Цифровизация электротехнической отрасли – тренд наступившего года

15.01.24, Пн, 11:00, Мск,

Конкурентная борьба за рынки сбыта приобретает сегодня глобальный характер и зачастую является определяющим фактором успешности бизнеса. В этих условиях современному промышленному предприятию, строительной компании или крупному трейдеру для того, чтобы оставаться эффективным и конкурентоспособным, необходима постоянная модернизация бизнеса, в значительной мере связанная с внедрением современных цифровых технологий.

Кирилл Остров

Не остается в стороне от этого тренда и закупочная деятельность. У современных промышленных предприятий доля стоимости закупаемых ресурсов в общей структуре затрат на выпуск готовой продукции может достигать 80%, а издержки и потери, связанные с неэффективной системой снабжения, – превышать 30–40% от этих затрат. Таким образом, поиск наилучших способов оптимизации затрат на снабжение без снижения качества и скорости производственных процессов превращается в насущную потребность для всех производителей. Сегодняшний рассказ – об успешном проекте оптимизации и цифровизации закупочной деятельности, осуществленном в электромонтажной компании «МАГИСТР-3М» руководителем ее отдела материально-технического снабжения Кириллом Александровичем Островым и имеющем массу последователей на электротехническом рынке.

Проект, предложенный Кириллом Александровичем, был выполнен за счёт внедрения инновационной для отрасли SRM-системы. Электромонтажные компании такого масштаба имеют огромную номенклатуру закупаемых позиций, что предполагает работу отдела снабжения с десятками различных поставщиков из различных городов и стран. Сроки поставки оборудования, логистика и ценообразование оказывают значительное влияние на успешность не только самих этих компаний, но и их клиентов. По этой причине потребность в комплексном подходе к управлению взаимоотношениями с поставщиками, а также цифровизация процессов стала особенно актуальной и приобрела критическое значение. Однако проблема эта не имеет простого, а главное, бюджетного решения.

Использование электромонтажными, строительными, производственными компаниями и предприятиями готовых дорогостоящих программных комплексов часто не оправдано с экономической точки зрения и вызывает значительные проблемы при их интеграции в уже действующее программное обеспечение предприятий. К тому же, такие комплексы обычно не учитывают специфику предприятия, перегружены ненужными опциями при том, что самые необходимые компоненты могут вообще отсутствовать. Чтобы решить эти проблемы, производственники пытаются создавать собственные программные продукты, однако это требует либо наличия в штате квалифицированных разработчиков, либо значительных расходов на оплату услуг сторонних интеграторов. При внедрении своей SRM-системы Кирилл Остров разработал и впервые применил модульный подход к цифровизации электротехнического бизнеса. В качестве базового он предложил использовать программное обеспечение, предоставляемое крупными поставщиками оборудования, дополняя его персонифицированными модулями совместимости, адаптированными для нужд компании. Высокая эффективность подобного решения заключается в существенном снижении как стоимости разработки программных продуктов, так и требований к квалификации персонала. Возможности же модульного подхода к интеграции различных типов программного обеспечения представляются чрезвычайно масштабными, особенно в связи с повсеместным внедрением облачных продуктов, искусственного интеллекта и интернета вещей в производственные процессы.

SRM-система Кирилла Острова представляет собой программный комплекс, позволяющий автоматизировать и интегрировать в единое информационное пространство процессы, связанные с закупочной деятельностью и состоит из нескольких основных блоков: модуля программной интеграции (обеспечивающего взаимодействие системы с различными программными продуктами), модуля выбора и анализа поставщиков, модуля оперативного снабжения (обеспечивающего планирование, размещение заказов и их администрирование), а также модуля создания реестра поставщиков и интеграции системы с их базами данных. Кроме этого, в имплементированную г-ном Островым систему вошли модули для управления контрактами и общего анализа эффективности закупочной деятельности. Таким образом, система охватила весь цикл снабжения, оптимизируя процесс выбора поставщика и осуществления закупок. Предложенное решение было интегрировано в действующую информационную систему компании благодаря модулям сопряжения (API) и объединило различные процессы в едином цифровом комплексе. Хорошо известная российскому бизнесу и государственным структурам система управления взаимоотношениями с клиентами также стала частью этого комплекса. Как показала дальнейшая практика, внедрение описываемой разработки позволило комплексно решить проблему взаимодействия с поставщиками, стандартизировать базы данных, существенно оптимизировать затраты на закупочную деятельность, сократить полный рабочий цикл снабжения и производства, повысить управляемость и прозрачность процессов, а следовательно, и конкурентоспособность предприятия.

В настоящее время процессы цифровизации в электротехнических и электромонтажных компаниях значительно активизировались. Владельцы предприятий отрасли в полной мере сознают важность интеграции в производственные циклы различных облачных систем взаимодействия и управления базами данных и регулярно привлекают Кирилла Александровича в качестве консультанта в ходе разработки интеграционных модулей и внедрения SRM-систем. Таким образом, его инновационный подход к цифровизации вкупе со значительным опытом производственной и закупочной деятельности стали драйвером научно-технического прогресса и устойчивого развития бизнеса в отрасли.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft

Автор: Анатолий Добронравов