Информационные технологии в АвтоВАЗ
Статья посвящена созданию и развитию информационных систем в автопроизводителе «АвтоВАЗ»
Содержание |
2025: «АвтоВАЗ» запустил новый цех для сварки кузовов — в нем установлены 112 промышленных роботов
Компания «АвтоВАЗ» начала работу нового автоматизированного цеха сварки кузовов Lada Iskra, оборудованного 112 промышленными роботами. Производственная мощность участка составляет 30 кузовов в час. Об этом «АвтоВАЗ» объявил в апреле 2025 года.
Как сообщает пресс-служба компании, в новом сварочном комплексе завершены основные пусконаладочные работы. Общая площадь участка превышает 40 тыс. кв. м. Производственная линия включает 17 автоматизированных комплексов, оснащённых современными роботизированными системами. На участке формируется более 4800 сварочных соединений на один кузов, что обеспечивает высокую прочность конструкции.
Как сообщает «АвтоВАЗ», к работе в новом цехе привлечены более 700 человек — это рабочие и инженерно-технический персонал. Промышленные роботы выполняют операции точечной сварки, зафланцовки и перекладки элементов кузова. В зависимости от задач используется техника с разной грузоподъёмностью — от 125 до 350 кг.
По данным производителя, кузова Lada Iskra спроектированы в трёх модификациях: седан, универсал и универсал Cross. Их конструкция выполнена из сталей повышенной прочности и оцинкованных материалов, что обеспечивает высокую жёсткость на кручение и устойчивость к коррозии. Автоматизация технологических процессов позволила повысить стабильность сборки и точность соединений.
Как сообщает пресс-служба предприятия, в целом на заводе «АвтоВАЗа» задействовано свыше 1300 роботов. Это крупнейший показатель среди всех автозаводов России. Роботизированные комплексы задействованы на участках сварки и окраски, в прессовом производстве, на линиях сборки силовых агрегатов и в общем производственном потоке. Уровень автоматизации на линии сварки кузовов Lada Granta превышает 85%.[1]
2024: Как «АвтоВАЗ» внедряет роботов для производства авто
В августе 2024 года стало известно о том, что «АвтоВАЗ» активно внедряет роботов на своих производственных линиях для повышения эффективности и стабильности сборки автомобилей.
Как пишет «Российская газета», внедрение роботов на «АвтоВАЗе» идет поэтапно, начиная с задач, которые требуют высокой точности и стабильности. Одним из таких применений является использование четырёхшпиндельного гайковёрта, который одновременно закручивает четыре гайки для крепления колёсного диска к ступице.
Роботы также используются для вклейки лобового стекла на моделях Lada Vesta. Данная операция автоматизирована уже давно и является важной частью производственного процесса. Благодаря роботизированной системе стабильно контролируется ширина и толщина клеевого валика, что гарантирует долговечность и герметичность соединения, а также аккуратность внешнего вида.Кейс «Авито»: как прошла миграция баз данных 1С с Microsoft SQL Server на Postgres Pro Enterprise
В период с 29 июля по 18 августа 2024 года на заводе прошел корпоративный отпуск, во время которого «АвтоВАЗ» реализовал свыше 10 тыс. задач, связанных с модернизацией и ремонтом производственных мощностей. На эти работы было выделено около ₽600 млн, что свидетельствует о серьезных инвестициях компании в будущее производства.
История использования роботов на «АвтоВАЗе» началась еще в 1978 году, когда на предприятии появились первые роботы «Джулия» для точечной сварки при производстве автомобиля «Нива». С тех пор роботизация на заводе значительно развилась. В середине 1990-х годов на «АвтоВАЗе» использовались японские роботы «Кавасаки» для сварки кузовов моделей ВАЗ-2105, -2106 и -2107. К 1993 году на производственных линиях завода уже работали 230 роботов отечественного производства с манипуляторами, использующимися для различных операций, включая сварку и нанесение клея.
В 2024 году на производстве автомобилей семейства «Калина» и других моделей задействовано более 320 современных роботов, которые выполняют широкий спектр задач, от сварки и перегрузки деталей до приклейки потолков на конвейере. Роботы заменили людей в наиболее сложных и трудоемких процессах, что не только повышает производительность труда, но и снижает риск ошибок, связанных с человеческим фактором.[2]
2023
«АвтоВАЗ» инвестирует 1,4 млрд рублей в создание инженерной школы в Тольятти
«АвтоВАЗ» и Тольяттинский государственный университет (ТГУ) создают передовую инженерную школу гибридных технологий (ПИШ) «ГибридТех». Об этом пресс-служба вуза сообщила 11 декабря 2023 года. Подробнее здесь.
«АвтоВАЗ» перешёл на старые ИТ-системы после отделения от Renault
«АвтоВАЗ», крупнейшая российская автомобилестроительная компания, выпускающая легковые и легкие коммерческие автомобили под маркой Lada, в 2023 году получила грант РФРИТ объёмом 496 млн рублей под особо значимый проект – внедрение отечественной системы конструкторско-технологической подготовки производства с сохранением накопленных лучших практик. А общая стоимость этого проекта составляет 1,034 млрд рублей. Директор дирекции по информационным системам «АвтоВАЗ» Алексей Горбунов на демодне индустриального центра компетенций (ИЦК) «Автомобилестроение» в сентябре рассказал, как продвигается реализация этой инициативы, а также о том, как прошло отделение на уровне ИТ от предыдущего владельца компании.
В рамках особо значимого проекта замещается программное обеспечение Dassault Systèmes. В качестве продукта на замену ему был выбран T-Flex PLM от российского разработчика «Топ Системы». Старт реализации был дан в июне 2023 года, а завершить её планируется до ноября 2025 года.
По состоянию на сентябрь была выполнена необходимая организационная и документальная подготовка, проведено обследование процессов предприятия под задачи проекта и подготовили первый пакет отчётных документов по этому этапу. И для проверки концептуальных решений развернули локальную инфраструктуру – несколько систем с уже имеющейся функциональностью для отработки тех или иных концептуальных решений и системы T-Flex PLM.
Достигнутые по итогам проекта результаты «АвтоВАЗ» планирует использовать не только на своей центральной площадке, но и на своих дочерних предприятиях.
До недавнего времени «АвтоВАЗ» входил в глобальный альянс компаний, и его задачей в рамках того периода был переход на корпоративные стандарты альянса. В итоге в «АвтоВАЗ» использовались более 200 систем зарубежного производства, но в прошлом году компания оказалась в сложной ситуации.
В мае 2022 года французский концерн Renault за один рубль передал свою долю в «АвтоВАЗ», 67,61%, Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) с опционом на шесть лет. Теперь Волжский автозавод полностью контролирует государство.
В апреле 2022 года в «АвтоВАЗ» стартовала программа по адаптации, цель которой – обеспечить непрерывность бизнес-процессов компании. При этом требовалось прекратить использовать информационные системы и сервисы зарубежного производства и перейти на российские. В мае компания приступила к реализации этой программы. Сроки изначально были рассчитаны на 2,5 года, но в ноябре 2022 года бывший акционер известил «АвтоВАЗ» о том, что возможно внезапное и неконтролируемое с их стороны прекращение сервисов.
В связи с этим в «АвтоВАЗ» были вынуждены перестроить работу команды и кардинально ускорить работы. В январе 2023 года в компании ожидали негативного события, но оно не произошло. Однако автопроизводитель уже успел перенести все корпоративные и пользовательские данные из зарубежных сервисов на территорию РФ. А в мае 2023 года прошли важную веху – осуществили физический выход из всех зарубежных систем и сервисов.
![]() | В полном объёме мы перенесли данные на территорию нашей страны, ничего не потеряли. В определённой степени нам помогло то, что исторически «АвтоВАЗ» для себя все разработки делал самостоятельно, и мы по сути перешли на все старые разработки. Но проблема в том, что они старые, - отметил директор дирекции по информационным системам «АвтоВАЗ». | ![]() |
По состоянию на сентябрь 2023 года «АвтоВАЗ» находится в фазе стабилизации работы этих систем. А следующий этап – переход от стабилизации к развитию, определению целевого ландшафта и развертыванию проектов по его реализации. Один из рисков – не по всем направлениям в области сложного инженерного ПО есть российские аналоги, и требуется время для того, чтобы его разработать, апробировать и внедрить, поделился Алексей Горбунов.
По состоянию на сентябрь 2023 года в ИТ-ландшафте «АвтоВАЗ» более 300 систем, далеко не все из них построены на самом современном стеке и требуют обновления. Для отдельных классов систем уже подобрали целевую замену, но по многим ещё предстоит сделать выбор.