2020/10/13 12:53:24

Кодекс этики использования данных


Содержание

Основная статья: Данные

2022: Ozon присоединился к этическому кодексу по использованию данных

Ozon 7 июля 2022 года сообщил о том, что присоединился к Кодексу этики использования данных и вошел в реестр добросовестных участников рынка данных. Подробнее здесь.

2020: Присоединение к Кодексу CleverDATA, СберЛизинг, СберМаркет и Авито

13 октября 2020 года АБД сообщила о заседании Совета по совершенствованию практик работы с данными. В ходе заседания было принято решение о присоединении к Кодексу четырех компаний: CleverDATA, СберЛизинг, СберМаркет и Авито. Они также включены в Реестр добросовестных участников рынка данных на ряду с остальными подписантами.

«
Присоединение большого количества участников к Кодексу этики использования данных позволяет нам развивать документ и его принципы, а также обогащать Белую книгу с учетом экспертизы компаний из самых разных сфер деятельности. Важно подчеркнуть, что дополнительные участники ответственно относятся к вопросам сбора, хранения и обработки данных и готовы обмениваться экспертизой по лучшим практикам работы с данными с другими участниками рынка. Заинтересованность компаний из различных сфер бизнеса в добровольном принятии и соблюдении Кодекса повышает доверие к отрасли больших данных в глазах клиентов и говорит о высоком уровне ответственности российского бизнеса, – говорит Анна Серебряникова, Председатель совета по совершенствованию практик работы с данными, Президент Ассоциации больших данных.
»

Решением совета к Кодексу этики присоединилась компания CleverDATA, технологический провайдер, который помогает компаниям в работе с данными для целей маркетинга и рекламы. CleverDATA осуществляет настройку взаимодействия компаний в части обмена данными. Помимо всего прочего ведет образовательную деятельность совместно с МГИМО, РГГУ и Высшей школой экономики в части работы с данными.

«
Кодекс этики - положение, на которое можно ориентироваться и ему соответствовать. Считаем, что наши практики также соответствуют Кодексу и мы с удовольствием к нему присоединимся, – комментирует Афанасьев Денис, генеральный директор CleverDATA.
»

Также к Кодексу этики присоединился СберЛизинг, который является диверсифицированной лизинговой компанией. Компания работает с открытыми данными по лизинговым сделкам и проводит 100 тысяч сделок в год. Работает с двумя видами данных - данными о платежной дисциплине, которые используют для моделей прогнозирования, а также общедоступными данными, на основании которых делают прогнозы о вероятности лизинговых сделок на рынке. Работает с Министерством транспорта РФ и Министерством экономического развития РФ в части разработки программ поддержки транспортной отрасли. Компания выразила большое желание присоединиться к Кодексу этики использования данных для получения опыта в части практик и этических норм работы с данными.

«
Мы используем большое количество данных о клиенте, и для нас очень важно, чтоб они были сохранны, а их применение соответствовало принятым практикам. Мы хотели бы делиться собственным опытом и впитывать опыт компаний, которые уже прошли этот путь и могут подсказать, как правильно работать в цифровом мире, – отметил Алексей Киркоров, заместитель генерального директора АО «СберЛизинг».
»

Следующим к Кодексу этики присоединился «СберМаркет» – онлайн-сервис доставки продуктов и товаров с полок магазинов. Департамент аналитики СберМаркет отвечает за доступ, безопасность и обработку данных компании, а также за поиск инсайтов на их основе для дальнейшего роста и развития компании

«
СберМаркет растёт очень быстро, что выражается также в быстром накоплении данных в компании. Уверен, что в сотрудничестве с коллегами, присоединившимися к Кодексу этики ранее, мы сможем выработать практики и стандарты этичного обращения с данными и совместно развивать лучшие из них, – подчеркнул Дмитрий Зборовский, директор по аналитике и росту в СберМаркете.
»

Последними к Кодексу этики присоединились Авито – онлайн-сервис объявлений в России. В 2019 году пользователи Авито совершили сделок на 1,7 трлн. руб. В их число вошло 116 миллионов сделок по продаже товаров, которые аудитория интернет-сервиса осуществила между собой (это 66% всех С2С-сделок в рунете). Российский бизнес также активно пользуется масштабом и возможностями сервиса, ежемесячно 2 миллиона компаний продвигают и продают свои товары и услуги, находят исполнителей и сотрудников для своего бизнеса, арендуют торговые площади и офисы, приобретают профессиональное оборудование и специализированный транспорт.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга

По словам Виктора Топадзе, руководителя юридической функции Авито:

«
Кодекс этики использования данных является важным элементом установления стандартов работы с данными в рунете. Авито считает необходимым присоединиться к формированию и внедрению процессов, позволяющих сделать использование данных безопасным и этичным для пользователя.
»

Помимо данных подписантов Кодекса Совет утвердил дополнительные добросовестные практики для включения в Белую книгу. Первой рекомендованной практикой добросовестного обращения с данными эксперты признали необходимость обезличивания персональных данных при работе с системами тестирования. Каждая компания при установке программного обеспечения или при обновлении старого, сталкивается с его тестированием. Рекомендуется осуществлять проверку систем на основании обезличенных данных, для того, чтобы обезопасить персональные данные потребителей. Также обезличивание персональных данных рекомендуется использовать в регуляторных песочницах в рамках экспериментальных правовых режимов для тестирования гипотез, алгоритмов и сервисов. Обезличивание персональных данных способствует повышению уровня защиты персональной информации клиентов и позволяет проверить качество работы систем безопасно.

Еще одной положительной практикой был признан механизм отказа пользователя от маркетинговых коммуникаций, которые реализует маркетинговый посредник. Часто компании прибегают к услугам маркетинговых посредников, в результате потребитель получает рекламу сразу через несколько каналов, а в соответствии с российским законодательством, потребитель в любой момент может отказаться от получения таких сообщений. В случае, если клиент отзывает свое согласие на получение маркетинговых сообщений в одной компании, компания обязана обеспечить остановку рекламных сообщений и передать информацию об отказе своим маркетинговым посредникам. Так компании обеспечивают право клиента полностью отказаться от рекламных сообщений своей компании и защищают данные пользователей от использования в маркетинговых целях вопреки их желания.

2019

Создание совета по совершенствованию практик работы с данными

Совет по совершенствованию практик работы с данными, созданный для должной реализации кодекса этики использования данных, в частности будет заниматься рассмотрением инцидентов, говорящих о его нарушении участниками. Более того, совет будет принимать жалобы на несоблюдение правил кодекса участниками, а также исключать из соответствующего реестра злостных нарушителей, что повлечет для них серьезные репутационные издержки. Об этом в декабре 2019 года заявил TAdviser глава Аналитического центра при правительстве РФ Владимир Онищенко.

Неэтичным использованием данных, по мнению разработчиков кодекса, является чрезмерная таргетированная реклама и злоупотребление данными пользователей, отметил Онищенко.

Совет по совершенствованию практик работы с данными будет исключать злостных нарушителей кодекса этики использования данных из соотвествующего реестра, заявил Владимир Онищенко (фото - wwf.ru)

Координационным центром совета по совершенствованию практик работы с данными, как заявляли в Институте развития интернета (ИРИ) по подписании кодекса, станет аналитический центр правительстве РФ. Помимо него, в совет также войдут представители других государственных организаций. В частности – Минэкономразвития, Минкомсвязи и Роскомнадзора.

Совет, как заявляла глава ассоциации больших данных Анна Серебряникова, был создан для ежедневной работы участниками кодекса по совершенствованию регулирования и выработке новых подходов к технологическим инициативам. По словам Серебренниковой, совет будет определять перечень добросовестных практик, наполнять «белую книгу» конкретными примерами.

«
Совет призван обеспечить постоянную актуальность тех принципов и правил, изложенных в кодексе, которые применяются в России, - указала Анна Серебряникова.
»

Подписание кодекса

Представители Газпром-медиа холдинг, Яндекс, МегаФон, Тинькофф Банк, Сбербанк, Газпромбанк, oneFactor, Группа QIWI, VK (ранее Mail.ru Group), Группа ВТБ, ВымпелКом, Ростелеком, МТС, а также Аналитический центр при Правительстве РФ подписал в декабре 2019 года кодекс этики использования данных. Документ был подготовлен при участии Ассоциации больших данных и Института развития интернета. скачать кодекс

Согласно замыслу инициаторов разработки кодекса, положения документа станут основой для саморегулирования участников рынка данных при их взаимодействии с гражданами, юридическими лицами, государством и между собой. Документ распространяется на работу со всеми разновидностями данных: от пользовательских до промышленных.

Положения документа призваны стать основой для саморегулирования участников рынка данных при их взаимодействии с гражданами, юридическими лицами, государством и между собой. Кодекс включает в себя принципы профессиональной этики при сборе, обработке и использовании данных и содержит Реестр добросовестных участников рынка данных. Речь идет о всех разновидностях данных: от пользовательских до промышленных, кроме тех, что регулируются законодательно. Отдельно оговариваются условия этичного использования искусственного интеллекта при обработке данных.

Неотъемлемой частью Кодекса является «Белая книга», в которой собраны примеры ответственного поведения в отношении обращения с данными. Книга должна стать ориентиром для участников рынка и оказать позитивное влияние на развитие отрасли в целом. Постоянное ведение и обновление «Белой книги» будет способствовать внедрению лучших бизнес-практик в сфере использования данных.

Цели Кодекса этики использования данных:

  • Закрепить основные принципы взаимодействия заинтересованных лиц – государства, граждан, бизнеса;
  • Сформулировать универсальные правила, определяющие границы допустимого поведения для всего профессионального сообщества;
  • Создать базу для последующих регуляторных инициатив в области данных.

Кодекс этики использования данных будет открыт для новых участников, готовых присоединиться и поддержать декларируемые принципы и нормы. На сайте Аналитического центра при Правительстве РФ появится раздел, посвященный Кодексу этики, там будет размещена актуальная версия документа. Также там можно будет найти информацию о порядке присоединения, найти текущий состав совета по совершенствованию практик работы с данными и реестра участников кодекса.

Целью данного реестра, как указали TAdviser в ИРИ, является информирование всех тех, кто проявляет интерес к кодексу, о составе его участников. Включены в реестр в первую очередь будут, по словам Анны Серебренниковой, те компании, которые уже поддержали кодекс.

«
Но мы будем рассматривать заявки от всех, кто захочет присоединиться к инициативе и показать свое добросовестное отношение к рынку данных и его участникам. Для бизнеса добросовестность — это не пустые слова. Крупнейшим игрокам, которые инициировали работу по созданию Кодекса, важно, чтобы их клиенты, люди, для которых работают эти компании, доверяли тем, кто оказывает им услуги и продает товары. Поэтому добросовестность крупных российских интернет-игроков, финансовых компаний, передовых банков или телеком-операторов для них означает прежде всего доверие клиентов, - отметила Анна Серебренникова.
»

Создание кодекса этики использования данных, по словам руководителя ИРИ Сергея Петрова, является важной вехой для отечественной индустрии данных.

«
Ведь, как показывает практика, лучше всего применяются и соблюдаются те нормы и принципы, которые выработаны самими участниками отношений. Работа над кодексом велась при учете интересов всех вовлеченных сторон: бизнеса, государства и общества, поэтому особенно важно отметить консенсус, который был достигнут в представленной версии документа. Однако это не означает, что работа окончена, цифровой мир динамичен, появление новых технологий, алгоритмов потребует реакции. Мы создали «живой» документ, который будет обновляться и дополняться с разумной периодичностью, – указал Сергей Петров.
»

По мнению Анны Серебряниковой, уникальность кодекса состоит в том, что его необходимость изначально отметили крупнейшие компании рынка данных.

Кодекс - это живой документ, он состоит не только из свода принципов и «Белой книги», но и из ежедневной работы по совершенствованию регулирования и выработке новых подходов к технологическим инициативам. Для ведения этой работы в рамках Кодекса создается совет по этике работы с данными, он будет определять перечень добросовестных практик, наполнять «Белую книгу» конкретными примерами. Совет призван обеспечить постоянную актуальность тех принципов и правил, изложенных