2017/02/09 22:05:06

Интервью TAdviser с директором Департамента информационных технологий «Бритиш Американ Тобакко Россия» Дарьей Гришиной

Дарья Гришина, директор Департамента информационных технологий «Бритиш Американ Тобакко Россия», в интервью TAdviser рассказала об ИТ-стратегии компании, ключевых проектах и преимуществах аутсорсинга.

Дарья
Гришина
Обеспечить высокий уровень ИТ-сервиса оптимальным образом – приоритетная задача для «БАТ Россия»

Расскажите об ИТ-стратегии «БАТ Россия». Каковы ее ключевые направления и как она соотносится с глобальной ИТ-стратегией?

Дарья Гришина: Наша компания – часть группы British American Tobacco, и естественно, что российская ИТ-стратегия – это продолжение глобальной. Главный фокус стратегии - оптимизация бизнес-процессов и повышение их эффективности. Технологии развиваются очень быстро и предлагают много новых решений, которые были невозможны еще несколько лет назад. Мы смотрим на новые технологии, на мобильность наших пользователей, на решения, помогающие интегрировать бизнес группы в единое целое, и внедряем решения, которые делают компанию более эффективной.

Как выстроено взаимодействие между бизнесом и ИТ? Кто ставит задачи ИТ-блоку?

Дарья Гришина: ИТ-подразделение компании – равноценный партнер бизнеса, наши задачи естественным образом вписаны в бизнес-задачи компании. Обмен информацией идет в двух направлениях. С одной стороны, мы реагируем на запросы бизнеса, находим оптимальные ИТ-решения для разных задач, и с другой – сами ищем возможности для оптимизации процессов и проактивно предлагаем технологии, которые могут улучшить работу. Взаимодействие происходит на всех уровнях – от рядовых бизнес-аналитиков до высшего руководства.

Взаимодействие бизнеса и ИТ каким-то образом формализовано?

Дарья Гришина: Взаимодействие ИТ и бизнеса имеет две составляющих: это живой постоянный контакт в процессе выполнения операционных задач и более структурированная, формализованная проектная работа, в рамках которой составляются планы, проводятся регулярные встречи, обсуждения.

Какие планы у ИТ-департамента на этот год? Какие проекты вас ждут?

Дарья Гришина: Мы продолжим интеграцию ИТ-систем «БАТ Россия» с глобальными системами British American Tobacco. Одна из главных составляющих этого процесса – это внедрение SAP как единой информационной платформы для поддержки операционной деятельности компании по всему миру. Это обеспечивает единообразие бизнес-процессов - с учетом региональной специфики и законодательства, естественно. На этот год запланировано завершение проекта по внедрению еще одного продукта SAP - Success Factor - как единой глобальной платформы для HR.

В прошлом, 2016-м году, основные планы работы департамента были связаны с модернизацией инструментов, направленных на повышение эффективности ежедневной работы сотрудников. Мы провели обновление операционной системы – перешли на Windows 10, причем сделали это одними из первых в России в табачной отрасли. Обновление версии Windows и внедрение Office 365 открыли для нас новые возможности для повышения мобильности пользователей. Наступил правильный момент для того, чтобы, во-первых, начать использовать новые инструменты организации совместной работы, а во-вторых, продвигаться в сторону облачных технологий. Как мы видим, они приносят бизнесу реальную выгоду.

Каков общий ИТ-бюджет «Бритиш Американ Тобакко Россия» в 2016 году в процентах от выручки? Как он изменился по сравнению с 2015 годом? Будет ли меняться в 2017 году?

Дарья Гришина: Поскольку мы публичная международная компания, данные по ИТ-бюджету российского подразделения, как и любого другого регионального, мы раскрывать не можем. Мы регулярно сравниваем свои показатели с аналитикой Gartner по компаниям FMCG-сектора, и констатируем, что укладываемся в среднеотраслевые показатели.

С точки зрения оптимизации бюджета, мы работаем над тем, чтобы при помощи новых технологий перенаправить инвестиции компании от общих сервисов на другие направления и проекты - те, которые повышают эффективность бизнеса. Например, в 2016 году мы отказались от владения собственными принтерами и обслуживания их своими силами в пользу получения печати как сервиса на аутсорсинге. Это принесло компании большую экономию ИТ-бюджета, а сэкономленные средства будут направлены на новые направления, приносящие компании коммерческую выгоду. TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам 10.2 т

Что касается планов на 2017 год, то наша приоритетная задача – это предоставление того же уровня ИТ-сервиса наиболее оптимальным образом.

Что конкретно дал компании проект управления печати по схеме аутсорсинга?

Дарья Гришина: В первую очередь мы получили возможность гибкого масштабирования системы управления печатью. Теперь мы можем менять количество арендуемых принтеров в зависимости от наших текущих потребностей, причем - по доступной цене. Кроме того, сервис обеспечивает необходимый нам уровень безопасности с помощью аутентификации сотрудников – пользователи получают отправленные на печать документы только по пропуску.

Еще несколько лет назад рынок в России был не настолько развит – таких предложений или не было, или они были слишком дорогими.

Теперь мы рассматриваем возможность распространения опыта аутсорсинга и на другие сервисы. Подобный опыт уже был – например, в прошлом году в небольших городах России мы перешли от выделенных каналов связи на интернет-доступ, что обеспечило большую экономию средств без потери в качестве связи.

Кстати, а как вы оцениваете уровень зрелости российского рынка коммерческих дата-центров в этом контексте?

Дарья Гришина: Этот рынок стал намного более зрелым, чем несколько лет назад. Появились достойные предложения, с точки зрения оптимизации расходов на предоставляемые дата-центрами услуги.

Вы рассматриваете только российские площадки?

Дарья Гришина: Когда речь идет о приложениях, которые содержат персональные данные, то да, только российские. А в целом глобальная стратегия предусматривает переход на облачную платформу Microsoft Azure. Так что, «БАТ Россия» планирует одновременно использовать и российские, и зарубежные дата-центры.

Какие наиболее важные ИТ-проекты сейчас ведутся в вашей компании?

Дарья Гришина: Это уже упомянутые мной проекты по оптимизации дата-центров (Cloud Full Potential), модернизации сети, по дальнейшей интеграции бизнеса на базе SAP Success Factor, а также продвижение инструментов для повышения эффективности совместной работы - Windows 10, Office 365, конференцсвязь на базе Skype for Business. Кроме перечисленных проектов, мы также модернизируем процесс управления производством, в частности, расширяем систему контроля качества.

Расскажите чуть подробней о ходе миграции на Windows 10 и переходе на Office 365…

Дарья Гришина: В ходе проекта EPIC (Enhanced Productivity in Cloud) в 2016 году мы перевели около 3 000 пользователей на новую операционную систему и пакет офисных приложений. Причем для полевых сотрудников, а их у нас около 1 000, миграция на Windows 10 была реализована в течение одного дня. Принципиальное отличие этой миграции от предыдущих – концепция самообслуживания, самостоятельного обновления ОС пользователями. Мы впервые пробовали такой подход, и он полностью оправдал себя. Безусловно, мы предусмотрели ряд «подстраховочных» моментов - например, подготовили подробные инструкции и выделили в каждом отделе чемпионов изменений, которые перешли на новую систему первыми и могли помочь коллегам.

ИТ-специалисты совсем не привлекались?

Дарья Гришина: Небольшая команда ИТ-специалистов, состоявшая из сотрудников «БАТ Россия» и компании «Крок», все-таки была задействована – на случай возникновения проблем.

В какой стадии сейчас находится переход на облачные технологии?

Дарья Гришина: Облачные технологии – стратегический ориентир British American Tobacco. Первым был успешно реализован пилотный проект по переходу на Microsoft Azure в Южной Африке. Часть серверов размещаются в ЮАР для соответствия локальному законодательству.

Россия – второй локальный рынок, где всерьез ставится задача миграции с собственных серверов в облако. У нас большие ожидания от проекта с точки зрения оптимизации расходов, а также в плане масштабируемости и гибкости, что в перспективе упростит реализацию любых новых инициатив или проведения реорганизаций бизнеса. Сейчас мы находимся на предварительной стадии – обсуждаем с бизнес-подразделениями выбор коммерческого дата-центра. К счастью, уровень развития коммерческих ЦОД, телекоммуникационной инфраструктуры в России не хуже, чем в Западной Европе.

Насколько существенную экономическую выгоду вы рассчитываете получить, отказавшись от физических вычислительных ресурсов?

Дарья Гришина: Дать конкретную количественную оценку непросто. Давайте я проиллюстрирую возможную выгоду на примере уже реализованного проекта по переходу на Office 365 и Windows 10. Экономия на глобальном уровне составляет порядка 10 млн фунтов стерлингов ежегодно.

Весьма показательно. За счет чего?

Дарья Гришина: В первую очередь за счет стандартизации программного обеспечения и консолидации ИТ-обслуживания бизнес-пользователей.

Как вы относитесь к гибким методологиям разработки и внедрения ИТ-проектов, особенно модным в последнее время? Например, Agile и пр.

Дарья Гришина: Мы реализовывали несколько проектов по методологии Agile. В частности, мы использовали фабрику в Санкт-Петербурге как пилотную площадку для внедрения одной из систем автоматизации производства по методологии Agile. Мы пришли к выводу, что методологию необходимо приземлять на правильную почву. Иными словами, от итерационности релизов должна быть какая-то коммерческая выгода. Заметить ее на производстве не удалось в силу специфики и стабильности производственных процессов. Однако, например, в проекте с маркетинговой организацией, который делали коллеги из Австралии и Канады, запуск проекта в несколько стадий показал себя намного более эффективно. Поэтому к самой методологии мы относимся положительно, но для себя четко определяем эффективность применения в тех или иных проектах.

Насколько масштабно вы используете ИТ-аутсорсинг? В каких сферах?

Дарья Гришина: Структура ИТ-поддержки бизнеса и ИТ-сервисов сегодня кардинально другая, чем, например, 10 лет назад. На 95% эти сферы отданы на аутсорсинг. Например, внешняя служба ServiceDesk обеспечивает поддержку корпоративных ИТ-систем в московских офисах, на двух фабриках и в более чем 100 региональных отделениях по России. Собственные сотрудники «БАТ Россия» занимают преимущественно менеджерские или аналитические роли, они фокусируются на управлении поставщиками и качеством, а также на внедрении ИТ-инноваций для оптимизации сервисов.

Меняется ли подход к работе с ИТ-подрядчиками? Чего вы ожидаете от партнеров?

Дарья Гришина: Самое большое изменение, произошедшее за последние два года, – переход к аутсорсингу для реализации проектов. В 2016 году, например, порядка 30% проектных работ были выполнены через аутсорсинг. При реализации проекта по внедрению SAP лишь 30% команды внедрения составляли специалисты «БАТ Россия», остальные 70% - специалисты наших партнеров.

Я верю, что это правильное решение, поскольку это позволяет нам привлекать на конкретные проекты специалистов с уникальным опытом и компетенциями по узким специализациям, которые органичным образом развиваются внутри системных интеграторов и консалтинговых компаний.

От наших партнеров мы ожидаем более активного привнесения их компетенций и опыта работы с новыми технологиями при реализации наших проектов. Специалисты партнера должны уметь успешно вливаться в общую проектную команду и нести свою часть ответственности. На мой взгляд, главный показатель успешной работы подрядчика в проекте – это когда в ходе работы над проектом все работают как единая команда без разделения на сотрудников «БАТ Россия» или внешних специалистов. Например, в проекте EPIC специалисты «Крок» проявили себя именно так.

О том, как Дарья Гришина заработала первые деньги и получила первый управленческий опыт, какая музыка ей нравится и какие качества в людях раздражают, читайте в анкете ИТ-директора "БАТ Россия".

94