Информационные технологии в Аэрофлоте
Статья посвящена созданию и развитию информационных технологий в авиакомпании «Аэрофлот».2024
Гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский рассказал премьер-министру Михаилу Мишустину о цифровизации компании
В рамках стратегии цифровой трансформации доля затрат Аэрофлота на российское программное обеспечение в 2022 году составляла 33%. В 2023-м этот показатель достиг 90%. Столь существенный рост объясняется активным импортозамещением на фоне сформировавшейся геополитической обстановки. Об этом 9 октября 2024 года глава «Аэрофлота» Сергей Александровский доложил председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину.
В 2023 году мы достигли величины в 90%. В 2024 году мы выйдем на цифру 95%. В 2025 году мы планируем уже завершить цифровую трансформацию и полностью перейти на отечественное ПО, — отмечает Александровский. |
По его словам, авиакомпания разрабатывает программу «Купол» для замены импортной платформы поддержания летной годности AMOS. Проект «Аэрофлота» по состоянию на октябрь 2024-го готов на 65%. Планируется, что в 2025 году продукт начнут внедрять в группе «Аэрофлота», после чего он станет доступен и другим игрокам российского рынка.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Кроме того, в рамках цифровизации «Аэрофлот» планирует внедрение отечественной программы по планированию полетов, которая придет на смену зарубежному ПО. Российское решение, как ожидается, обеспечит экономию топлива от 2% до 5%. В денежном выражении — это примерно 8 млрд рублей в год. Автоматизация, как отметил Александровский, позволит снизить трудовые затраты на обеспечение данного процесса.
Еще одним направлением работ является платформа по автоматизированному управлению доходами. Проект предполагает использование искусственного интеллекта. Причем решение создается с учетом интересов пассажиров: они смогут приобретать билеты по оптимальной стоимости. Реализуется также проект, связанный с госуслугами и ЕСИА: это автоматизированный прием на работу, проверка документов и дальнейшее развитие автоматизации управления персоналом.[1]
«Аэрофлот» заложил 28 млрд рублей на внедрение российских ИТ-решений
«Аэрофлот» объявил о планах направить ₽28 млрд на импортозамещение цифровых технологий. Эти средства будут выделены в ближайшие годы для внедрения отечественного программного обеспечения и замены иностранных ИT-решений, которые ранее использовались авиакомпанией. Это стало частью стратегии компании по сокращению зависимости от зарубежных технологий и повышения технологической независимости.
Генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил, что в 2024 году 95% ИT-бюджета компании будет направлено на приобретение российских решений. В частности, компания уже работает над замещением таких ключевых систем, как Sabre FPM, используемая для планирования полетов, и AMOS — швейцарской системы технического обслуживания и ремонта воздушных судов. Эти системы будут заменены на отечественную платформу «Купол», разработанную в рамках индустриальных центров компетенций. По словам Александровского, «Купол» позволяет сократить время простоев воздушных судов и улучшить прогнозирование их состояния, что делает его более эффективным по сравнению с иностранными аналогами.
Как пишут «Ведомости», компания также активно развивает использование российских планшетов на базе операционной системы «Аврора» для экипажа самолетов. Планируется, что в 2024 году будет поставлено 9000 отечественных планшетов для сотрудников авиакомпании, что заменит используемые ранее устройства iPad с иностранным программным обеспечением. Новые устройства будут использоваться бортпроводниками для обслуживания пассажиров, подготовки рейсов и внесения информации после полетов. Всего «Аэрофлот» к сентябрю 2024 года уже применяет более 7400 планшетов при выполнении различных задач на борту самолетов, и в ближайшее время эта цифра увеличится.[2]
«Аэрофлот» почти перестал тратиться на импортные ИТ. Доля затрат на российские продукты составила 92,4%
В 2023 году доля затрат группы «Аэрофлот» на российские ИТ-продукты составила 92,4%, сообщила компания в своём годовом отчёте, опубликованном в конце мая 204 года. Обеспечение импортонезависимости ИТ-систем и сервисов в отчетном периоде являлось основным направлением ИТ-проектов и работы в каждой из компаний группы «Аэрофлот». Этот приоритет реализуется в соответствии с утвержденной стратегией цифровой трансформации группы «Аэрофлот» до 2024 года.
В отчётном периоде 45 информационных систем зарубежного производства были заменены на отечественное программное обеспечение, это более 40% всех иностранных информационных систем, используемых группой. До конца 2024 года группа планирует перевести на отечественные решения остальные системы.
Ключевые ИТ-системы, в том числе системы управления, поддержания летной годности, передачи авианавигационных данных, бронирования, управления предприятием и прочие функциональные системы, заменяются, или их планируется заменить на разработанные либо разрабатываемые отечественные аналоги.
Ключевые проекты «Аэрофлота» в области импортозамещения в 2023 году были следующие:
- Импортозамещение ERP SAP – заключен договор на внедрение «1С», выполнены работы по первому этапу реализации проекта.
- Единая производственная платформа – система управления производственной деятельностью авиакомпании (комплексный проект по импортозамещению систем Sabre Movement Manager, NetLine HUB, Sabre Schedule Manager).
- Система управления экипажами в «Аэрофлоте».
- Разработка и внедрение системы поддержания летной годности и технического обслуживания воздушных судов (импортозамещение АМОS). В 2023 году заключен договор на разработку системы, ее интеграцию с системами «Аэрофлота» и внедрение. Завершен первый этап реализации проекта по техническому проектированию.
- В 2023 году «Аэрофлот» и все дочерние общества выполнили переход с программных продуктов компании SITA на отечественную авиационную сервисную платформу. В результате перехода подключено 56 аэропортов на территории РФ, один аэропорт на территории Турции, система эксплуатируется в 10 российских авиакомпаниях, включая все компании группы «Аэрофлот».
- Импортозамещение корпоративной автоматизированной системы управления документами.
- Реализован проект по автоматизированной системе оформления воздушных перевозок (интеграционный шлюз).
- Платформа для автоматизации коммуникаций – система развернута в тестовой среде, ведутся работы по настройке и подготовке к запуску в опытную эксплуатацию.
- Реализован проект по поставке и адаптации программного обеспечения системы развлечения пассажиров.
- Запущена локальная интеграционная платформа хранения и обработки данных – импортозамещение системы Sabre AirVision Intelligence Exchange (IX).
В 2023 году авиакомпании «Россия» и «Победа» также проводили планомерные работы по организации перехода на отечественные ИТ-решения, в частности, по основным классам системного ПО, средств обеспечения ИБ и офисного ПО.
Всего в группе «Аэрофлот» функционирует более 130 цифровых систем, свыше 40 из которых отвечают за производственный цикл. Работает несколько центров обработки данных, обеспечивающих хранение и обработку информации.
«Аэрофлот» устанавливает в самолеты российские системы развлечений вместо иностранных. Миграция почти завершена
«Аэрофлот» устанавливает в самолеты российские системы развлечений вместо иностранных. Об этом в мае 2024 года рассказал заместитель генерального директора по информационным технологиям авиакомпании Антон Мацкевич.
Мы в этом году на всем узкофюзеляжном флоте импортозаместили системы развлечения, которыми пользуется наши пассажиры. То есть это и часть оборудования, и программное обеспечение полностью наше российское, не зависящее от зарубежных вендоров. С точки зрения широкофюзеляжного флота - Boeing 777 и Airbus 350... работы будут окончены, наверное, уже в 2025 году, — сообщил он (цитата по «Интерфаксу») в мае 2024-го. |
Говоря о цифровизации в «Аэрофлоте», Антон Мацкевич также сообщил, что на третью четверть 2024 года намечен запуск нового приложения компании для iPhone, а в 2025-м должен обновиться сайт авиаперевозчика.
К концу апреля 2024 года у «Аэрофлота» насчитывался 171 самолет, из которых 41 - широкофюзеляжный, 130 - узкофюзеляжных. Парк всей группы «Аэрофлот» (в нее также входит лоукостер «Победа» и авиакомпания «Россия») включал 349 воздушных судов, в том числе 59 широкофюзеляжных, 212 узкофюзеляжных и 78 региональных Superjet 100.
Система развлечений на борту «Аэрофлота» предоставляется как в традиционном (через вмонтированный в спинку переднего кресла дисплей), так и в стриминговом виде (пассажир через бесплатный Wi-Fi подключается к системе развлечений со своего телефона или планшета). Традиционной системой оборудованы, как правило, дальнемагистральные самолеты, а на Airbus A320/321 и Boeing 737 доступна только стриминговая.
На фоне санкций и отказа зарубежных поставщиков предоставлять свои услуги на самолетах Airbus A320/321 и Boeing 737 на какое-то время отключалась система развлечений.[3]
«Аэрофлот» переходит с iPad на планшеты от Fplus. Уже закуплены тысячи устройств
В конце марта 2024 года стало известно о том, что «Аэрофлот» переходит с iPad на планшеты от компании Fplus. Авиаперевозчик уже закупил около 9 тыс. устройств. Подробнее здесь.
2023
«Аэрофлот» перевел системы развлечений в самолетах на российское ПО
7 декабря 2023 года «Аэрофлот» сообщил о переводе систем развлечений в самолетах на российское программное обеспечение. Импортозамещение коснулось 65 самолётов Airbus A320ceo.
Как сообщила пресс-служба «Аэрофлота», пассажиры, используя отечественный софт, могут получить доступ к мультимедийной программе на борту с личных гаджетов, через внутреннюю сеть Wi-Fi. Авиаперевозчик отметил, что ранее в 2023 году в стриминговой системе «Аэрофлота» появился новый мультиязычный интерфейс на девяти языках. Контент обновляется один раз в два месяца, пассажирам доступны кино и музыка, аудиокниги, образовательный контент и раздел для детей.
В 2024 году в беспроводную систему развлечений «Аэрофлота» планируется внедрить новые удобные опции. С помощью стриминговой системы пассажиры смогут вызвать бортпроводника, заказать блюда и напитки из электронного меню, а также приобрести товары беспошлинной торговли из каталога SkyShop.
«Аэрофлот» напомнил, что компания возобновила работу беспроводной системы развлечений на первых 20 узкофюзеляжных лайнерах в декабре 2022 года. В начале 2024-го перевозчик собирается восстановить стриминговую систему на самолётах Boeing 737 и Airbus А320neo. Ожидается, что в 2024 году беспроводной системой развлечений на российском программном обеспечении будет оборудован весь узкофюзеляжный флот «Аэрофлота».
К декабрю 2023 года, как отмечает пресс-служба авиакомпании, на дальнемагистральных самолетах «Аэрофлота» Boeing 777, Airbus A350, Airbus A330, а также в бизнес-классе на среднемагистральных самолётах Boeing 737 и Airbus А320neo для пассажиров в прежнем режиме доступна стационарная система развлечений — мониторы в спинках кресел.[4]
Соглашение с «Аэрофлотом» совместной разработке ПО
12 сентября 2023 года «Аэрофлот» и «Яковлев» заключили соглашение, в рамках которого компании договорились создавать отечественные сервисы и цифровые решения для повышения эффективности эксплуатации российских самолетов и автоматизации процесса их техобслуживания. Подробнее здесь.
«Аэрофлот» планирует перестать тратить деньги на импортное ПО к 2030 году
Доля расходов «Аэрофлота» на российские ИТ-решения выросла за год с 3,7% до 32,6%. Об этом говорится в ESG-отчёте группы за 2022 год, опубликованном в июле 2023-го. Речь идёт о программном обеспечении, следует из отчётности. Абсолютные показатели расходов на него в документе не приводятся.
Согласно стратегии «Аэрофлота», в 2030 году компания должна полностью отказаться от затрат на импортное ПО.
В отчётном периоде группа ускорила переход на российский софт. В отдельных сегментах зависимость уже минимальная. Например, в области средств управления содержимым сайтов и портальных решений применяется 80% отечественного ПО, систем управлениями событиями информационной безопасности – 100% отечественного ПО.
По состоянию на конец 2022 года в общей сложности 31 ИТ-система в «Аэрофлоте» была заменена на российское ПО, а 84 системы готовятся к замене до конца 2024 года. Это должно обеспечить российское ПО на объектах критической инфраструктуры (КИИ), сказано в годовой отчётности авиакомпании.
На разработанные или разрабатываемые отечественные аналоги «Аэрофлот» планирует заменить ключевые ИТ-решения, в том числе системы управления, поддержания летной годности, системы передачи авианавигационных данных, системы управления предприятием и прочие функциональные системы.
Одним из критически важных проектов обеспечения импортонезависимости ИТ-систем и сервисов, реализованных в 2022 году в рамках направления «Обеспечение технологической независимости КИИ», в компании называют переход на отечественную автоматизированную систему бронирования и оформления воздушных перевозок «Леонардо». Она обеспечивает достаточный функционал и подходит для разных типов авиакомпаний – международных, региональных, чартерных и лоукостеров, говорят в «Аэрофлоте». Система включает в себя набор решений, построенных по стандартам IATA, и позволяет автоматизировать большинство процессов, в том числе управление расписаниями и ресурсами рейсов, процессами пересадки пассажиров и продажами.
«Леонардо» была создана компанией «Сирена-Трэвел» в партнерстве с ГК «Ростех». С «Ростехом», в частности, у «Аэрофлота» есть соглашение о стратегическом партнерстве для совместного развития и внедрения отечественных цифровых продуктов и сервисов для российской отрасли авиаперевозок.
В 2022 году была также внедрена собственная система регистрации по сети маршрутов «Аэрофлота» и авиакомпании «Россия» и сервисы самостоятельной регистрации по сети маршрутов этих авиакомпаний. Онлайн-регистрация и регистрация через мобильное приложение были запущены во всех аэропортах с собственной системой регистрации.
Ещё, к примеру, в 2022 году в рамках цифровой трансформации «Аэрофлот» внедрил отечественную автоматизированную систему управления расписанием Opensky Sched. Она позволяет управлять расписанием рейсов в условиях прекращения поддержки иностранных программных продуктов.
А для обеспечения независимой от зарубежных поставщиков работы бортовых систем развлечения в 2022 году группа «Аэрофлот» внедрила новое отечественное программное обеспечение на воздушных судах Airbus А320/321ceo.
По состоянию на конец года 100% экипажей авиакомпании «Аэрофлот» используют Electronic Flight Bag. Компания применяет 600 планшетов, оснащенных софтом, который необходим пилотам для подготовки и выполнения полетов, с отечественным модулем по картографии. До конца 2023 года «Аэрофлот» планирует заменить импортное оборудование на отечественное и перейти на российскую операционную систему.
Авиаперевозчик также запустил процесс импортозамещения сервиса для автоматизации работы бортпроводников CrewTablet – планшетов и операционной системы.
Крупным направлением инновационной деятельности «Аэрофлота» является проведение исследований в области обработки летной документации и создания электронной библиотеки документов в защищенном хранилище. Группа приступила к реализации проекта по разработке собственного ПО, включающего базу данных, мобильные приложения и административный модуль. Наличие такого продукта позволит автоматизировать изменения во всем каталоге летно-технической документации. Проект рассчитан на период до 2024 года.
Отдельные планы у авиакомпании есть по CRM-системам. В 2023 году «Аэрофлот» продолжит работу над усовершенствованием системы обработки обращений Siebel CRM. Поскольку работа с иностранными подрядчиками была прекращена, доступные ранее автоматизированные сервисы по регистрации обращений на борту и направлению уведомлений клиентам будут восстановлены в 2023 году на базе отечественного программного обеспечения, говорится в ESG-отчёте группы.
Одним из масштабных проектов в «Аэрофлоте» по состоянию на 2023 год, о которых стало известно ранее, стал запуск замены немецкой ERP-системы SAP на российский аналог на базе решений «1С»[5].
Цифровая трансформация «Аэрофлота»: Результаты и планы
12 июля 2023 года генеральный директор «Аэрофлот» Сергей Александровский на встрече с председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным рассказал о цифровой трансформации перевозчика. В частности, Александровский упомянул следующие результаты развития информационных технологий в группе:
- переход «Аэрофлот» на отечественную систему бронирования «Леонардо»;
- разработка российского решения для обмена универсальными сообщениями взамен зарубежного аналога. К июлю 2023 года не только «Аэрофлот», но и другие компании внутри страны переходят на новую российскую систему;
- выбор подрядчика для импортозамещения программы технического обслуживания и ремонта воздушных судов;
- определение исполнителя работ по переходу на отечественную систему управления предприятием (прежде это была ERP-система производства немецкой SAP).
Глава «Аэрофлота» рассказал, что до конца 2024 года во всей группе компаний планируется заместить 131 систему. Непосредственно в «Аэрофлоте» — 80 проектов, 59 из которых уже запущены в 2023 году и находятся в разной стадии реализации.
Для выполнения всех этих задач «Аэрофлот» принимает участие в индустриальном центре компетенций, который занимается поддержкой импортозамещения критического и другого ПО. Михаил Мишустин попросил Сергея Александровского держать эту работу на особом контроле.
Цифровая трансформация. Могу сказать, что «Аэрофлот» двигается серьёзно в этом направлении. Удобные сервисы. Все достаточно просто с точки зрения приобретения билетов, идентификации, возможности оплаты... Чтобы перейти на отечественное программное обеспечение, нужно по всем направлениям работать активно, – отметил глава кабмина.[6] |
«Аэрофлот» вложит 10 млрд рублей в импортозамещение зарубежного ПО
«Аэрофлот» вложит 10 млрд рублей в импортозамещение зарубежного программного обеспечения. Об этом заместитель гендиректора авиакомпании Антон Мацкевич сообщил в начале июня 2023 года.
Как пишут «Ведомости» объем расходов на внедрение российского софта в «Аэрофлоте» может быть выше. Представитель Минцифры пояснил, что президиум правкомиссии по цифровому развитию утвердил в качестве особо значимых пять проектов перевозчика на 18,2 млрд рублей – все за счет средств авиакомпании. Представитель «Аэрофлота» подтвердил газете, что импортозамещение ПО и «цифровая трансформация» группы финансируются за счет собственных средств авиакомпании.
Среди прочего «Аэрофлот» рассчитывает отказаться от использования американской системы бронирования Sabre и перейти на отечественную «Леонардо». «Аэрофлот» также заменит софт швейцарской SITA, который используется на планшетах экипажа для обслуживания пассажиров, на российскую ОС «Аврора». Кроме того, российскому авиаперевозчику предстоит перейти на отечественную авиационную сервисную платформу, через которую аэропорты и перевозчики обмениваются данными.
Еще проект — это система предиктивной аналитики состояния воздушных судов для техобслуживания и ремонта. Он будет реализован совместно с «Ростехом»
Один из источников газеты сообщил, что дороже всего «Аэрофлоту» обошелся переход с Sabre на «Леонардо», но точную сумму не указал. В самой компании заявили , что на создание системы поддержания летной годности и техобслуживания самолетов потребуется 835 млн рублей. Она разрабатывается совместно с ООО «Инженерный центр информационно-аналитических систем».
«Аэрофлот» не просто покупает готовые ИТ-продукты, но и активно участвует в доработке их функционала, сказал исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий добавил, что у «Аэрофлота» есть тактическая задача заменить иностранное ПО, но нет долгосрочной программы развития этого направления.[7]
Microsoft выплатит «Аэрофлоту» свыше 20 млн рублей за отказ от техподдержки ПО
«Аэрофлот» отсудил у российского юрлица Microsoft (ООО «Майкрософт рус») 21,8 млн руб. в качестве компенсации за преждевременно разорванный сервисный договор. Информацию об этом можно обнаружить в картотеке арбитражных судов. В полном объеме решение служителей Фемиды было изготовлено 11 мая 2023 г. Подробее здесь.
«Аэрофлот» заменяет ПО SAP на системы «1С» и потратит на это 1 млрд рублей
Как сообщает газета «Ведомости», авиаперевозчик внедрил SAP для ведения управленческого учёта в 2012 году. На базе этой системы автоматизированы практически все внутрихозяйственные бизнес-процессы «Аэрофлота». Однако в сложившейся геополитической обстановке SAP покинула российский рынок, а поэтому авиакомпании потребовались альтернативные отечественные решения. Подробнее здесь.
2021
Приостановка онлайн-регистрации на рейсы из-за технических работ
«Аэрофлот» остановил онлайн-регистрацию на рейсы из-за технических работ. Об этом авиаперевозчик сообщил 26 октября 2022 года.
«В связи с проведением технических работ с 2:00 мск 26 октября временно приостанавливается онлайн-регистрация на рейсы «Аэрофлота» (а также рейсы под кодом SU с номерами 5400–5799 и 5950–6999 авиакомпаний «Аврора» и «Россия»). Регистрация на рейс по-прежнему доступна без ограничений в аэропорту вылета», — сообщили в пресс-службе компании.
Кроме того, компания временно приостанавливает продажу субсидированных перевозок на сайте и в мобильном приложении. На фоне временных ограничений «Аэрофлот» призвал пассажиров прибывать в аэропорт за четыре часа до вылета для «прохождения предполетных формальностей».
Пассажиры, путешествующие стыковочными рейсами, также будут оформлены в аэропорту на стойках регистрации. Авиакомпания дополнительно проинформирует о возобновлении доступа к данным видам онлайн-сервисов.
В начале сентября 2022 года стало известно, что «Аэрофлот» перейдет на российскую систему бронирования билетов Leonardo. Отмечалось, что в компании ожидается более 80% российского программного обеспечения к 2024 году, а к 2027-му — 100%.
На эту систему в июне 2022 года перешел лоукостер «Победа», который входит в группу «Аэрофлот». Систему также используют Red Wings (Ред Вингс), «Руслайн», «Ямал» и Utair.
Раньше российские авиакомпании пользовались системами бронирования в основном иностранных провайдеров. Среди них были такие компании, как Sabre (США), испанская Amadeus и ее дочерняя компания Navitaire. После того как западные государства ввели против Москвы санкции, эти компании расторгли дистрибьюторские отношения с «Аэрофлотом».[8]
«Аэрофлот» за пятилетний лизинг ПАК на базе оборудования Yadro готов заплатить более 2,6 млрд рублей
Российская авиакомпания «Аэрофлот» объявила тендер на лизинговую поставку программно-аппаратных комплексов (ПАК) на базе оборудования российского производителя Yadro. Максимальная сумма сделки не должна превышать 2 638 529 225 рублей. (подробнее)
Плотно сидя на SAP и IBM, «Аэрофлот» планирует в 4 раза увеличить расходы на отечественные ИТ-решения
«Аэрофлот» планирует разработать новую стратегию цифровой трансформации со сроком до 2024 года включительно, предусматривающую существенное увеличение вложений в отечественные ИТ-решения. Это следует из документации к запросу предложений на оказание консультационных услуг по разработке стратегии цифровой трансформации «Аэрофлота», опубликованной 6 июля 2021 года[9]. Максимальная сумма, которую авиакомпания готова за эти услуги заплатить, составляет 65,8 млн рублей.
В техническом задании на услуги говорится, в частности, что стратегия должна предусматривать рост вложений «Аэрофлота» в отечественные решения в сфере ИТ к 2030 году не менее чем в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года. Ежегодные средние темпы прироста указанных расходов в период с 2021 по 2024 год должны быть на уровне не менее 15%. А доля расходов на отечественное ПО от всех закупок софта к 2024 году должна составлять 70%.
Такие показатели эффективности реализации стратегии цифровой трансформации «Аэрофлот» планирует заложить в связи с директивами правительства, указами и поручениями президента в области импортозамещения.
В «Аэрофлоте» на момент публикации материала не смогли уточнить TAdviser, какой у них был показатель расходов на российские ИТ-продукты за 2019 год. В годовых отчетах «Аэрофлота» за 2019 и 2020 год данные об этом также не приводятся при том, что некоторые госкомпании раскрывают эти показатели в своей публичной отчетности. Так, например, «Газпром» в годовом отчете за 2020 год докладывал о затратах на российское ПО в абсолютном выражении.
Касательно импортозамещения софта, в частности, в годовом отчете «Аэрофлота» за 2020 год говорится, что компания в этот период выполняла мероприятия по преимущественному использованию отечественного ПО, продолжала закупки лицензий отечественных продуктов.
«Аэрофлот» использует, например, единое платежное решение, ПО для распознавания документов и ПО для проведения сквозной аналитики от российских поставщиков, говорится в годовом отчете. Еще, к примеру, в компании применяют отечественные решения в области ИБ – «Лаборатории Касперского» и InfoWatch.
Вместе с тем, похоже, что за последние годы импортозамещение не затронуло ключевые платформенные решения «Аэрофлота». Так, в июне 2019 года, когда компания закупала услуги консультантов для разработки планов мероприятий, направленных на преимущественное использование отечественного ПО, в техзадании приводился следующий набор ее платформенных решений:
- Производственная платформа Sabre
- Система управления предприятием SAP ERP
- Система динамической сегментации с использованием неструктурированных массивов данных IBM Big Data
- Система управления производственными ресурсами RMS INFORM GroundStar
- Система управления хабом Lufthansa Systems Netline/HUB
- Система поддержания летной годности и технического обслуживания и ремонта воздушных судов AMOS
- Система управления контентом на базе управления IBM Filenet
- Система учета, анализа и планирования СОФИ
- Комплекс ИТ-решений на базе программного обеспечения SITA
- Система учета доходов Sirax
- Интеграционная шина IBM MQ
Как видно, в ключевых платформенных решениях авиакомпании преимущественно используются импортные ИТ-продукты. Из техзадания на услуги по управлению проектами сопровождения и развития информационных систем и ИТ-решений «Аэрофлота», опубликованного ровно спустя два года – в июне 2021 года[10] – следует, что все те же платформы на базе тех же решений продолжают использоваться в авиакомпании.
Из списка выше не упоминается в техзадании только комплекс ИТ-решений на базе софта SITA, но информация о том, что «Аэрофлот» продолжает применять и эти продукты, содержится в его годовом отчете за 2020 год. При этом в перечне платформенных решений от июня 2021 года присутствуют и другие, использующие импортные продукты, которых нет в списке выше: например, система IBM ECOptimizer и система публикации и управления внешними сервисами «Аэрофлота» на базе решения IBM API Connect.
В авиакомпании не прокомментировали TAdviser, когда планируется импортозамещение в ее ключевых платформенных решениях и планируется ли вообще.
Об использовании отечественного «железа» в годовом отчете «Аэрофлота» ничего не говорится. Но, судя по информации на официальном портале госзакупок, авиакомпания уже обеспечила себя импортными аппаратными решениями на несколько лет вперед. Так, в 2020 году авиакомпания заключила договор лизинга техники IBM на срок до 2025 года предельным объемом порядка 22 млн долларов[11] для организации отказоустойчивой инфраструктуры ландшафта SAP Business Warehouse на базе СУБД SAP Hana.
В 2020 году «Аэрофлот» также заключил договор лизинга техники Hewlett Packard Enterprise на срок до 2026 года с предельной совокупной ценой около 34 млн долларов[12]. В него входят серверы, СХД, системы резервного копирования и др.
Как бы то ни было, согласно техзаданию, стратегия цифровой трансформации с прописанными в ней показателями импортозамещения должна быть готова до 20 августа 2021 года. Подвести итоги запроса предложений на услуги компания планирует 28 июня. А к 30 августа стратегия уже должна быть согласована с Минтрансом и Минцифры.
Выполнением директив правительства, указов и поручений президента в области импортозамещения, связанных с показателями эффективности этого процесса, ранее озаботились и другие госкомпании. Так, в открытых источниках можно найти информацию о том, что аналогичные показатели по расходам на отечественные ИТ-продукты в свои стратегии цифровой трансформации готовились вписать, например, «Газпром» и «Почта России».
Компьютерный сбой у ИТ-поставщика «Аэрофлота», рейсы задерживаются
21 мая 2021 года «Аэрофлот» сообщил о неполадках в компьютерной системе, из-за которых авиаперевозчик вынужден был задерживать рейсы.
Как сообщается на сайте «Аэрофлота», сбой произошел у поставщика ИТ-услуг. При этом имя подрядчика компания не раскрывает.
Как пишет «Коммерсантъ», «Аэрофлот» использует международную систему регистрации Sabre. В числе поставщиков ИТ-услуг для «Аэрофлота» за последние годы было несколько компаний, в их числе швейцарская Comparex (позднее сменила название на SoftwareONE), немецкая Inform, швейцарская SITA и группа компаний Ramax. Также в списке поставщиков услуг для «Аэрофлота» упоминалась американская HPE.
Из технических проблем возникли задержки в регистрации пассажиров и вылетов рейсов. Более того, сбой затронул и код-шеринговые рейсы «России», выполняемые совместно с «Аэрофлотом».
Об аналогичных проблемах сообщают и в Белоруссии: в минском аэропорту остановилась регистрация на рейсы «Белавиа», также не работают кассы авиакомпании, передаёт «Белсат».
Также на сайтах авиакомпаний невозможно приобрести авиабилеты: у «Аэрофлота» и «России» не подгружается окно поиска рейсов, у «Белавии» невозможно создать бронирование «по техническим причинам».
В Шереметьево задерживается вылет более 50 рейсов «Аэрофлота» (со временем вылета до 16:00), следует из информации онлайн-табло аэропорта.
Посадочные талоны пишутся от руки, очереди на регистрацию огромные, в самолёте свободная рассадка — у «Аэрофлота» глобальная проблема с ИТ-поставщиком, — написала на своей странице в Instagram журналист Ольга Бычкова. |
К 13:00 мск 21 мая 2021 года перевозчик сообщил о восстановлении работы, однако из-за скопления пассажиров по-прежнему возможны задержки регистрации и вылетов. Ситуация должна нормализоваться в течение нескольких часов, уточнили в компании.[13][14]
2020
Исполнитель DDoS-атаки на «Аэрофлот»: это была месть одному из руководителей ФСБ
Хакер Дмитрий Артимович, 10 лет назад осуществивший DDoS-атаку против «Аэрофлота», рассказал о причинах этого инцидента. Свое заявление он опубликовал в серии роликов, размещенных на видео-хостинге YouTube[15].
В середине 2000-х годов Дмитрий Артимович и его брат Игорь занимались разработкой 3D-игр. Затем они переориентировались на поисковую оптимизацию (SEO) и стали участвовать в партнерских программах по подпольной продаже фармацевтических препараторов в зарубежном интернете.
Идея таких партнерских программ состоит в том, что на Западе лекарственные препараты стоят дорого, а их приобретение, как правило, требует наличия рецепта. В то же время в странах Азии производятся дженерики – аналоги известных препаратов, которые стоят значительно дешевле и продаются без рецептов.
Партнерские программы сводили клиентов из США и других стран Запада с поставщиками из Индии и Китая. Участником партнерской программы может быть любой желающий веб-мастер: он создает собственные витрины и получает комиссию за каждого привлеченного клиента.
Основным способом продвижения подобного рода продукции был поисковый и почтовый спам. Для рассылки почтового спама необходим бот-нет: вредоносное ПО, которое незаметно устанавливается на компьютеры обычных пользователей и начинает рассылать с них спам. Изначально Артимовичи арендовали чужие ботнеты, но соответствующие услуги стоили дорого.
Кроме того, купить «чистую» загрузку было сложно. Владельцы ботнетов, как правило, продавали доступы к зараженным компьютерам сразу нескольким клиентам, из-за чего данный компьютер быстро выпадал из сети. В результате Артимовичи написали собственный ботнет – Topol-Mailer – который маскировался под драйвер ОС Windows.
2019
«Аэрофлот» подвел итоги года цифровой трансформации
В проекте годового отчета за 2019 год, опубликованном в начале июля 2020-го, «Аэрофлот» отчитался о промежуточных результатах цифровой трансформации. В 2018 году «Аэрофлот» оказался в первой волне компаний с госучастием, которые утвердили стратегии цифровой трансформации в соответствии с федеральным проектом «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика».
Цифровая трансформация охватывает все этапы деятельности группы «Аэрофлот»: от управления компанией, обслуживания и ремонта воздушных судов до развития сервисов для пассажиров. В компании считают, что внедрение новых технологических решений «способствует повышению эффективности и прозрачности производственных процессов и укрепляет лидирующие позиции «Аэрофлота».
В годовом отчете за 2019 год «Аэрофлот» представлены результаты цифровой трансформации по ключевым направлениям развития.
Применение технологий Big Data
В процессе цифровой трансформации «Аэрофлот» активно использует Big Data: авиакомпания внедрила систему интеллектуальной сегментации пассажиров на основе «больших данных». Система позволяет определять профили клиентов, объединяя и анализируя данные о пассажирах из различных источников, в том числе данные предыдущих коммуникаций с клиентом.
Сервис предлагает клиенту альтернативные направления путешествия, основываясь на истории его полетов, а также вычисляет показатель Customer Lifetime Value («пожизненная ценность клиента»). Благодаря Big Data авиакомпания анализирует степень восприимчивости клиентов к различным каналам коммуникации.
В 2019 году внедрена автоматизированная система для расчетов грузопочтовых емкостей на пассажирских рейсах авиакомпании «Аэрофлот» – CargoAir, построенная с использованием технологии Big Data. Анализ «больших данных» позволил повысить точность расчетов грузопочтовой квоты и оптимизировать коммерческую загрузку.
Цифровая трансформация производственных систем
«Аэрофлот» внедряет технологии искусственного интеллекта, машинного обучения и «интернета вещей» во все ключевые процессы производственной деятельности. Развиваются безбумажные технологии: вся полетная документация подгружается на бортовой компьютер и электронный планшет пилота. Данные анализируются, чтобы усовершенствовать технику пилотирования и повысить безопасность полетов.
В 2019 году Аэрофлот внедрил систему интеллектуального управления пересадками пассажиров. Система предоставляет оптимальные решения по автоматическому перераспределению пассажиров в случае изменения расписания рейсов с сохранением стыковки. Внедрен модуль автоматического контроля точности посадки, позволяющий прогнозировать время прибытия воздушных судов.
Кроме того, в 2019 году запущен личный кабинет для бортпроводников, который значительно упрощает работу кабинных экипажей, отмечают в «Аэрофлоте».
В области грузовых перевозок компания реализовала проект по автоматизации электронных торгов по блочным грузовым перевозкам: это позволяет оперативно реагировать на изменения рынка грузовых перевозок и повышать доходность в этом сегменте.
Цифровые решения для пассажиров
В 2019 году «Аэрофлот» продолжил внедрять цифровые решения и сервисы. Собственная система регистрации, а также услуги веб и мобильной регистрации стали доступны пассажирам в аэропортах Ульяновска, Актобе, Марселя, Дублина, Пальма-де-Майорка, Бейрута, Каира и Саратова. Киоски самостоятельной регистрации подключены в аэропортах Рима, Парижа, Еревана, Волгограда, Минска, Лиссабона, Стокгольма и Саранска.
Во многих аэропортах мира пассажирам «Аэрофлота» стал доступен безбумажный мобильный посадочный талон. Продолжилось совершенствование корпоративного сайта и мобильного приложения: обновлена навигация и главная страница сайта, внедрены безбагажные тарифы на сайте и в мобильном приложении.
Пользователи сайта получили возможность покупки авиабилетов со скидками с использованием дисконтных купонов. Чтобы сократить среднее время ожидания регистрации пассажиров в аэропорту, «Аэрофлот» внедрил функцию самостоятельного ввода данных о визе при покупке авиабилета на ряд зарубежных направлений на сайте.
В 2019 году была также запущена услуга оплаты мест сверхнормативного багажа и модернизированы процессы предоставления дополнительных услуг.
Для повышения уровня обслуживания пассажиров через контакт-центр модернизирована технология синтезирования человеческой речи для передачи информации в автоматизированной системе оповещения пассажиров. Голосовая информация уникальна для каждого общения с пассажиром, утверждает «Аэрофлот», а высококачественный синтез максимально приближает обращение к человеческой речи.
Развитие единой среды дистрибуции авиауслуг по программе NDC
2019 году Аэрофлот продолжил развитие проекта предоставления авиауслуг на основе стандарта NDC (New Distribution Capability). В системе NDC реализована техническая возможность для подключения агентов, разработан план работы с шестью пилотными агентами и подключен агент Tickets.ru. Объемы продаж через канал NDC активно растут, утверждает компания.
В начале 2020 года Аэрофлот получил сертификат четвертого уровня, дающий возможность значительно повысить качество обслуживания пассажиров при полном управлении бронированиями агентом. Запланированы мероприятия по получению сертификата наивысшего уровня NDC@scale.
Результаты интеллектуальной деятельности
По состоянию на конец 2019 года «Аэрофлот» зарегистрировал 128 объектов интеллектуальной собственности. Среди ключевых направлений – авиационная безопасность и ИТ-решения. В частности, в 2019 году компания получила патент на изобретение «Способ обнаружения взрывчатых и других целевых веществ» на территории Евразии и в США, национализировала его на территории ряда европейских государств, говорится в годовом отчете.
Также, например, было получено решение о выдаче двух патентов на изобретение автоматизированной информационной системы профессиональной подготовки летного состава.
«Аэрофлот» вступил в ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика»
В августе 2019 года «Аэрофлот» стал членом ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ). В организации рассчитывают, что его вступление в ассоциацию позволит внести существенный вклад в трансформацию транспортного комплекса РФ за счет применения накопленного авиаперевозчиком богатого опыта цифровизации и технологий.
ЦТЛ является центром компетенций по одноименному ведомственному проекту Минтранса России. На ее базе планируется создавать и развивать единое мультимодальное цифровое транспортное и логистическое пространство на территории России. Как ожидается, это станет возможным за счет объединения и применения всех существующих, разрабатываемых цифровых сервисов и программного обеспечения российских компаний.
«Аэрофлот» заморозит ИТ-проекты из-за дорогого керосина и дешевого рубля
«Аэрофлот» собирается заморозить инвестиции в развитие ИТ внутри компании. Об этом сообщил руководитель «Аэрофлота» Виталий Савельев в интервью телеканалу «Россия 24». В качестве причин он указал повышение цен на авиакеросин и девальвацию рубля — эти факторы привели к потере компанией значительных сумм, и, как следствие, к необходимости экономить[16].
«Мы, безусловно, будем замораживать некоторые проекты — к сожалению, многие из них связаны с ИТ-решениями. Мы просто их будем немножко притормаживать», — так охарактеризовал он принятое решение. В тоже время, о полном отказе от ИТ-проектов речь не идет, уточнил Савельев.
«Мы просто чуть медленнее будем делать. У нас были заложены большие деньги на внедрение Wi-Fi на борту. Мы полностью хотели сделать весь среднемагистральный флот. Ну, может быть, срок чуть удлинится. Конечно, мы не будем существенно рисковать — нам не надо этого», — пояснил он. Тем не менее, по словам Савельева, Wi-Fi на борту самолетов «Аэрофлота» заработает «в запланированные сроки». «Он уже есть, и мы начинаем Wi-Fi добавлять», — сообщил он.
Керосин и девальвация
Савельев характеризует 2018 г. как худший для рынка авиационных перевозок за последние десятилетия. Несмотря на то, что компании удалось закончить его с положительным результатом, этот результат оказался хуже ожидаемого. По итогам всего 2018 г. чистая прибыль «Аэрофлота» по РСБУ снизилась в 10,2 раза и составила 2,8 млрд руб. В IV кв. 2018 г. компания зафиксировала чистый убыток в размере 12,8 млрд руб. против прибыли в размере 1,5 млрд руб. годом ранее.
Одной из причин отрицательной динамики Савельев называет подорожание авиакеросина, цены на который за год повысились для «Аэрофлота» более чем на 30%. По его словам, эти расходы стали неожиданностью.
Вторым негативным фактором стала девальвация, так как с российскими компаниями авиаперевозчик рассчитывается хоть и в рублях, но по курсу, что также обернулось тяжелой нагрузкой.
По словам Савельева, на одном только подорожании керосина в 2018 г. «Аэрофлот» потерял 48 млрд руб. Эти потери уже удалось компенсировать. Если наложить на это девальвацию, то потери достигают 59 млрд руб. Несмотря на то, что по итогам года компания зафиксировала прибыль, ей придется каким-то образом адаптироваться к новым условиям.
2018
Гендиректор «Аэрофлота» рассказал, как компания стала заложником технологий
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на совещании о цифровой трансформации транспортного комплекса под председательством главы правительства Дмитрия Медведева в ноябре 2018 года рассказал о ходе цифровизации и ее результатах для авиакомпании.
В 2009 году «Аэрофлот» занимал 68-е место в мире по перевозкам пассажиропотока и 15-е место в Европе по тому же показателю. В 2018 году авиакомпания занимает 19-е и 5-е места, а ожидаемое число перевезенных пассажиров за год 36 миллионов. Савельев утверждает, что во многом этих результатов компания добилась за счёт проведенной цифровизации.
Мы перевозим в сутки более 120 тысяч пассажиров. Если в 2009 году мы перевозили 24 тысячи пассажиров в сутки и делали 126 рейсов, то сейчас делаем более 700 рейсов и перевозим около 120 тысяч пассажиров в сутки. Это очень много. Без цифровизации, даже если рядовой какой-то сбой, мы, естественно, сразу попадаем в коллапс, потому что вручную уже такое количество не обработать. Мы заложники цифровизации в данном случае, поэтому мы её развиваем, - констатировал гендиректор «Аэрофлота». |
Ещё в 2009 году «Аэрофлот» работал, не имея даже внутренней корпоративной почты. Уровень цифровизации компании был всего лишь 35%, вспомнил прошлое Савельев. Теперь, по его словам, документы полностью на цифровой подписи у всех замов, а сам он формально подписывает только приказы.
Гендиректор «Аэрофлота» рассказал о наиболее знаковых цифровых технологиях, использующихся в компании. У «Аэрофлота» есть три базовых платформы. Это интегрированная система управления предприятием SAP ERP, внедрено 13 движков. Также используются ПО Lufthansa Systems, на которой работает биллинг, и система Sabre, на которой реализовано бронирование.
Одна из основных систем - это система поддержания лётной годности и технического обслуживания и ремонта воздушных судов на базе AMOS. Она позволяет воздушным судам находиться в воздухе не менее 12 часов, утверждает Савельев.
Из-за этого показателя мы входим в пятёрку мировых лидеров по пунктуальности, а в этом году мы были несколько раз признаны компанией номер один в мире по пунктуальности (по месяцу идёт оценка), - похвастался гендиректор «Аэрофлота». |
Три года в «Аэрофлоте» в промышленном режиме используются технологии интернета вещей. Все самолёты, включая самолёт Sukhoi Superjet, через спутник сообщают о своём техническом состоянии в воздухе, и наземные службы ждут самолёты и готовят запчасти, если надо, готовят место в ангаре, для того чтобы быстро самолёт обслужить и опять его запустить в работу. То есть, коэффициент полезного действия от этого резко возрастает, пояснил Савельев.
В компании используются два crew tablet – планшеты для бортпроводников. По словам Виталия Савельева, это две запатентованные на «Аэрофлоте» отечественные наработки, которые помогала создать компания IBS.
Это мини-iPad, на котором старший бортпроводник видит всех пассажиров, видит все их стыковки, сколько у пассажира на борту детей, какое питание заказано, какие есть сложности. Обращение – это долг вежливости. В конце рейса стюардесса в специально отведённом окошке расписывается, как на iPad, и рейс закончен, закрыт. Это существенная новация, - говорит Савельев. - В ближайшее время на этих «таблетках» мы сможем у пассажира бизнес-класса уже принимать заказы на питание на борту, сможем также продавать товары SkyShop, принимать заказы через «таблетку» на борту. То есть мы приучаем – пассажиры смогут это делать. |
Следующее – монитор руководителя. Это 508 показателей, которые каждый день, в семь утра, загружаются более чем для 100 топ-руководителей «Аэрофлота». Каждое утро они видят, что происходит с компанией – по цене на керосин, по перевозкам.
Савельев рассказал, что «Аэрофлот» также несколько лет занимается технологиями Big Data.
Мы занимаемся поиском клиентов. Мы растём довольно серьёзными темпами – почти по 10–12% каждый год. И вот внедрение Big Data, больших данных, которые мы анализируем. Например, мы сейчас пришли к тому, что начинаем изучать самолёты и склоняемся уже к искусственному интеллекту в двух вопросах, - рассказывает гендиректор «Аэрофлота». - Мы разрабатываем искусственный интеллект в части определения ценообразования пассажиропотоков, чтобы загрузку прогнозировать уже более точно. И второе – предиктивные ремонты, то есть мы начали задумываться над тем, что самолёты, которые летают в определённые аэропорты, получают примерно одни и те же проблемы. И мы уже заранее предполагаем, когда понадобится та или иная запчасть. Самолёты летают в аэропорты, где какие-то погодные условия, качество взлётной полосы, какая-то среда. И мы начинаем к этому готовиться. |
Заканчивая, гендиректор «Аэрофлота» указал, что компания Bain второй год оценивает: авиакомпания занимает четвёртое место в мире по цифровизации. При этом совершить прорыв цифровизации компании помогло заимствование лучших практик в этой области у других компаний, следует из слова Савельева.
«Аэрофлот» не можете себе позволить делать какие-то наработки, скажем так, кроме мониторов, которые мы сделали. И мы ушли от этой стратегии. У нас такая парадигма развития цифровизации. Мы поначалу стали брать лучшее у каждой компании – многие компании в чём-то преуспели. И так случилось, что через три года – а всем этим мы уже пользуемся лет пять из моих девяти с половиной лет в «Аэрофлоте» – мы стали одними из лучших в цифровизации только потому, что внедрили всё то, что есть у многих, а у нас есть это всё одновременно, - рассказал он. |
Дмитрий Медведев в ходе доклада Савельева отметил, что нужно работать над отечественным софтом в этой сфере. Но с учётом того, что «Аэрофлот» - международная компания, конечно, невозможно создавать замкнутую систему, сделал оговорку Медведев. То, что делает «Аэрофлот», должно стыковаться без проблем с международными контрагентами авиакомпании, тогда это имеет ценность.
Абсолютно, Дмитрий Анатольевич, мы что сейчас сделали? Не я выбирал Sabre. Может быть, я выбрал бы другую платформу, но это было сделано ещё в 2005 году. Мы объяснили Sabre ситуацию, и компания приняла решение официально вносить меморандум о том, что она создаст СП с российским участием, где будет доминировать российская сторона, она поставит все серверы и программное обеспечение в Россию и мы будем работать на территории РФ. Они тоже понимают ситуацию, в которой они находятся, - разъяснил Медведеву Савельев. |
Он добавил, что авиакомпания работает и над отечественными системами, уже третий год являясь консультантами проекта, который ведут «Национальные информационно-расчётные системы» (НИРС), «Ростехнологии» и аэропорт Внуково.
В свою очередь, гендиректор «Аэрофлота» посетовал, что не уделяется достаточного внимания 3D-печати в самолётостроении. Например, крупнейшие компании Airbus, Boeing уже до 12% запчастей и комплектующих делают на 3D-принтере, сравнил он.
Медведев поспешил заметить, что Савельев в этом не совсем прав.
Мы уделяем этому внимание, вы просто не на всех совещаниях бываете. Я даже отдельное совещание и комиссию по модернизации посвятил 3D-печати на принтерах для промышленных нужд. Проблема в том, что у нас этих принтеров не так много. Их надо обязательно закупать, мы сами их пока не делаем. И есть ещё некоторые проблемы с качеством порошка, который там используется. Мы этим занимаемся. Но этого мало пока, с этим спорить не буду, - просветил он Виталия Савельева. |
В планах «Аэрофлота», согласно стратегии развития, - перевезти почти 100 миллионов пассажиров к 2023 году, нарастить международный трафик и создать четыре региональные базы, а также поставить на крыло 200 отечественных самолётов. Эта стратегия невозможна, очень затратна, если не применять цифровизацию и цифровые технологии, отметил Виталий Савельев.
Ключевые ИТ-проекты
В отчете за 2018 год «Аэрофлот» подвел итоги года «уверенной цифровой трансформации». Компания создала ряд новых сервисов для пассажиров, о которых рассказала в форме инфографики:
Еще одна инфографика в отчете "Аэрофлота" посвящена ключевым ИТ-проектам компании, выполненным в 2018 году:
Также в 2018 году была проделана подготовительная работа для вступления «Аэрофлота» в ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика». Ее деятельность направлена на цифровую трансформацию всего транспортного комплекса, создание и развитие единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства на территории РФ.
В рамках инновационной программы «Аэрофлота», существующей отдельно от программы цифровой трансформации, тоже реализуется ряд цифровых проектов.
Например, авиакомпания проводит исследование в области цифровизации взлетно-посадочных характеристик, которое планируется завершить в 2019 году. В ходе исследования "Аэрофлот" разрабатывает программный комплекс для полетных планшетов (EFB), с помощью которого пилоты и инженеры смогут получать данные о взлетно-посадочных характеристиках и полетные документы воздушных судов RRJ-95B («Сухой суперджет»).
Также «Аэрофлот» проводит исследование индивидуальных периодов деградации технических навыков у пилотов на основе анализа статистики опасных отклонений в полетах.
В рамках этого проекта разработаны пути создания специальной компьютерной программы по учету случаев деградации навыков пилотирования для дальнейшей индивидуальной тренажерной подготовки пилотов. Ведется разработка критериев для выявления случаев деградации на основе полетной информации, выявление в полученной базе данных случаев и их анализ.
Договоренности о с Sabre о переносе персональных данных пассажиров в Россию
Sabre готова перенести сервера в Россию в рамках требований правительства РФ о хранении персональных данных россиян на территории РФ. Об этом в ноябре 2018 года сообщил заместитель гендиректора «Аэрофлота» по информационным технологиям Кирилл Богданов[17]. Подробнее здесь.
Планы эксплуатации AI-технологии прогнозирования загрузки рейсов и цен на билеты
«Аэрофлот» планирует ввести в эксплуатацию технологии прогнозирования загрузки рейсов и цен на билеты в регионах на основе искусственного интеллекта (AI).
Мы сейчас хотим обратиться именно к искусственному интеллекту, который будет прогнозировать цену на билеты и загрузку в том или ином регионе. Это будет очень важно для нас, потому что мы идем сейчас в регионы – Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург. Мы должны четко понимать, что там будет происходить, чтобы компании не нести лишних убытков, – рассказал в ноябре 2018 года гендиректор авиаперевозчика Виталий Савельев в рамках форума «Транспорт России – 2018». |
Авиакомпания также использует технологию предиктивного ремонта самолетов на основе Интернета вещей.
Интернет вещей для нас — это не какая-то сказка. Мы им пользуемся порядка четырех лет. Каждый самолет, включая «Суперджеты», через спутниковую связь передает информацию о своем состоянии на землю. Наземные службы [на основе этой информации] готовятся к ремонту, моментально стараются заказать запчасть, чтобы самолеты вовремя уходили в рейс, - отметил Савельев. |
Утечка исходных кодов сервисов
В сентябре 2018 года стало известно о попадании исходные кодов сервисов «Аэрофлота» в открытый доступ из-за ошибки, которую допустил авиаперевозчик.
Как пишет издание The Register, у «Аэрофлота» произошла утечка образов контейнеров, в которые вошли исходные тексты, настройки и прочая служебная информация.
В открытый доступ попало содержимое контейнеров, используемое в качестве шаблонов для развертывания сервисов для сайта aeroflot.ru. При этом отмечается, что данных пользователей это не коснулось.
По данным источника, проблема произошла по причине ошибочной настройки доступа к серверу с реестром контейнеров Docker, который развернут в ИТ-инфраструктуре авиакомпании и не защищен дополнительным файерволом.
В результате ошибки с серверов «Аэрофлота» можно было скачать системные файлы, написанные на языке Python и обеспечивающие работу интернет-ресурса перевозчика. Среди прочего любой желающий без авторизации мог скачать код, определяющий логику обработки подарочных сертификатов и генерации бонусов.
The Register отмечает, что любой человек, сделав запросы в реестр, мог получить доступ к образам Docker для всего официального сайта «Аэрофлота». Репозиторий содержит исходные коды и файлы конфигурации для веб-приложения, и, хотя там нет пользовательских данных, утечка может обернуться для компании большими проблемами.
По словам источника издания, исходные коды могли лежать в открытом доступе несколько лет, и кто-то раньше мог скачать их себе и использовать для кибератак на авиакомпанию. Инцидент показывает, что даже крупные корпорации могут допустить ошибку в защите своих веб-систем и инструментов, подчеркнул собеседник.[18]
В «Аэрофлоте» заявили TAdviser, что это неработающая система, и авиакомпания уже много лет ее не использует. В системе нет ни актуальных данных клиентов программы «Аэрофлот Бонус», ни документов, которые бы использовались авиакомпанией, добавили в «Аэрофлоте».
2017
Профиль клиента по соцсетям и выявление потенциально опасных пассажиров
Цифровые технологии могут не только повысить качество и расширить спектр бортовых услуг авиакомпаний, но и помочь им выявлять потенциально опасных пассажиров. Об этом в своем выступлении на Международном форуме SkyService 2017 рассказал в апреле заместитель директора Департамента маркетинга ПАО «Аэрофлот» Антон Мягков.
На основании анализа информации в социальных сетях, активности тех или иных пользователей авиакомпании могут составить портрет клиента и предупредить службы безопасности о возможности совершения им противоправных действий. Это особенно актуально во время проведения массовых мероприятий, таких как чемпионат мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году.
В своем выступлении на Международном форуме SkyService 2017 Антон Мягков остановился на том, как использование больших объемов информации (big data) дает возможность «Аэрофлоту» персонализировать подход к клиенту, сделать ему предложение, которое наилучшим образом соответствует его интересам.
Клиенты авиакомпаний становятся все более требовательными, отметил Антон Мягков. Крупнейшие авиакомпании активно инвестируют в персонализацию. Собирая огромное количество данных, которые генерируют клиенты, авиакомпания может повысить адресность коммуникаций и повысить доходы.
Автоматизированная система создает уникальный профиль клиента, состоящий из 220 ежедневно обновляемых характеристик. Несколько этапов анализа данных позволяют выработать оптимальную рекомендацию клиенту, уточнить, обращает ли он внимание на маркетинговые кампании, чувствителен ли он к цене, куда он собирается лететь.
Анализ и изучение информации, аналитика соцсетей, кастомизация мобильного приложения направлены на удержание высокодоходных клиентов, увеличение продаж авиабилетов и дополнительных услуг, способны привлекать новых высокодоходных клиентов.
Как подчеркнул Антон Мягков, персонализированный подход к клиенту позволяет в 6,5 раза поднять доход от рекламных инвестиций.
2016
Цифровая стратегия "Аэрофлот"
Использованы данные презентации Л. Душатин "Внутренний аудит в цифровой компании (практика ПАО Аэрофлот)"
Госкомпании против российского ПО. В рядах сопротивления «Аэрофлот» и другие
Ряд госкомпаний воспротивился изданной вопреки действующему законодательству директиве Правительства ориентироваться в своей закупочной деятельности на Реестр отечественного ПО[19].
2013
Новая ИТ-стратегия
«Аэрофлот» разработал стратегию развития дочерних компаний сроком на пять лет, частью которой стала и стратегия группы в области ИТ, рассказал TAdviser 20 марта 2013 г. заместитель гендиректора авиакомпании по информационным технологиям Кирилл Богданов. Он напомнил, что в 2012 г. «Аэрофлот» консолидировал ряд авиаперевозчиков: «Авиакомпания Россия», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии», «Владивостокавиа» и «Сахалинские авиатрассы». 90% ИТ-проектов в соответствии со стратегией запланировано именно в них, говорит Богданов.
В компании рассказывают, что одним из ключевых пунктов новой стратегии является создание единой ИТ-платформы на базе решений SAP - давнего партнера «Аэрофлота» - во всех ее дочерних предприятиях, филиалах и подразделениях. Единая ИТ-платформа помогает ускорить процесс интеграции компаний в группу и сделать его максимально эффективным, полагает замгендиректора «Аэрофлота».
ИТ-стратегия группы «Аэрофлот» также включает создание единой платформы регистрации по всей сети маршрутов и единой платформы бронирования и продажи билетов в дочерних авиакомпаниях только под брендом «Аэрофлота» на базе решения Sabre. Кирилл Богданов говорит, что 2012 г. «Аэрофлот» специально под эти цели подписал пятилетнее соглашение о поставке решений с данной компанией. Сейчас системы продаж и бронирования билетов в «дочках» «Аэрофлота» базируются на продуктах совершенно разных вендоров, говорит Богданов.
Помимо этого ИТ-стратегия «Аэрофлота» предполагает создание единой платформы в части обслуживания воздушных судов, рассказывает замгендиректора авиакомпании. По его словам, она будет включать базу данных, в которой будут храниться технические паспорта и вся история эксплуатации и обслуживания каждого в отдельности воздушного судна Аэрофлота. Эта платформа, к примеру, позволит осуществлять планирование закупок запасных частей с учетом срока их службы, поломок и т.д.
«В феврале мы подвели итоги тендера на закупку базового решения для этой платформы. им станет решение швейцарского разработчика ПО для авиационной отрасли Amos. Помимо него в тендере также участвовала SAP, Lufthansa Systems и одна канадская компания», - пояснил TAdviser Кирилл Богланов.
ИТ-стратегия группы включает также создание единого ЦОД в Москве, где будут базироваться ИТ-системы консолидированных дочерних компаний. У «Аэрофлота» есть ЦОД в Шереметьево общей площадью 262 кв.м, в котором насчитывается 331 физический и 166 виртуальных серверов. По словам Богданова, на этой площадке планируется оптимизировать процесс теплообмена и за счет этого увеличить число физических серверов до 445 штук на той же площади.
Летом 2013 г. «Аэрофлот» также планирует запустить в эксплуатацию резервный ЦОД в Москве, расположенный на расстоянии примерно 10 км от основного.
Объем своего ИТ-бюджета на пятилетний период и 2013 г. в частности в абсолютных показателях в «Аэрофлоте» не раскрывают, отмечая лишь, что он вырос примерно на 15% по отношению к 2012 г. Кирилл Богданов отмечает, что это увеличение связано, в первую очередь, с ИТ-проектами в дочерних компаниях.
Более подробно о ключевых ИТ-проектах за 2012 г. и планах «Аэрофлота» по информатизации - в интервью Кирилла Богданова, опубликованном 26 марта 2013 г.
ИТ-проекты года
В проекте годового отчета за 2013 г. «Аэрофлот» рассказал о наиболее важных ИТ-проектах, реализованных в компании.
Центр обработки данных
В 2013 году «Аэрофлот» в сотрудничестве с компаниями HP и «Техносерв» завершил проект по созданию резервного ЦОДа. Модульный центр создан с целью обеспечения надежного резервирования всех информационных сервисов компании с учетом увеличения объемов авиаперевозок и внедрения новых высококритичных ИТ-сервисов.
Единое платежное решение
В 2013 году у «Аэрофлота» продолжился рост количества билетов, оплаченных через веб-сайт компании и платежных агентов с помощью единого платежного решения. С его помощью в 2013 г. было оплачено билетов на сумму более 44,2 млрд руб.
В рамках единого платежного решения был создан шлюз по оплате авиабилетов на сайте и в мобильных приложениях, покупке страховок и списанию бонусных миль участника программы часто летающих пассажиров «Аэрофлот Бонус».
Система учета доходов Sirax
В начале 2013 г. «Аэрофлот» начал промышленную эксплуатацию системы учета доходов Sirax. В проекте годового отчета компании за 2013 г. отмечается, что при этом было внедрено не только ИТ-решение, но и «лучшие мировые практики» в области учета доходов.
Внедрение системы позволило существенно повысить качество и оперативность обработки информации о продажах, автоматизировать процесс выставления претензий по выявленным ошибкам агентов, повысить прозрачность начислений доходов, говорят в компании.
Оптимизация процессов
Внедрение единой автоматизированной системы поддержания летной годности и управления техническим обслуживанием и ремонтом позволит оптимизировать заказ запасных частей для всех авиакомпаний, входящих в группу «Аэрофлот».
В компании также была разработана концепция внедрения автоматизированной информационно-аналитической системы управления авиационной безопасностью. Планируется, что в дальнейшем она будет внедрена на всех предприятиях группы.
Интернет на борту воздушных судов
«Аэрофлот» стал первой российской авиакомпанией, предоставившей возможность пользоваться мобильной связью и интернетом во время полета. В 2013 г. в рамках развития сервиса «Интернет на борту воздушных судов» парк судов, оснащенных оборудованием, позволяющим предоставлять доступ к интернету на борту, составил 15 авиалайнеров Airbus A330 и четыре Boeing 777.
Стоит отметить, что проект по оснащению воздушных судов доступом в интернет шел с запозданием: так в январе 2013 г. «Аэрофлот» сообщал о планах к концу года сделать эту услугу доступной в 26 своих самолетах.
«Аэрофлот — Инфоцентр»
Компания реализовала проект по разработке и внедрению программно-аппаратного комплекса для автоматической обработки вызовов «Аэрофлот — Инфоцентр». Он позволяет решить задачу оперативной информации в случае модификации рейса: система начинает в автоматическом режиме связываться с пассажирами по телефону, совершая до шести попыток. Это позволяет заблаговременно информировать клиентов даже о часовой задержке рейса. В «Аэрофлоте» отмечают, что такая точность оповещения является уникальной в авиатранспортной отрасли.
Программа инновационного развития
В 2013 г. программа инновационного развития «Аэрофлота» была актуализирована и распространена на все авиационные активы группы. Сегодня она включает основные направления и мероприятия инновационной деятельности головной компании «Аэрофлота» и его дочерних компаний: «Донавиа», «Авиакомпания Россия», «Авиакомпания «Аврора», «Оренбургские авиалинии». Программа устанавливает основные показатели эффективности инновационной деятельности в средне- и долгосрочной перспективе в период с 2011 по 2020 год.
В рамках инновационной деятельности компания ведет собственные исследования и разработки в сотрудничестве с российскими высшими учебными заведениями и научными организациями в соответствии с требованиями правительства РФ к компаниям с госучастием создавать спрос на продукцию российского сектора генерации знаний.
2010
Сбой платежной системы
26 июля 2010 г. «Аэрофлот» сообщил о восстановлении сервиса покупки авиабилетов через интернет. Эта услуга стала недоступна 16 июля, когда началась DDoS-атака на платежную систему Assist, услугами эквайринга которой пользуется партнер «Аэрофлота» по данному сервису – банк «ВТБ24». В заявлении «Аэрофлота» указывается, что компания считает недопустимо долгим недельный срок устранения последствий атаки и приняла решение о смене эквайера. Теперь его функции будет выполнять «Альфа-банк».
Как пояснил CNews источник в одной из интернет-компаний, при выборе эквайера «Аэрофлот» не хотел проводить тендера и отдал предпочтение государственному банку. «Однако ВТБ24 самостоятельно не осуществляет услуг по интернет-эквайрингу, для этого банк через свой процессинговый центр «Мультикарта» привлекает систему «Ассист», - говорит источник. - При этом у «Аэрофлота» с «Ассистом» договора нет».
По данным одного из конкурентов Assist, объем продажи авиабилетов «Аэрофлота» через интернет на момент сбоя составлял $1 млн. в день. При этом комиссия эквайера составляла 0,3-0,5%, т.е. платежной системе сотрудничество с этим клиентом ежедневно приносило $30 – 50 тыс. Согласно оценкам экспертов, «Аэрофлот» был одним из крупнейших клиентов Assist.
Гениректор конкурента «Ассист» - системы Chronopay – Павел Врублевский не согласен с претензиями «Аэрофлота» к ВТБ24. «После того, как в прошлом году уже производилась похожая Ddos-атака, на стороне эквайера были приняты максимально возможные меры защиты», - говорит он. К тому же, по его словам, «Аэрофлот» мог сам принять меры для предотвращения сбоя. «Атаке была подвергнута не сама система «Ассист», а лишь страница для ввода данных о кредитных картах, - уточняет Врублевский. - «Аэрофлот» мог бы организовать сбор этой информации на собственном сайте, переправляя данные «Ассисту» либо – в случае проблем на ее стороне – другой платежной системе. Однако «Аэрофлот» использует устаревший интерфейс к международной системе бронирования электронных билетов Sabre, из-за чего его клиенты должны вводить свои данные только на сайте эквайера».
- 2 сентября 2010 г. стало известно, что на сайте Арбитражного суда Москвы зарегистрирован иск, поданный «Аэрофлотом» к банку ВТБ24. Сумма исковых требований составляет 194 млн руб. Как пояснили информагентствам в «Аэрофлоте», речь идет о компенсации потерь, вызванных простоем сервиса покупки электронных билетов.
В ВТБ24 заявили CNews, что считают свои действия во время хакерской атаки корректными, напомнив, что для борьбы с атакой были привлечены специалисты «Лаборатории Касперского», Центра информационной безопасности ФСБ и «Транстелекома».
- * В июне 2011 г. по обвинению в организации DOS-атаки на онлайн-платежи "Аэрофлота" был арестован генеральный директор платежной системы Chronopay Павел Врублевский.
2009
Новый ИТ-директор и новый сайт
- 6 октября 2009 года Богданов Кирилл Игоревич назначен заместителем генерального директора по информационным технологиям компании "Аэрофлот". На этом посту он сменил Кирюшина Сергея Евгеньевича.
- Новый сайт авиакомпании появился в сети в конце 2009 г. По данным источника CNews [20], пожелавшего сохранить анонимность, бюджет проекта - 20 млн. руб. Официальную сумму затрат все участники работ называть отказались.
Как рассказал CNews один из исполнителей, принимавших участие в создании нового сайта «Аэрофлота», договор на его разработку авиакомпания заключила с петербургским системным интегратором Ramax International (ОАО «Рамакс Интернейшнл»). В 2004-2007 гг. исполнительным директором этой компании был Кирилл Богданов, в момент запуска сайта - заместитель генерального директора «Аэрофлота» по информационным технологиям.
По словам источника CNews, Ramax не выдержала сроки выполнения проекта, и он был передан на доработку веб-студии 7Tag, что подтвердил CNews генеральный директор этой компании Дмитрий Киреев. Он рассказал, что 7Tag делала часть дизайна, а также интегрировала систему онлайн-бронирования «Аэрофлота» Sabre с новыми шаблонами страниц. Интересно, что собственного сайта у 7Tag пока нет: есть только главная страница с логотипом, кратким описанием деятельности компании и мобильным телефоном руководителя.
Дополнительная информация, подтверждающая связь ИТ-директора «Аэрофлота» с компаниями подрядчиками по созданию сайта содержится в реестре юридических лиц. По данным ЕГРЮЛ, гендиректором Ramax International является Алешкин Дмитрий Вадимович. В этой же базе есть данные о том, что ИТ-директор авиакомпании Кирилл Богданов является учредителем пяти других фирм, базирующихся в Санкт-Петербурге: «Полларс Альфа», «Полларс Бета» и «Полларс Гамма», а также «Нева-линк» и «Интари-групп». Сотрудником «Полларс Альфа» на сайте Ассоциации выпускников МГИМО указан сын генерального директора Ramax Андрей Алешкин.
Кирилл Богданов отказался отвечать по телефону на вопросы CNews о разработке сайта «Аэрофлота». Также не смогла ответить на них пресс-служба авиакомпании. Во время ожидания CNews комментариев со стороны «Аэрофлота» было замечено, что с сайтов подрядчиков удаляется любая информация о проекте по разработке нового портала.
Так, об участии в разработке нового сайта «Аэрофлота» заявляла еще одна веб-студия - «Карин» (ООО «Творческая мастерская «Карин»), где Дмитрий Киреев является региональным менеджером по Воронежу и Липецку. В сообщении на сайте веб-студии «Карин» утверждалось, что специалисты компании «совместно с «Рамакс Интернейшнл» осуществляли в сжатые сроки все основные структурные изменения и перенос содержимого с устаревшего сайта компании на новый». Правда, через 2 дня после разговора корреспондента CNews с Киреевым это сообщение исчезло с сайта компании, но сохранилось в кэше «Яндекса».
Региональный менеджер «Карин» по Москве и Санкт-Петербургу Вадим Назаретян рассказал CNews, что еще не все работы над сайтом завершены. Также он заявил, что одновременно является руководителем проектов в Ramax International. Страница с контактами веб-студии «Карин» также была оперативно изменена, с нее (но не из кэша поисковых систем) исчезло имя и телефон Назаретяна.
Его версия создания сайта «Аэрофлота» отличается от той, что озвучил Дмитрий Киреев. По словам Назаретяна, разработкой сайта занималась и занимается только компания Ramax International, а все остальные компании, включая «Карин», привлекались к проекту лишь на уровне консалтинговых услуг. Назаретян также заявил, что сообщения о совместной работе с Ramax International на сайте «Карина» вообще не было, и посоветовал корреспонденту CNews не пытаться достать информацию на эту тему. «Когда работы будут закончены, руководство «Аэрофлота» само об этом расскажет, если посчитает нужным», заключил Назаретян.
ИТ-паспорт проектов в Аэрофлоте
Примечания
- ↑ Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО «Аэрофлот» Сергеем Александровским
- ↑ «Аэрофлот» потратит 95% IT-бюджета на отечественные решения
- ↑ "Аэрофлот" в 2025 году импортозаместит системы развлечения на всех самолетах
- ↑ "Аэрофлот" подключил к беспроводной системе развлечений на российском ПО десятки Airbus A320
- ↑ [ https://importfree.cnews.ru/news/top/2023-04-28_aeroflot_otkazyvaetsya «Аэрофлот» отказывается от SAP в пользу «1С»]
- ↑ Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО «Аэрофлот» Сергеем Александровским
- ↑ Переход на российское ПО обойдется «Аэрофлоту» в 10 млрд рублей
- ↑ «Аэрофлот» предупредил о приостановке онлайн-регистрации на рейсы
- ↑ Оказание консультационных услуг по разработке стратегии цифровой трансформации ПАО «Аэрофлот»
- ↑ Услуги по управлению проектами сопровождения и развития информационных систем и ИТ-решений ПАО «Аэрофлот»
- ↑ Лизинг программно-аппаратных комплексов (ПАК) производства IBM
- ↑ Лизинг программно-аппаратных комплексов (ПАК) производства Hewlett Packard Enterprise (HPE)
- ↑ «Аэрофлот» предупредил о задержках рейсов из-за сбоя у поставщика IT-услуг
- ↑ Информация для пассажиров, Аэрофлот
- ↑ Исполнитель DDoS-атаки на «Аэрофлот»: это была месть одному из руководителей ФСБ
- ↑ «Аэрофлот» заморозит ИТ-проекты из-за дорогого керосина и дешевого рубля
- ↑ "Аэрофлот": американская система бронирования авиабилетов готова перенести сервера в РФ
- ↑ Pain spotting: Russia's Aeroflot Docker server lands internal source code, config files on public internet
- ↑ CNews: Госкомпании против российского ПО. В рядах сопротивления «Аэрофлот» и другие
- ↑ Портал «Аэрофлота»: ИТ-директора подвели бывшие подчиненные