2025/01/14 12:45:57

Платные дороги в России


Содержание

Платные дороги в России

М11 Нева (автомобильная дорога)

Основная статья: М11 Нева (автомобильная дорога)

М-12 Москва-Казань-Екатеринбург

Основная статья: М-12 Москва-Казань-Екатеринбург

Джубга-Сочи (автомобильная дорога)

Основная статья: Джубга-Сочи (автомобильная дорога)

Автомобильные дороги в России

Основная статья: Автомобильные дороги в России

2025: Программа ученых Пермского Политеха поможет рассчитать справедливые цены на платных трассах

Ученые Пермского Политеха разработали методику расчета стоимости проезда по платным дорогам, которая учитывает платежеспособность населения, длину пути, затраты на использование автомобиля и другое. На ее основе создали программу, которая позволяет быстро и просто рассчитать цену по предложенному способу. Об этом университет сообщил 7 апреля 2025 года. Подробнее здесь.

2024

Рост числа проездов на платных дорогах на треть до 379 млн

14 января 2025 года стало известно о том, что количество проездов по платным дорогам «Автодора» в 2024 году увеличилось на 33% и достигло 379 млн, что является рекордным показателем за всю историю наблюдений.

Как пишет Коммерсантъ, основным драйвером роста стала трасса М-12 «Восток», где количество проездов увеличилось более чем в четыре раза после открытия новых участков и формирования единого маршрута от Москвы до Казани. Среднесуточный трафик на этой магистрали вырос с 6 тыс. до 10 тыс. проездов.

Число проездов на платных дорогах России за год выросло на треть

Трасса М-4 «Дон» показала рост на 24%, достигнув рекордных 179 млн проездов за год. Научный директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин отметил, что увеличение числа грузовых перевозок на платных дорогах продолжится, поскольку тарифы включаются в стоимость доставки.Партнерство под крылом «Колибри-АРМ»

На долю грузовиков и автобусов приходится 30% всех проездов по платным дорогам «Автодора». На ЦКАД этот показатель достигает 43%, на М-4 — 33%, на М-12 — 25%. Стоимость проезда грузового транспорта по маршруту Москва-Казань составляет ₽10,7 тыс.

Северо-Западная концессионная компания зафиксировала увеличение трафика на 5% на головном участке М-11 с 15-го по 58-й километр. На Северном обходе Одинцово рост составил 14%, а на Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге — 7,9%.

В апреле 2024 года «Автодор» повысил тарифы в среднем на 8%, а на отдельных участках — до 25%. Компания планирует собрать ₽105 млрд в 2024 году и ₽129,2 млрд в 2025 году. Под управлением госкомпании находится 5 тыс. км дорог, из которых 3,1 тыс. км являются платными.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов подчеркнул, что на ЦКАД наблюдается стабилизация трафика с небольшим увеличением доли тяжелых автобусов и грузовиков с прицепами на 6% при снижении числа легковых автомобилей на 3%.[1]

В России создан оператор платных дорог «Русдор Телематика»

Концерн «Телематика» и ГК «Русдор-Финанс» создали совместное предприятие «Русдор Телематика» – оператора платных автодорог в России и центр компетенции по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Об этом TAdviser 19 декабря 2024 года сообщили представители концерна «Телематика». Подробнее здесь.

2023

Рост числа проездов по платным дорогам на 17,9% до 285,7 млн

В 2023 году общее количество проездов по платным трассам в России достигло 285,7 млн, что на 17,9% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные «Автодора».

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы госкомпании, увеличение показателей езды по платным дорогам связано с запуском новых платных участков на М-4 (обходы Аксая и Краснодара в июне 2023 года), на М-12 (Москва—Арзамас в сентябре, Шумерля—Иннополис в ноябре и остальные участки до Казани в декабре 2023 года).

Общее количество проездов по платным трассам в России достигло 285,7 млн

Наиболее крупный скачок (на 30%) в 2023 году показал главный участок трассы М–11 «Нева» от Москвы до Солнечногорска. Он является самым дорогим для водителей в стране. На Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге в 2023 году также был зафиксирован рекорд годового трафика за все 12 лет со дня ввода трассы.

Наибольшее число проездов – почти 145 млн – пришлось именно на дорогу М-4 «Дон», что на 12% выше показателей 2022 года. Значительный рост трафика отмечается и на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) в Московской области. В 2023 году автомобилисты совершили более 80 млн поездок по ЦКАД против 71 млн в 2022 году.

Наибольший суточный трафик был зафиксирован на участке трассы М-4 «Дон» в Подмосковье. Летом 2023 года, в каждый из выходных дней 12 и 19 августа, на М-4 «Дон» в Московской области фиксировали почти 80 тысяч проездов. На втором месте – подмосковный участок М-1 «Беларусь» - по нему 20 августа 2023 года совершили 58 тысяч проездов. Третий – участок М-12 «Восток» в обход Балашихи, на нем 24 сентября 2023 года было зафиксировано свыше 42 тысяч проездов, следует из материалов «Автодора».

Как пишет издание, на Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге (ЗСД; концессионер — компания «Магистраль Северной столицы») в 2023 году было зафиксировано 105,6 млн транзакций, или 71,3 млн поездок (на 3,2% больше, чем в 2022 году). На Северном обходе Одинцово в 2023 году зафиксировано более 26 млн проездов транспортных средств, что на 7% больше, чем в 2022 году.[2]

«Автодор» за 3 года направит на строительство трассы Джубга-Сочи 525 млрд рублей

«Автодор» за 3 года направит на строительство платной трассы Джубга-Сочи 525 млрд рублей. Об этом в компании рассказали в октябре 2023 года.

Как пишут «Ведомости», общая стоимость проекта составляет около 1,5 трлн рублей. Деньги будут выделяться из федерального бюджета, Фонда национального благосостояния (ФНБ) и внебюджетных источников. До конца 2026 года из бюджета на строительство объекта выделят 230,4 млрд рублей. По словам представителя «Автодора», к середине октября 2023 года из этой суммы в бюджете на 2023-2025 годы заложено 73,5 млрд рублей. Еще 156,9 млрд рублей планируется выделить в 2024-2026 годах из федерального дорожного фонда.

На строительство трассы платной трассы Джубга-Сочи направят 525 млрд рублей

Привлечение средств на этот объект из ФНБ и внебюджетных источников будет, скорее всего, реализовано через облигационные займы госкомпании, полагает источник издания в компании, занимающийся проектным финансированием. По его словам, если до 2026 года в стройку действительно планируется вложить 525 млрд рублей, то «Автодору» придется выпускать облигации почти на 300 млрд рублей. Но у госкомпании практически нет активов и обеспечить гарантийное покрытие долга такого объема ей нечем. Привлечь значительный объем внебюджетных средств может позволить частичное структурирование проекта по концессии, отмечает газета со ссылкой на источник в «Автодоре».

Гендиректор исследовательской компании Sherpa Group Александра Галактионова в разговоре с изданием отметила, что привлечь почти 300 млрд рублей в указанные сроки вполне реально: «Автодор» может выпускать облигации не только под средства ФНБ, но и рыночные. Спрос на них будет, так как у компании нормальный кредитный рейтинг и долгосрочные проекты, отмечает она.

Предполагается, что дорога от Москвы до Сочи после завершения строительства трассы Джубга-Сочи и обходов Ростова и Краснодара будет занимать всего 15 часов вместо нынешних (к октябрю 2023 года) суток.[3]

Бесплатный проезд для электромобилей

Механизм подготовлен Минэкономразвития совместно с компанией «Автодор». Разработан порядок бесплатного проезда для владельцев (физических лиц) электромобилей как отечественного, так и зарубежного производства до конца 2023 года. Подробнее здесь.

2022: Движение автомобилей на платных трассах «Автодора» выросло на 13,3%

В 2022 году число проездов по платным трассам «Автодора» достигло 242,2 млн, что на 13,3% больше, чем годом ранее. Рост произошел благодаря вводу новых платных участков на трассах М-1 и М-12, а также изменению логистических цепочек и повышение спроса в сезон отпусков.

В 2022 году трафик вырос в том числе на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД): среднесуточная интенсивность движения увеличилась на 10%, до 15,5 тысячи транспортных средств. На М-4, которая приносит 53,6% доходов госкомпании «Автодор» от общего сбора платы, прирост составил 3,1% (до 24,1 тысячи).

В 2022 году число проездов по платным трассам «Автодора» достигло 242,2 млн

На платных участках М-3 «Украина» и М-11 «Нева» интенсивность движения, напротив, упала - на 7,8% (до 13,8 тысячи) и на 4,7% (до 15,5 тысячи) соответственно. Отрицательная динамика наблюдается из-за сокращения спроса на поездки грузовиков, что в свою очередь связано с изменением логистических цепочек, объяснили в госкомпании.

На Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге (ЗСД; концессионер — компания «Магистраль Северной столицы») в 2022 году было зафиксировано 102,3 млн трансакций. Это на 3% ниже 2021 года и на 14% выше «ковидного» (COVID-19) 2020 года.

Как пояснили в «Автодоре», количество проездов не равно трафику. Один автомобиль может проехать через несколько рамок оплаты на трассе. Однако и трафик, как ранее сообщали в госкомпании, по легковым автомобилям на платных трассах вырос, по грузовым — временами показывал отрицательную статистику.

Отмечается, что в динамике трафика относительно 2021 года заметнее всего движение показателей в части грузовых автомобилей, то есть транспортных средств 3–4 класса (минус 19%). Что связано с существенным изменением логистических коридоров, снижением грузопотоков, проходящих через порт и через границу с Финляндией.[4]

2020: Увеличение активности движения по платным дорогам РФ на 5,6%, до 139,9 млн поездок - «Автодор»

В 2020 году россияне на 5,6% чаще ездили по платным дорогам, чем в 2019-м. Об этом свидетельствуют данные государственной компании «Автодора». Всего в 2020 году автомобилисты в РФ совершили 139,9 млн поездок по платным трассам «Автодора» против 132,5 млн годом ранее.

Как отметили в «Автодоре», в апреле-июне 2020 года был зафиксирован примерно 33-процентный спад интенсивности движения по платным дорогам из-за ограничительных мер в связи с эпидемиологической ситуацией.

Однако уже в августе и сентябре 2020 года был рекордный рост трафика. Причиной тому стала отмена ограничений, которая совпала с сезоном отпусков. По сравнению с предыдущим годом интенсивность движения в эти два месяца выросла на 14%. В октябре-декабре снизилось количество поездок на легковых автомобилях из-за того, что в ряде регионов ухудшилась эпидемиологическая ситуация, и часть граждан перешла на удаленный режим работы.

В 2020 году россияне на 5,6% чаще ездили по платным дорогам

Чаще всего в 2020 году водители ездили по трассе М-4 «Дон» — за 12 месяцев по ней проехали 111 млн раз. На втором месте - М-3 «Украина» (более 10 млн проездов). Первую тройку замыкает популярный маршрут от 208 км в Тверской области до 684 км в Санкт-Петербурге (трасса М-11 «Нева»). В 2020 году по этому участку проехали более 8,8 млн раз. В среднем эти 476 км за сутки проезжало 24 тыс. автомобилей, а в пиковые месяцы — более 37 тыс. транспортных средств в день.

Короткий маршрут с 668 по 684 км был популярен у жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга (15,7% от общего числа проездов 2020 года). На Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) буквально за полтора месяца 2020 года зафиксировано более 600 тыс. проездов.

На фоне падения трафика в 2020 году росла доля пользователей бесконтактных транспондеров, позволяющих проезжать пункты взимания платы без шлагбаумов или пользоваться системой free flow (безостановочный проезд) на ЦКАД. Так, по данным «Автодора», около 60% проездов было совершено с помощью этих устройств, всего их в обращении около 2 млн.[5]

Интеллектуальная транспортная инфраструктура (ИТС) Россия

Примечания