Основная статья: Писатели и поэты России
Вячеслав Иванович Иванов - поэт, мыслитель, ученый, теоретик русского символизма, родился 16 (28) февраля 1866 г. в Москве.
На философское мировоззрение и поэтическое творчество Иванова оказали влияние Платон, библейские и христианские мыслители, Данте, Достоевский, Владимир Соловьев с одной стороны, и немецкие романтики и Ницше. Основная идея, проходящая через его статьи и стихи, идея религиозного преображения жизни и искусства. Важное место в поэзии Вячеслава Иванова занимает идея культурной преемственности, отсюда постоянное внимание Вячеслава Иванова к мифопоэтическим мирам античности, эпохи Возрождения, Древней Руси. Исключительную роль играет в его миросозерцании мотив Памяти как торжества человека над смертью.
После окончания гимназии Иванов поступает на историко-филологический факультет Московского университета, а в 1886 году уезжает в Германию, где занимается древней историей у Т. Моммзена и О. Гиршфельда в Берлинском университете и пишет диссертацию о древнеримских откупах (опубликована на латинском языке в Петербурге в 1910 году). В это время происходит важная встреча в жизни Иванова - знакомство и дружба с аспирантом петербургского университета историком И. М. Гревсом, который (как позднее вспоминал сам Иванов) «властно указал мне ехать в Рим, к которому я считал себя недовольно подготовленным; я по сей день благодарен ему за то, что он победил мое упорное сопротивление, проистекавшее от избытка благоговейных чувств к Вечному городу, со всем тем, что должно было там открыться...» («Автобиографическое письмо», 1917).
Во время первого приезда в Рим произошла встреча с Лидией Димитриевной Зиновьевой, его будущей второй женой. Совместная поездка с ней в Ассизи в 1897 году стала для обоих неким внутренним перерождением. Мифопоэтический рассказ об откровении Софии- премудрости в Ассизи, окруженном «кристаллом умбрских гор», лег в основу стихотворения «Красота», эстетического и философского манифеста Иванова-поэта. Это стихотворение открывает его первую поэтическую книгу «Кормчие Звезды» (1902), и посвящено Вл. Соловьеву: продолжая соловьевский путь, поэт приходит к формуле «а realibus ad realiora» («от реального к более реальному», лат.), которая определяет его концепцию символа и символического искусства вообще и лежит в основе его собственного поэтического творчества. Отдельную часть книги «Кормчие Звезды» составляет цикл «Итальянские сонеты» (22 стихотворения), посвященные древностям, городам и художникам Италии, а эпиграфом ко всей книге были избраны строки из «Чистилища» Данте. Установка на Данте в аспекте как формы (в частности, приверженность к формам итальянского сонета), так и содержания (Иванов усматривал уже у Данте принцип «а realibus ad realiora») неоднократно декларировалась в позднейших теоретических работах Иванова; специфическая сложность и богатство ивановской поэзии, а также ее недостаточная доступность и понятность для некоторых современников оправды валось именно ею.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
После возвращения в Россию в 1905 году, Вячеслав Иванов поселяется в Петербурге и скоро становится крупной фигурой в кругу символистов. На литературных «средах» в петер- бургской квартире Вячеслава Иванова («Башне») в 1905-1911 годах побывали практически все литераторы, философы, художники, музыканты серебряного века.
С 1913 года Иванов живет в Москве, а осенью 1920 уезжает с семьей в Баку, где избирается профессором нового Бакинского университета.
В августе 1924 года Иванов покидает СССР, получив заграничную командировку; среди задач Иванова в Италии значилось «создание русского Института археологии, истории и искусствоведения», однако планам этим не суждено было сбыться.
В ноябре-декабре 1924 года Иванов создает в Риме поэтический цикл, озаглавленный им в первой редакции «Ave Roma» (с подзаголовком «Римские сонеты»). Этот цикл занимает значительное место в зрелом творчестве самого поэта, в русском эмигрантском мифе, и вообще в европейском римском тексте ХХ века.
С 1926 по 1934 годы Иванов занимает место преподавателя-лектора иностранных языков в «Колледжо Борромео» в Павии и одновременно читает курсы по русской литературе в Павийском университете. Окончательно вернувшись в Рим, Иванов с 1936 стал преподавать в ватиканском коллегиуме «Руссикум» церковнославянский язык. В это же время Иванов читает также курсы по русской литературе, в частности, по Достоевскому.
Последняя поэтическая книга, созданная Ивановым в Италии "Римский дневник 1944 г.", первое из 114 стихотворений помечено 1 января, последнее 31 декабря; пестрая и конкретная поэтическая хроника - оккупация Рима нацистами, воздушные налеты, освобождение города союзниками соединяется с «вечными» темами истории и постижения истины.
16 июля 1949 года Вячеслав Иванов умер: могила его находится на кладбище Тестаччо в Риме.
Несмотря на сложную образность стихов Иванова, как будто затрудняющую переложение их на музыку, его поэзия вызывала значительный интерес у русских композиторов, современников поэта и мыслителя. На его тексты (как оригинальные, так и на тексты поэтических переводов из античных авторов) писали музыку Александр Гречанинов, Николай Мясковский, Михаил Гнесин, Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Артур Лурье, Адриан Шапошников, Александр Шеншин, Виссарион Шебалин и другие. Всего до нас дошло более шестидесяти произведений камерной вокальной музыки на тексты Вячеслава Иванова.