2024/10/30 14:20:07

Цифровая маркировка продуктов питания


Содержание

2024

Минпромторг запускает цифровую маркировку сладостей и кондитерских изделий

Министерство промышленности и торговли России инициировало масштабный эксперимент по маркировке средствами идентификации широкого спектра кондитерских изделий и сладостей в потребительской упаковке. Об этом стало известно в конце октября 2024 года. Пилотный проект стартует 15 декабря 2024 года и продлится до 31 августа 2025 года.

Cоответствующий проект постановления правительства опубликован на Едином портале для размещения проектов нормативных правовых актов. В документе определен порядок проведения эксперимента и подробный перечень продукции, подлежащей маркировке.

Минпромторг начинает внедрение цифровой маркировки для сладостей и кондитерских изделий.

Новая система маркировки охватит семь категорий кондитерских изделий. В их число входят все разновидности шоколадной продукции, включая белый шоколад, а также кондитерские изделия из сахара без содержания какао. Маркировка распространится на мучные кондитерские изделия — пирожные, печенье, вафельные пластины и другие хлебобулочные изделия с какао и без него.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация 5.4 т

В список также включены консервированные с помощью сахара овощи, фрукты, орехи и кожура плодов. Под действие маркировки попадут джемы, фруктовые желе, мармелады, фруктовые и ореховые пюре и пасты, изготовленные методом тепловой обработки с добавлением подсластителей. Отдельным пунктом в перечне значится жевательная резинка.

Участие производителей, импортеров и продавцов указанной продукции в эксперименте носит добровольный характер. По завершении пилотного проекта регулятор примет решение о необходимости введения обязательной маркировки для отдельных категорий сладостей и упакованных кондитерских изделий.

В перечень также вошли фрукты, орехи и прочие съедобные части растений, прошедшие консервацию различными способами, в том числе с добавлением сахара, других подслащивающих веществ или спирта. К этой категории относится продукция, не включенная в другие группы классификации.

В документе особо отмечены вафельные облатки для запечатывания, пустые капсулы для фармацевтического использования и рисовая бумага, которые также войдут в периметр эксперимента по маркировке.[1]

В России запускается обязательная цифровая маркировка консервов

27 мая 2024 года правительство России утвердило обязательную маркировку консервов. Отслеживание соответствующих продуктов питания будет осуществляться с помощью системы «Честный знак», оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Маркировка вводится с 1 декабря 2024-го. Сначала средства идентификации должны появиться на упаковках консервированной рыбы, икры (кроме красной и черной), ее заменителей, морепродуктов. С этой же даты производители таких продуктов обязаны отправлять информацию о вводе товара в оборот в систему маркировки. С 1 марта 2025-го предстоит маркировать большинство консервов из мяса, мясных субпродуктов, овощей, фруктов, грибов, ягод и направлять информацию об их вводе в оборот.

Правительство России утвердило обязательную маркировку консервов

Фермеры, производящие консервированную продукцию, включаются в систему маркировки с 1 марта 2026 года. Информация в выводе продукции из оборота должна предоставляться с 1 октября 2026-го. При этом нереализованные консервы, которые произведут или ввезут в Россию до даты обязательной маркировки, разрешено продавать без QR-кодов до окончания срока их годности.

Как отмечает ТАСС, предприятия по производству консервов, включая Bonduelle, «Кубань-ти», «Юнона инвест ЛТД», «Славянский консервный комбинат», «Грин рэй — Кубань» и другие компании, входящие в союз «Консервы Кубани», готовятся к внедрению маркировки непосредственно на линиях при поддержке специалистов ЦРПТ и интеграторов. QR-коды могут наноситься на упаковки разного типа, например, жестяные банки или пластиковую тару. При этом, как отмечается в обнародованных требованиях, информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации.[2]

В России вводится обязательная цифровая маркировка растительных масел

В конце мая 2024 года правительство России утвердило обязательную маркировку отдельных видов пищевых растительных масел и масложировой продукции. Речь идет о подсолнечном, оливковом, арахисовом, пальмовом и других маслах.

Введение маркировки указанной продукции средствами идентификации будет осуществляться в два этапа. С 1 октября 2024 года требование начнет распространяться на масла в стеклянной и полимерной упаковках, а с 1 февраля 2025-го — на масла в остальных видах упаковки. Продукция будет отслеживаться с помощью средств маркировки системы «Честный знак», оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Правительство России утвердило обязательную маркировку отдельных видов пищевых растительных масел и масложировой продукции

Зарегистрироваться в системе «Честный знак» производители и импортеры растительных масел обязаны с сентября 2024 года. Информация о выводе продукции из оборота должна передаваться в систему с 1 ноября 2025-го. С этой же даты к маркировке присоединятся предприятия розничной и оптовой торговли.

Средство идентификации наносится в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008. Преобразование кода маркировки должно осуществляться с использованием метода коррекции ошибок ECC 200 и кодируемым набором знаков ASCII. Причем способ нанесения средства идентификации должен обеспечивать сохранность (устойчивость) средства идентификации в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных производителем условий хранения и транспортировки.

Участники российского рынка говорят о готовности к введению маркировки. Так, директор по маркетингу ООО ВГМЗ «Сарепта» Татьяна Захарова отмечает, что в ходе тестирования на горчичное масло были нанесены коды маркировки, которые «хорошо считываются и имеют четкую печать». А компания «Русская олива», входящая в состав НПХ «Амарант агро», заявляет, что «процесс регистрации, создания карточек продукции, печати кодов и нанесения их на упаковку прошел гладко».[3]

В России запускается цифровая маркировка семечек и перца

В конце апреля 2024 года в Минпромторге сообщили о предстоящем запуске эксперимента по цифровой маркировке бакалейной продукции. В частности, речь идет о следующих категориях продуктов:

  • лук репчатый сушеный (целый, кусками, ломтиками, в виде порошка) без дальнейшей обработки;
  • овощи прочие, сушеные (целые, кусками, ломтиками, в виде порошка) без дальнейшей обработки;
  • перец рода piper; плоды рода capsicum или pimenta, сушеные, дробленые, молотые;
  • ваниль, корица и цветки коричного дерева, гвоздика, мускатный орех, мацис и кардамон;
  • семена аниса, бадьяна, фенхеля, кориандра, тмина, ягоды можжевельника; имбирь, шафран, куркума, тимьян, чабрец, лавровый лист, карри и прочие пряности;
  • прочие растения, используемые в парфюмерии и фармации;
  • готовые пищевые продукты из зерна злаков; хрустящие хлебцы;
  • сухари, гренки и их аналоги;
  • прочие экструдированные или вытянутые продукты, острые или соленые; прочие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия;
  • картофель немороженый, без добавления уксуса;
  • продукты для приготовления соусов и готовые соусы; горчичный порошок и готовая горчица;
  • супы и бульоны, заготовки для их приготовления;
  • уксус и его заменители.

В Минпромторге сообщили о предстоящем запуске эксперимента по цифровой маркировке бакалейной продукции

В рамках эксперимента, который пройдет с 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025-го, планируется протестировать механизмы маркировки с использованием различных технических решений для нанесения средств идентификации на бакалейную продукцию, а также отработать взаимодействие участников оборота с информационной системой, используемой в целях проведения эксперимента, и иные вопросы, касающиеся организации маркировки средствами идентификации отдельных видов бакалейной продукции, предусмотренных в проекте постановления. В Минпромторге сообщили, что участие в эксперименте по маркировке средствами идентификации отдельных видов бакалейной продукции является добровольным для производителей.[4]

2023: В России запускается цифровая маркировка консервов

1 декабря 2023 года в России стартует эксперимент по цифровой маркировке готовых или консервированных продуктов из мяса, мясных субпродуктов, овощей и фруктов, грибов и ягод, рыбы и отдельных видов бакалейной продукции. Об этом стало известно в середине ноября 2023 года.

Как сообщает «РИА Новости» со ссылкой на опубликованный Минпромторгом проект постановления правительства, эксперимент по маркировке консервов и ряда бакалейной продукции (например, чипсы, сухарики, начос и соусы) продлится до 31 августа 2024 года, участие в нем осуществляется на добровольной основе.

Стартует эксперимент по цифровой маркировке готовых или консервированных продуктов

В ведомстве подчеркнули, что данный проект предполагает апробацию механизмов цифровой маркировки консервов в стране, а также создание условий для защиты интересов производителей и покупателей такой продукции.

Замгендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки «Честный знак») Реваз Юсупов в середине ноября 2023 года привел данные НИФИ Министерства финансов РФ, согласно которым доля незаконного оборота мясных консервов составляет 26%, рыбных — 11,5%, соусов — 40%, чипсов — почти 14%, а консервированных овощей и фруктов — 33%. Исследования Роскачества также свидетельствуют о наличии проблемы: около четверти производителей консервов подменяют шпроты более дешевой рыбой, добавил он. По словам Юсупова, именно разросшийся нелегальный рынок этой продукции является основанием органов власти для проведения добровольного эксперимента по маркировке.

«
Мы к нему готовы как с экспертной, так и с технической точки зрения. Эксперимент не повлияет на стоимость товаров, потому что участие в нем для бизнеса добровольное и бесплатное. Помимо прочего, это возможность принять участие в формировании обязательных требований по маркировке, если такое решение примет правительство, — пояснил замглавы ЦРПТ.[5]
»

Система тотального контроля товарооборота

Примечания