Интервью TAdviser: Михаил Иванов, Primo RPA - о том, как компания реагирует на изменения рынка
Тематика RPA в мире появилась в конце нулевых годов и стала активно развиваться начиная с 2015 года. В России активный рост интереса к практическому применению технологии прослеживается с 2018 года. На тот момент российских решений RPA, адекватных по функциональным возможностям иностранным платформам типа UiPath и Automation Anywhere, не существовало. По мере развития российского рынка, в том числе с учетом стратегии импортозамещения, появилась потребность в российских решениях, учитывающих особенности российского ландшафта ИТ-систем и решающих задачи роботизации эффективнее и дешевле. Развитие технологий и собственный 10-летний опыт автоматизации и роботизации бизнес-операций помогли компании «Рондем» разработать собственную платформу роботизации Primo RPA, помогающую повысить эффективность бизнес-процессов компаний. В интервью TAdviser Михаил Иванов, управляющий директор Primo RPA, рассказал о планах развития компании и о том, как платформа отвечает вызовам рынка.
Расскажите о том, что такое Primo RPA
Михаил Иванов: При создании платформы специалисты компании «Рондем» сосредоточились на нескольких ключевых направлениях работы:
- Удобство использования платформы в современном ИТ-ландшафте компаний с большим числом разнородных информационных систем.
- Учет интересов различных групп пользователей платформы. Primo RPA помогает решать задачу роботизации как специалистам без существенного опыта разработки, за счет использования режима No-code, так и разработчикам и центрам роботизации крупных компаний, предпочитающих интеграцию собственного кода для решения нетиповых сложных задач (режимы Low-code и Only-code).
- Модульная архитектура и поддержка миграции проектов из внешних систем роботизации, позволяющие заказчику «собирать» себе решение, максимально эффективное с точки зрения сочетания качества и цены.
Появление платформы в Едином реестре отечественного ПО в 2020 году подтвердило желание компании следовать тренду в области технологического суверенитета РФ.
Расскажите, пожалуйста, как развивался продукт?
Михаил Иванов: Команда разработки Primo RPA прекрасно понимала, что удобство и скорость роботизации зависят от наличия в платформе готовых компонентов для поддержки работы с типичными корпоративными информационными системами. Изначально большой акцент был сделан на полную поддержку российского ПО, коннекторы к «1С», «МойОфис».
Одной из целей было создание полнофункциональной замены зарубежным аналогам, таким как UiPath и BluePrism, и мы сумели добиться практически 100% паритета по функциональности. С 2019 года мы успешно участвовали в программах импортозамещения госучреждений, крупных российских производственных компаний, банков.
Как повлияли события в мире и в России на ваш подход?
Михаил Иванов: Изменения на рынке — это не только вызов, но и потрясающая возможность. Дешевая, быстрая и надежная автоматизация рутины актуальна как никогда. Более того, мы видим в роботах антиинфляционную меру помощи компаниям, чтобы успешно справиться с кризисом.
С начала весны мы видим огромный интерес к нашей платформе, не только в России, но и в странах СНГ. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Сейчас замечательный момент для того, чтобы определиться с тем, куда мы движемся дальше, нет больше необходимости в гонке за лидером, в функциональности «для галочки».
Как ваша компания планирует развитие в новой реальности?
Михаил Иванов: Увидев заинтересованность ключевых потребителей технологии RPA в совершенствовании продукта, мы поняли, что дальнейшее развитие требует серьезной проработки и взвешенного подхода, а не быстрого бега во все стороны. В сотрудничестве с нашими клиентами и партнерами хотим создать продукт принципиально нового качества - не соответствующий зарубежным аналогам, а превосходящий их.
Начали мы с переосмысления того, что нам удалось сделать к текущему моменту. Мы небезосновательно считаем, что у нас есть мощная платформа, которую мы хотим использовать как фундамент для развития, вкладываясь как в ее дальнейшее развитие, так и в построение вокруг нее экосистемы продуктов и услуг.
Первое важное направление совершенствования — фокус на построении масштабируемой платформы автоматизации полного цикла, от сбора идей для автоматизации до поддержки готовых роботов. Клиентам уже недостаточно того, чтобы роботы запускались, нужно, чтобы их было много, чтобы ими было удобно управлять, и чтобы они были полноценной частью ИТ-ландшафта компании. Уже на самых ранних этапах развития Primo RPA платформа включала в себя инструменты для автоматизации аналитики, интеграции с системой контроля версий. Сейчас поддержке работы специалистов центров роботизации и интеграции платформы в процессы разработки и управления релизами компаний-клиентов будет уделено еще больше внимания.
Второе направление — фокус на удобстве использования и доступности широкому кругу пользователей. Роботы должны разрабатываться легко и просто, нужно, чтобы каждый сотрудник компании-клиента мог автоматизировать свою работу самостоятельно. Мы проводим работу по UX-тестированию, чтобы пользователям было максимально удобно работать с нашим продуктом.
Третье направление — фокус на создании сообщества профессионалов, знакомых с технологией и платформой. Большее количество людей, знакомых с технологией и использующих ее, даст следующие основные плюсы. Во-первых, обеспечит рынок квалицированными кадрами и позволит новым заказчикам удобно и быстро находить ресурсы для своих задач. Во-вторых, обеспечит критическую массу передачи знаний и в итоге быстрое и качественное расширение ресурсного пула разработчиков. В-третьих, что наиболее важно, позволит нам, вендору, получать больше обратной связи по использованию платформы и, тем самым, улучшать ее в правильном направлении.
При формировании видения дальнейшего развития мы четко осознали, что для его реализации нам необходимо не только увеличивать инвестиции в разработку, но и усиливать нашу команду. Не секрет, что львиная доля рынка RPA в России и СНГ до первого квартала этого года принадлежала UiPath. Российский офис этой компании накопил огромную экспертизу в том, как можно и нужно внедрять роботов на нашем рынке. Понимая это, мы пригласили присоединиться к нашей команде Артема Виноградова и Илью Кочетова из UiPath.
Артем присоединился к Primo в качестве коммерческого директора. В компании Артем будет отвечать за все процессы, связанные с продажами и взаимодействием с клиентами. Он работает в сфере B2B-продаж в IT с 2011 года, до прихода в Primo 8 лет работал в российском представительстве IBM, некоторое время в одном из первых партнеров-интеграторов UiPath в РФ, а затем непосредственно в UiPath с лета 2018 года. Принимал активное участие в формировании рынка RPA и внедрении технологии в крупнейшие российские компании.
Илья присоединился к Primo в качестве директора по технологическому развитию. В нашей компании Илья возьмет на себя задачи по взаимодействию с нашим сообществом разработчиков и с командами роботизаторов. А также задачи по формированию нового видения дорожной карты Primo RPA. У Ильи хороший опыт в российских и международных компаниях. Илья начал заниматься разработкой ПО в 1998 году, как раз во время дефолта, так что ему не привыкать работать в непростых условиях. Заинтересовался RPA в 2017 году, запуская центр компетенции по Workfusion для крупного канадского ритейлера. С 2018 года перешел в российский UiPath в качестве директора по пресейлу, участвовал в локализации продукта для российского рынка, активно помогал развивать экспертизу в роботизации заказчикам в России и СНГ.
Со стратегией развития понятно. Как обстоят у Primo RPA сейчас?
Михаил Иванов: Несколько крупных заказчиков уже сделали выбор в пользу нашей платформы. Им, как и всем нашим клиентам, мы благодарны за доверие. Совместно с партнерами, которых у нас на сегодня уже более 30, помогли разработать в этом году уже более сотни роботов различного масштаба. А еще – перезапустили канал для общения с разработчиками Primo RPA в телеграм и продолжаем развивать наш форум.
Дальше – больше. Приглашаем всех читателей стать участниками развития нашей платформы, познакомившись с бесплатной версией Primo RPA или обратившись к нам или нашим партнерам для организации демо.