Интервью TAdviser: Как создавалась информационная система для поощрения детей путевками в «Артек»
С 2017 года поощрение детей путевками в международный центр «Артек» осуществляется исключительно с применением автоматизированной информационной системы «Путевка». Первый заместитель директора ФГБОУ МДЦ «Артек» Игорь Зобов и исполнительный директор НПЦ «БизнесАвтоматика» Роман Дзвинко в интервью TAdviser рассказали о проекте создания этого решения и планах его дальнейшего развития.
Насколько развита в плане автоматизации деятельность МДЦ «Артек»? Какие информационные системы используются руководством лагеря?
Игорь Зобов: Помимо основных систем, используемых в деятельности госучреждений в сфере финансов и госзакупок, в «Артеке» имеются такие ИС, как: АИС «Путевка», соцсеть «Артек+», система электронной подачи заявок HelpDesk, системы автоматизации школы, система автоматизации библиотек «Ирбис», системы документо-правовой консультации «Гарант» и «Консультант+», электронный журнал СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» (для постоянного контингента детей и для сменного контингента детей), система управления музейным комплексом «Суук-Су», система учёта перемещения автотранспорта.
Расскажите о предыстории внедрения в «Артеке» автоматизированной информационной системы «Путевка». Как раньше осуществлялись процедуры отбора детей в лагерь?
Игорь Зобов: В соответствии с п. 3 (Создание системы выявления талантливых и одаренных детей) Раздела III Программы развития ФГБОУ «МДЦ «Артек» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ №386 от 10.03.2015, обозначено, что отбор детей должен строиться на основании следующих принципов: поощрение достижений, успехов ребенка; прозрачность процедуры отбора; обеспечение представления всех социальных групп.
С целью решения поставленных задач, возникла необходимость проведения соответствующих работ. При оценке масштабов проекта для достижения объективности и достоверности возникла необходимость применения математического аппарата (модели) при проведении расчетов рейтинговой системы. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Разработка АИС «Путевка» проходила в 2 этапа:
1. Комплексное обследования инфраструктуры «Артека» и регламента получения путевок. По результатам обследования совместно с администрацией «Артека» была разработана рейтинговая система оценки заявок и апробирован бизнес-процесс подачи заявок. 2. На втором этапе при разработке были учтены выводы НИР и привлечены все заинтересованные стороны.
В начале 2016 года система была введена в опытную эксплуатацию, а с 2017 года поощрение детей путевками в «Артек» осуществляется исключительно с применением АИС «Путевка».
Какие цели были поставлены перед разработчиками системы?
Игорь Зобов: При разработке особое внимание было уделено:
- удобству работы пользователей в системе - упрощение выполнения основных сценариев, формирование современного дизайна;
- автоматизации и упрощению работы сотрудников «Артека» с заявками – удобный мастер распределения квот и возможность управления «основной» формулой для расчета рейтинга;
- учету особенностей операторов (партнеров и регионов) при процедуре отбора – возможность задавать «собственные» мероприятия, управлять коэффициентами;
- обеспечению информационной безопасности – разработка хранилища данных пользователей и их защита;
- разработке сервисов для интеграции с текущими и будущими системами «Артека».
С момента запуска АИС «Путевка» в эксплуатацию прошло два года. Расскажите о количественных показателях работы системы?
Игорь Зобов: На данный момент в системе:
- более 300 000 детей;
- более 60 000 родителей;
- загружено более 2 000 000 достижений;
- подано более 350 000 заявок;
- ежедневно регистрируются 200-250 пользователей.
Планируется ли развитие системы? Какие нововведения хотелось бы получить в будущем?
Игорь Зобов: Как я уже говорил, в ближайшее время мы хотим приступить к созданию мобильного приложения с целью повышения информированности о МДЦ «Артек» и проводимых мероприятиях, удобства регистрации и загрузки достижений, расширения площадки общения для детей, вожатых и сотрудников лагеря. Кроме того, это значительно повысит степень вовлеченности детей в образовательную среду посредством использования мобильных технологий.
Какие сложности возникали в ходе создания АИС «Путевка»? Как они были решены?
Роман Дзвинко: На момент старта разработки еще не существовало готовой единой системы, полностью удовлетворяющей требования заказчика. Наиболее обширным вариантом по имеющемуся функционалу были продукты, реализованные на иностранных платформах. Однако и эти платформы предлагали отдельные полнофункциональные системы для каждой функции, что снижало их общую эффективность, а также возможности по доработке и масштабированию.
Для реализации наиболее оптимального с точки зрения производительности и застрачиваемых ресурсов продукта было принято решение создать систему на базе многомодульной платформы «Визари», соответствующей требованиям ФСБ и ФСТЭК России.
Создание системы на основе модулей позволило ускорить процесс разработки и представить решение, отвечающее всем требованиям руководства детского центра.
При разработке использовались уже апробированные модули, способные автоматизировать базовые функции системы. Помимо модуля оценки и распределения путевок, предоставляющего инструменты анализа результатов автоматического распределения рейтинга и ранжирования претендентов на получение путёвки, в базовой версии системы встроена информационно-коммуникационная подсистема для быстрого взаимодействия сотрудников, а также потенциальных кандидатов и представительств центра.
В систему также включили модуль управления проектами и анализа контрагентов, который позволяет выбрать лучшего поставщика и организовать закупку, монтаж и наладку нового оборудования в классах с минимальным влиянием на учебный процесс. А для обеспечения безопасности образовательного процесса и проведения массовых мероприятий была включена подсистема мониторинга и контроля.
Насколько платформа «Визари» импортонезависима?
Роман Дзвинко: При создании платформы использовалось свободное ПО на базе операционной системы Astra Linuх, СУБД PostgreSQL, а также применялась технология ASP.NET Сore.
Каких результатов удалось добиться в результате внедрения?
Роман Дзвинко: Внедрение системы перевернуло сложившийся стереотип об «Артеке». Нужно отдать должное руководству лагеря, которое сделало и делает все возможное, чтобы детский центр стал доступен любому ребенку вне зависимости от его социальной принадлежности.
Возможно ли использование АИС «Путевка» для других проектов и заказчиков?
Роман Дзвинко: Сегодня мы активно сотрудничаем со всеми федеральными детскими центрами страны. Успешные практики внедрения в данной области, а также колоссальные компетенции компании позволяют разрабатывать и внедрять эффективные информационные системы с учетом особенностей каждого федерального центра.
В 2018 году в нескольких детских центрах страны были запущенны инновационные автоматизированные системы организации образовательного процесса и конкурсного отбора детей. Данные системы, разработанные специалистами нашей компании, значительно повысили доступность детей в федеральные детские центры, благодаря введённой рейтинговой системе, которая формируется из достижений ребенка и многокритериального рейтинга итоговой оценки конкурсных заданий.
С каждым годом мы стараемся расширять наши компетенции как в плане развития и усовершенствования систем, так и с целью разнообразить портфель интересными и полезными для общественности проектами. Ведется активная работа по комплексной информационной поддержке реализации концепции полной школы, включающая в себя планирование и анализ всех основных видов деятельностей лагерей, предоставляющих дополнительное образование, чтобы сделать обучение детей эффективным и интересным.