Содержание |
Основные статьи:
Интернет-торговля
Основная статья: Интернет-торговля в Москве
Хроника
2024: Рост розничной торговли на 4,9% до ₽7,5 трлн
Объем розничной торговли в Москве по итогам 2024 года достиг ₽7,5 трлн, увеличившись на 4,9% в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом. Об этом 25 февраля 2025 года сообщила заместитель мэра столицы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Мария Багреева. Доля Москвы в общероссийском объеме розничной торговли выросла до 13,5%.
По данным портала мэра Москвы, основной вклад в рост внес непродовольственный сектор, обороты которого выросли на 8,1% и составили ₽3,8 трлн. Наибольшую положительную динамику продемонстрировали магазины косметики и парфюмерии, одежды, мебели, а также цифровой видео- и аудиотехники.
Мария Багреева отметила, что потребительская активность в Москве остается высокой. Под влиянием устойчивого спроса сетевые торговые точки и маркетплейсы активно расширяют каналы продаж и сервисы доставки, увеличивают ассортимент за счет собственных торговых марок, товаров отечественного производства и продукции из дружественных стран.Открыта регистрация на конференцию Data Fusion 2025
Оборот продовольственных товаров также продемонстрировал положительную динамику, хотя и более умеренную по сравнению с непродовольственным сектором. Рост составил 1,6%, а общий объем продаж достиг ₽3,7 трлн. Положительные изменения в этом секторе связаны, в частности, с активным развитием сервисов доставки продуктов и открытием кафетериев непосредственно в торговых точках.
Структура розничной торговли Москвы в 2024 году демонстрирует небольшой перевес непродовольственных товаров (50,7%) над продовольственными (49,3%). Это свидетельствует о сбалансированности потребительского спроса и устойчивом положении обоих сегментов рынка.
Рост покупательской активности отразился и на посещаемости торговых центров столицы. В 2024 году их трафик увеличился на 2,1% по сравнению с 2023 годом и составил в среднем 271 человек в сутки на тысячу квадратных метров торговой площади.[1]
2023
Взаимная торговля Москвы и стран-участниц БРИКС по итогам года выросла на 36,5%
По итогам 2023 года взаимная торговля Москвы и стран-участниц БРИКС продемонстрировала значительный рост, увеличившись на 36,5%. Этот прирост стал результатом активного взаимодействия в различных отраслях, в том числе промышленности, в которой московские высокотехнологичные предприятия наладили поставки своей продукции в Иран, Южную Африку и Бразилию. Об этом в сентябре 2024 года сообщил министр правительства Москвы и руководитель московского департамента инвестиционной и промышленной политики Анатолий Гарбузов.
Как передает ТАСС, за последние несколько лет Москва существенно расширила сотрудничество со странами БРИКС. В рамках международного взаимодействия столичные компании предлагают взаимовыгодные проекты в таких областях, как микроэлектроника, автомобильное и железнодорожное машиностроение, энергетика, а также сельское хозяйство. Активные позиции занимают проекты в авиа- и станкостроении, химической и фармацевтической промышленности, а также производство строительных материалов и агропромышленного комплекса.
С начала 2022 года благодаря поддержке центра «Моспром» предприятия Москвы смогли переориентировать свои экспортные потоки, найдя новых партнеров на рынках Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и стран СНГ. Важную роль в развитии сотрудничества со странами БРИКС играет цифровая платформа «Мой экспорт», созданная в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». На этой платформе предпринимателям предоставляется возможность получить консультации экспертов, аналитическую информацию, помощь в продвижении товаров на международные маркетплейсы, а также пройти онлайн-обучение.
В ходе первого полугодия 2024 года товарооборот Москвы с государствами БРИКС вырос на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, что на 9 процентных пунктов выше среднего показателя по России. Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов отметил, что Москва поддерживает экспортно ориентированные компании, помогая им находить новых партнеров на зарубежных рынках.[2]
Рынок онлайн-торговли в Москве впервые превысил 1 трлн рублей
Объем интернет-торговли в Москве по итогам 2023 года достиг 1,12 трлн рублей против 966,2 млрд рублей годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), с которыми TAdviser ознакомился в середине июня 2024 года. Подробнее здесь.
Рост объема розничной торговли на 7% до 6,6 трлн рублей
В 2023 году оборот розничной торговли в Москве достиг приблизительно 6,6 трлн рублей. Это на 7,3% больше в сопоставимых ценах с учетом инфляции по сравнению с 2022-м. Такие данные 6 марта 2024 года обнародовало столичное правительство.
Как сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов, рост в сфере розничной торговли в 2023-м обеспечен прежде всего за счет непродовольственного сектора. Его обороты увеличились по отношению к 2022 году на 16,7% в сопоставимых ценах и достигли почти 3,3 трлн рублей.
![]() | Потребительская активность в этом сегменте [непродовольственном] восстановилась, крупные ретейлеры отладили систему поставок, а продукцию ушедших с рынка компаний замещают отечественные бренды и торговые марки дружественных стран, — говорит Ефимов. | ![]() |
Вместе с тем оборот продовольственной торговли в годовом исчислении практически не изменился: по итогам 2023-го он превысил 3,3 трлн рублей. Максимальный месячный объем продаж зафиксирован в декабре: показатель достиг 763,3 млрд рублей, что на четверть больше по сравнению с аналогичным месяцем 2022 года.
Говорится также о росте заполняемости столичных торговых центров. По оценкам Департамента экономической политики и развития города Москвы, плотность потока посетителей ТЦ к концу 2023 года в среднем составила 280 человек в сутки на 1 тыс. квадратных метров. Это на 1,8% больше по сравнению с концом 2022-го. Положительная динамика свидетельствует о постепенном восстановлении соответствующего сегмента торговли после спада, спровоцированного уходом с российского рынка ряда зарубежных компаний в связи со сложившейся геополитической обстановкой. В продаже появляется все больше товаров отечественного производства в рамках программы импортозамещения.[3]