2019/03/13 15:52:58

Интервью TAdviser: Как создавалась информационная система для поощрения детей путевками в «Артек»

С 2017 года поощрение детей путевками в международный центр «Артек» осуществляется исключительно с применением автоматизированной информационной системы «Путевка». Первый заместитель директора ФГБОУ МДЦ «Артек» Игорь Зобов и исполнительный директор НПЦ «БизнесАвтоматика» Роман Дзвинко в интервью TAdviser рассказали о проекте создания этого решения и планах его дальнейшего развития.

Игорь
Зобов
Поощрение детей путевками в «Артек» осуществляется исключительно с применением АИС «Путевка»

Насколько развита в плане автоматизации деятельность МДЦ «Артек»? Какие информационные системы используются руководством лагеря?

Игорь Зобов: Помимо основных систем, используемых в деятельности госучреждений в сфере финансов и госзакупок, в «Артеке» имеются такие ИС, как: АИС «Путевка», соцсеть «Артек+», система электронной подачи заявок HelpDesk, системы автоматизации школы, система автоматизации библиотек «Ирбис», системы документо-правовой консультации «Гарант» и «Консультант+», электронный журнал СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» (для постоянного контингента детей и для сменного контингента детей), система управления музейным комплексом «Суук-Су», система учёта перемещения автотранспорта.

Расскажите о предыстории внедрения в «Артеке» автоматизированной информационной системы «Путевка». Как раньше осуществлялись процедуры отбора детей в лагерь?

Игорь Зобов: В соответствии с п. 3 (Создание системы выявления талантливых и одаренных детей) Раздела III Программы развития ФГБОУ «МДЦ «Артек» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ №386 от 10.03.2015, обозначено, что отбор детей должен строиться на основании следующих принципов: поощрение достижений, успехов ребенка; прозрачность процедуры отбора; обеспечение представления всех социальных групп.

С целью решения поставленных задач, возникла необходимость проведения соответствующих работ. При оценке масштабов проекта для достижения объективности и достоверности возникла необходимость применения математического аппарата (модели) при проведении расчетов рейтинговой системы. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга

Разработка АИС «Путевка» проходила в 2 этапа:

1. Комплексное обследования инфраструктуры «Артека» и регламента получения путевок. По результатам обследования совместно с администрацией «Артека» была разработана рейтинговая система оценки заявок и апробирован бизнес-процесс подачи заявок. 2. На втором этапе при разработке были учтены выводы НИР и привлечены все заинтересованные стороны.

В начале 2016 года система была введена в опытную эксплуатацию, а с 2017 года поощрение детей путевками в «Артек» осуществляется исключительно с применением АИС «Путевка».

Какие цели были поставлены перед разработчиками системы?

Игорь Зобов: При разработке особое внимание было уделено:

  • удобству работы пользователей в системе - упрощение выполнения основных сценариев, формирование современного дизайна;
  • автоматизации и упрощению работы сотрудников «Артека» с заявками – удобный мастер распределения квот и возможность управления «основной» формулой для расчета рейтинга;
  • учету особенностей операторов (партнеров и регионов) при процедуре отбора – возможность задавать «собственные» мероприятия, управлять коэффициентами;
  • обеспечению информационной безопасности – разработка хранилища данных пользователей и их защита;
  • разработке сервисов для интеграции с текущими и будущими системами «Артека».

С момента запуска АИС «Путевка» в эксплуатацию прошло два года. Расскажите о количественных показателях работы системы?

Игорь Зобов: На данный момент в системе:

  • более 300 000 детей;
  • более 60 000 родителей;
  • загружено более 2 000 000 достижений;
  • подано более 350 000 заявок;
  • ежедневно регистрируются 200-250 пользователей.

Планируется ли развитие системы? Какие нововведения хотелось бы получить в будущем?

Игорь Зобов: Как я уже говорил, в ближайшее время мы хотим приступить к созданию мобильного приложения с целью повышения информированности о МДЦ «Артек» и проводимых мероприятиях, удобства регистрации и загрузки достижений, расширения площадки общения для детей, вожатых и сотрудников лагеря. Кроме того, это значительно повысит степень вовлеченности детей в образовательную среду посредством использования мобильных технологий.

Какие сложности возникали в ходе создания АИС «Путевка»? Как они были решены?

Роман Дзвинко: На момент старта разработки еще не существовало готовой единой системы, полностью удовлетворяющей требования заказчика. Наиболее обширным вариантом по имеющемуся функционалу были продукты, реализованные на иностранных платформах. Однако и эти платформы предлагали отдельные полнофункциональные системы для каждой функции, что снижало их общую эффективность, а также возможности по доработке и масштабированию.

Для реализации наиболее оптимального с точки зрения производительности и застрачиваемых ресурсов продукта было принято решение создать систему на базе многомодульной платформы «Визари», соответствующей требованиям ФСБ и ФСТЭК России.

Создание системы на основе модулей позволило ускорить процесс разработки и представить решение, отвечающее всем требованиям руководства детского центра.

При разработке использовались уже апробированные модули, способные автоматизировать базовые функции системы. Помимо модуля оценки и распределения путевок, предоставляющего инструменты анализа результатов автоматического распределения рейтинга и ранжирования претендентов на получение путёвки, в базовой версии системы встроена информационно-коммуникационная подсистема для быстрого взаимодействия сотрудников, а также потенциальных кандидатов и представительств центра.

В систему также включили модуль управления проектами и анализа контрагентов, который позволяет выбрать лучшего поставщика и организовать закупку, монтаж и наладку нового оборудования в классах с минимальным влиянием на учебный процесс. А для обеспечения безопасности образовательного процесса и проведения массовых мероприятий была включена подсистема мониторинга и контроля.

Роман
Дзвинко
Внедрение системы «Путевка» перевернуло сложившийся стереотип об «Артеке»

Насколько платформа «Визари» импортонезависима?

Роман Дзвинко: При создании платформы использовалось свободное ПО на базе операционной системы Astra Linuх, СУБД PostgreSQL, а также применялась технология ASP.NET Сore.

Каких результатов удалось добиться в результате внедрения?

Роман Дзвинко: Внедрение системы перевернуло сложившийся стереотип об «Артеке». Нужно отдать должное руководству лагеря, которое сделало и делает все возможное, чтобы детский центр стал доступен любому ребенку вне зависимости от его социальной принадлежности.

Возможно ли использование АИС «Путевка» для других проектов и заказчиков?

Роман Дзвинко: Сегодня мы активно сотрудничаем со всеми федеральными детскими центрами страны. Успешные практики внедрения в данной области, а также колоссальные компетенции компании позволяют разрабатывать и внедрять эффективные информационные системы с учетом особенностей каждого федерального центра.

В 2018 году в нескольких детских центрах страны были запущенны инновационные автоматизированные системы организации образовательного процесса и конкурсного отбора детей. Данные системы, разработанные специалистами нашей компании, значительно повысили доступность детей в федеральные детские центры, благодаря введённой рейтинговой системе, которая формируется из достижений ребенка и многокритериального рейтинга итоговой оценки конкурсных заданий.

С каждым годом мы стараемся расширять наши компетенции как в плане развития и усовершенствования систем, так и с целью разнообразить портфель интересными и полезными для общественности проектами. Ведется активная работа по комплексной информационной поддержке реализации концепции полной школы, включающая в себя планирование и анализ всех основных видов деятельностей лагерей, предоставляющих дополнительное образование, чтобы сделать обучение детей эффективным и интересным.