Особенности национальной ИТ-инфраструктуры. Представители крупнейших заказчиков и вендоров — о реальности и потребностях
В 2022 году перед многими системообразующими компаниями страны встала необходимость перехода на российские ИТ с целью обеспечения информационной безопасности и стабильности, непрерывности производственных и бизнес-процессов в изменившихся условиях. Точечного импортозамещения здесь недостаточно. Нужно долгосрочное планирование и комплексный подход, чтобы минимизировать финансовые и производственные риски. 2 июня 2023 года на конференции ЦИПР в рамках сессии «Особенности национальной ИТ-инфраструктуры: реальность и потребность» представители крупнейших заказчиков и поставщиков ИТ-продуктов и сервисов обсудили требования к отечественным решениям и их соответствие задачам больших инфраструктур, а также подходы и сложности импортозамещения.
Содержание |
Текущий статус импортозамещения ИТ-инфраструктуры. Аналитика TAdviser
Перед началом дискуссии заместитель главного редактора TAdviser Наталья Лаврентьева поделилась с участниками сессии результатами исследования, в сжатые сроки проведённого по инициативе ГК «Астра» специально к сессии на ЦИПР. Оно ставило целью определить текущий статус российских организаций в области импортозамещения ИТ-инфраструктуры в финсекторе и ТЭК — отраслях, которые являются одними из наиболее критичных для функционирования экономики в целом.
Опрос ИТ-директоров и их заместителей по ИТ-инфраструктуре показал, например, что 51% представляемых ими организаций уже использует российские решения серверной виртуализации, 48% организаций — отечественные ОС. 57% опрошенных заявили, что в их компаниях уже идут проекты перехода на российские решения. При этом почти половина респондентов готова переводить со временем всю свою ИТ-инфраструктуру на российское ПО.
Большинство опрошенных — 65% — в качестве основной сложности при переводе ИТ-инфраструктуры на отечественное ПО назвали недостаточную зрелость, функциональность, удобство продукта. Полную версию исследования можно получить здесь.
Судя по результатам исследования, российской ИТ-отрасли уже есть чем гордиться. Видно, что есть определённый прогресс как минимум в базовых технологиях, — отметил Павел Гонтарев, управляющий директор VK Tech («ВК ЦТ»). |
Ирина Петровская, руководитель департамента организации и контроля технологического развития — старший вице-президент Банка ВТБ, считает, что аналитическая работа, какую провёл TAdviser, сейчас максимально нужная, потому что все находятся в турбулентном состоянии, и ориентиров стало намного меньше.
Подружить «зоопарк» российских решений и другие вызовы миграции
В ходе дискуссии со стороны заказчиков, представителей крупных компаний, неоднократно прозвучало, что одной из основных сложностей в импортозамещении является одновременный переход сразу на множество российских продуктов.
«Основным барьером для нас является то, что мы выполняем проекты в области 47 типов программного обеспечения», — говорит директор дирекции информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефть» Антон Думин. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
В этом случае встаёт вопрос синхронизации проектов и обеспечения совместимости внедряемых решений между собой. Даже если продукты хорошие, беда в том, что иногда они между собой работают достаточно тяжело.
Отдельный вызов при таком разнообразии проектов — обеспеченность кадрами. Нужно не только научить ИТ-специалистов работать с российскими решениями, но и ещё найти необходимое количество людей на фоне увеличившегося спроса. В «Газпром нефти» для этого, в частности, запуская масштабные проекты, параллельно запустили переобучение сотрудников, разработав 165 курсов по российскому ПО при корпоративном университете.
Ирина Петровская из Банка ВТБ, отмечает, что все в отрасли столкнулись с проблемой дефицита готовых кастомных решений, способных в полной мере заместить продукты ушедших зарубежных вендоров.
С другой стороны, есть и проблема «переразнообразия» решений. Если раньше была одна Vmware, то теперь у нас 15 систем виртуализации, если раньше была одна Microsoft Windows, то теперь более десятка OC на базе Linux.
Недостаточную зрелось российских продуктов, обозначенную в исследовании TAdviser как один из основных барьеров для миграции на российское ПО, также упоминали в ходе дискуссии. В этом ключе интересную мысль о том, что отличает успешного российского вендора, занимающегося проектами импортозамещения, высказал Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома».
Обычный вендор фокусируется на продукте, который у него есть, но в контексте импортозамещения главное – концентрироваться на функционале, которого нет, считает Кирилл Меньшов. Это принципиально важный подход, который отличает успешного «вендора-импортозамещенца» от того, с которым заказчику придётся долго ждать, пока софт будет доработан.
Многим вендорам нужно переосмыслить позицию, что они занимаются не своим продуктом, а заменой чужого продукта. Они его должны знать дотошно и накапливать экспертизу не по тому продукту, который у них есть, а по тому, которого у них нет, — сказал представитель «Ростелекома». |
Говоря о сложностях и барьерах импортозамещения, участники дискуссии привели не одну аналогию с импортозамещением — от ремонта в доме, охраняемом государством, до замены запчастей в транспортных средствах на ходу. Директор по информационным технологиям ГK «Росатом» Евгений Абакумов сравнивает текущую ситуацию с импортозамещением с паровозом, в котором по дороге надо поменять все колёсные пары и при этом обеспечить удобство машинисту и пользователям, привыкшим к определённому уровню сервиса. При этом с точки зрения техобслуживания всё время появляются новые детали, которые не туда встают, и их напильником допиливают на ходу. Но альтернативы этому пути нет.
В одной лодке: как изменились отношения заказчиков и вендоров
Крупные заказчики всегда были требовательны к вендорам. Но сейчас выбор у заказчика стал другим: ему нужно как-то трансформироваться и понять, как выбрать из того, из чего зачастую выбрать сложно. Нет критериев, непонятно, какими чек-листами изменять надёжность, безопасность, масштабируемость, отмечает Ирина Петровская.
«Требования не изменились, они просто стали жёстче и ориентированы не на западные решения, а на нас самих», — добавила представитель Банка ВТБ.
При этом вендоры и заказчики стали уважительнее относиться друг к другу: барьеры вроде «я заказчик, ты вендор, делай так, как мне надо» перестали существовать. Теперь обе стороны сообща идут к общей цели.
С этим согласен Павел Гонтарев, управляющий директор VK Tech («ВК ЦТ»): «мы тоже это наблюдаем и чувствуем себя в одной лодке с заказчиком». И поменялась сама фактура установки требований к вендорам и то, как они воспринимаются и выполняются. Необходимо выстроить доверие между вендором и клиентом, которое позволит работать в новой модели.
Вендоры для нас сегодня становятся партнёрами. Мы действительно имеем одни цели: вендоры хотят создать продукт, а мы хотим этот продукт использовать, чтобы он нам нравился. И, если внимательно посмотреть на продуктовый подход, люди, которые создают продукты, ориентированы на клиента, они хотят, чтобы их продукты нравились клиентам, чтобы их хотелось больше покупать и использовать, — отметил Антон Думин из «Газпром нефти». |
Курс на экосистемный подход
Вслед за глобальным трендом крупные российские ИТ-вендоры уходят от парадигмы разработчика продукта, переходя к модели, в которой их продукты являются ядром и/или частью более глобальной экосистемы. Курс на экосистемность ещё более чётко обозначился в прошлом году, когда особенно остро встал вопрос обеспечения работы многочисленных российских ИТ-продуктов между собой.
Так, например, основная деятельность ГК «Астра» на текущий момент связана с операционными системами, но основная стратегия – «построить вселенную Astra Linux» по образу западных конкурентов, таких как Red Hat, Microsoft, говорит Илья Сивцев, генеральный директор ГК «Астра». Компания строит фундамент для построения любых отраслевых бизнес-приложений, начиная от уровня управления и мониторинга виртуальными серверами, поднимаясь выше на уровень ОС – серверной, десктопной, виртуализации, контейнеризации, VDI, работы с данными. Всё это – с единым стволом ИБ, увязанным со всеми продуктами, с мониторингом, централизованным управлением политиками и конфигурациями, резервным копированием.
Схожий подход применяется и в области национальной мобильной операционной системы «Аврора», развитием которой занимается «Ростелеком». Теперь это не просто создание ОС, как раньше. Кирилл Меньшов подчеркнул, что речь теперь идёт именно об экосистеме, которая включает устройство, приложения, сервисы вне телефона и др. На текущий момент в экосистеме мобильной ОС «Аврора» уже пять производителей аппаратных устройств.
Мы строим открытую экосистему. Это не Google, не Harmony, не Apple. И мы не пытаемся построить экосистему именно «Ростелекома». Напротив, наша философия и жёсткая позиция — мы ни в коем случае не делаем то, что уже есть на российском рынке, не пытаемся построить очередной Linux. Мы делаем «Аврора Маркет», — пояснил представитель «Ростелекома». |
В ВК нацелены на экосистемное развитие в части облачного бизнеса. Павел Гонтарев из VK Tech полагает, что в целом создание экосистем — это сложная задача. Что касается облачной платформы ВК, например, приходится думать, где остановиться в развитии платформенных сервисов, надо ли делать свою дата-платформу или прибегать к партнёрству со сторонними компаниями, делать ли свои средства разработки или использовать партнёрские и т.д.
Мы очень стараемся не делать того, что уже есть на рынке. И это сложно — полагаться на соседа, договариваться и верить, что он сделает свою часть вовремя и в том качестве, которое необходимо заказчику. Но мы понимаем, что нет другого пути. Это, наверное, самый критический фактор успеха — научиться формировать целостное видение комплексного продукта, которое состоит не только из твоих частей экосистемы, но и из решений других участников рынка, — сказал Павел Гонтарев. |
В эпоху экосистем особое значение приобретает продуктово-сервисный подход, когда разработчику продукта приходится глубже погружаться в инфраструктуру заказчика. Как пояснил Илья Сивцев на примере ГК «Астра», это предполагает, что практически любая задача, связанная с инфраструктурой заказчика, — это «наша ответственность». Очень часто это связка с бизнес-приложениями, с альтернативными программными платформами, это и оборудование, которое уже 20 лет стоит на балансе у заказчика. Когда заказчик меняет свою ОС или какой-то инфраструктурный софт, это становится и проблемой «Астры».
Гетерогенность как часть будущего ИТ-инфраструктуры
В области ИТ-инфраструктуры мы обречены на гетерогенность в широком смысле слова, считает Евгений Абакумов. Конечно, будет меньше платформ, меньше систем, но гетерогенность останется. У «Росатома», к примеру, около 50 направлений бизнеса, которые все по-разному управляются, у которых различные бизнес-процессы. Поэтому так или иначе придётся сочетать разные решения.
Илья Сивцев согласен с коллегой. Гетерогенность останется на долгие годы, а, возможно, и навсегда.
Понятно, что мы пытаемся строить новый мир, плацдарм с российскими отраслевыми бизнес-приложениями, но то, что сейчас есть, нельзя отбросить в один момент. Поэтому во всех наших решениях, дорожных картах забита максимальная совместимость с западными решениями. Например, изначально ещё в «Росатоме» Astra Linux получила совместимость с Vmware. Понятно, что мы не всё знаем в этих западных продуктах и не на всё возможно повлиять, но, конечно же, такой путь развития считаю эффективным, — говорит генеральный директор ГК «Астра». |
Несмотря на то, что уже наметились некоторые перспективы в области импортозамещения ИТ-инфраструктуры, с определённостью в будущее пока не заглянуть. Одна из финальных мыслей, высказанных в ходе дискуссии, — если собраться вместе снова через год или два, можно будет гораздо ярче и точнее определить дальнейший путь. А сейчас всё находится в очень неустойчивом равновесии, и неизвестно, куда качнётся.
Получить результаты исследования «Импортозамещение ИТ-инфраструктуры 2023» >>>