Камеры видеофиксации (фотовидеофиксации)
Основная статья: Камеры видеофиксации (фотовидеофиксации)
Штрафы ГИБДД
Основная статья: Штрафы ГИБДД
Штрафы в России
Основная статья: Штрафы в России
2024
Умные камеры в Подмосковье начали распознавать и штрафовать водителей за парковку авто у мусорных контейнеров
В Московской области система «Безопасный регион», использующая технологию искусственного интеллекта, начала автоматически фиксировать нарушения правил парковки около контейнерных площадок для сбора мусора. Об этом стало известно 28 октября 2024 года. С июня 2024 года почти 400 камер системы контролируют территорию вокруг этих площадок, распознавая автомобили, припаркованные в запрещённых местах, и отправляют данные для дальнейшего оформления штрафов. Подробнее здесь.
Дорожные камеры в России начали штрафовать пользователей электросамокатов. Первые фото
30 июня 2024 года в Москве зафиксирован первый случай автоматического выявления нарушения правил дорожного движения пользователем электросамоката с помощью камер видеонаблюдения.
Как сообщает «Комсомольская правда», инцидент произошел на Тверском бульваре, где камера зафиксировала нарушение, совершенное пользователем арендованного электросамоката компании Whoosh. Нарушитель, житель Москвы по имени Валерий, не спешился при пересечении пешеходного перехода, что противоречит действующим правилам дорожного движения.
Система автоматической фиксации нарушений считала номер электросамоката и передала информацию в сервис аренды. В результате через полторы недели пользователь получил уведомление о штрафе в размере ₽1000. Данный штраф не является административным, а выписывается в рамках пользовательского соглашения между арендатором и сервисом проката электросамокатов.
Внедрение системы автоматической фиксации нарушений для электросамокатов стало возможным благодаря появлению номеров на прокатных устройствах в этом сезоне. По информации представителей индустрии, технология распознавания номеров проходила этап тестирования в течение некоторого времени, и активное применение штрафных санкций началось в июне 2024 года.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Данная система эффективна только в отношении арендованных электросамокатов, так как частные устройства не оснащены номерами или специальными чипами. Это ограничение касается и других нововведений, таких как принудительное ограничение скорости до 20 км/ч в зоне от ТТК до МКАД, вступившее в силу с 15 июля 2024 года.
Компания Whoosh также рассматривает возможность внедрения дополнительных мер безопасности. Среди них – проведение тестов на когнитивные способности перед арендой, система рейтинга пользователей с возможностью ограничения скорости для недобросовестных водителей, а также функция «антитандем», блокирующая самокат при обнаружении двух седоков.[1]
2023
При помощи видеокамер в России было выписано рекордное за 5 лет количество штрафов за нарушения
В России зафиксировано рекордное количество штрафов за нарушения правил дорожного движения (ПДД) за последние пять лет с использованием видеокамер. Информация была озвучена на совещании в Совете Федерации 21 июня 2024 года.
В 2023 году видеокамеры обеспечили рекордное число постановлений о привлечении к ответственности за нарушения ПДД – 221 млн. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по госстроительству Ирина Рукавишникова отметила, что в среднем на каждую камеру в России приходится 7,6 тыс. зафиксированных нарушений ПДД. Кроме того, видеонаблюдение активно используется в регионах для контроля за соблюдением правил благоустройства, землепользования и пожарной безопасности.
Как пишет «Коммерсантъ», законодатели уделяют особое внимание правовому регулированию использования цифровых ресурсов. Рукавишникова подчеркнула необходимость четкого описания юридической силы информации, полученной с помощью цифровых инструментов. Минцифры разрабатывает проект Цифрового кодекса, который включает в себя все аспекты, связанные с цифровыми технологиями.
Дарья Зайкина, представитель Минюста, отметила важность описания использования цифровых инструментов в отраслевом законодательстве. По ее мнению, пробелы в существующем законодательстве часто пытаются закрыть с помощью цифровых технологий. Например, для органов местного самоуправления хотят ввести право штрафовать нарушителей на основании данных, полученных с камер и беспилотников.
Зайкина также подчеркнула, что необходимо определить в профильном законодательстве понятие средней скорости, чтобы ввести штрафы за ее превышение. Без этого новые нормы не будут работать и могут быть признаны неконституционными.
Минэкономразвития рассматривает возможность использования беспилотников для проведения контрольно-надзорных мероприятий. Однако для этого также требуется четкое правовое регулирование. Зайкина отметила, что необходимо найти баланс между общественными интересами и процессуальными правами граждан. Например, упрощенный порядок составления протоколов, как в случае с ПДД, требует согласия лица на обработку его биометрических данных.[2]
Дорожные камеры в Москве теперь штрафуют за непристегнутых пассажиров
Дорожные камеры в Москве будут штрафовать пассажиров за непристегнутый ремень. Об этом 21 сентября сообщил Центр организации дорожного движения (ЦОДД). При этом штраф будет выписываться на владельца автомобиля. Сумма штрафа составит 1 тысячу рублей. Подробнее здесь.
Дорожные камеры Москвы начали фиксировать езду на мотоцикле без шлема
Дорожные камеры Москвы начали штрафовать за езду на мотоцикле без шлема. Об этом в начале августа 2023 года сообщили в столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД). Подробнее здесь.
Путин поручил ввести фото- и видеофиксацию нарушений речных судов
Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития речного судоходства, состоявшегося 20 июня 2023 года. Одно из поручений касается введения фото- и видеофикацию нарушений речных судов, сообщает пресс-служба Кремля 31 июля 2023 года.
Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих... возможность назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении при фиксации административных правонарушений на внутреннем водном транспорте работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - говорится в документе. |
Срок исполнения поручения — 1 августа 2024 года. Также правительству РФ совместно с правительством Москвы нужно предусмотреть расширение участков внутренних водных путей в границах Москвы с обязательным использованием автоматической идентификационной системы и проработать вопрос о возможности организации судоходства автономных судов в Москве. Доклад необходимо предоставить до 1 декабря 2023 года.
Правительству поручается и обеспечить возможность использования электронных билетов на водном транспорте, говорится на сайте Кремля. Кроме того, Путин поручил выделить средства на реализацию программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта, производимых в РФ, для обеспечения поддержки строительства в России дополнительно не менее 200 пассажирских судов, в том числе электросудов (судов, приводимых в движение электродвигателями с питанием от аккумуляторных батарей).[3]
Дорожные камеры в России начали штрафовать водителей за проезд на желтый сигнал светофора
В феврале 2023 года Московский городской суд (Мосгорсуд) признал законным штраф водителю автомобиля, выехавшему на перекресток на желтый сигнал. Своими действиями он не позволил завершить маневр автомобилю, начавшему движение на разрешающий сигнал, что привело к столкновению.
Согласно правилам дорожного движения, желтый сигнал светофора запрещает движение транспортных средств. Однако в правилах существуют некоторые поправки: если водитель не может остановить свой автомобиль без экстренного торможения, ему разрешен проезд на желтый свет. Российские суды всё чаще становятся на сторону обвинения, используя для доказательства вины записи с камер видеонаблюдения. А в Челябинске на перекрестках вовсе установили камеры, которые выявляют таких нарушителей.
В ситуации, которую рассматривал Мосгорсуд, водитель, выехавший на желтый сигнал, был признан виновным в аварии. Похожее решение принял 6-й кассационый суд в отношении водителя, который проехал на желтый сигнал светофора в Уфе.
Урайский городской суд ХМАО также отказал водителю, который настаивал на отмене наложенного на него штрафа. В ходе рассмотрения дела была изучена видеозапись, из которой следует, что мужчина имел возможность остановиться перед выездом на перекресток.
«Таким образом, суд считает несостоятельными доводы жалобы относительно того, что в данному случае у него отсутствовала возможность остановиться на запрещающий сигнал светофора, не прибегая к экстренному торможению», — говорится в решении.
Если в ХМАО водителя сразу остановили сотрудники полиции, то в Москве нарушения все чаще фиксируют технические устройства. Так, в октябре 2021 года в Москве с помощью камеры был установлен факт проезда на запрещающий сигнал светофора.[4]
Дорожные камеры в России начали штрафовать водителей, выбрасывающих мусор на обочину
В январе 2023 года в России дорожные камеры начали использоваться для фиксации выброшенного мусора. Камера будет распознавать государственный номер автомобиля, а затем постановление отправится по почте владельцу. Штрафы будут выписывать полицейские и сотрудники Государственного лесного надзора.
Для граждан, которые оставляют отходы вне специально отведенных для этого мест — в лесополосе, на обочине дороги и т. д.,— максимальный штраф был увеличен с 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Водители, выбрасывающие мусор из машины, подвергнутся штрафу в размере 30 тысяч рублей. Должностным лицам придется заплатить штраф 60 тысяч рублей, юридическим лицам – 100 тысяч рублей. А если мусор выбрасывается из грузовика, то штраф будет составлять 200 тысяч рублей.
В основном это касается тех автомобилистов, которые выбрасывают такие отходы, как старые шины, бытовой и строительный мусор в леса, парки, садоводческие товарищества.
Как пишет «Коммерсантъ», к 9 января 2023 года власти регионов пока публично не заявили о планах применять автоматические камеры для контроля соблюдения чистоты. Подмосковье применяет фотовидеофиксацию для контроля передвижения грузовиков со строительными отходами на основании базы данных выданных разрешений на данный вид перевозок.
С технической точки зрения комплексы фотовидеофиксации можно научить определять даже мусор, выброшенный на ходу из автомобильного окна, в том числе окурок, пластиковый стаканчик и многое другое, - рассказали газете в ассоциации ОКО (объединяет производителей и операторов систем фотовидеофиксации). — Разрешение камер позволяет фиксировать и сам предмет, и траекторию его движения, и даже порой лицо человека, если это необходим» |
.
По мнению представителей ассоциации, оптимальным вариантом решения проблемы очаговых свалок отходов может стать установка «упрощенных» камер с функцией скрытого видеонаблюдения. Их можно подключать к нейросети, которая и будет распознавать и госномер автомобиля, и сам факт выброса мусора, добавили в ОКО.[5]
2022
В России начинают штрафовать за отсутствие ОСАГО с помощью камер
В начале 2023 года российских автомобилистов будут штрафовать за отсутствие полисов ОСАГО, зафиксированное с помощью дорожных камер. Об этом в декабре 2022-го в интервью «Российской газете» рассказал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
По его словам, к концу 2022 года Госавтоинспекция завершила модернизацию и доработку информационной системы ФИС ГИБДД. Вместе с ними страховщики подготовили новую блок-схему для реализации возможности проверки наличия полиса ОСАГО с использованием камер. Информационная система стала работать более устойчиво, что позволило уменьшить количество ошибок, заявил Уфимцев.
Глава РСА подчеркнул, что штраф за отсутствие ОСАГО (800 рублей) не менялся в России 18 лет, его нужно увеличивать. По оценке специалиста, автомобили за это время сильно подорожали, стоимость топлива тоже выросла, запчасти на некоторые авто сегодня трудно найти, а страховые компании и по каско, и по ОСАГО по сей день сталкиваются с тем, что «люди ищут у них защиты», объяснил президент РСА.
Страхование в нынешних условиях — это тот механизм, от которого не надо отказываться. Заплатить за полис значительно дешевле, чем после ДТП самому ремонтировать автомобиль. У нас сейчас средняя выплата по ОСАГО под 80 тыс. рублей. Не у каждого автовладельца найдется в кармане такая сумма, — добавил Уфимцев в разговоре с журналистами в декабре 2022 года. |
По данным РСА, к декабрю 2022 года около 10% автомобилистов в России не имеют полисов ОСАГО. В ассоциации добавили, что в РФ сложилась ситуация, когда недобросовестные автовладельцы предпочитают заплатить административный штраф вместо оформления полиса ОСАГО, поскольку размер штрафа существенно меньше стоимости полиса.[6]
Дорожные камеры в Москве выявляют 59 видов нарушений. Список
В марте 2022 года был опубликован полный список нарушений правил дорожного движения, которые могут фиксировать дорожные камеры в Москве. Перечень составили в департаменте транспорта Москвы по запросу эксперта в области фото-видеофиксации Григория Шухмана.
По словам последнего, к марту 2022 года в Москве растет не только численность камер, но и расширяется функциональность дорожных комплексов. Причем нововведения реализуют не власти, а производители оборудования, поэтому такие технологии можно применять в регионах. Запуск новых видов фиксаций зависит от готовности региональных властей платить за лицензии по расширенному функционалу камер, отметил Шухман.[7]
Полный список нарушений ПДД, выявляемых дорожными камерами в Москве, выглядит следующим образом:
- Попутное направление под «кирпич», ст. 12.16 ч.1 КоАП РФ
- Попутное на правление под «кирпич» (кроме такси), ст. 12.16 ч.1 КоАП РФ
- Трамвайные пути попутного направления под «кирпич», ст. 12.16 ч.1 КоАП РФ
- Нарушение ограничения грузоподъёмности, ст. 12.16 ч.7 КоАП РФ
- Въезд под знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено», ст. 12.16 ч.7 КоАП РФ
- Нарушение ограничения максимальной разрешенной массы, ст. 12.16 ч.7 КоАП РФ
- Непредоставление преимущества пешеходам, ст. 12.18 КоАП РФ
- Нарушение правил остановки во втором ряду, ст. 12.19 ч.6 КоАП РФ
- Нарушение правил остановки на местах для инвалидов, ст. 12.19 ч.2 КоАП РФ
- Нарушение правил остановки ТС (знак 3.27), ст. 12.16 ч.5 КоАП РФ
- Остановка ближе 15м от мест остановки маршрутных ТС, ст. 12.19 ч.6 КоАП РФ
- Нарушение правил остановки ТС на пешеходном переходе, ст. 12.19 ч.6 КоАП РФ
- Нарушение порядка оплаты парковки, Закон города Москвы 45-8.14 п.2
- Нарушение правил стоянки ТС (знак 3.28 «Стоянка запрещена»), ст. 12.16 ч.5 КоАП РФ
- Нарушение правил остановки в местах стоянки легковых такси, ст. 12.19 ч.6 КоАП РФ
- Нарушение правил стоянки на местах для льготников, ст. 12.19 ч.5 КоАП РФ
- Нарушение правил стоянки ТС на тротуаре, ст. 12.19 ч.6 КоАП РФ
- Выезд на запрещающий сигнал светофора за стоп-линию (знак), ст. 12.12 ч.2 КоАП РФ
- Выезд на запрещающий сигнал светофора за стоп-линию (разметка), ст. 12.12 ч.2 КоАП РФ
- Проезд без остановки перед стоп-линией, ст. 12.16 ч.1 КоАП РФ
- Проезд на запрещающий сигнал светофора, ст. 12.12 ч.1 КоАП РФ
- Движение по полосе, предназначенной для маршрутных ТС, ст. 12.17 ч.1 прим.2 КоАП РФ
- Движение по полосе, предназначенной для маршрутных ТС под кирпич, ст. 12.16 ч.1 КоАП РФ
- Движение такси по полосе, предназначенной для маршрутных ТС под «кирпич», ст. 12.16 4.1 КоАП РФ
- Движение по велосипедным дорожкам, ст. 12.15 ч.2 КоАП РФ
- Выезд на сторону встречного движения, ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ
- Движение грузового транспорта далее второй полосы, ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ
- Поворот налево в нарушение требования знаков, ст. 12.16 ч.2 КоАП РФ
- Поворот направо в нарушение требования знаков, ст. 12.16 ч.1 КоАП РФ
- Движение прямо в нарушение требования знаков, ст. 12.16 ч.1 КоАП РФ
- Поворот налево в нарушение требований, предписанных дорожной разметкой, ст. 12.16 ч.2 КоАП РФ
- Движение по обочине, ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ
- Движение по трамвайным путям через перекрёсток, ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ
- Пересечение сплошной линии 1.1, ст. 12.16 ч.1 КоАП РФ
- Движение по разделительной полосе, ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ
- Пересечение сплошной линии 1.2, ст. 12.16 ч.1 КоАП РФ
- Движение по тротуару, ст. 12.15 ч.2 КоАП РФ
- Превышение скорости на 20-40 км/час, ст. 12. 9 ч.2 КоАП РФ
- Превышение скорости на 40-60 км/час, ст. 12. 9 ч.З КоАП РФ
- Превышение скорости на 60-80 км/час, ст. 12. 9 ч.4 КоАП РФ
- Превышение скорости более чем на 80 км/час, ст. 12. 9 ч.5 КоАП РФ
- Выезд на перекрёсток в случае затора, ст. 12.13 ч.1 КоАП РФ
- Движение грузового ТС с МРМ более 2,5 т. в левой полосе, ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ
- Движение по ПМТ прямо в нарушение требования знаков, ст. 12.16 ч.1 КоАП РФ
- Поворот налево не из крайнего положения, ст. 12.14 ч.1 прим.1 КоАП РФ
- Движение задним ходом, ст. 12.14 ч.2 КоАП РФ
- Разворот не из крайнего положения, ст. 12.14 ч.1 прим.1 КоАП РФ
- Остановка на перекрёстке, ст. 12.19 ч.5 КоАП РФ
- Выезд на трамвайные пути встречного направления, ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ
- Поворот направо не из крайнего положения, ст. 12.14 ч.1 прим.1 КоАП РФ
- Нарушение правил стоянки на местах для электромобилей, ст. 12.19 ч.5 КоАП РФ
- Остановка на полосе, предназначенной для маршрутных ТС, ст. 12.17 ч.1 прим.2 КоАП РФ
- Невыполнение требований соблюдения режима повышенной готовности на территории г. Москвы ЗГМ45- 3.18.1 ч.4
- Нарушение правил остановки, повлекшее создание препятствий для движения других ТС, ст. 12.19 ч.6 КоАП РФ
- Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов, ст. 12.6 КоАП РФ
- Нарушение правил пользования телефоном водителем, ст. 12.36 прим.1 КоАП РФ
- Пересечение «островка безопасности», ст. 12.16 ч. 1 КоАП РФ
- Движение между полос, ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ
- Езда без включённых фар ближнего света или дневных ходовых огней, ст. 12.20 КоАП РФ.
2021
Штрафы с дорожных камер в России превысили 100 млрд рублей
В 2021 году с помощью дорожных камер в России были выписаны штрафы на сумму 104,1 млрд рублей, что является рекордным показателем. Годовой результат превысил 100 млрд рублей впервые. Об этом стало известно из отчетности ГИБДД, опубликованной в начале апреля 2022 года.
В 2021 году в отношении российских водителей были вынесены 160,7 млн постановлений о штрафах за нарушение правил дорожного движения, что на 10% больше, чем в 2020 году. Оплата штрафов, наложенных с использованием камер фото- и видеофиксации нарушений, к концу 2021 года составила 60,3 млрд рублей. Сумма штрафов с камер растет из-за роста их числа и расширения функционала: один комплект оборудования распознает много разных нарушений, пояснил «Коммерсанту» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Совершенствуются алгоритмы распознавания, развиваются нейросетевые технологии. Водители не стали больше нарушать, просто современные технологии способствуют более эффективному выявлению нарушений, — соглашается представитель ассоциации ОКО (объединяет производителей и операторов систем фотовидеофиксации). |
Больше всего постановлений было вынесено в регионах с наиболее развитой системой автоматической фиксации нарушений, отметило издание. В Москве было выписано 31,9 млн штрафов (30,7 млн — по камерам) на сумму 23,7 млрд рублей. В Московской области в 2021 году вынесли 20,1 млн постановлений на 18 млрд рублей. В Московском регионе водители оплачивают около 50% штрафов, однако часть задолженности взыскивают в последующие годы судебные приставы. В Санкт-Петербурге вынесено 6,8 млн штрафов на 4,6 млрд рублей. Меньше всего постановлений на Чукотке — около 6 тыс. штрафов на 8 млн рублей, потому что в регионе нет дорожных камер.[8]
86% штрафов за нарушение ПДД в России выносятся по данным дорожных камер
86% штрафов за нарушение ПДД в России по итогам первой половины 2021 года вынесены по данным дорожных камер. Такую статистику 18 октября 2021 года привели в российской Госавтоинспекции.
Всего в январе-июне сотрудники ГИБДД вынесли примерно 73 млн постановлений о наложении административных штрафов, из которых 63 млн — в отношении собственников транспортных средств по нарушениям, зафиксированным камерами фото- и видеофиксации.
Из общего числа постановлений о штрафах в отношении водителей в первом полугодии 2021 года были исполнены 75% — 55 млн постановлений. Из 31 тыс. российских автовладельцев, за которыми числятся 50 и более неоплаченных штрафов за нарушения ПДД, около 8000 зарегистрированы в Московской области. Еще 5 000 — в Москве, сообщает ТАСС.
С 1 сентября 2021 года жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, зафиксированном автоматической дорожной камерой, можно подавать через портал госуслуг или сайт суда по месту совершения правонарушения. Это касается административных правонарушений, которые зафиксированы видео- и фотокамерами.
Для обжалования через «Госуслуги» нужен подтвержденный аккаунт. Через сайт суда можно будет обратиться, если у него есть такая техническая возможность. Если ее нет, обжаловать штраф в суде можно в прежнем порядке.
Автовладелец имеет право оспорить штраф с камеры фото и видеонаблюдения в том случае, если неверно указано место, где прошло произошло нарушение, за рулём автомобиля был другой человек, если камерой запечатлена тень, а не сам автомобиль, или же на участке дороги отсутствовал запрещающий знак. Также не редкость получение штрафов за автомобили двойники, причём такие взыскания часто приходят с других регионов, где владелец оригинального автомобиля даже никогда не был в жизни. В подобном случае необходимо обращаться в ГИБДД или в полицию.[9]
3,5 тыс. водителей в Москве оштрафованы за разговоры по телефону за рулем
29 июля 2021 года стало известно о том, что 3,5 тыс. водителей в Москве оштрафованы за разговоры по телефону за рулем. количество нарушителей выявлено за последние полгода с помощью 40 камер. По статистике, разговоры по телефону часто становятся причиной ДТП, сообщает Дептранс столицы.
Пилотный проект по привлечению к административной ответственности водителей за разговор по телефону за рулём и непристёгнутый ремень безопасности был запущен в Москве в 2020 году. Нарушения фиксируют дорожные комплексы фотовидеофиксации, оснащённые нейросетями. В каждый комплекс встроен модуль «Безопасность». Он распознаёт нарушителей. Технология формирует 10 фотографий, ретуширует лицо водителя и пассажира и отправляет данные в ЦОДД, после информация поступает в 4-ый отдел ГИБДД. Инспекторы производят проверку и по итогам выносят постановления.
За подобное нарушение предусмотрен штраф в размере 1500 рублей. Разговаривать за рулем по телефону разрешается только при использовании гарнитуры.
В регионах запущен пилотный проект по выписке штрафов за непристегнутый ремень безопасности со средств фотовидеофиксации. Кроме того, дорожные камеры научат отслеживать небезопасную езду и дистанцию. [10]
Дорожные камеры в России начинают штрафовать за выключенные фары
22 июля 2021 года стало известно о том, что дорожные камеры в России в скором времени будут штрафовать за выключенные фары. Для этого будет использоваться искусственный интеллект.
О том, что камеры на российских дорогах начнут фиксировать неработающие фары ближнего света и невключенные ходовые огни, изданию Autonews.ru рассказал Сергей Ласкин, генеральный компании «Астролаб», которая обслуживает около 1500 таких камер в нескольких регионах России.
По его словам, новый функциональность осенью 2021 года появится в Москве, Крыму, Ульяновске, Красноярске, Омске, Иркутске, Твери, Кабардино-Балкарии и Волгоградской области. При этом регионы сами решат, когда начинать пользоваться новой возможностью.
Технология работает на основе нейронных сетей, которые определяют, работают ли фары у автомобиля. Ласкин добавил, что новые комплексы не придется устанавливать, а искусственный интеллект просто будет дообучен. По его словам, к 22 июля 2021 года работы находятся на завершающей стадии.
Согласно ПДД, машины должны ездить с ближним светом в любое время суток. В соответствии со ст. 12.20 КоАП, штраф за неисполнение этого требования составляет 500 рублей.
Юрист Михаил Никитин в разговоре с изданием отметил, что в большинстве современных автомобилей ходовые огни включаются автоматически. Остальным же водителям придется внимательнее следить за работой световой оптики. Эксперт считает, что выписанные штрафы за это нарушение в дневное время не несут никакой смысловой нагрузки. При этом, по его мнению, в светлое время суток камере будет сложнее не допустить ошибок. Однако Никитин признает, что водители, которые ночью ездят с неработающими фарами — действительно могут представлять опасность и фиксация стимулировала бы их заехать на сервис.[11]
Дорожные камеры в России будут штрафовать водителей, выбрасывающих мусор на обочину
В конце марта 2021 года стало известно о том, что дорожные камеры в России будут штрафовать водителей, выбрасывающих мусор на обочину и в лесу. Соответствующее постановление приняли депутаты Мосгородумы.
Власти планируют использовать для обнаружения нарушителей фотоловушки, «автоматически срабатывающие при движении в условиях низкой освещенности», пишет «Коммерсантъ».
Опрошенные изданием эксперты отмечают, что к инициативе возникает слишком много вопросов. Например, за какой именно мусор нарушителям будут приходить «письма счастья» с дорожных камер: только за крупногабаритные мешки или за обертки от шоколадки.
Кроме того, в ассоциации ОКО считают, что использовать для поиска нарушителей комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД нецелесообразно, так как они чаще установлены на скоростных участках дорог, где водители вряд ли будут выбрасывать мусор.
Законопроект нужен прежде всего для борьбы с компаниями, которые незаконно вывозят мусор, беря плату с жителей дачных поселков, и складируют его в не предназначенных для этого местах, пояснил вчера соавтор поправок, депутат Мосгордумы Александр Козлов.
К 25 марта 2021 года штраф за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды для граждан составляет 1-2 тыс. рублей и 2-3 тыс. руб. за повторное нарушение. При этом статья, которая предусматривала бы штраф за выброс отходов из транспортных средств, отсутствует вовсе. На это обратили внимание авторы нового законопроекта и сформировали новую таблицу штрафов:
Если нарушение зафиксируют с помощью дорожных камер, то собственник автомобиля, госномера которого распознает камера, должен получить «письмо счастья» на 10 тыс. рублей. При повторном нарушении — 20 тыс. рублей. В случае сброса мусора с грузового транспорта — 100 тыс. рублей, а повторного — 150 тыс. рублей.
Законопроект планируется направить в Госдуму, чтобы его действие было распространено на всю Россию.[12]
2020
Рост числа штрафов с дорожных камер в РФ на 19% - МВД
Число штрафов, выписанных автомобилистам при помощи дорожных камер, в России по итогам 2020 года выросло на 19,2% относительно 2019-го и превысило 145,5 млн. Об этом свидетельствуют данные МВД.
В 2019 году ГИБДД вынесла 142,1 млн постановлений на 106,5 млрд рублей, из них по материалам с камер автоматической фото- и видеофиксации нарушений — 122,1 млн штрафов. Общую сумму денежных взысканий за 2020 год в МВД не назвали.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику полиции, с помощью камер и инспекторов в 2020 году россиян чаще всего штрафовали за превышение скорости (124 млн штрафов), нарушение требований знаков и разметки (13,6 млн), проезд на красный сигнал светофора (5,2 млн).
Десятка самых частых нарушений за год практически не изменилась, но немного выросла доля связанных с техническим состоянием транспорта. Это объясняется, в том числе, тем, что ГИБДД активно закупала оборудование для проверки транспорта, вроде приборов для контроля шин и дымомеров, а также с усилением контроля перед стартом реформы техосмотра с 1 марта 2021 года.
ГИБДД, Росавтодор и другие органы в течение 2020 года отчитывались о снижении интенсивности движения на дорогах из-за наложенных в связи с пандемией COVID-19 ограничений — в отдельные весенние месяцы аварийность была меньше на 30-40%. Число нарушений на этом фоне увеличилась: во-первых, все чаще применяются камеры, которые фиксируют несколько составов нарушений в одной точках, во-вторых, число самих комплексов во время пандемии выросло, что отразилось на выявляемости, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Количество камер на дорогах никак на аварийность не влияют, это всем понятно, — говорит он. — Раньше хоть какая-то корреляция была. Сейчас связи не осталось, комплексы устанавливаются для сбора штрафов.[13] |
В Москве камеры с нейросетью начали распознавать разговоры по телефону за рулем. Штрафы уже приходят
В середине декабря 2020 года стало известно о начале выписывания в Москве штрафов водителям за разговор по телефону и непристегнутый ремень безопасности, зафиксированные дорожными камерами. К 17 декабря в столице работает 8 таких камер — они расположены на ТТК, Садовом кольце, Северо-Восточной хорде, а также на проспекте Вернадского, Мичуринском проспекте и Звенигородском шоссе.
Как рассказали «Коммерсанту» в ГИБДД, с 1 по 16 декабря 2020 года столичная Госавтоиспенкция прибегнув к помощи дорожных камер, более 100 постановлений по ст. 12.36.1 КоАП (разговор по телефону за рулем) и около 2,3 тыс. постановлений по ст. 12.6 КоАП (езда с непристегнутым ремнем безопасности).
Нарушителей распознает специальный программный модуль «Безопасность», который встроен в каждый комплекс фотовидеофиксации. Система, работающая на основе нейросетей, способна самостоятельно определять разговаривает ли водитель по телефону во время движения и пристегнут ли он ремнем безопасности. Результат работы нейросетей отправляется на проверку в ЦОДД, после чего поступает в 4-й отдел ГИБДД, где инспекторы перепроверяют все данные и выносят постановления.
Начать штрафовать водителей с использованием новой технологии планировали с 16 ноября, но ГИБДД выявила риски необоснованного привлечения к ответственности из-за «неверного отождествления предмета, находящегося в руках водителя». Было решено формировать по каждому нарушению по 10 фотографий, в самом постановлении ретушировать лицо водителя и пассажира и перенести запуск системы на 1 декабря 2020 года.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты предупреждают, что система будет делать много ошибок. Сильнее всего рискуют получить ошибочный штраф водители в темной одежде, вечером или ночью, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.[14]
Россияне смогут обжаловать штрафы с дорожных камер через ЕПГУ
16 декабря 2020 года Госдума в третьем окончательном чтении приняла поправки, благодаря которым россияне смогут обжаловать штрафы с дорожных камер через госуслуги.
Жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом направление жалобы непосредственно в суд в электронной форме возможно при наличии технической возможности у суда принять ее в такой форме. Ответ придет на портал госуслуг в течение трех дней.
Принятие законопроекта также позволит установить по всей стране единый порядок обжалования штрафных постановлений вне зависимости от того, кем оно вынесено – ГИБДД или специализированным учреждением, — считает председатель Госдумы Вячеслав Володин. |
По его словам, принятые поправки избавят граждан от необходимости лично обращаться в уполномоченные органы и сделает процедуру обращения более доступной, поскольку водителю иногда проще оплатить штраф, чем тратить своё время на заполнение бумаг в подразделении.
Законопроект разработан депутатами во главе с заместителем председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Рафаэлем Марданшиным. Последний заявил, что инициатива направлен не на увеличение собираемости дорожных штрафов.
Мы считаем, что это не совсем правильная ситуация, когда постановления об административном правонарушении могут подаваться в электронном виде, граждане могут их получать в электронном виде, а вот обжаловать их они вынуждены по-старому… Пока что людям, по его словам, приходится отправлять документы почтой или ходить в ГИБДД, либо обращаться в суд, — отметил он. |
Авторы документа предусмотрели еще один дистанционный способ. Подать жалобу на штрафы за нарушение ПДД, зафиксированное дорожной камерой, можно будет посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда. При этом отмечается, что отправка документов непосредственно в суд возможна при наличии технической возможности у него принять жалобу в электронном виде.[15]
Камеры на дорогах Москвы начнут автоматически выписывать штрафы за непристегнутый ремень
В начале ноября 2020 года стало известно о появлении первых в России дорожных камер, штрафующих за непристегнутый ремень безопасности и разговоры по телефону за рулем. Оборудование готовится к полноценному запуску в Москве, сообщил столичный департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Утверждается, что новые комплексы фотовидеофиксации с помощью нейросети и технологий Big Data смогут точно распознавать факт нарушения. В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) отметили, что дорожные камеры могут делать до 25 фотографий в секунду. На них нейросеть выявляет руль, руки, ремень безопасности и прочие детали, а затем квалифицирует нарушение по заданным алгоритмом.
По заключению системы инспектор выносит постановление о штрафе. К постановлению будет прилагаться фотография с размытым лицом водителя, чтобы не нарушать закон о персональных данных. Контролировать систему будут ЦОДД и ГИБДД. Сомнения в виновности водителя будут трактовать в его пользу, заявили в пресс-службе департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Доступ к оригиналу фотографий будет у сотрудников ГИБДД на случай, если водитель решит обжаловать штраф.
Как того требует законодательство, комплекс самостоятельно и без вмешательства извне формирует материал, на основании которого инспектор вынесет постановление, — сообщили в ЦОДД. |
К началу ноября 2020 года штраф за непристегнутый ремень составляет 1 тыс. рублей, за использование телефона за рулем — 1,5 тыс. рублей. Оба штрафа, выписанных после автоматической фиксации нарушения ПДД, можно будет оплатить со скидкой 50%.
На первом будет введено в эксплуатацию только восемь таких камер. В тестовом режиме комплексы работали с февраля 2020 года, но в рамках пилота они штрафы не выписывали.[16]
2019
20 – тоже нарушение
Как сообщили в октябре 2019 года представители Госавтоинспекции, МВД одобрило инициативу снижения нештрафуемого порога превышения скорости до 10 км/ч. Рассматривается возможность внесения соответствующих поправок в новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях. При этом инициативу планируется обсудить в Госдуме уже в начале 2020 года.
«Разумеется, такая законодательная мера давно назрела в нашей стране, – считает коммерческий директор «СКАУТ-Корпоративные решения» Юрий Висневский. – Ведь именно возможность безнаказанно перемещаться по городским улицам со скоростью до 80 км/ч остается одним из главных факторов высокой аварийности. |
Пожалуй, в любом городе есть злосчастные перекрестки или какие-либо другие опасные участки, где чуть ли не каждый день происходят дорожные инциденты. О них отлично известно и водителям, и городским властям, и ГИБДД. Нередко это воспринимается всеми как само собой разумеющееся, и ситуация не меняется годами. Между тем дело вовсе не в плохой энергетике таких мест, а в несоблюдении водителями скоростных режимов и недочетах в организации дорожного движения».
По мнению эксперта, опыт различных автопарков численностью от сотен до 6 000 транспортных средств показывает, что строгое соблюдение лимита в 60 км/ч на городских улицах позволяет до 4 раз снизить аварийность. Причем во многих компаниях превышение даже на 5 км/ч считается нарушением и влияет на оценку стиля вождения сотрудника, которая производится на основе данных телематической системы.
«Ограничение скорости на дорогах – это не прихоть ГИБДД или городских властей, – подчеркивает генеральный директор учебного центра «Актив-Безопасность» Сергей Моисеев. – Все объясняется дорожной инфраструктурой, а также возможностями человека. Увеличение скорости движения неминуемо сокращает шансы водителя успеть среагировать на опасность. По итогам целого ряда исследований и тестов, время реакции водителя на внезапное изменение ситуации достигает 1.5 секунды и даже более. На скорости 60 км/час, прежде чем водитель нажмет на тормоз, автомобиль приблизится к пешеходу на 25 метров. На скорости 80 км/час этот неконтролируемый выбег автомобиля составит уже 33 метра. Для условий города, где дорожная обстановка порой меняется, будто калейдоскоп, и первая цифра может оказаться критичной, не говоря уже о второй». |
Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО будут выписывать с начала 2020 года
В конце августа 2019 года вице-премьер Максим Акимов назвал сроки, когда водителей в России начнут штрафовать за езду без полисов ОСАГО, если нарушение зарегистрировали камеры фотовидеофиксации.
Начиная с первого квартала 2020 года это будут уже не предупреждения, а штрафы, — сообщил Акимов. |
По его словам, с момента запуска тестового режима автоматической проверки наличия полиса ОСАГО с помощью дорожных камер в Москве в начале августа по конец этого месяца более 5,5 тыс. автовладельцев получили уведомления об отсутствии полисов.
С первого квартала 2020 года будут уже не оповещения, а «юридически значимые действия, которые будут означать формирование штрафов в автоматическом режиме за выезд без обладания полисом», заявил Максим Акимов. В тестировании задействованы все столичные комплексы фиксации нарушений.
Это важная мера, которая должна привести к тому, что у нас по дорогам лица, не застраховавшие свою ответственность как владельцы автотранспортного средства, не будут и не должны принимать участия в движении, — считает парламентарий. |
Пока штраф за езду без полиса выносит ГИБДД. Для этого нужно проверить автовладельца по базе данных РСА.
Закон позволяет ездить без полиса ОСАГО не более 10 дней, а значит, если транспортное средство без страховки попадет в объектив камер на одиннадцатый день, его владельцу будут выписывать выписывать штраф.
ГИБДД также собирается запустить систему проверки диагностической карты, наличие или отсутствие которой также будут обнаруживать при помощи дорожных камер. Точные сроки реализации и технические подробности этого нововведения пока неизвестны. В Госавтоинспекции сказали, что такая инициатива к августу 2019 года обсуждается МВД России и другими заинтересованными ведомствами.[17]
Примечания
- ↑ В Москве камеры научились штрафовать самокатчиков: первый прецедент уже есть
- ↑ Видеофиксации ищут законные рамки
- ↑ Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития речного судоходства
- ↑ Суды стали наказывать водителей за проезд на желтый сигнал светофора
- ↑ Постой, мусорок, не шуршите колеса
- ↑ https://rg.ru/2022/12/21/ulybnites-vas-snimaet-kamera.html
- ↑ В Москве камеры научили «ловить» 59 видов нарушений ПДД
- ↑ 100 миллиардов на дороге валялись
- ↑ 86% штрафов за нарушение ПДД в России выносятся по данным дорожных камер
- ↑ 3,5 тысяч водителей в Москве оштрафованы за разговоры по телефону за рулем
- ↑ Камеры начнут штрафовать за выключенные фары. Подробности и фото
- ↑ Камеры отрезают пути отходов
- ↑ Камеры принесли 145 млн постановлений. За что и как штрафовали водителей в 2020 году
- ↑ ГИБДД следит за руками
- ↑ Автомобилисты смогут обжаловать штрафы с видеокамер через портал Госуслуг
- ↑ Дептранс Москвы
- ↑ Штрафовать за выявленное камерами отсутствие ОСАГО начнут в 2020 году