Потёмкин Григорий Александрович

Персона

СМ. ТАКЖЕ (3)

Содержание

Потёмкин и музыка

Основная статья: Музыка в России в XVIII веке

Автор: Андрей Пенюгин

Григорий Александрович Потёмкин, будучи одним из крупнейших преобразователей Российского государства, поражал современников и продолжает поражать потомков разносторонностью своей деятельности. Благоустраивая Россию, светлейший князь старался реформировать все, что считал несовершенным. Многие из его казавшихся утопическими идей, были блестяще осуществлены, а воплощение других проектов было прервано лишь смертью князя. Таким проектом была и первая русская консерватория в Екатеринославле.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга

Потёмкин, в отличие от многих вельмож и царственных особ своего времени, не занимался музицированием, но музыка и музыканты окружали его всю жизнь. Приближенный к императрице, Потёмкин занимал покои в Зимнем дворце и звучание Придворного оркестра, одного из лучших в мире, услаждало его слух. Он заказывал музыку итальянским виртуозам, служившим в оркестре.

1776: Покровительство скрипачу Лолли

Объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 18 ноября 1776 года гласит: «Пять сонат и одна забава[1] на скрыпке и басу сочинения Антония Лолли, поднесенные его светлости князю Григорию Потемкину, продаются у Вейбрехта». Антонио Лолли был на тот момент концертмейстером Придворного оркестра. Несомненно, князь покровительствовал итальянскому виртуозу, любимцу императрицы и одному из известнейших скрипачей своего времени. Лолли давал публичные концерты, которые были тогда новинкой, в том числе и во дворце Потемкина (в конце 1770-х годов таковым являлся подаренный императрицей Аничков дворец, перестроенный по вкусу князя архитектором И.Е. Старовым). Уже после отъезда из России Лолли посвятил своему бывшему покровителю L'école du violon en quatuor (1784 г.).

1778: Заказы капельмейстеру Паизиелло и собственный оркестр из русских музыкантов

В 1778 году, для празднеств по случаю рождения великого князя Александра Павловича, Потёмкин заказал придворному капельмейстеру Джованни Паизиелло кантату «Сюрприз богов». Ко дню рождения Александра в 1781 году по заказу князя тот же композитор написал кантату «Чудесный источник с Ореба».

Первые музыканты на службе у Потемкина появились в конце 1770-х годов. В начале следующего десятилетия у князя уже был собственный оркестр. Точная дата его возникновения не установлена, но известно, что наиболее ранний из сохранившихся контрактов, с капельмейстером Карлом Ибералем, был подписан в 1782 г. Оркестр составляли полковые музыканты исключительно из русских, что по тем временам встречалось нечасто.

1785: Приглашение Хандошкина на должность главы консерватории, покупка роговой капеллы, заказы ораторий Сарти

В 1785 году произошло несколько важнейших событий в музыкальной жизни, связанных с Потёмкиным. Во-первых, князь приобрел у К.Г. Разумовского роговую капеллу во главе с Карлом Лау, которая считалась одной из лучших. Во-вторых, с этого года началось плодотворнейшее сотрудничество Потемкина со знаменитым итальянским композитором Джузеппе Сарти, занявшем должность придворного капельмейстера годом ранее. По заказу Потемкина в 1785 году он написал две «русские оратории» (так сам автор определил их жанр): «Господи, воззвах к Тебе» и «Помилуй мя, Боже». В первой из них Сарти использовал новую «покупку» князя — роговую музыку. В-третьих, этим годом датирован проект первой российской консерватории. Потемкин писал Екатерине: «Как в Екатеринославском университете, где не только науки, но и художества преподаваемы быть имеют, должна быть консерватория для музыки, то приемлю смелость Всеподданнейше просить об увольнении туда придворного музыканта Хандошкина с пожалованием за долговременную его службу пенсии и с награждением чина мундшенка придворного». Выбор князя мог быть продиктован их душевной схожестью с Хандошкиным. Его музыку отличали редкая оригинальность, глубина чувств, порывистость и асимметрия, а именно таким и был Потемкин. К сожалению, Иван Хандошкин, судя по всему, фактически не участвовал в недолгой истории Екатеринославской музыкальной академии (возможно, сам проект был приурочен к поездке императрицы на юг России, которая, из-за эпидемии холеры, была отложена).

Портрет Потёмкина 1847 года, копия работы 1784-1788 гг

В последние годы жизни Потемкина Сарти, покинувший придворную службу, стал его капельмейстером. Он же возглавил Екатеринославскую музыкальную академию, проект которой был возобновлен в 1787 г. Как писал в своих «Записках» литератор С.Н. Глинка, «в своем роде Сартий был такой же романтик, как и Потемкин: оба они думали, что ум парящий действует мимо правил, оцепляющих мысль человеческую». Сарти активно приступил к работе на новой должности. Для преподавания в первой русской консерватории (фактическим ее местопребыванием стал город Кременчуг) были привлечены известные музыканты: Ф. Бранкино (гобой), А. Дельфино (виолончель), Ф. Даль'Окка (клавесин и сольфеджио) и др.

Роговой оркестр князя также пополнялся учениками академии. Представление о количестве учащихся можно получить из прошений о покупке инструментов: в 1787 году требовалось 6 гобоев, 4 валторны, 4 флейты, а в 1790 г. 5 скрипок, 2 альта, 1 контрабас, 2 виолончели и 2 валторны.

В конце жизни Потемкин расстался с Сарти, который перешел на службу к Шереметеву, а после смерти князя музыкальная академия в Кременчуге практически прекратила свое существование.

1789: Знаменитые концерты по случаю побед русского оружия

Во время русско-турецкой войны (1787-1791) в ставке Потёмкина всегда звучала музыка. Многочисленные мемуаристы из числа иностранных офицеров на русской службе, а также дипломаты, сопровождавшие Екатерину во время ее знаменитого путешествия 1787 года на юг России, оставили свидетельства о почти ежедневных концертах. Кроме полковых музыкантов, рогового оркестра, небольшой итальянской капеллы (музыканты из числа преподавателей Екатеринославской академии) и певчих в этих концертах могли принимать участие и ученики академии. Так об этом пишет испанский путешественник де Миранда, посетивший в 1787 году Кременчуг: «Снова и снова слушали музыку, а в промежутках — хор юношей, которые учатся в консерватории, основанной здесь императрицей <...> Потом, вплоть до ужина, исполнялись квартеты Боккерини». Апофеозом этой походной музыкальной жизни стало исполненное в 1789 году произведение Сарти «Славная кантата «Тебе Бога хвалим», сочиненная и произведенная в Кременчуге на поздравление имперского князя Потемкина-Таврического по причине взятия им Очаковской крепости». В оркестровке этой кантаты Сарти использовал все звуковые ресурсы, имевшиеся в его распоряжении: хор, оркестр, роговую музыку и даже пушки. Сочинение имело огромный успех и через некоторое время было исполнено в Александро-Невской лавре для императрицы и петербургского двора.

Самым ярким событием последнего года жизни князя стал знаменитый праздник, устроенный в новом Таврическом дворце 28 апреля 1791 года по случаю взятия Измаила. На торжество были приглашены около трех тысяч особ обоего пола. Г.Р. Державин в своем описании праздника пишет: «Как скоро Высочайшие посетители соизволили возсесть на приуготовленные им места, то вдруг загремела голосовая и инструментальная музыка из трехсот человек состоявшая». В этот день в истории русской музыки возникло имя одного из самых известных композиторов конца XVIII — начала XIX в. Осипа Козловского. Будучи офицером потемкинской армии, он был замечен князем, который помог музыканту сделать карьеру в Санкт-Петербурге. Именно Козловский стал автором музыкального оформления праздника в Таврическом дворце, для которого написал хоры-полонезы на слова Державина. Полонез «Гром победы раздавайся», впервые прозвучавший в тот вечер, стал неофициальным российским гимном.

1791: Предложение Потёмкину о приглашении к нему на службу Моцарта

В заключение хотелось бы рассказать об одной несостоявшейся возможности, связанной с именем Потемкина. 15 сентября 1791 года русский посол в Вене граф Андрей Разумовский писал князю, что готов «направить к Вам первого клавесиниста и одного из искуснейших композиторов Германии - по имени Моцарт - который, имея здесь некоторое недовольство, был бы расположен принять это путешествие. Сейчас он в Богемии, но скоро вернется. Если Вы, Ваша светлость, разрешите мне тогда его пригласить не надолго, а просто для того, чтобы поехать к Вашей светлости, чтобы Вы его услышали и, если найдете нужным, затем приняли бы к себе на службу». Но уже 5 октября светлейший князь скончался, а через два месяца не стало и Моцарта.

CD с музыкой XVIII века

Примечания

  1. Перевод на русский язык слова «дивертисмент»