах. Любит готовить, охотиться и рыбачить.

Кроме того, Скуратов Сергей участвует в благотворительных проектах. Он состоит в Попечительском совете Свердловской государственной детской филармонии, которая находится в Екатеринбурге.


Примечания